3-113-2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 августа 2013 года г. Пермь
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Ефремовой О.Н.,
при секретаре Варанкиной Д.А.,
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Кузнецовой И.А.,
представителя заявителя ФИО1, действующего на основании доверенности,
представителя заинтересованных лиц Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 и Избирательной комиссии Пермского края, действующей на основании доверенностей ФИО2,
представителя заинтересованного лица ФИО3, действующего на основании доверенности,
рассмотрев 14 августа 2013 года в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по заявлению ФИО1 об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 от 02 августа 2013 года № 13/01 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 ФИО3»,
установил:
постановлением избирательной комиссии Пермского края от 30.05.2013 № 107/01-2 назначены дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 на 08.09.2013. Указанное постановление опубликовано в Пермской краевой газете «Звезда» № 59 (32075) от 31.05.2013.
Схема одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва утверждена постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 16.06.2011 №2725.
Постановлением избирательной комиссии Пермского края от 30.05.2013 № 107/03-2 «О возложении полномочий окружной избирательной комиссии по выборам депутата Законодательного Собрания Пермского края второго созыва на территориальную избирательную комиссию» полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутата Законодательного собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 возложены на территориальную избирательную комиссию Соликамского муниципального района.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 от 12.07.2013 № 05/01 ФИО1, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в ПЕРМСКОМ КРАЕ», зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу №13.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 (далее - ОИК № 13) от 02.08.2013 № 13/01 ФИО3, выдвинувший свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу № 13.
ФИО1, являясь кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13, обратился в суд с заявлением об отмене решения окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по тому же избирательному округу ФИО3, полагая, что регистрация ФИО3 произведена с нарушением требований закона, что нарушает его, ФИО1, пассивное избирательное право.
В обоснование требований указал, что кандидатом ФИО3 представлены подписные листы, содержащие противоречивые, не понятные для очевидного понимания избирателя, члена избирательной комиссии сведения о номере специального избирательного счёта. Так, на листах 4, 6 и 16 наложение одного ряда цифр номера избирательного счета на другой номер, не позволяет идентифицировать реальный номер специального избирательного счёта кандидата ФИО3, при этом первые цифры указанного счета не являются началом номера специального избирательного счета данного кандидата. Кроме того, в обоснование требований заявитель сослался на то, что подписные листы содержат сведения о месте проживания, где указаны два адреса: в <...> с отметкой о выбытии и в Пермском районе по месту временной регистрации, то есть кандидатом ФИО3 нарушена установленная законом форма подписного листа, что также вводит в заблуждение избирателей относительно места жительства кандидата. ФИО1 полагает, что отсутствие у ФИО3 надлежащих оформленных подписных листов, обобранных для проверки, равно отсутствию для регистрации документов, необходимых в соответствии с законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата. Исключение листов № 4, 6 и 16 влечет исключение 15 подписей избирателей из состава подписных листов и, как следствие, отказ в регистрации кандидата ФИО3 по основаниям, предусмотренным подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Данная норма закона подкреплена пунктом 6-5 статьи 38 указанного выше Федерального закона. В данном случае речь идет о применении подпункта «и» пункта 6-4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Заявитель просит отменить решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 от 02.08.2013 № 13/01 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 ФИО3».
В судебном заседании заявитель ФИО1, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, участия не принимал. Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося заявителя. Представитель заявителя У. доводы, изложенные в заявлении ФИО1, поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что дата, указанная кандидатом ФИО3 в первом финансовом отчете, не соответствует дате последней финансовой операции, указанной в банковской справке (выписке по счету) об остатке средств избирательного фонда кандидата.
Представитель Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 и Избирательной комиссии Пермского края заявленные ФИО1 требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Представила письменные возражения.
ФИО3 о рассмотрении дела судом извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Представитель ФИО3 заявление ФИО1 не поддерживает по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Изучив материалы дела, обозрев подлинные подписные листы, заслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, заслушав заключение прокурора Кузнецовой И.А., полагавшей, что заявление ФИО1 удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 38, пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом.
Регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссии при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 названного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 статьи 38 названного Федерального закона. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
В силу пунктов 5, 6, 7 статьи 32 Закона Пермского края от 11.05.2011 № 766-ПК "О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края" (далее - Закон Пермского края № 766-ПК) соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Проверке подлежит 20 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата количества подписей и соответствующих им сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Судом установлено, что 29.06.2013 ФИО3 уведомил окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 о самовыдвижении кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу №13, представив в избирательную комиссию документы.
С соблюдением установленного законом срока - до 18 часов по местному времени 24.07.2013 - 24.07.2013 в 17 часов 50 минут ФИО3 представил в окружную избирательную комиссию 79 подписных листов в 1 папке с 386 подписями избирателей, протокол об итогах сбора подписей, первый финансовый отчет, уведомление о закрытии счетов (вкладов), что подтверждается письменным подтверждением принятых документов для регистрации кандидата (л.д. 41), копиями представленных документов (л.д. 42-45,51-52,86-99).
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона Пермского края от 11.05.2011 № 766-ПК, если в поддержку выдвижения кандидата собираются подписи избирателей, то количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 0,5 процента от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа.
Из постановления Законодательного Собрания Пермского края от 16.06.2011 № 2725, которым утверждена схема одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва, следует, что численность избирателей избирательного округа № 13 составляет 70 197 человек.
Таким образом, количество необходимых для регистрации кандидата по указанному избирательному округу подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата составляет 351 подпись.
В соответствии с частью 10 статьи 31 Закона Пермского края от 11.05.2011 № 766-ПК, количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в соответствующую избирательную комиссию, может превышать установленное настоящим Законом необходимое для регистрации кандидата количество подписей, но не более чем на 10 процентов (в данном случае не более 35 подписей).
Материалами дела подтверждается, что ФИО3 представлено в окружную избирательную комиссию количество подписей, которое не превышает максимально допустимое количество подписей, и составляет 386 подписей.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 от 03.06.2013 № 01/03 создана рабочая группа по приему и проверке документов, представленных кандидатами, в составе ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 (л.д. 84).
Решением окружной избирательной комиссии от 17.06.2013 № 02/01 в состав рабочей группы включен старший эксперт отделения экспертиз и обеспечения ОМП отдела № 20 ЭКЦ ГУ МВД России по Пермскому краю ФИО9
О начале проверки подписных листов, о порядке и сроках проверки подписей избирателей, сроках рассмотрения вопроса о регистрации кандидата в депутаты ФИО3 был уведомлен окружной избирательной комиссией, о чем свидетельствуют уведомление от 28.07.2013 № 01-10-86 и протокол заседания окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 от 02.08.2013 № 13.
24.07.2013 рабочая группа провела случайную выборку подписных листов для проверки, по итогам которой было отобрано 14 подписных листов (70 подписей), о чем оформлен соответствующий протокол (л.д. 53). Определены листы: 4, 6, 7, 17, 22, 24, 26, 48, 49, 54, 64, 68, 69, 70.
Дополнительным протоколом случайной выборки подписных листов, представленных кандидатом ФИО3, от 25.07.2013 определена подпись № 4 на листе 9 вместо подписи № 1 на листе 64.
По результатам проведенной проверки 30.07.2013 составлена ведомость проверки подписных листов, в соответствии с которыми нарушения избирательного законодательства выявлены в 2 строках подписных листов, представленных ФИО3 Из указанной ведомости (л.д. 56), подлинников подписных листов и таблицы сведений, содержащихся в подписных листах, (л.д. 58) следует, что выявлены нарушения (код нарушения - 17) в 1 и 5 строках на подписном листе 4.
В результате проверки установлено, что общее количество недостоверных и (или) недействительных подписей - 2, что составляет 2,85 % от отобранных для проверки 70 подписей, что подтверждается копией итогового протокола проверки подписных листов (л.д. 55).
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 от 02.08.2013 № 13/01 ФИО3 зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13.
ФИО1, в обоснование заявления об отмене указанного решения о регистрации ФИО3 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва указывает, в частности, на то обстоятельство, что подписные листы, отобранные для проверки подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты ФИО3, не соответствуют требованиям приложения № 5 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, так как в них содержится информация о месте жительства заявителя, которая вводит в заблуждение избирателей, а также информация о номере специального избирательного счета кандидата на листах № 4, 6, 16 содержится в виде не позволяющем идентифицировать реальный номер специального избирательного счета кандидата.
В соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 5, 6, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Аналогичные положения содержатся и в подпункте «и» пункта 11 статьи 32 Закона Пермского края № 766-ПК.
Одним из оснований отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата (подпункт «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся и в части 5 статьи 33 Закона Пермского края от 11.05.2011 № 766-ПК.
Из приложения № 5 к Федеральному закону от 12.06.2002 № 67-ФЗ следует, что федеральный законодатель предписывает кандидату в депутаты указывать место жительства (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата), а также номер специального избирательного счета.
Между тем, проверяя доводы заявителя и исследуя подлинные подписные листы, суд приходит к выводу, что подписные листы, которые были предметом проверки рабочей группы, по форме соответствуют требованиям приложения № 5 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ.
В соответствии со статьей 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (часть 1), а также избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2).
В развитие названных конституционных положений был принят Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ, статья 2 которого устанавливает значение основных терминов и понятий, употребляемых в этом Федеральном законе. Согласно подпункту 5 данной статьи адрес места жительства - это тот адрес, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Таким образом, исходя из буквального смысла приведенной нормы, адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства.
На основании статьи 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещением, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно. Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
По смыслу правовых позиций, изложенных в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.10.2010 № 1426-0-0, исходя из буквального смысла приведенной нормы (подпункта 5 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ), адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства. Иное понимание данного законоположения допускало бы невозможность однозначного определения в каждом конкретном случае правильности указания места жительства избирателя, тем самым приводя к нарушению конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, и не отвечало бы требованиям ясности и недвусмысленности правового регулирования.
В силу пункта 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, такими документами являются паспорт гражданина Российской Федерации и, в отдельных случаях, свидетельство о регистрации по месту жительства.
Как усматривается из материалов дела, постоянным местом жительства ФИО3 является г. Пермь ул. ****. Об этом заявитель указал в представленном в окружную избирательную комиссию заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты. Также ФИО3 в избирательную комиссию представлено свидетельство № 225 о регистрации по месту пребывания по адресу: Пермский края, Пермский район, пос. Юго-Камский, ул. **** на срок с 16.08.2012 по 16.08.2013.
Закрепленный в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер. При этом, каких либо ограничений в указании места жительства в вышеуказанном законе не содержится.
Поэтому, суд полагает, что указание кандидатом ФИО3 наряду с фактическим местом жительства, регистрации по месту пребывания не нарушает требования, установленные приложением № 5 к Федеральному закону от 12.06.2002 № 67-ФЗ и не влияет на восприятие избирателями информации о кандидате, которые не лишены сведений о месте жительства кандидата, не нарушает принцип равенства всех кандидатов перед законом, указавших полностью свое место жительства.
С учетом изложенного, доводы ФИО1 о том, что не допускается указывать два адреса места проживания, местом жительства может считаться только адрес места пребывания, являются несостоятельными.
Доводы заявления ФИО1 о том, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации Пермского края ФИО3 оформлены с нарушением требований, предъявляемых статьей 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ к форме подписного листа, опровергаются имеющимися в деле доказательствами.
В соответствии со статьёй 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списка кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом (п. 1). Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда (п. 5). Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по форме согласно приложения 5 к упомянутому Федеральному закону (п. 8).
29.06.2013 кандидату ФИО3 выписано разрешение на открытие специального избирательного счета. Как следует из выписки из лицевого счета по вкладу «Специальный избирательный», ФИО3 29.06.2013 заключен договор о специальном избирательном счете кандидата с ОАО «Сбербанк России» (счет № **, корреспондирующий счет № **). 24.07.2013 в окружную избирательную комиссию ФИО3 представлен первый финансовый отчет.
Также 24.07.2013 ФИО3 в окружную избирательную комиссию представлено 386 подписей избирателей на 79 подписных листах в 1 папке. Подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва ФИО3 собраны в период с 13.07.2013 по 23.07.2013.
Из материалов дела следует, что в представленных в избирательную комиссию подписных листах, отобранных для проверки, указаны наименование законодательного (представительного) органа государственной власти Пермского края, наименование и номер одномандатного избирательного округа, фамилия, имя, отчество кандидата в депутаты, гражданство, дата рождения, род занятий, номер специального избирательного счета, с которого произведена оплата изготовления подписных листов, данные об избирателях (фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серия, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, подпись избирателя и дата ее внесения). Все данные внесены рукописным способом, без использования карандашей, подпись и дата ее внесения проставлены избирателями собственноручно. При заверении подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, указаны свои фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, также им поставлена своя подпись и дата ее внесения. Подписные листы с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата заверены кандидатом, имеется указание на специальный избирательный счет, что в полной мере согласуется с требованиями, предъявляемыми федеральным законодателем к форме подписного листа.
Указание в подписном листе номера специального избирательного счета и корреспондирующего счета не свидетельствует о нарушении установленной формы подписных листов, наличие излишней информации не препятствует установлению необходимой информации.
Как было указано выше, ФИО3 открыт специальный избирательный счет № **, корреспондирующий счет № **.
В части наложения цифр номера специального избирательного счета и корреспондирующего счета, суд полагает, что не вызывает сомнений то, что номер специального избирательного счета кандидата ФИО3 именно - **. В связи с чем, суд не считает состоятельными доводы заявления ФИО1 о том, что наложение одного ряда цифр на другой в подписных листах № 4, 6 и 16, не позволяет идентифицировать реальный номер специального избирательного счета кандидата, является нарушением формы подписного листа и влечет неправильное восприятие текста, неправильное формулирование волеизъявления избирателей в части поддержки ФИО3 при выдвижении кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края.
Выяснение степени восприятия и толкования таких сведений нарушило бы принцип равенства прав всех кандидатов перед законом, предусмотренный статьей 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
При таком положении отсутствуют основания расценивать данное обстоятельство как фактическое отсутствие сведений о специальном избирательном счете в подписных листах ФИО3, отобранных для проверки подписей избирателей, и признавать недействительными в соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ подписи, собранные в поддержку выдвижения кандидата в депутаты ФИО3
Суд полагает, что ФИО3 были соблюдены все обязательные требования, предъявляемые статьёй 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ и статьёй 31 Закона Пермского края № 766-ПК, к форме подписных листов.
Также суд не может согласиться с доводами представителя ФИО1 о том, что первый финансовый отчет кандидатом в депутаты ФИО3 оформлен некорректно, что свидетельствует о не представлении кандидатом первого финансового отчета.
Положения пункта 1 части 1 статьи 57 Закона Пермского края № 766-ПК устанавливают, что кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, одновременно с представлением в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, представляет в соответствующую избирательную комиссию первый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда, по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета.
Как следует из материалов дела, что 24.07.2013 в 17 часов 50 минут ФИО3 в окружную избирательную комиссию вместе с другими документами представлены: первый финансовый отчет на 1 листе, выписка из лицевого счета на 24.07.2013 на 2 листах, учет поступления и расходования средств на 2 листах, о чем ФИО3 выдано подтверждение от 24.07.2013.
Первый финансовый отчет составлен по состоянию на 24.07.2013, то есть с соблюдением установленного пунктом 1 статьи 57 Закона Пермского края № 766-ПК срока.
Согласно пункту 2.1 Перечня документов, представляемых кандидатами в окружные избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края, утвержденного постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 30.05.2013 № 107/12-2, кандидат для регистрации представляет документы, в том числе первый финансовый отчет кандидата по форме, установленной Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 04.08.2011 № 04/29-2 (приложение № 5).
В соответствии с пунктом 8.7 Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края, утвержденной Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 04.08.2011 № 04/29-2 (далее Инструкция от 04.08.2011), финансовый отчёт (первый, итоговый) кандидата, избирательного объединения состоит из следующих документов:
учёта поступления и расходования средств соответствующего избирательного фонда (форма № 1 приложение № 1);
финансового отчёта (формы № 5, 6 приложения № 10, 12);
банковской справки (выписки со счёта) об остатке средств избирательного фонда.
В силу пункта 8.3 Инструкции от 04.08.2011 кандидат представляет в окружную избирательную комиссию Пермского края на бумажном носителе и в электронном виде первый финансовый отчёт одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации кандидата, в установленном Законом Пермского края порядке. В отчёт включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдаче отчёта (подпункт 1).
Норма пункта 8.8 Инструкции от 04.08.2011 устанавливает, что при представлении первого финансового отчета остаток средств избирательного фонда на специальном избирательном счете подтверждается банковской справкой (выпиской по счету), прилагаемой к первому финансовому отчету, при этом дата, указываемая кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения по финансовым вопросам при подписании формы N 1 учета поступления и расходования средств избирательного фонда и форм N 5, 6 финансового отчета, должна соответствовать дате последней финансовой операции, указанной в банковской справке (выписке по счету) об остатке средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения.
Как видно из первого финансового отчета кандидата ФИО3, дата последней финансовой операции - 12.07.2013, отчет подписан 24.07.2013, что не соответствует требованиям пункта 8.8 Инструкции от 04.08.2011. По результатам проверки представленных кандидатом ФИО3 документов окружная избирательная комиссия о несоблюдении требований пункта 8.8 Инструкции от 04.08.2011 не направила.
Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что нарушение ФИО3 положений пункта 8.8 Инструкции от 04.08.2011 является не существенным. Поскольку из выписки по лицевому счету по вкладу по состоянию на 24.07.2013 и из учета поступления и расходования денежных средств следует, что последняя операция по счету совершена 12.07.2013, в период с 12.07.2013 по 24.07.2013 какие-либо операции, свидетельствующие о поступлении и (или) расходовании денежных средств избирательного фонда кандидата ФИО3, не производились. В связи с чем, данное нарушение не могло повлечь представление в окружную избирательную комиссию недостоверных сведений о финансовых операциях из избирательному счету.
При указанных обстоятельствах, оснований для отказа ФИО3 в регистрации на основании подпункта «в» пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ не имелось.
Иные доводы заявителя и его представителя на выводы суда не влияют, поскольку основанием к отмене решения окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты ФИО3 не являются.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ФИО1 об отмене решения окружной избирательной комиссии.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
ФИО1 в удовлетворении заявления об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 от 02 августа 2013 года № 13/01 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу №13 ФИО3» отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 5 дней со дня изготовления мотивированного решения - 16 августа 2013 года.
Решение вступило в законную силу 02 сентября 2013 года.
Судья - О.Н. Ефремова