ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-11 от 15.02.2011 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

                                                                                    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 3-11/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Уфа. 15 февраля 2011 года.

Верховный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего – судьи Касимовой З.Ш.,

при секретаре судебного заседания - Хуснутдиновой С. Б.,

с участием прокурора - Фахрутдиновой Р.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 15 февраля 2011 года гражданское дело по заявлениям Башкирского регионального отделения Политической партии «Патриоты России», гражданина ФИО1 к Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан о нарушении избирательного законодательства при формировании Территориальных избирательных комиссий Республики Башкортостан,

У С Т А Н О В И Л А :

Председатель Комитета Башкирского регионального отделения политической партии «Патриоты России» (далее - БРО ПП «Патриоты России») ФИО2 и гражданин ФИО1 обратились в Верховный суд Республики Башкортостан с заявлениями о нарушении избирательного законодательства при формировании Территориальных избирательных комиссий Республики Башкортостан (далее - ТИК).

В обоснование своих требований ФИО2 указывает, что 9 декабря 2010 года состоялось заседание ЦИК РБ, на котором были сформированы территориальные избирательные комиссии Республики Башкортостан. 20 октября 2010 года БРО ПП «Патриоты России» предложила в состав формируемых ТИК РБ кандидатур в состав 56 ТИК РБ. 09 декабря 2010 года ЦИК РБ на своем заседании не рассматривала заявления по 27 кандидатурам, представленным от БРО ПП «Патриоты России» для включения в состав формируемых ТИК РБ.

Заявитель считает, что при проведении заседания ЦИК РБ был грубо нарушен порядок рассмотрения предложений от субъектов права выдвижения.

В своём заявлении ФИО2 просит признать: нарушение процедуры формирования ТИК РБ на заседании ЦИК РБ от 9 декабря 2010 года; нарушения, выразившиеся в не рассмотрении на заседании ЦИК РБ предложений от БРО ПП «Патриоты России» по формированию 27 ТИК РБ; нарушения, выразившиеся в не рассмотрении на заседании ЦИК РБ предложений от ряда собраний по месту жительства и месту работы и не приглашение их представителей на заседание ЦИК РБ; нарушения, выразившиеся во включении в составы ТИК более одного представителя от одного субъекта права выдвижения; нарушения, выразившиеся во включении в составы ТИК от предыдущего состава ТИК лиц, не входящих в состав ТИК.

ФИО2 просит также суд обязать ЦИК РБ: включить в составы ТИК РБ оставшихся 27 кандидатур от БРО ПП «Патриоты России»; исключить из состава сформированных ТИК лиц, предложенных от одного субъекта выдвижения более одного представителя в один ТИК; исключить из состава сформированных ТИК лиц, предложенных ТИК предыдущего состава, но не входящих в состав ТИК; принести извинения представителю БРО ПП «Патриоты России» в ЦИК РБ ФИО2 за необоснованный отказ в ведении видеозаписи и предоставить протокольную видеозапись хода заседания.

Вступивший в судебный процесс в качестве второго заявителя гражданин ФИО1 поддержал заявление БРО ПП «Патриоты России», дополнил его требованиями о признании, что постановление ЦИК РБ от 14.10.2010 года № Ц-49/2-4 о количественном составе ТИК рассмотрено без субъектов избирательного права; что формирование ТИК РБ на заседании ЦИК РБ от 9 декабря 2010 года произведено без соблюдения правил документооборота (отсутствие полного протокола) и без активного участия членов ЦИК РБ.

ФИО1 просил обязать ЦИК РБ увеличить количественный состав ТИК РБ с учетом Кодекса Республики Башкортостан о выборах (до 10, 12 членов ТИК); обязать председателя ЦИК РБ, заместителя Председателя ЦИК РБ принести извинения ФИО1 за необоснованный отказ в получении копий документов.

В судебном заседании ФИО2 требования регионального отделения партии поддержал и суду пояснил следующее.

Согласно постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК РФ) при формировании ТИК должны быть рассмотрены все предложения, поступившие в сроки, установленные законом. Но на заседании ЦИК РБ при формировании ТИК до членов ЦИК РБ не была доведена информация обо всех поступивших предложениях.

По мнению заявителя, члены ЦИК РБ не могли знать, кто еще, кроме предложенного состава в проекте постановления, подготовленного Рабочей группой, претендует на вхождение в состав формируемых ими ТИК. На заседании ЦИК РБ не были рассмотрены также кандидатуры, предложенные от ряда собраний по месту работы и месту жительства. Не были приглашены на заседание и представители субъектов выдвижений.

ФИО2 считает, что Рабочая группа превысила свои полномочия и самостоятельно решила, кого включать, а кого нет в составы формируемых ТИК.

Кроме того, заявитель считает, что при формировании ТИК при равенстве прав субъектов права выдвижения должен был применяться принцип, исходящий от даты поступления документов в состав формируемого ТИК. В 2007 году Верховным судом Республики Башкортостан было рассмотрено его аналогичное заявление и установлено, что при формировании ТИК РБ в случае равенства прав субъектов права выдвижения было принято решение взять за основу дату поступления в ЦИК РБ предложений в состав ТИК. Законность и обоснованность такого подхода была подтверждена решением Верховного суда Республики Башкортостан и определением Верховного суда Российской Федерации, которое оставило в силе это решение Верховного суда РБ.

В данном случае, ЦИК РБ при формировании ТИК РБ не применила принцип, исходя из которого, при формировании ТИК преимущественное право отдается кандидатурам, имеющим высшее юридическое образование, опыт работы в избирательных комиссиях. Три кандидатуры от БРО ПП «Патриоты России», имеющие высшее юридическое образование, а также кандидатуры, имеющие большой опыт работы в избирательных комиссиях, в составы ТИК включены не были.

Нарушение избирательного законодательства ЦИК РБ ФИО2 усматривает так же в следующем.

Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (далее – ФЗ № 67), политические партии, как субъекты права выдвижения своих представителей в составы избирательных комиссий имеют право предлагать только одного представителя в состав одной избирательной комиссии. Исходя из принципа равенства прав, это должно распространяться и на другие субъекты права выдвижения. Кроме того, заявитель считает нарушением принятия решения ЦИК РБ об увеличении количественного состава некоторых ТИК РБ. Согласно принятому постановлению 9 декабря 2010 года это решение должно было быть опубликовано в СМИ.

БРО ПП «Патриоты России» было принято решение об отзыве ряда кандидатур в составы ТИК от ПП «Патриоты России», однако ЦИК РБ указанный отзыв проигнорирован.

ФИО2 также считает, что ЦИК РБ нарушила его права как постоянного представителя БРО ПП «Патриоты России» в ЦИК РБ, которое выразилось в необоснованном запрете ведения им видеосъемки заседания ЦИК РБ 9 декабря 2010 года.

Заявитель ФИО1 в судебном заседании поддержал своё заявление и требования представителя ПП «Патриоты России» и просил их удовлетворить по изложенным в заявлениях основаниям.

Представители Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан ФИО3 (доверенность от ... года  № ...), ФИО4(доверенность  № ... от ... года), ФИО5(доверенность от ... года  № ...) требования председателя комитета БРО ПП «Патриоты России» ФИО2, гражданина ФИО1 не признали, пояснив следующее.

В соответствии с постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 02 декабря 2010 года № Ц-51/1-4 назначены дополнительные выборы депутата Государственного Собрания –Курултая Республики Башкортостан четвертого созыва по Отрадовскому одномандатному избирательному округу №28 на 13 марта 2011 года.

Согласно постановлению Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 02 декабря 2010 года №Ц-51/2-4 дополнительные выборы депутата Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан четвертого созыва по Иглинскому одномандатному избирательному округу №45 назначены на 13 марта 2011 года.

Всего в ЦИК РБ поступило 807 предложений от субъектов права выдвижения кандидатур членов ТИК с правом решающего голоса, включено в составы ТИК - 624 кандидатуры, остальные не были включены по различным обоснованным причинам.

В соответствии с п.1 статьи 22 ФЗ №67 ТИКи формируются на основе предложений:

- политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан;

- политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года №51 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;

- политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ, предложений других политических партий и иных общественных объединений.

В Российской Федерации парламентские партии – Единая Россия, КПРФ, Справедливая Россия, ЛДПР.

В соответствии с п. 6 статьи 26 ФЗ № 67 ТИКи формируются и на основе предложений представительных органов муниципальных образований; собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы; территориальных избирательных комиссий предыдущего состава.

В соответствии с принятыми 14 октября 2010 года решениями о перечне и количественном составе ТИКов и о приеме предложений кандидатур в составы комиссий, с 20 октября по 19 ноября 2010 года проводился прием предложений по формированию ТИК.

9 декабря 2010 года в связи с истечением сроков полномочий сформированы 67 ТИКов республики.

От Регионального отделения политической партии «Единая Россия» поступило 67 предложений, все рекомендованные кандидатуры включены в составы ТИК; от Регионального отделения политической партии КПРФ поступило 67 предложений, все удовлетворены; от Регионального отделения политической партии ЛДПР всего поступило 65 кандидатур, все кандидатуры включены в составы ТИК (кроме кандидатур в ТИК Бурзянского и Стерлибашевского районов); от Регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» - 67 кандидатур, все включены в составы ТИК.

Далее представители ЦИК РБ пояснили, что на места в ТИК, оставшиеся после заполнения квот, могут претендовать представители широкого круга субъектов в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ.

Иными субъектами права выдвижения кандидатур в составы ТИК предложено: от Регионального отделения политической партии «Патриоты России» - 56, включено в составы 29, не включено 27; от Регионального отделения политической партии «Яблоко» - 24, включено в составы - 8;от Регионального отделения политической партии «Правое дело» - 6, включено 6; от общественных организаций -2; от ТИК предыдущих составов – 124, включено 108 кандидатур; от Советов муниципальных образований – 102; включено – 91 кандидатура; от собраний избирателей – 223, в составы включено 114 кандидатур.

В соответствии с п.7 статьи 26 Федерального закона №67-ФЗ ЦИК РБ обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов ТИК на основе поступивших предложений от субъектов права выдвижения:

- политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;

- политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственном Собрании, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с п.17 статьи 35 ФЗ.

В соответствии с п.4 статьи 22 Федерального закона №67-ФЗ в ТИК может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения.

Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии.

Согласно требованиям пункта 5 статьи 22 Федерального закона №67-ФЗ государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов ТИК.

При формировании ТИК учитывался принцип преемственности в ее работе, целесообразность назначения в ее состав лиц, имеющих высшее юридическое образование или ученую степень в области права либо иное высшее профессиональное образование, опыт организации и проведения выборов, референдумов, коммуникабельность, возраст. Прежде всего, гражданин, претендующий на работу в ТИК должен быть компетентным.

Предлагаемая политической партией, иным общественным объединением кандидатура, должна соответствовать требованиям, предъявляемым к членам избирательных комиссий. Ответственность за соблюдение этих требований несут субъект права выдвижения кандидатуры и предлагаемое в качестве кандидатуры лицо.

ЦИК РБ с учетом поступивших предложений, в том числе от политических партий, а также, учитывая численность избирателей, 9 декабря 2010 года приняла решение об увеличении в некоторых ТИК численности членов комиссий с правом решающего голоса.

Поскольку Российская партия «Патриоты России» по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в 2007 году набрала всего 615417 голосов избирателей (0,89%), она не получила в Госдуме ни одного мандата. ЦИК РБ при формировании ТИКов республики включила в их состав 4,64% (или 29) из предложенных кандидатур.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Кодекса Республики Башкортостан о выборах ЦИК РБ осуществляет свою деятельность в порядке, установленном федеральными законами, законами Республики Башкортостан и Регламентом ЦИК РБ.

В соответствии со статьей 37 вышеуказанного Регламента для подготовки вопросов, вносимых на рассмотрение ЦИК РБ, могут создаваться Рабочие группы из числа членов ЦИК РБ с правом решающего голоса, членов нижестоящих избирательных комиссий, работников Аппарата ЦИК РБ.

Согласно п.5.4. Порядка формирования территориальных избирательных комиссий в Республике Башкортостан, утвержденного постановлением ЦИК РБ от 28.09.2010г. №Ц-48/4-4 ЦИК РБ вправе создать Рабочую группу по приему документов и подготовке проектов постановлений по формированию ТИК республики.

В связи с этим, в соответствии с постановлением ЦИК РБ от 14.10.2010г. № Ц-49/4-4 «О Рабочей группе по приему предложений и подготовке проектов постановлений по формированию территориальных избирательных комиссий Республики Башкортостан и назначению их председателей» была образована Рабочая группа по приему предложений и подготовке проектов постановлений по формированию территориальных избирательных комиссий Республики Башкортостан и назначению их председателей в составе 10 чел, из них 6 - члены ЦИК РБ с правом решающего голоса.

Данным постановлением утверждено Положение о Рабочей группе, которым определен порядок работы и основные направления деятельности Рабочей группы.

Заседание Рабочей группы проведено в соответствии с требованиями избирательного законодательства.

ЦИК РБ постановлением от 9.12.2010г. №Ц-53/1-4 рассмотрела рекомендации Рабочей группы, учитывая число поступивших предложений, а также численность избирателей в некоторых территориях, внесла изменения в принятое 14 октября 2010 года постановление №Ц-49/2-4 о численном составе некоторых комиссий. Во все ТИКи представленные кандидатуры от ПП «Патриоты России» включены.

Таким образом, представители ЦИК РБ считают, что избирательные права заявителя в части увеличения численности членов с правом решающего голоса в некоторых ТИК не нарушены и не ущемлены, постановление ЦИК РБ от 9.12.2010г. №Ц-53/1-4 «О внесении изменений в постановление Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 14 октября 2010 года № Ц-49/2-4 «О перечне и количественном составе территориальных избирательных комиссий Республики Башкортостан» является обоснованным.

Вторым и третьим вопросами заседания Рабочей группы от 7 декабря 2010 года были рассмотрены все поступившие предложения по формированию ТИК и для назначения их председателей. Предложенные проекты постановлений по составу всех 67-ми ТИК республики приняты членами ЦИК РБ с правом решающего голоса единогласно.

В ходе обсуждения на заседании ЦИК РБ 9 декабря 2010 года вопроса о формировании ТИК ФИО2 была передана выписка из протокола заседания Бюро Комитета БРО ПП «Патриоты России» от 8 декабря 2010 года «Об отзыве кандидатов в составы территориальных избирательных комиссий, предложенных политической партией «Патриоты России». Данное заявление ФИО2 члены ЦИК РБ с правом решающего голоса отклонили, так как последним нарушен порядок документооборота, прием документов по формированию ТИК завершен 19 ноября 2010 года. Председательствующий на данном заседании ЦИК РБ довел до членов ЦИК РБ с правом решающего голоса информацию о том, что руководитель БРО ПП «Патриоты России» ФИО2 ведет несанкционированную видеозапись данного заседания. Члены ЦИК РБ с правом решающего голоса в полном составе (12 членов) проголосовали единогласно против ведения видеозаписи, о чем сделана соответствующая запись в протоколе № 53 заседания ЦИК РБ от 9 декабря 2010 года. Данным решением ЦИК РБ также не нарушила и не ущемила избирательные права ФИО2, принимавшего участие в работе этого заседания.

Представители ЦИК РБ считают, что требования заявителя предоставить протокольную видеозапись хода заседания необоснованны, т.к. в избирательном законодательстве не установлен статус постоянного представителя политической партии, не представленной в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан, не определены границы его прав и обязанностей.

Доводы заявителя о том, что на заседание ЦИК РБ 9.12.2010 года не были приглашены представители субъектов выдвижения, ЦИК РБ считает не состоятельными, так как избирательным законодательством такая обязанность ЦИК РБ не предусмотрена. Только от собраний избирателей по месту жительства, работы и учебы поступило 223 предложения, от ПП «Патриоты России» - 59 и т.д.

В своем заявлении ФИО2 ссылается на материалы дела Верховного суда Республики Башкортостан  № ..., при рассмотрении которого, было выяснено, что при формировании ТИК в 2006 году в случае равенства прав субъектов права выдвижения ЦИК РБ было принято решение взять за основу дату поступления в ЦИК РБ предложений в состав ТИК. В связи с чем, заявитель считает, что и в рассматриваемом случае должен применяться «принцип», исходящий от даты поступления документов кандидатур в состав формируемого ТИК. Вместе с тем, избирательным законодательством не предусмотрено, что состав избирательных комиссий должен формироваться, исходя из очередности поступления предложений. В 2006 году при формировании ТИК, на которое ссылается заявитель, указанную процедуру определили члены ЦИК РБ с правом решающего голоса. И этот принцип применялся к формированию ТИК в 2006 году, но он не может быть руководством или принципом для формирования последующих составов.

Довод заявителя в части невключения в составы ТИК кандидатур с высшим юридическим образованием и (или) имеющим опыт работы в избирательных комиссиях, представители ЦИК РБ считают надуманным.

Согласно п. 1.1.5. Методических рекомендаций о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденных Постановлением ЦИК РФ от 17.02.2010г № 192/1337-5, при формировании избирательной комиссии рекомендуется учитывать принцип преемственности в ее работе, целесообразность назначения ее в состав лиц, имеющих высшее юридическое образование или ученую степень в области права, опыт организации и проведения выборов, референдумов, а также участие молодежи в работе избирательных комиссий.

Представители ЦИК РБ считают, что с учетом указанных требований в совокупности, ЦИК РБ обоснованно отклонила 27 кандидатур в состав ТИК, предложенные ПП «Патриоты России».

В соответствии с п.4 статьи 22 ФЗ № 67, в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии.

Вместе с тем, Федеральный закон № 67 – ФЗ не ограничивает права иных субъектов права внесения предложений по составу избирательных комиссий, таких как представительные органы муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, учебы, службы, территориальных избирательных комиссий предыдущего состава, - предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии. Также Федеральным законом №67-ФЗ не запрещено назначать в избирательную комиссию нескольких кандидатур от одного из указанных субъектов права внесения предложений.

Изучив представленные материалы, выслушав стороны, их возражения относительно позиции друг друга, заслушав заключение прокурора Фахрутдиновой Р.Ф., полагавшей, что заявления не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему:

Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона № 67-ФЗ избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона, предложений других политических партий и иных общественных объединений (в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 12.05.2009 N 94-ФЗ, от 22.04.2010 N 63-ФЗ).

В этой норме определен исчерпывающий перечень субъектов, которые обладают правом внесения предложений по кандидатурам в состав территориальных избирательных комиссий, в том числе политические партии, избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Согласно пунктам 5,6 статьи 22 Федерального закона № 67-ФЗ территориальные комиссии формируются в количестве пяти - четырнадцати членов с правом решающего голоса (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ); формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных комиссий предыдущего состава (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ).

Однако при этом пункт 7 статьи 26 Федерального закона № 67-ФЗ указывает на то, что избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов ТИК на основе поступивших предложений: политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации; избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

При формировании 67-ти ТИК РБ требование пункта 7 статьи 26 ФЗ ЦИК РБ нарушено не было, что подтверждается принятыми ЦИК РБ 9 декабря 2010 года 67-ю постановлениями о формировании 67-ти ТИК республики (№№ Ц-53/2-1-4, Ц-53/2-2-4, Ц-53/2-3-4, Ц-53/2-4-4, Ц-53/2-5-4, Ц-53/2-6-4, Ц-53/2-7-4, Ц-53/2-8-4, Ц-53/2-9-4, Ц-53/2-10-4, Ц-53/2-11-4, Ц-53/2-12-4, Ц-53/2-13-4, Ц-53/2-14-4, Ц-53/2-15-4, Ц-53/2-16-4, Ц-53/2-17-4, Ц-53/2-18-4, Ц-53/2-19-4, Ц-53/2-20-4, Ц-53/2-21-4, Ц-53/2-22-4, Ц-53/2-23-4, Ц-53/2-24-4, Ц-53/2-25-4, Ц-53/2-26-4, Ц-53/2-27-4, Ц-53/2-28-4, Ц-53/2-29-4, Ц-53/2-30-4, Ц-53/2-31-4, Ц-53/2-32-4, Ц-53/2-33-4, Ц-53/2-34-4, Ц-53/2-35-4, Ц-53/2-36-4, Ц-53/2-37-4, Ц-53/2-38-4, Ц-53/2-39-4, Ц-53/2-40-4, Ц-53/2-41-4, Ц-53/2-42-4, Ц-53/2-43-4, Ц-53/2-44-4, Ц-53/2-45-4, Ц-53/2-46-4, Ц-53/2-47-4, Ц-53/2-48-4, Ц-53/2-49-4, Ц-53/2-50-4, Ц-53/2-51-4, Ц-53/2-52-4, Ц-53/2-53-4, Ц-53/2-54-4, Ц-53/2-55-4, Ц-53/2-56-4, Ц-53/2-57-4, Ц-53/2-58-4, Ц-53/2-59-4, Ц-53/2-60-4, Ц-53/2-61-4, Ц-53/2-62-4, Ц-53/2-63-4, Ц-53/2-64-4, Ц-53/2-65-4, Ц-53/2-66-4, Ц-53/2-67-4).

Из содержания этих постановлений видно, что ЦИК РБ назначила в состав каждой ТИК не менее одной второй от общего числа членов с правом решающего голоса на основе предложений, поступивших от политических партий, избирательных объединений, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Пунктом 13 ст. 21 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения этого Федерального закона, обязательные для исполнения.

Постановлением ЦИК России от 17 февраля 2010 года № 192/1337-5 утверждены Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий (далее – Методические рекомендации), в соответствии с разделом 5 которых определение конкретного количественного состава ТИК возложено на избирательные комиссии субъекта Российской Федерации.

В соответствии с постановлением ЦИК РБ от 14.10 2010г. № Ц-49/4-4 «О Рабочей группе по приему предложений и подготовке проектов постановлений по формированию территориальных избирательных комиссий Республики Башкортостан и назначению их председателей» была образована Рабочая группа по приему предложений и подготовке проектов постановлений по формированию территориальных избирательных комиссий Республики Башкортостан и назначению их председателей (далее – Рабочая группа). В соответствии с Протоколом заседания Рабочей группы от 7.12.2010 г. на рассмотрение ЦИК РБ внесено предложение по изменению численного состава отдельных ТИК.

ЦИК РБ постановлением от 9.12.2010 г. №Ц-53/1-4 рассмотрела рекомендации Рабочей группы, учитывая число поступивших предложений, а также численность избирателей в некоторых территориях, внесла изменения в принятое 14 октября 2010 года постановление №Ц-49/2-4 о численном составе некоторых комиссий, во все эти комиссии представленные кандидатуры от ПП «Патриоты России» включены.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу о том, что определение численного состава ТИК в 9 человек, а затем увеличение численности членов с правом решающего голоса в некоторых ТИК соответствует положениям Федерального законодательства, и прав заявителей не нарушило.

Избирательным законодательством обязанность ЦИК РБ приглашать на заседания ЦИК РБ по формированию ТИКов представителей субъектов права выдвижения не предусмотрена. Кроме того, при таком количестве (807 предложений от субъектов права выдвижения кандидатур членов ТИК с правом решающего голоса) приглашение их всех на заседание ЦИК является нереальным.

Заявитель ФИО2 в судебном заседании пояснил, что на заседании ЦИК РБ 9 декабря 2010 года им была передана выписка из протокола заседания Бюро Комитета БРО ПП «Патриоты России» от 8 декабря 2010 года «Об отзыве кандидатов в составы территориальных избирательных комиссий, предложенных политической партией «Патриоты России», с целью их замены на других кандидатов.

Принимая во внимание, что согласно п.9 ст. 21 Кодекса Республики Башкортостан «О выборах» срок приёма предложений по составу комиссий, действующих на постоянной основе, составляет 1 месяц, суд согласен с мнением членов ЦИК РБ с правом решающего голоса, которые отклонили это требование единогласно, так как прием документов по выдвижению кандидатур в составы ТИК был завершен 19 ноября 2010 года.

В связи с тем, что в избирательном законодательстве не закреплен правовой статус постоянного представителя политической партии, суд не может констатировать, как нарушение его прав, отказ в удовлетворении требование заявителя предоставить протокольную видеозапись хода заседания.

Суд считает, что решение ЦИК РБ о запрете ведения несанкционированной видеозаписи, принятой единогласно на заседании 9 декабря 2010 года, не нарушила и не ущемила избирательные права ФИО2, принимавшего участие в работе этого заседания.

Довод заявителя о том, что в случае равенства прав субъектов права выдвижения при формировании ТИК должен применяться принцип от даты поступления документов кандидатур в состав формируемого ТИК, не основан на законе. Указанный принцип установлен решением ЦИК РБ применительно к формированию ТИК в 2006 году, и в то время был соблюдён, что подтверждается вступившим в законную силу решением Верховного суда Республики Башкортостан от 6 июня 2007 года, но это не значит, что он должен применяться при формировании ТИК в настоящее время, т.к. в избирательном законодательстве этот принцип не закреплен, а решения об утверждении этого принципа формирования ТИК в настоящее время ЦИК РБ не принимало.

Довод заявителя в части невключения ЦИК РБ в составы ТИК кандидатур с высшим юридическим образованием и (или) имеющим опыт работы в избирательных комиссиях также нельзя признать обоснованным.

В соответствии с п. 1.1.5. Методических рекомендаций при формировании избирательной комиссии рекомендуется учитывать принципы преемственности в ее работе, целесообразность назначения ее в состав лиц, имеющих высшее юридическое образование или ученую степень в области права, опыт организации и проведения выборов, референдумов, а также участие молодежи в работе избирательных комиссий.

Поскольку выбор кандидатур в соответствии с указанными в Методических рекомендациях принципами является компетенцией ЦИК РБ, суд не вправе оценивать правильность этого выбора.

Аргумент заявителя о том, что исходя из принципа равенства прав все субъекты права выдвижения должны быть наделены правом предлагать только одного представителя в составы избирательных комиссий, не соответствует нормам избирательного законодательства. Федеральным законом права субъектов права внесения предложений по предложению одновременно нескольких кандидатур для назначения в состав одной комиссии, кроме политических партий, избирательных объединений, иных общественных объединений, не ограничивается (ст. 22 Федерального закона № 67-ФЗ).

Законом не предусмотрена обязанность избирательной комиссии принести извинения за отказ в удовлетворении тех или иных требований, в связи с этим, обязать ЦИК РБ принести извинения заявителям суд не вправе.

Таким образом, оснований для удовлетворения заявлений председателя комитета БРО ПП «Патриоты России» ФИО2, гражданина ФИО1 не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 261 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Башкирского регионального отделения Политической партии «Патриоты России», ФИО1 к Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан о нарушении избирательного законодательства при формировании территориальных избирательных комиссий Республики Башкортостан отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

Судья Верховного суда

Республики Башкортостан Касимова З.Ш.