Алтайский краевой суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Алтайский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 3-111/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 ноября 2011 года г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе
председательствующего Е.Э.Ю.,
при секретаре К.С.В.,
с участием прокурора С.И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш.Е.М. об оспаривании решения окружной избирательной комиссии,
У С Т А Н О В И Л:
Ш.Е.М. обратился в Алтайский краевой суд с заявлением об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу № 33 (далее по тексту- ОИК № 33) от 20 октября 2011 года № 7/13 о регистрации кандидата в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу № 33 В.И.И., ссылаясь с учетом последующих уточнений на следующие доводы и обстоятельства.
Он зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу № 33 решением ОИК № 33 от 3 октября 2011 года № 3/5. По тому же избирательному округу в том же качестве вышеуказанным решением ОИК № 33 зарегистрирована В.И.И. Данное решение было принято с нарушением норм Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В частности в заявлении о согласии баллотироваться в качестве кандидата в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания В.И.И. указала в графе о месте рождения «г.Рубцовск Алтайский края», что противоречит записи, содержащейся в ее паспорте гражданина России: «г.Рубцовск Алтайский край».
На девятнадцатой странице паспорта В.И.И. содержится отметка (штамп), не предусмотренная постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации», не соответствующая образцу, установленному приложением 16 к Административному регламенту Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденному приказом Федеральной миграционной службы от 7 декабря 2009 года № 339, что влечет недействительность такого документа.
Указав в заявлении о согласии баллотироваться в качестве кандидата в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания о членстве в Либерально- демократической партии России, В.И.И. представила документ, который не подтверждает данные сведения- справку, подписанную лицом, не имеющим таких полномочий в соответствии с Уставом партии- координатором Алтайского регионального отделения политической партии «Либерально- демократическая партия России».
Кроме того, В.В.В. не были представлены: документ, подтверждающий сведения о месте работы, занимаемой должности (т.к. копия трудовой книжки на ее имя является неполной), а также сведения об источниках формирования избирательного фонда, обо всех доходах и расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда кандидата по форме, предусмотренной решением Избирательной комиссии Алтайского края от 12 сентября 2011 года № 6/67-6 «О Порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания» (поскольку не имеется первого финансового отчета, составленного на дату банковской справки, подтверждающей остаток средств на специальном избирательном счете, а учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата представлен в электронном виде, что недопустимо исходя из пункта 4.2 Порядка формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания).
По мнению заявителя, у ОИК № 33 имелись основания для отказа в регистрации В.И.И. в качестве кандидата в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу № 33, предусмотренные подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В судебном заседании представитель заявителя Ш.Е.М. К.О.В. заявление поддержал, дав пояснения, соответствующие вышеприведенным доводам.
Представитель заинтересованного лица- ОИК № 33 П.Л.В., а также представитель заинтересованного лица В.И.И. З.Ю.А. полагали, что требования Ш.Е.М. удовлетворению не подлежат, пояснив суду, что В.И.И. в ОИК № 33 для решения вопроса о регистрации в качестве кандидата в депутаты были представлены все необходимые и действительные документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Указывая в заявлении о согласии баллотироваться место своего рождения «г.Рубцовск Алтайский края», она допустила лишь техническую ошибку, не означающую несоответствие действительности данных сведений. Наличие отметки о ранее выданном паспорте на девятнадцатой странице паспорта В.И.И. не противоречит пункту 15 Описания бланка паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года № 828. Выписка из трудовой книжки В.И.И. была сверена с оригиналом и подтверждала статус кандидата как временно неработающего. По состоянию на 18 октября 2011 года В.И.И. был открыт избирательный счет, документы о создании последнего, представленные ею в ОИК № 33, соответствуют Порядку формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания. Координатор Алтайского регионального отделения политической партии «Либерально- демократическая партия России» вправе согласно Уставу названной партии выдавать справки, подтверждающие принадлежность к ней.
В заключении прокурор С.И.Н. высказал мнение об отсутствии оснований для отмены решения ОИК № 33 о регистрации кандидата в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу № 33 В.И.И.
Заявитель Ш.Е.М., а также заинтересованное лицо В.И.И. в суд не явились. При этом В.И.И. в письменном заявлении от своего имени просила дело рассмотреть без своего участия, имеются сведения о надлежащем извещении о дне, времени и месте судебного разбирательства Ш.Е.М., что с учетом положений части 1 статьи 260^1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению и разрешению дела.
Выслушав пояснения представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 сентября 2011 года № 471 на 4 декабря 2011 года назначены выборы депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания.
Решением избирательной комиссии Алтайского края от 8 сентября 2011 года была сформирована ОИК № 33 по выборам депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу № 33 (г.Рубцовск Алтайского края).
Из материалов дела следует, что решением ОИК № 33 от 3 октября 2011 года № 3/5 Ш.Е.М. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу № 33.
Решением от 20 октября 2011 года № 7/13 той же окружной избирательной комиссии в качестве кандидата в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания по тому же избирательному округу зарегистрирована В.И.И.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту- Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
В целях решения вопроса о выдвижении и регистрации в качестве кандидата в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу № 33 В.И.И. вместе с заявлением о согласии баллотироваться от 17 октября 2010 года в числе других документов были представлены: копия паспорта на 11 листах; выписка из трудовой книжки на 10 листах; справка от 27 сентября 2011 года, подписанная координатором Алтайского регионального отделения политической партии «Либерально- демократическая партия России», о ее членстве в данной партии.
18 октября 2011 года в ОИК № 33 от В.И.И. поступили первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, справка Рубцовского отделения (филиала № 0270/00270) открытого акционерного общества Сбербанк России о поступлении денежных средств на специальный счет избирательного фонда кандидата по состоянию на 18 октября 2011 года, диск формата CD-R, содержащий электронную форму учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата.
Названные обстоятельства помимо пояснений представителя ОИК № 33 и представителя В.И.И. объективно следуют из подтверждения от 17 октября 2011 года получения документов, представленных кандидатом в ОИК № 33 для уведомления о выдвижении избирательным объединением, акта приема первого финансового отчета от 18 октября 2011 года, подписанного В.И.И. и председателем ОИК № 33 П.Т.Д.
В названном заявлении от 17 октября 2011 года о согласии баллотироваться В.И.И. указала место своего рождения: «г.Рубцовск Алтайский края». В паспорте гражданина Российской Федерации на ее имя в строке «место рождения» значится «г.Рубцовск Алтайский край».
В данном случае кандидатом была допущена грамматическая ошибка, имеющая технический характер, не вызывающая никаких сомнений в полном соответствии сведений о месте рождения, имеющихся в заявлении о согласии баллотироваться и копии паспорта.
На девятнадцатой странице копии паспорта гражданина Российской Федерации В.И.И. имеется штамп органа внутренних дел о ранее выданном паспорте серии <...>, что не противоречит положениям пункта 15 Описания бланка паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года № 828.
Несоответствие данного штампа образцам, установленным приложением 16 к Административному регламенту Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденному приказом Федеральной миграционной службы от 7 декабря 2009 года № 339, а также приложением 20 к утратившей силу Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 сентября 1997 года № 605, не дает оснований для вывода о том, что В.И.И. в ОИК № 33 был представлен недействительный паспорт, и применения абзаца 2 пункта 6 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года № 828, т.к. само по себе наличие в бланке паспорта данных о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, согласуется с пунктом 5 названного Положения.
Проставление в паспорте гражданина Российской Федерации отметок, не соответствующих установленным образцам, произведенное уполномоченными на то органами государственной власти, а не самим гражданином, не означает утрату этим гражданином своего избирательного права (в рассматриваемом случае- пассивного избирательного права, принадлежащего В.И.И., реализованного по состоянию на 20 октября 2011 года в виде регистрации его в качестве кандидата в депутаты), что следует из разъяснений, данных в абзаце 5 пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Подписание справки о членстве В.И.И. в политической партии «Либерально- демократическая партия Российской Федерации» координатором Алтайского регионального отделения политической партии «Либерально- демократическая партия Российской Федерации» Щ.А.Е. не противоречит положениям пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, пунктов 6.5, подпункта «в» пункта 6.10, пункта 6.11 Устава политической партии «Либерально- демократическая партия Российской Федерации» в их системном толковании, т.к. в период между конференциями руководящим органом регионального отделения ЛДПР является Координационный Совет- орган, в компетенцию которого входит прием в члены партии, исключение из партии и снятие с партийного учета, возглавляемый координатором регионального отделения партии. Последний вправе подписывать документы от имени регионального отделения.
В выписке из трудовой книжки на имя В.И.И., представленной в ОИК № 33, имеется последняя запись на семнадцатой странице о ее увольнении из отделения почтовой связи г.Рубцовска Алтайского края приказом от 17 июня 2011 года № 2301-м. Следующая, восемнадцатая страница никаких записей не содержит, что полностью подтверждает сведения о статусе кандидата как временно неработающего, имеющиеся в заявлении о согласии баллотироваться.
Данный вывод следует также из оригинала трудовой книжки, который суд обозрел в судебном заседании.
Поэтому не могло явиться основанием для отказа В.И.И. в регистрации в качестве кандидата в депутаты отсутствие в ОИК № 33 полной копии трудовой книжки В.И.И.
В силу пункта 1 статьи 85 Кодекса кандидат одновременно с представлением документов для регистрации представляет первый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда.
Следовательно первый финансовый отчет не является документом, необходимым для регистрации кандидата.
Порядок формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания (далее по тексту- Порядок) утвержден решением Избирательной комиссии Алтайского края от 12 сентября 2011 года № 6/67-6, как это предусмотрено пунктом 3 статьи 61 Кодекса.
Кандидат обязан вести учет поступления средств в соответствующий избирательный фонд и расходования указанных средств по форме № 1 (приложение № 1). Первый финансовый отчет составляется по форме № 5 (приложение № 12). Кандидат либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам представляют на бумажном носителе и в электронном виде в окружную избирательную комиссию финансовые отчеты со следующей периодичностью: первый финансовый отчет- одновременно с представлением документов для регистрации кандидата в установленном Федеральным законом и Кодексом порядке. В отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета. Остаток средств на специальном избирательном счете на дату представления первого финансового отчета подтверждается банковской справкой, прилагаемой к отчету (пункт 2.1, подпункт 1 пункта 4.6, пункт 4.7 Порядка).
Представленные В.И.И. 18 октября 2011 года в ОИК № 33 первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата в электронном виде соответствуют формам №№ 5 и 1 приложений №№ 12 и 1 Порядка. Дата их подписания В.И.И. (17 октября 2011 года) не более чем на пять дней предшествует дате сдачи. Каких- либо объективных данных, которые опровергают размер остатка средств на специальном избирательном счете, указанный в справке Рубцовского отделения (филиала № 0270/00270) открытого акционерного общества Сбербанк России от 18 октября 2011 года, по состоянию на 18 октября 2011 года (т.е. на дату представления первого финансового отчета) не имеется.
Электронная форма учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата не образует нарушения действующего законодательства, которое позволило бы констатировать отсутствие одного из документов, необходимых в силу закона (пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, пунктов 3-5 статьи 123 Кодекса) для выдвижения и регистрации кандидата.
Таким образом, полностью несостоятельны доводы заявителя и его представителя об отсутствии среди документов, представленных для регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, иным законом для регистрации кандидата, что давало бы основания для отказа В.И.И. в регистрации ее в качестве кандидата в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу № 33 в соответствии с подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и, как следствие- для отмены решения ОИК № 33 по пункту 6 статьи 76 того же Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
При указанных обстоятельствах оспариваемое решение ОИК № 33 не может быть признано незаконным и отменено, как о том поставлен вопрос в заявлении Ш.Е.М.
Руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
заявление Ш.Е.М. об оспаривании решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу № 33 от 20 октября 2011 года № 7/13 о регистрации В.И.И. в качестве кандидата в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу № 33 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение пяти дней со дня его принятия судом путем подачи кассационных жалобы, представления в Верховный Суд Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Председательствующий: Э.Ю.Е.