3-111-2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Пермский краевой суд
в составе председательствующего судьи Хрусталевой Л.Е.
при секретаре Дубровской Я.А.,
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Богомоловой Е.П.,
представителя заявителя ФИО1 - ФИО2, действующего на основании доверенности от 5 августа 2013 года,
представителя заинтересованного лица окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 председателя комиссии К., действующей на основании постановления Избирательной комиссии Пермского края от 04.08.2011 года №04/17-2,
представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии Пермского края - Л., действующей на основании доверенности от 13.08.2013 года №01-41/1184,
представителя заинтересованного лица ФИО3, действующего на основании доверенности от 09.08.2013 года
представителя заинтересованного лица ФИО3, действующей на основании доверенности от 09.08.2013 года,
рассмотрев 14 августа 2013 года в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по заявлению ФИО1 об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 от 30 июля 2013 года № 11/02 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 ФИО3»,
установил:
постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 30 мая 2013 года № 107/01-2 назначены дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 на 8 сентября 2013 года. Указанное постановление опубликовано в Пермской краевой газете «Звезда» № 59 (32075) от 31 мая 2013 года.
Схема тридцати одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва утверждена постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 16 июня 2011 года № 2725.
Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 30.05.2013 года № 107/03-2 «О возложении полномочий окружной избирательной комиссии по выборам депутата Законодательного Собрания Пермского края второго созыва на территориальную избирательную комиссию» полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутата Законодательного собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 возложены на территориальную избирательную комиссию Соликамского муниципального района.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 от 30 июля 2013 года № 11/02 ФИО3, выдвинувший свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу №13.
ФИО1, являясь кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13, обратился в суд с заявлением об отмене решения окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по тому же избирательному округу ФИО3, полагая, что регистрация ФИО3 произведена с нарушением требований закона, что нарушает его, ФИО1, пассивное избирательное право.
В обоснование требований указал, что проверка подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата ФИО3, проведена с нарушением принципов гласности, равенства кандидатов, нарушением его (ФИО1) прав, предусмотренных ст.39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Указал, что из состава рабочей группы по проверке подписных листов решением окружной избирательной комиссии по жалобе ФИО3 необоснованно исключен назначенный им член комиссии с правом совещательного голоса ФИО2 При проверке подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата ФИО3, не участвовал эксперт, тогда как при проверке подписных листов, представленных другими кандидатами, эксперт принимал участие в работе рабочей группы. Полагает, что без участия эксперта рабочая группа не имела права разрешить вопрос о действительности и достоверности подписей и данных об избирателях, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата ФИО3 Указал, что при проверке подписных листов рабочей группой у присутствовавшего на заседании рабочей группы ФИО2 возникли сомнения по поводу достоверности подписей избирателей, содержащихся на отобранных для проверки подписных листах № 63, 66, 72, вместе с тем члены рабочей группы к его мнению не прислушались, поскольку он освобожден от участия в работе рабочей группы.
Также указал, что первый финансовый отчет кандидата ФИО3 не отвечает требованиям закона и является не полным, поскольку ФИО3 необоснованно 27 июля 2013 года внёс уточнения в финансовый отчет, поданный 21 июля 2013 года, в части отражения поступивших в избирательный фонд кандидата денежных средств с нарушением установленного порядка на семи листах по форме финансового отчета № 5 и форме № 1, при этом банковская справка (выписка со счета) об остатке средств избирательного фонда кандидатом не представлена. Полагает, что внесение подобных уточнений незаконно и противоречит положениям п. 1.1 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Ссылается на то, что первый финансовый отчет является единым документом, состоящим из трех частей, каждая из которых не может быть автономным документом, и в случае замены одной теряется смысл и условия заполнения другой. В случае замены отдельных частей первого финансового отчета весь отчет теряет свою логику и не отвечает требованиям Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края. Второй вариант финансового отчета подписан кандидатом 27 июля 2013 года, то есть с нарушением установленного п.8.3 Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края пятидневного срока. Кроме того, и первый и второй вариант финансового отчета подписаны с нарушением п.8.3 указанной Инструкции, то есть позже 17 июля - даты последней операции согласно банковской справке (выписке со счёта). Полагает, что в данном случае следует признать факт отсутствия финансового отчета как единого документа, состоящего из трех частей, что в соответствии с подпунктом «в» пункта 24 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Заявитель также указал на то, что копия паспорта кандидата ФИО3, которая представлена данным кандидатом в окружную избирательную комиссию, содержит на восемнадцатой странице штамп о ранее выданном паспорте, на девятнадцатой странице - штамп «аннулировано». Считает, что паспорт ФИО3 не соответствует требованиям к его оформлению и содержанию, установленным Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 года № 828, в связи с чем является недействительным, что равно отсутствию у ФИО3 среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, необходимых документов и влечёт отказ в регистрации.
Просит отменить решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 от 30 июля 2013 года № 11/02 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 ФИО3». При рассмотрении дела просит провести повторную проверку подписных листов № 63, 66, 72 с привлечением специалиста-эксперта.
В судебном заседании заявитель ФИО1, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, участия не принимал, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просил вынести по делу решение (л.д.1 т.2).
Представитель заявителя ФИО1 - ФИО2 доводы, изложенные в заявлении ФИО1, поддержал в полном объеме. Дополнительно представил заявление, в котором в обоснование требований об отмене решения о регистрации ФИО3 дополнительно указал, что все подписные листы кандидата ФИО3, отобранные для проверки, являются недействительными на основании подпункта «г» пункта 6.4 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, так как в них отсутствуют сведения об избирателе, предусмотренные п. 11 ст.37 и подпунктом 5 статьи 2 указанного Федерального закона, а именно в графе «адрес места жительства» не указан Соликамский район (л.д. 4 т.2). Просил отменить решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 от 30 июля 2013 года № 11/02 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 ФИО3».
Представитель Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 - К. заявленные ФИО1 требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 237-242 т. 1).
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Пермского края - Л. полагает, что оспариваемое решение окружной избирательной комиссии отмене не подлежит, поскольку оснований для отказа кандидату ФИО3 в регистрации не имелось. Привела доводы, аналогичные доводам, изложенным в письменном отзыве на заявление (л.д. 85-91т.2).
Представители заинтересованного лица ФИО3 — М., Ш. просили в удовлетворении заявленного ФИО1 требования отказать в полном объеме, указав на законность решения окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата ФИО3, дали пояснения в пределах доводов, изложенных в письменных возражениях на заявление (л.д. 92-96 т.1).
Заслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, исследовав подлинные подписные листы, заслушав заключение прокурора Богомоловой Е.П., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, суд не находит оснований для отмены решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 от 30 июля 2013 года № 11/02 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 ФИО3».
Согласно п.1 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом.
Пунктами 2 и 3 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению № 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом.
В силу п.9 ст.59 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет.
Порядок организации и проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края регламентированы Законом Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края» (далее - закон Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК).
Согласно ч.1 ст. 28 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК окружная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом, настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Законодательного Собрания Пермского края. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении указываются сведения о судимости кандидата.
В соответствии с частью второй ст. 28 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК, вместе с заявлением, указанным в части 1 настоящей статьи, в окружную избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
Указанные сведения представляются по форме в соответствии с приложением к Федеральному закону.
Согласно части первой статьи 32 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат не ранее чем за 15 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени) представляет в окружную избирательную комиссию;
а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах по форме, установленной избирательной комиссией Пермского края (если в поддержку выдвижения кандидата проводился сбор подписей избирателей);
б) первый финансовый отчет кандидата;
в) сведения об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1 и 2 статьи 28 либо частью 20 статьи 29 настоящего Закона (если такие изменения имеются).
Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, в том числе отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт «в»); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт «в.1»); недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата (подпункт «д»).
Частью 5 статьи 33 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК предусмотрены, в частности основания для отказа в регистрации кандидата: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом для уведомления о выдвижении и(или) регистрации кандидата (пункт «в»); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, настоящего Закона (пункт «г»); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 28 настоящего Закона (пункт «д»); недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и(или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки (пункт «ж»).
Судом установлено, что 29 июня 2013 года ФИО3 уведомил окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 о самовыдвижении кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13, представил в избирательную комиссию соответствующие документы: копию паспорта, справку с места работы о занимаемой должности, копию диплома об образовании, сведения о размере и об источниках доходов кандидата, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, а также сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своей супруги и несовершеннолетнего сына (л.д. 40-67 т.1). О получении данных документов ФИО3 выдано подтверждение, подписанное председателем окружной избирательной комиссии (л.д.68 т.1).
С соблюдением установленного законом срока - до 18 часов по местному времени 24 июля 2013 года - 21 июля 2013 года в 14 часов 42 минут ФИО3 представил в окружную избирательную комиссию 101 подписной лист в 1 папке с 385 подписями избирателей, протокол об итогах сбора подписей, первый финансовый отчет, что подтверждается письменным подтверждением принятых документов для регистрации кандидата (л.д. 197 т.1), копиями представленных документов (л.д. 82-92, 93-195, 196 т.1).
В соответствии с ч.2 ст.31 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК, если в поддержку выдвижения кандидата собираются подписи избирателей, то количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 0,5 процента от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа.
Из постановления Избирательной комиссии Пермского края от 30 мая 2013 года № 107/01-2, которым назначены дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13, следует, что численность избирателей избирательного округа № 13 составляет 70197 человек (л.д. 5 т.2).
Таким образом, количество необходимых для регистрации кандидата по указанному избирательному округу подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата составляет 351.
В соответствии с ч. 10 ст. 31 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК, количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в соответствующую избирательную комиссию, может превышать установленное настоящим Законом необходимое для регистрации кандидата количество подписей, но не более чем на 10 процентов.
Материалами дела подтверждается, что ФИО3 представлено в окружную избирательную комиссию количество подписей, которое не превышает максимально допустимое количество подписей, и составляет не менее 351 подписи.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 от 03 июня 2013 года создана рабочая группа по приему и проверке документов, представленных кандидатами, в составе ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 (л.д. 27 т.1).
Решением окружной избирательной комиссии от 17 июня 2013 года № 02/01 в состав рабочей группы включен старший эксперт отделения экспертиз и обеспечения ОМП отдела № 20 ЭКЦ ГУ МВД России по Пермскому краю ФИО9 (л.д.32 т.1).
Решением окружной избирательной комиссии от 14 июля 2013 года № 06/02 в состав рабочей группы включен член данной окружной избирательной комиссии ФИО2 на основании личного заявления (л.д.10 т.1).
Решением окружной избирательной комиссии от 26.07.2013 года № 10/01 по результатам рассмотрения жалобы кандидата ФИО3 решение данной комиссии о включении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса ФИО2 в состава рабочей группы отменено со ссылкой на ч.5 ст.32 Закона Пермского края «О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края» (л.д. 11 т.1).
22 июля 2013 года рабочая группа провела случайную выборку подписных листов для проверки, по итогам которой было отобрано 18 подписных листов - № 1, 14, 15, 32, 33, 34, 38, 39, 42, 63, 66, 72, 75, 77, 80, 81, 82, 84 папка № 1, количество отобранных подписей - 70, о чём оформила соответствующий протокол (л.д.208 т.1).
По результатам проведенной проверки подписных листов, представленных ФИО3, 26 июля 2013 года составлена ведомость проверки подписных листов, в соответствии с которой нарушения избирательного законодательства выявлены в 4 строках подписных листов, представленных ФИО3 Из указанной ведомости следует, что выявлены нарушения (код нарушения - 17) в 3 строке на подписном листе 32, в 3 строке на подписном листе 66, в 4 строке на подписном листе 34, во 2 строке на подписном листе 15 (л.д.210 т.1).
В результате проверки установлено, что общее количество недостоверных и (или) недействительных подписей - 4, что составляет 5,7 % от отобранных для проверки 70 подписей, что подтверждается копией итогового протокола проверки подписных листов (л.д. 209 т.1).
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 от 30 июля 2013 года № 11/02 ФИО3 зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13.
Заявитель и его представитель полагают, что регистрация кандидата произведена с нарушением закона, поскольку, по мнению указанных лиц, все подписные листы кандидата ФИО3, отобранные для проверки, являются недействительными на основании подпункта «г» пункта 6.4 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, так как в них отсутствуют сведения об избирателе, предусмотренные п. 11 ст.37 и подпунктом 5 статьи 2 данного Федерального закона, а именно в графе «адрес места жительства» не указан Соликамский район, на подписных листах 63, 66, 72 дата внесения подписи выполнена не самими избирателями.
В соответствии с п. 11 ст.37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз.
В силу п.п. «г» п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, признаются недействительными подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист.
Пункт 5 ст.2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ определяет адрес места жительства как адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Суд считает, что необходимость указания в подписных листах в графе «адрес места жительства» наименования муниципального района возникает тогда, когда избиратель проживает в городе, входящем в муниципальный район в качестве территориальной единицы.
Порядок образования, объединения, преобразования и упразднения административно-территориальных единиц, установления и изменения их границ и наименований в Пермском крае регулируется Законом Пермского края от 28 февраля 1996 года № 416-67 «Об административно-территориальном устройстве Пермского края».
В соответствии с Реестром административно-территориальных единиц, являющимся приложением к данному закону, город Соликамск относится к городам краевого значения и не входит как административно-территориальная единица в состав Соликамского района.
Законом Пермской области от 10 ноября 2004 года № 1772-368 "Об утверждении границ и о наделении статусом муниципального образования "Город Соликамск" Пермского края" муниципальное образование "Город Соликамск" наделено статусом городского округа.
Решением Соликамской городской Думы от 29.06.2005 года № 412 утвержден Устав Соликамского городского округа, из п. 2 ст.3 которого следует, что в состав территории Соликамского городского округа входит город Соликамск, а также в соответствии с генеральным планом Соликамского городского округа территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры.
В соответствии со ст.2, 3 Устава Соликамского муниципального района, принятого решением Земского собрания Соликамского района от 14.06.2005 года № 57, Соликамский район наделен статусом муниципального района в соответствии с Законом Пермской области от 9 декабря 2004 года № 1884-410 "Об утверждении границ и о наделении статусом муниципальных образований Соликамского района Пермского края". Соликамский муниципальный район объединяет 7 сельских поселений, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В состав района входят сельские поселения:
Басимское сельское поселение с административным центром в селе Басим;
Половодовское сельское поселение с административным центром в селе Половодово;
Касибское сельское поселение с административным центром в селе Касиб;
Краснобережское сельское поселение с административным центром в поселке Красный Берег;
Родниковское сельское поселение с административным центром в селе Родники;
Тохтуевское сельское поселение с административным центром в селе Тохтуева;
Тюлькинское сельское поселение с административным центром в поселке Тюлькино.
Суд приходит к выводу о том, что обязанности у жителей г.Соликамска Пермского края, подавших свои подписи в поддержку кандидата ФИО3, указать в графе «адрес места жительства» - Соликамский район, не имелось.
Судом проверен также довод представителя заявителя о том, что в подписных листах № 63, 66, 72 папки № 1 дата внесения подписи выполнена не самими избирателями, а лицами, заполнившими в подписном листе графы с 1 по 4.
Как следует из объяснения представителя окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 председателя комиссии ФИО10, члены рабочей группы при проверке подписных листов не усомнились в достоверности и действительности подписей избирателей на указанных подписных листах, при решении вопроса о регистрации кандидата ФИО3 члены окружной избирательной комиссии каких-либо замечаний относительно подписей избирателей на подписных листах 63, 66, 72 на заседании комиссии не высказывали.
Согласно протоколу заседания окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края от 30 мая 2013 года № 11 вторым рассматривался вопрос о регистрации кандидата ФИО3 Какие-либо замечания по итоговому протоколу проверки подписных листов, представленных данным кандидатом, члены комиссии, в том числе ФИО2, не сделали (л.д.227-229).
Исследовав подписные листы № 63, 66, 72 папки № 1 суд приходит к выводу о том, что избирательная комиссия обоснованно не исключила подписи (не считая вычеркнутых самим кандидатом), содержащиеся на указанных подписных листах из числа достоверных и действительных, поскольку каких-либо сомнений в том, что даты подписей избирателей проставлены иным лицом, а не избирателем, не имеется.
Оснований для проверки подписных листов судом с участием специалиста-эксперта суд не усматривает.
Суд приходит к выводу о том, что указанный выше довод представителя заявителя о недействительности подписей на указанных подписных листах является несостоятельным ввиду его несоответствия фактическим обстоятельствам дела.
Довод заявителя и его представителя о нарушении процедуры проверки подписных листов отмену решения окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата ФИО3 не влечёт по следующим основаниям.
Согласно пункту 18 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.
В соответствии с п.3 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Согласно п.3.1 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, главы и депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, внутригородской территории города федерального значения, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, референдума городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, внутригородской территории города федерального значения используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах главы и депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения, при выдвижении инициативы проведения референдума городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может использоваться ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума.
Пунктом 6 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлено, что при проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, представивших необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума.
Согласно п. 6.1 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Статьёй 32 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК установлено, что соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение требований настоящего Закона при выдвижении каждого кандидата, единого списка кандидатов. До принятия решения о регистрации кандидат вправе вносить уточнения в сведения о себе, представленные в соответствии с частями 1 и 2 статьи 28, частью 20 статьи 29 настоящего Закона (за исключением сведений о судимостях) (ч.4 ст.32).
Если кандидатом представлены подписные листы, соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Для проведения указанной проверки соответствующая избирательная комиссия может образовать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и(или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений избирательные комиссии используют Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, а также ГАС "Выборы" (ч.5 ст.32).
Проверке подлежит 20 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата количества подписей и соответствующих им сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. При проведении выборки и проверки подписных листов в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации по одномандатному избирательному округу количество подписей избирателей, или его доверенное лицо. О времени проведения выборки и проверки подписных листов должны извещаться все кандидаты, представившие в соответствующую избирательную комиссию указанное количество подписей (ч.6 ст.32).
Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и(или) недействительной (ч.7 ст.32).
По окончании проверки подписных листов по каждому кандидату составляется итоговый протокол, который подписывается уполномоченным на то членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется в избирательную комиссию для принятия решения о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и(или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. Повторная проверка подписных листов, а также внесение изменений в протокол после принятия указанного решения не допускаются. Копия протокола передается кандидату не позднее чем за двое суток до заседания соответствующей избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. В случае если количества достоверных подписей недостаточно для регистрации кандидата либо если количество недостоверных и(или) недействительных подписей составило 10 и более процентов от общего числа подписей, отобранных для проверки, кандидат вправе получить в соответствующей избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные руководителем рабочей группы, образованной для проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и(или) недействительными с указанием номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых подписи были признаны недостоверными и(или) недействительными. Повторная проверка подписных листов после принятия избирательной комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или избирательной комиссией в соответствии с частью 6 статьи 82 настоящего Закона и только в пределах подписей, подлежащих проверке (ч.14 ст.32).
Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 30 мая 2013 года № 107/13-2 утверждены Методические рекомендации по приёму и проверке подписных листов с подписями избирателей, представляемых кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края.
Нарушение процедуры проверки подписей кандидата ФИО3 заявитель усматривает в частности в том, что при проведении проверки подписей данного кандидата в работе рабочей группы не принимал участие эксперт.
Между тем, действующее законодательство не содержит требований об обязательном участии при проверке подписных листов эксперта.
Из материалов дела видно, что в состав рабочей группы по проверке подписных листов включен старший эксперт отделения экспертиз и обеспечения ОПМ отдела № 20 ЭКЦ ГУВД России по Пермскому краю капитан ФИО9, к извещению которого о времени и месте заседания рабочей группы, на котором проверялись подписные листы ФИО3, были приняты надлежащие меры.
По результатам заседания рабочей группы по проверке подписных листов какие-либо подписи избирателей на проверку эксперту направлены не были ввиду отсутствия у членов рабочей группы сомнений в достоверности и действительности 66 подписей, которые они учли как достоверные и действительные из числа отобранных на проверку 70 подписей.
Как видно из материалов дела, рабочая группа на момент проверки состояла из 6 человек. Итоговый протокол проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата ФИО3 подписан 5 членами комиссии (л.д. 209 т.1), то есть большинством.
При указанных обстоятельствах оснований полагать, что в результате отсутствия эксперта на заседании рабочей группы при проверке подписных листов кандидата ФИО3 нарушена процедура проверки подписных листов, не имеется.
Ссылка заявителя на то, что при проверке подписных листов, представленных кандидатом ФИО3, были нарушены принципы равенства и гласности, судом отклоняется в связи со следующим.
Утверждение заявителя и его представителя о том, что при проверке подписных листов иных кандидатов эксперт принимал участие, не свидетельствует о нарушении принципа равенства кандидатов.
Кроме того, как следует из объяснения представителя окружной избирательной комиссии, на заседаниях рабочей группы по проверке подписных листов еще двух кандидатов эксперт не присутствовал.
То обстоятельство, что из состава рабочей группы до начала проведения проверки подписных листов кандидата ФИО3 решением окружной избирательной комиссии от 30 июля 2013 года был исключен член окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, отмену решения окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата ФИО3 не влечет.
При проверке подписных листов, представленных ФИО3 для регистрации, член окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса ФИО2 на заседании рабочей группы присутствовал, и, как следует из его объяснения в суде, высказывал своё мнение по поводу действительности и достоверности подписей избирателей.
В данном случае оснований полагать, что решение окружной избирательной комиссии об исключении из состава рабочей группы по проверке подписных листов члена комиссии с правом совещательного голоса ФИО2 нарушает права и интересы кандидата ФИО1, не имеется.
Кроме того, Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ и Законом Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа кандидату в регистрации.
С учетом указанного, доводы заявителя о нарушении процедуры проверки подписных листов, представленных ФИО3, нарушении принципов равенства кандидатов и гласности при проведении проверки подписных листов кандидата ФИО3, на выводы суда о законности решения комиссии о регистрации кандидата ФИО3 не влияют, поскольку основанием к отмене решения окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата ФИО3 не являются.
Проверив доводы заявителя и его представителя об отсутствии на момент регистрации кандидата ФИО3 документов, необходимых для регистрации, суд приходит к следующему.
В обоснование заявления об отмене решения о регистрации кандидата ФИО3 заявитель указывает также на то, что копия паспорта кандидата ФИО3 содержит на восемнадцатой странице штамп о ранее выданном паспорте, на девятнадцатой странице - штамп «аннулировано», что, по его мнению, не соответствует требованиям к оформлению и содержанию паспорта, установленным Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 года № 828, в связи с чем полагает, что паспорт ФИО3 является недействительным, что равно отсутствию у ФИО3 среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, необходимых документов.
Перечень отметок, которые вносятся или могут быть внесены в паспорт гражданина Российской Федерации по его желанию, определен пунктом 5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 года № 828.
В силу пункта 6 данного Положения запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные этим Положением. Паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные настоящим Положением, является недействительным.
Как следует из копии паспорта ФИО3, представленной в составе документов для регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва, на восемнадцатой странице паспорта имеется отметка о выдаче паспорта серии ** № **, на девятнадцатой странице паспорта - о выдаче паспорта серии ** № **, на котором стоит отметка «аннулировано», а также о выдаче паспорта **.
Суд полагает, что отметка на странице 18 паспорта, содержащая реквизиты о выдаче паспорта, а не на странице 19 в соответствии с п. 15 Описания бланка паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 года № 828, не противоречит п.5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации и не свидетельствует о недействительности паспорта, так как в силу п.6 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации недействительность паспорта влечет за собой лишь внесение сведений, отметок или записей, не предусмотренных настоящим Положением.
То обстоятельство, что на девятнадцатой странице паспорта на отметке о выдаче паспорта серии ** № ** стоит отметка «аннулировано», само по себе не влечет утрату избирательных прав у владельца данного паспорта.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5, право избирать (активное избирательное право) и право быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право), а также право участвовать в референдуме, по общему правилу, принадлежат гражданам Российской Федерации (часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, статьи 2-4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ).
По смыслу Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ при обращении за реализацией указанных прав гражданство Российской Федерации должно быть удостоверено.
Исходя из положений статьи 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", документами, удостоверяющими гражданство Российской Федерации, являются выданные в установленном порядке паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Документы, которые при отсутствии паспорта гражданина Российской Федерации могут удостоверять личность такого гражданина при реализации им избирательных прав и права на участие в референдуме, перечислены в подпункте 16 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Истечение срока действия документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, равно как и наличие иных обстоятельств, требующих обязательной замены документа (например, внесение в паспорт гражданина Российской Федерации отметок и записей, не предусмотренных Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, которое утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года № 828, с последующими изменениями), не означают прекращение гражданства Российской Федерации и утрату избирательных прав и права на участие в референдуме.
Оценив имеющиеся в деле доказательства и приняв во внимание указанное выше разъяснение Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований полагать, что в данном случае кандидатом ФИО3 не соблюдены требования действующего избирательного законодательства о предоставлении для регистрации в качестве кандидата документа, удостоверяющего личность и указание на гражданство.
Суд также не находит оснований для вывода о том, что ФИО3 не представлен для регистрации по доводам, изложенным в заявлении ФИО1, и доводам его представителя, первый финансовый отчет.
В силу п.1 ч.1 ст.57 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, избирательное объединение, выдвинувшее единый список кандидатов, представляют в соответствующую избирательную комиссию финансовые отчеты о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда, со следующей периодичностью: первый финансовый отчет - одновременно с представлением в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, единого списка кандидатов, при этом в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета.
Как видно из материалов дела, 21 июля 2013 года в 14 часов 42 минут ФИО3 представил в окружную избирательную комиссию вместе с другими документами первый финансовый отчет. Из письменного подтверждения принятых документов для регистрации кандидата следует, что первый финансовый отчет представлен на 11 листах (л.д. 197 т.1).
Первый финансовый отчет составлен по состоянию на 19 июля 2013 года, подан в окружную избирательную комиссию 21 июля 2013 года, то есть с соблюдением установленного п.1 ч.1 ст.57 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК срока.
В соответствии с п.2.1 Перечня документов, представляемых кандидатами, избирательными объединениями в окружные избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края, утвержденного постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 30 мая 2013 года № 107/12-2, кандидат для регистрации представляет документы, в том числе первый финансовый отчет кандидата по форме, установленной Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 04.08.2011 года № 04/29-2 (приложение № 5).
Согласно 8.7 Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края, утвержденной Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 04.08.2011 года № 04/29-2, финансовый отчет (первый, итоговый) кандидата, избирательного объединения состоит из следующих документов:
учета поступления и расходования средств соответствующего избирательного фонда (форма № 1 приложение № 1);
финансового отчета (формы № 5, 6 приложения № 10, 12); банковской справки (выписки со счета) об остатке средств избирательного фонда.
Пунктом 8.3 указанной Инструкции установлено, что кандидат представляет в окружную избирательную комиссию, а уполномоченный представитель избирательного объединения по финансовым вопросам представляет в Избирательную комиссию Пермского края на бумажном носителе и в электронном виде финансовые отчеты со следующей периодичностью: первый финансовый отчет - одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации кандидата, единого списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением в установленном законом Пермского края порядке. В отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета (подпункт 1).
Суд считает установленным, что первый финансовый отчет, представленный кандидатом ФИО3 в окружную избирательную комиссию для регистрации, содержал все предусмотренные п.8.7 указанной выше Инструкции документы, составленные по установленным формам.
Судом отклоняется довод заявителя и его представителя о том, что отчет являлся неполным, поскольку 27 июля 2013 года ФИО3 повторно представил в окружную избирательную комиссию учет поступления и расходования средств соответствующего избирательного фонда (форма № 1) и финансовый отчет (форма № 5); при этом банковская справка (выписка со счета) об остатке средств избирательного фонда представлена не была, по следующим основаниям.
Письмом от 26 июля 2013 года № 01-04-76 окружная избирательная комиссия уведомила ФИО3 о праве внести уточнения и дополнения в документы, представленные в избирательную комиссию для регистрации, указав конкретные выявленные недостатки в первом финансовом отчете. Комиссия указала, что в отчете отражен факт перечисления на специальный избирательный счет кандидата 12 июля 2013 года денежных средств от ООО «Транспорт», как средств, поступивших в установленном порядке, 22 июля 2013 года произведен возврат денежных средств по причине поступления указанного пожертвования с нарушением требований ч.3 ст.53 и ч.3 ст.55 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК (л.д.198 т.1).
27 июля 2013 года ФИО3 внёс уточнения в ранее поданный первый финансовый отчет.
Как следует из заявления ФИО3, уточнения в первый финансовый отчёт им внесены в части отражения поступления в избирательный фонд денежных средств с нарушением установленного порядка, со ссылкой на то, что указанное нарушение явилось следствием несвоевременного представления банком информации о жертвователе -юридическом лице (л.д.199 т.1).
К данному заявлению ФИО3 приложены первый финансовый отчет по форме № 5 с отражением в отчёте поступивших в избирательный фонд денежных средств с нарушением установленного порядка (л.д.200-201 т.1) и учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата по форме № 1 с уточнением суммы средств, поступивших с нарушением установленного порядка в графе 6 (л.д.202-206 т.1).
Поскольку таким способом 27 июля 2013 года ФИО3 во исполнение письма окружной избирательной комиссии исправлены недостатки первого финансового отчёта, следовательно, имеются основания для вывода суда о том, что первый финансовый отчёт ФИО3 представлен 21 июля 2013 года в полном объёме.
Ссылка заявителя и его представителя на то, что второй вариант финансового отчёта подписан кандидатом 27 июля 2013 года, что противоречит п.8.3 Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края, так как в отчёте сведения указаны на 17 июля 2013 года, следовательно, превышают пятидневный срок, установленный данной Инструкцией не имеет правового значения, поскольку, как установлено судом 27 июля 2013 года ФИО3 были устранены недостатки первого финансового отчета, который составлен по состоянию на 19 июля 2013 года и подан в окружную избирательную комиссию 21 июля 2013 года. Таким образом, требования п.8.3 Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края в части срока подачи первого финансового отчета ФИО3 не нарушены.
При этом довод представителя заявителя о том, что поскольку ФИО3 представил в новом варианте две части первого финансового отчета без третьей части - банковской справки (выписки со счёта) об остатке средств избирательного фонда, то весь отчет теряет свою логику, является надуманным.
Как видно из финансового отчета он составлен по состоянию на 19 июля 2013 года, при исправлении недостатков данного документа, ФИО3 не изменил дату, на которую составлен финансовый отчет. Как видно из документов, представленных в целях устранения недостатков первого финансового отчёта, ФИО3 указывает ту же дату отчёта - по состоянию на 19 июля 2013 года. Таким образом, какие-либо другие сведения о поступлении и расходовании иных денежных средств, чем указанные первоначально в финансовом отчете, при устранении недостатков первого финансового отчёта ФИО3 не представил. Все три составные части финансового отчета (в том числе и с учетом документов об устранении недостатков финансового отчета) содержат сведения об операциях с денежными средствами по избирательному фонду ФИО3 по состоянию на 19 июля 2013 года.
Суд не может согласиться с доводами заявителя и его представителя о том, что внесение уточнений в финансовый отчет, поданный ФИО3 21 июля 2013 года, в части отражения поступивших в избирательный фонд кандидата денежных средств с нарушением установленного порядка является незаконным и противоречит положениям п. 1.1 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, что подтверждается, по их мнению, п.2.1 Методических рекомендаций по организации деятельности территориальных избирательных комиссий, на которые возложены полномочия окружных избирательных комиссий, и созданных при них контрольно-ревизионных служб по контролю за целевым расходованием денежных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края, за избирательными фондами кандидатов, достоверностью представленных сведений о доходах и об имуществе», утвержденных постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 11 августа 2011 года № 05/39-2, согласно которым не позднее чем за один день до дня заседания ТИК, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем.
Указанный довод основан на неправильном толковании п. 1.1 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, согласно которому при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Согласно п.2 Разъяснения порядка применения пункта 1.1, подпунктов «в.1», «в.2» пункта 24, подпунктов «6.1», «6.2» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии от 23 марта 2007 года № 201272-4, в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона кандидат, избирательное объединение в случае самостоятельного выявления отсутствия в представленных ими документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, и (или) несоблюдения требований закона к оформлению таких документов не позднее чем за день до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов вправе:
1) уточнять и дополнять сведения (кандидат, в том числе выдвинутый в составе списка кандидатов, - о себе, избирательное объединение - о выдвинутом им кандидате, выдвинутых им кандидатах, в том числе в составе списка кандидатов), содержащиеся в документах, представленных в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона, а также в иных документах (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации;
2) исправлять недостатки в оформлении документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным законом для уведомления избирательной комиссии о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением подписных листов, вплоть до замены документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, иного закона.
Кандидат, избирательное объединение вправе также осуществлять указанные действия при необходимости уточнения сведений о кандидате, в том числе в случае фактического изменения ранее представленных сведений (например, места работы, адреса места жительства и т.д.).
Если кандидатом, избирательным объединением производится уточнение представленных ранее сведений, требующих в соответствии с Федеральным законом, иным законом документального подтверждения, кандидат, избирательное объединение обязаны представить документы, подтверждающие указанные сведения.
Избирательная комиссия, наделенная полномочиями по регистрации кандидата, списка кандидатов (далее - избирательная комиссия), обязана предоставить кандидату, избирательному объединению возможность осуществления действий, предусмотренных настоящим пунктом.
Как следует из п.3 данного Разъяснения, если кандидатом, избирательным объединением самостоятельно не осуществлены действия, предусмотренные пунктом 2 настоящих Разъяснений, и по результатам проверки представленных кандидатом, избирательным объединением документов выявлены обстоятельства, указывающие на наличие оснований для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов, предусмотренных подпунктом «в.1» и (или) «в.2» пункта 24, подпунктом «6.1» и (или) «6.2» пункта 25, подпунктом «з» и (или) «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона, то избирательной комиссии необходимо учитывать следующее.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона избирательная комиссия при выявлении в результате проверки представленных кандидатом, избирательным объединением документов неполноты сведений о кандидате (кандидатах) или несоблюдения требований закона к оформлению документов не позднее чем за три дня до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов на своем заседании принимает решение об извещении кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках представленных документов, которым утверждается документ, извещающий кандидата, избирательное объединение об отсутствии в представленных документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, и (или) о несоблюдении требований закона к оформлению таких документов.
В извещении должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки.
На заседание избирательной комиссии, на котором рассматривается вопрос об извещении кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках представленных документов, приглашается кандидат либо его представитель, уполномоченный представитель избирательного объединения.
Незамедлительно после проведения заседания избирательной комиссии решение избирательной комиссии вручается присутствующему на заседании кандидату, его представителю, уполномоченному представителю избирательного объединения либо направляется в адрес кандидата, его представителя, уполномоченного представителя избирательного объединения.
Согласно п.4 Разъяснения в целях устранения выявленных избирательной комиссией недостатков в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат, избирательное объединение вправе осуществлять действия, предусмотренные пунктом настоящих Разъяснений.
Устранение кандидатом, избирательным объединением недостатков в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов (уточнение и дополнение сведений о кандидате (кандидатах), приведение документов в соответствие с требованиями Федерального закона, иного закона, в том числе в части их оформления), может осуществляться неоднократно, но не позднее чем за день до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Суд считает, что устранение ФИО3 выявленных окружной избирательной комиссией недостатков в первом финансовом отчете не позднее чем за день до дня рассмотрения вопроса о регистрации не противоречит требованиям действующего избирательного законодательства.
Оснований для признания факта отсутствия финансового отчета как единого документа, состоящего из трех частей, на чём настаивает заявитель, не установлено.
Таким образом, суд считает установленным, что оснований для отказа кандидату ФИО3 в регистрации в соответствии с подпунктом «в» пункта 24 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ при рассмотрении дела судом не установлено, и, следовательно, не имелось у окружной избирательной комиссии.
Оснований для отказа кандидату ФИО3 в регистрации в соответствии с подпунктом «в» пункта 24 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ при рассмотрении дела судом не установлено, и, следовательно, не имелось у окружной избирательной комиссии.
Доводы заявителя и его представителя о том, что и первый и второй вариант финансового отчета подписаны с нарушением п.8.3 Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края, утвержденной Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 04.08.2011 года № 04/29-2, поскольку подписаны позже 17 июля 2013 года, являющейся датой последней операции по счету, отмену решения окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата ФИО3 не влекут.
Пунктом 8.3 Инструкции, на которую ссылаются заявитель и его представитель, не установлены требования относительно даты подписания финансового отчета. Подпунктом 1 данного пункта определено, что в отчёт включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета (подпункт 1).
Согласно п.8.8 указанной Инструкции при представлении первого финансового отчета остаток средств избирательного фонда на специальном избирательном счете подтверждается банковской справкой (выпиской по счету), прилагаемой к первому финансовому отчету, при этом дата, указываемая кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения по финансовым вопросам при подписании формы № 1 учета поступления и расходования средств избирательного фонда и форм № 5, 6, финансового отчета, должна соответствовать дате последней финансовой операции, указанной в банковской справке (выписке по счету) об остатке средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения.
Как видно из первого финансового отчёта кандидата ФИО3 дата последней финансовой операции -17 июля 2013 года, отчёт подписан 20 июля 2013 года, что не соответствует требованиям п.8.8 Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края, утвержденной Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 04.08.2011 года № 04/29-2.
По результатам проверки представленных кандидатом ФИО3 документов окружная избирательная комиссии извещение о несоблюдении требования п.8.8 Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края ФИО3 не направила.
Суд полагает, что нарушение ФИО3 требования п.8.8 указанной Инструкции является несущественным.
При рассмотрении дела установлено, что в период с 17 июля 2013 года (дата последней операции по счету) по 20 июля 2013 года (дата подписания отчета) какие-либо операции, свидетельствующие о поступлении и расходовании денежных средств избирательного фонда кандидата ФИО3, не производились. Так, из сведений о поступлении денежных средств на специальный избирательный счет ФИО3 по состоянию на 19 июля 2013 года видно, что последние поступления денежных средств имели место 12 июля 2013 года. Согласно выписке из лицевого счета по вкладу по состоянию на 19 июля 2013 года последние банковские операции по вкладу произведены 17 июля 2013 года.
Кроме того, заслуживают внимания доводы представителя заинтересованного лица ФИО3 о том, что в приложении № 2 к Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края, утвержденной Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 04.08.2011 года № 04/29-2, содержится образец заполнения формы № 1 «Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата», из содержания которого следует, что последняя банковская операция совершена 17 октября 2011 года, дата подписания формы - 18 декабря 2011 года (л.д. 31-37 т.2).
Суд считает, что при указанных обстоятельствах ставить в вину ФИО3 указание даты подписания отчета, не соответствующей дате последней финансовой операции, указанной в банковской справке (выписке по счету) об остатке средств избирательного фонда кандидата, оснований не имеется.
Кроме того, допущенное ФИО3 нарушение является несущественным, поскольку не повлекло предоставление в окружную избирательную комиссию недостоверных сведений о финансовых операциях по избирательному счету.
При указанных обстоятельствах, утверждение заявителя о наличии оснований, предусмотренных подпунктом «в» пункта 25 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ для отказа ФИО3 в регистрации является несостоятельным.
Иные доводы заявителя и его представителя на выводы суда не влияют, поскольку основанием к отмене решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата ФИО3 не являются.
Суд приходит к выводу о том, что окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 выполнила возложенную на неё обязанность по проверке всех представленных кандидатом ФИО3 документов, приняла законное и обоснованное решение о регистрации кандидата ФИО3
Суд считает, что ФИО1 в удовлетворении заявления об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 от 30 июля 2013 года № 11/02 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 ФИО3» следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
ФИО1 в удовлетворении заявления об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 от 30 июля 2013 года № 11/02 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 ФИО3» отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение пяти дней со дня изготовления мотивированного решения - 16 августа 2013 года.
Решение вступило в законную силу 02 сентября 2013 года.
Судья - Л.Е. Хрусталева