ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-110/14 от 24.12.2014 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

дело № 3-110/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Казань 24 декабря 2014 г.

Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,

при секретаре Д.В. Залялтдиновой,

с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан И.Н. Дворянского,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании недействующим пункта 2.4 Методических рекомендаций по формированию и взиманию родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования в Республике Татарстан, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан №1096 от 30 декабря 2013 года «О нормативном финансировании деятельности дошкольных образовательных организаций Республики Татарстан»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением от 30 декабря 2013 года № 1096 Кабинета Министров Республики Татарстан «О нормативном финансировании деятельности дошкольных образовательных организаций Республики Татарстан» утверждены Методические рекомендации по формированию и взиманию родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования в Республике Татарстан (далее – Методические рекомендации по родительской плате).

Данное постановление и Методические рекомендации по родительской плате в качестве приложения к нему опубликованы в печатном издании «Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти» от 7 февраля 2014 года № 10, ст. 0232.

Пунктом 2.4 Методических рекомендаций по родительской плате определено, что родительская плата за присмотр и уход за воспитанниками в дошкольных образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, подлежит уменьшению на величину расходов на обеспечение воспитанников питанием в период отсутствия воспитанника в дошкольной образовательной организации. Величина расходов на обеспечение воспитанников питанием принимается равной величине расходов на приобретение продуктов питания, включаемых в норматив финансовых затрат на присмотр и уход за воспитанниками в дошкольных образовательных организациях.

ФИО1 обратилась в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением о признании несоответствующим федеральному законодательству и недействующим пункта 2.4 Методических рекомендаций по родительской плате, ссылаясь на его противоречие положениям письма от 1 октября 2013 года № 08-1408 Министерства образования и науки Российской Федерации, а также пункту 3.2 Приказа от 13 января 2014 года № 8 Министерства образования и науки Российской Федерации.

По мнению заявителя, оспариваемая правовая норма Методических рекомендаций по родительской плате незаконно возлагает на нее, как на родителя несовершеннолетнего ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение в Республике Татарстан, обязанность по внесению родительской платы за присмотр и уход за детьми, уменьшенную только на величину расходов на обеспечение воспитанников питанием в период его отсутствия, а не исчисленную соразмерно количеству календарных дней, в течение которых оказывалась данная услуга.

ФИО1 надлежащим образом и своевременно уведомлена о времени и месте рассмотрения дела. Обратилась в суд с ходатайством о рассмотрении дела в ее отсутствие. Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 167, 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель Кабинета Министров Республики Татарстан ФИО2 заявленным требованиям возражал.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает, что заявленные ФИО1 требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу пунктов «е» и «к» части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в том числе, общие вопросы воспитания, образования, административное, семейное законодательство.

В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, правовое положение участников отношений в сфере образования определяет Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

На основании пункта 3 части первой статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.

Такие же правовые нормы содержатся в статье 18 Закона Республики Татарстан от 22 июля 2013 года № 68-ЗРТ.

Реализуя данные полномочия, Кабинет Министров Республики Татарстан принял постановление от 30 декабря 2013 года № 1096 «О нормативном финансировании деятельности дошкольных образовательных организаций Республики Татарстан», которым утвердил также Методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание муниципальной услуги по присмотру и уходу за воспитанниками в дошкольных образовательных организациях Республики Татарстан (далее - Методические рекомендации по расчету затрат по присмотру и уходу).

Пунктом 1.2 данных Методических рекомендаций по расчету затрат по присмотру и уходу установлено, что нормативные затраты на оказание услуги по присмотру и уходу за воспитанниками в дошкольной образовательной организации (далее - нормативы) представляют собой гарантированную минимальную стоимость услуги, предоставляемой за счет средств местного бюджета.

В силу пункта 2.1 Методических рекомендаций по расчету затрат по присмотру и уходу в нормативы включаются:

фонд оплаты труда персонала, осуществляющего присмотр и уход;

расходы на организацию питания и приобретение продуктов питания в соответствии с утвержденными нормативами и методическими рекомендациями по организации питания;

расходы на организацию хозяйственно-бытового обслуживания воспитанников и приобретения товаров хозяйственно-бытового назначения;

расходы на обеспечение санитарно-гигиенического обслуживания воспитанников;

расходы на обеспечение воспитанников мягким инвентарем.

В соответствии с пунктом 2.2 Методических рекомендаций по родительской плате размер родительской платы за присмотр и уход за воспитанниками в дошкольных образовательных организациях включает в себя затраты на присмотр и уход за воспитанниками в дошкольных образовательных организациях.

Оспариваемым пунктом 2.4 Методических рекомендаций по родительской плате установлена возможность снижения родительской платы за присмотр и уход за воспитанниками в дошкольных образовательных организациях на величину расходов на обеспечение воспитанников питанием в период его отсутствия в данной организации. При этом величина расходов на обеспечение воспитанников питанием принимается равной величине расходов на приобретение продуктов питания, включаемых в норматив финансовых затрат на присмотр и уход за воспитанниками в дошкольных образовательных организациях.

Таким образом, расходы включаемые в нормативы затрат при оказании услуги по присмотру и уходу за воспитанниками в дошкольной образовательной организации, размер которых зависит от посещения ребенком образовательного учреждения, являются переменными.

Размер других затрат, которые несет учредитель образовательной организации при оказании услуги по присмотру и уходу за воспитанниками, не зависит от числа детей группы дошкольной организации ее посещающих. Поэтому данные расходы правомерно включены в размер родительской платы в качестве постоянной величины и составляют размер так называемой абонентской платы.

При этом за родителем, внесшим родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации, сохраняется право на получение компенсации в размере, который устанавливается нормативными правовыми актами Республики Татарстан.

Данные положения не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Так, согласно статье 65 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке.

Аналогичные правовые нормы содержатся в статье 21 Закона Республики Татарстан от 22 июля 2013 года № 68-ЗРТ «Об образовании».

Суд не проверяет пункт 2.4 Методических рекомендаций по родительской плате на соответствие письму от 1 октября 2013 года № 08-1408 Министерства образования и науки Российской Федерации, а также пункту 3.2 Приказа от 13 января 2014 года № 8 Министерства образования и науки Российской Федерации, как того требует заявитель, поскольку упомянутое письмо не является нормативным правовым актом, а пункт 3.2 Приказа от 13 января 2014 года № 8 Министерства образования и науки Российской Федерации, указанный ФИО1, является пунктом типового договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного им.

Согласно части первой 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-196, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления ФИО1 о признании недействующим пункта 2.4 Методических рекомендаций по формированию и взиманию родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования в Республике Татарстан, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан №1096 от 30 декабря 2013 года «О нормативном финансировании деятельности дошкольных образовательных организаций Республики Татарстан», отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья Э.С. Каминский