Дело № 3-10/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2015 г. г. Архангельск
Архангельский областной суд в составе:
судьи Лобановой Н.В.,
при секретаре Терентьевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Ж. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости,
установил:
Ж. 27 ноября 2014 г. обратился в суд с заявлением, в котором, с учетом уточнения заявленного требования, просил установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> руб.
В обоснование заявления указал, что является арендатором указанного земельного участка на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ., по условиям которых арендная плата определяется, исходя из кадастровой стоимости переданного в аренду участка в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Указанная величина кадастровой стоимости также подлежит применению при расчете выкупной цены земельного участка. Вместе с тем, определенная в соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности рыночная стоимость этого имущества составляет <данные изъяты> руб. Полагая, что установление кадастровой стоимости земельного участка в размере, превышающем рыночную, затрагивает его права как арендатора этого участка, также имеющего право на его выкуп, ссылаясь на статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», обратился в суд с рассматриваемым требованием.
Ж., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, просил о проведении судебного заседания в его отсутствие.
Представитель заявителя П. на удовлетворении уточненного требования настаивала.
Заинтересованное лицо ФГБУ «<данные изъяты>», извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило. В отзыве на заявление указано, что переданный в аренду заявителю земельный участок поставлен на кадастровый учет 1 августа 2014 г. Реализуя предоставленные учреждению полномочия по определению кадастровой стоимости при образовании нового земельного участка из состава ранее учтенного, ФГБУ «<данные изъяты>» расчетным путем с использованием значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2012 г. № 595-пп, определило величину кадастровой стоимости указанного объекта недвижимого имущества. Также полагала, что учреждение не должно отвечать по заявленному требованию, так как не является лицом, нарушающим или оспаривающим права либо законные интересы заявителя.
Заинтересованные лица министерство имущественных отношений <данные изъяты> и мэрия г. Архангельска направили в суд заявления с просьбами о проведении судебного заседания в отсутствие своих представителей, возражений относительно заявленного требования не высказали.
Выслушав объяснения представителя заявителя П., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в государственной собственности Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 15.12.2009 № 190-пп, размер арендной платы рассчитывается как произведение общей площади земельного участка, удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка и корректирующих коэффициентов (коэффициенты времени и инфляционных процессов).
Пункты 1 и 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Порядок определения цены таких земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствие со статьей 2 закона Архангельской области от 28.05.2008 № 514-27-ОЗ «О цене земельных участков, находящихся в государственной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений» при приобретении земельных участков, находящихся в государственной собственности Архангельской области, а также земельных участков на территории Архангельской области, государственная собственность на которые не разграничена, их цена определяется в процентах от величины кадастровой стоимости земельных участков.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 595-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области» утверждены определенные по состоянию на 5 июня 2012 г. результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области, включающие: результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Архангельской области; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Архангельской области и средний уровень кадастровой стоимости 1 квадратного метра земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Архангельской области.
Как следует из представленных материалов, 1 августа 2014 г. на кадастровый учет поставлен земельный участок из состава земель населенных пунктов общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.
Составленным филиалом ФГБУ «<данные изъяты>» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 1 августа 2014 г. № величина кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости определена в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. расчетным путем как произведение его площади и значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования кадастрового квартала <данные изъяты>, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 595-пп.
Сведения о кадастровой стоимости этого земельного участка, определенной в порядке, установленном пунктом 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222, внесены в государственный кадастр недвижимого имущества 1 августа 2014 г.
На основании соглашения о внесении изменений и дополнений в договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. №, заключенного ДД.ММ.ГГГГ. и зарегистрированного в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ., указанный выше земельный участок передан Ж. в аренду сроком <данные изъяты> для эксплуатации зданий и сооружений лесопильно-деревообрабатывающего производства.
Представленные суду материалы также свидетельствуют о том, что на данном земельном участке расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимого имущества: здания столярного цеха, склада, конторки, лесопильного цеха, а также административное здание и бытовое помещение.
В поданном в суд заявлении Ж, указывает на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости арендуемого земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок расчета арендной платы, а также выкупной цены земельных участков при наличии предусмотренного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации права на приобретение данного имущества в собственность, является нарушение его прав как арендатора этого земельного участка и собственника расположенных на нем объектов недвижимости.
Разрешая заявленное требование, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
С учетом приведенных положений статей 36, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 2 закона Архангельской области от 28.05.2008 № 514-27-ОЗ «О цене земельных участков, находящихся в государственной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений», пункта 4 Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в государственной собственности Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 15.12.2009 № 190-пп, заявитель, как арендатор земельного участка, обязанный уплачивать арендные платежи, для определения размера которых используется величина кадастровой стоимости земельного участка, а также как собственник расположенных на нем объектов недвижимости, имеющий право на приватизацию данного участка, вправе в установленном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости этого земельного участка.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
В силу части 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Названный федеральный закон прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости.
Вместе с тем, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена на произвольную дату.
Принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости объекта показателей и данных (ценообразующих факторов), существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, обращающийся с требованием о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с его рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости).
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих кадастровой оценке, в частности, вновь образуемых земельных участков, поскольку при определении кадастровой стоимости вновь образуемого земельного участка в рассматриваемом случае применяется среднее для муниципального района (городского округа, а при его отсутствии - субъекта Российской Федерации) значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующей категории, рассчитанное в соответствии с теми данными, которые использовались при проведении государственной кадастровой оценки земель до формирования нового земельного участка.
В связи с тем, что, как следует из постановления правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 595-пп, государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов на территории Архангельской области проведена по состоянию на 5 июня 2012 г., рыночная стоимость переданного в аренду заявителю земельного участка также подлежит определению на указанную дату.
При этом положения части 2 статьи 24.19 Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определяют лишь дату, начиная с которой определенная в предусмотренном этой нормой порядке величина кадастровой стоимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Оценивая обоснованность заявленных требований, суд исходит из следующего.
Согласно составленному ООО «<данные изъяты>» 24 ноября 2014 г. отчету № рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 5 июня 2012 г. составляет <данные изъяты> руб.
Соответствие представленного заявителем отчета об определении рыночной стоимости установленным Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» требованиям подтверждено положительным экспертным заключением некоммерческого партнерства «<данные изъяты>» от 14.01.2015 г. №. Составившее этот отчет лицо имеет необходимые образование и квалификацию, его ответственность застрахована в установленном порядке.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости земельного участка, собственником которого является заявитель, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено. Участники процесса также не высказали намерений о назначении и проведении по делу судебной экспертизы для установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для признания представленного заявителем отчета об оценке недостоверным доказательством.
Принимая во внимание, что действующее правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости, учитывая, что в отношении земельного участка, переданного в аренду заявителю, установлена его рыночная стоимость, величина которой существенно отличается от определенной в ходе кадастровой оценки кадастровой стоимости, чем затрагиваются права Ж. как арендатора земельного участка, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Исходя из положений части 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», принимая во внимание дату подачи Ж. в суд заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости (27 ноября 2014 г.) и указанную в кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 20 ноября 2014 г. дату внесения сведений об оспариваемой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (1 августа 2014 г.), сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда по данному гражданскому делу, подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 августа 2014 г.
В силу положений статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установление судом кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», влечет возникновение у органа кадастрового учета, в данном случае – ФГБУ «<данные изъяты>» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, обязанности внести соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости.
Принимая во внимание, что заявленное Ж. требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа при реализации им полномочий в сфере осуществления кадастрового учета, суд не усматривает оснований для распределения между участвующими в деле лицами судебных расходов в соответствии с положениями части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194-198, 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление Ж. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> руб.
Вступившее в законную силу решение суда по данному гражданскому делу является основанием для возникновения у федерального государственного бюджетного учреждения «<данные изъяты>» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу обязанности внести в государственный кадастр недвижимости установленную судом рыночную стоимость земельного участка в размере <данные изъяты> руб. в качестве кадастровой стоимости земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 21 января 2015 г.
Судья Н.В. Лобанова