Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 октября 2014 года г. Красногорск
Московская область
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Власовой М.Г.,
при секретаре Лапшиной О.С.,
с участием прокурора Козловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-114/14 по заявлению ФИО1 о признании недействующими Закона Московской области от 21 мая 2014 года № 53/2014-ОЗ «О преобразовании городского округа ФИО2 и городского округа Юбилейный, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования» и Закона Московской области от 21 мая 2014 года № 54/2014-ОЗ «Об объединении городов областного подчинения Московской области ФИО2 и Юбилейный и внесении изменения в Закон Московской области «Об административно-территориальном устройстве Московской области»
у с т а н о в и л:
ФИО1, проживающий в <...>, обратился в Московский областной суд с заявлением о признании недействующими Закона Московской области от 21 мая 2014 года № 53/2014-ОЗ «О преобразовании городского округа ФИО2 и городского округа Юбилейный, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования» и Закона Московской области от 21 мая 2014 года № 54/2014-ОЗ «Об объединении городов областного подчинения Московской области ФИО2 и Юбилейный и внесении изменения в Закон Московской области «Об административно-территориальном устройстве Московской области».
Законом Московской области от 21 мая 2014 года № 53/2014-ОЗ «О преобразовании городского округа ФИО2 и городского округа Юбилейный, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования» (далее – Закон Московской области № 53/2014-ОЗ) преобразованы городской округ ФИО2 и городской округ Юбилейный путем объединения во вновь образованное муниципальное образование. Вновь образованное муниципальное образование наделено статусом городского округа – город ФИО2. Определено, что в состав города ФИО2 входит один населенный пункт – <...> (п. 1-2). Законом также установлена граница города ФИО2, определен представительный орган (его численность) и высшее должностное лицо города ФИО2. Закон № 53/2014-ОЗ официально опубликован в газете «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 98 от 3 июня 2014 года (л.д. 32 – 38, 41-42).
Законом Московской области № 54/2014-ОЗ «Об объединении городов областного подчинения Московской области ФИО2 и Юбилейный и внесении изменения в Закон Московской области «Об административно-территориальном устройстве Московской области» (далее – Закон Московской области № 54/2014-ОЗ) объединены административно-территориальные единицы Московской области - город областного подчинения Московской области ФИО2 и город областного подчинения Московской области Юбилейный в административно-территориальную единицу Московской области – город областного подчинения Московской области с сохранением наименования «ФИО2», а также внесены соответствующие изменения в Закон Московской области от 31 января 2013 года № 11/2013-ОЗ. Закон Московской области № 54/2014-ОЗ официально опубликован в газете «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 98 от 3 июня 2014 года (л.д. 39-40).
Обосновывая свои требования, заявитель указывает, что оспариваемые законы Московской области нарушают его конституционные права на осуществление местного самоуправления, поскольку в нарушение конституционных норм (ст. 131 Конституции РФ) приняты без учета мнения населения. Кроме того, указывает заявитель, оспариваемые законы противоречат Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (ст. 13), который не содержит положений, регулирующих объединение двух городских округов.
Заявитель просит признать законы Московской области от 21 мая 2014 года № 53/2014-ОЗ и № 54/2014-ОЗ недействующими полностью со дня их принятия.
Заявитель ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
В судебном заедании представитель заявителя – ФИО3 поддержал требования своего доверителя в полном объеме.
Представители Московской областной Думы и Губернатора Московской области – ФИО4 и ФИО5 требования ФИО1 не признали и пояснили, что оспариваемые законы Московской области приняты в пределах полномочий органов государственной власти области, в соответствии с действующим федеральным законодательством и не нарушают права, свободы и законные интересы заявителя. Представителями данных заинтересованных лиц представлены также письменные возражения на заявление (л.д. 113-118, 119-121).
Суд, выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, приходит к следующему.
Согласно п. «н» ч. 1 ст. 72, 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
В соответствии с п. 1, 2, 3 ст. 13 названного Федерального закона преобразованием муниципальных образований является, в том числе, объединение муниципальных образований (п. 1). Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с данным Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти (п. 2). Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений (п. 3).
Пункт 4 части 3 статьи 28 того же Федерального закона вопросы о преобразовании муниципального образования должны выноситься на публичные слушания.
Судом установлено, что 11 декабря 2013 года Советом депутатов города ФИО2 Московской области от 11 декабря 2013 года была рассмотрена инициатива главы города ФИО2 о преобразовании муниципального образования «Города ФИО2 Московской области» путем его объединения с муниципальным образованием «Город Юбилейный Московской области» в единое муниципальное образование, выдвинутая в рамках оптимизации и совершенствования муниципального управления в Московской области. По итогам рассмотрения указанной инициативы Советом депутатов города ФИО2 было принято решение № 75/310 о ее поддержке. Данное решение и инициатива главы города ФИО2 были направлены главе и Совету депутатов городского округа Юбилейный (л.д. 165).
21 января 2014 года по данному вопросу в городском округе ФИО2 были проведены также публичные слушания (л.д. 173-180).
7 апреля 2014 года Советом депутатов города ФИО2 Московской области с учетом заключения о результатах публичных слушаний, было принято решение № 83/344 «О преобразовании городского округа ФИО2 и городского округа Юбилейный путём их объединения» Решением Совета депутатов города ФИО2 Московской области от 7 апреля 2014 года № 83/34 (л.д. 166).
28 января 2014 года инициатива главы городского округа ФИО2 об объединении городских округов ФИО2 и Юбилейный была рассмотрена также Советом депутатов города Юбилейный и решением данного Совета депутатов № 210 информация принята к сведению и назначено проведение круглого стола и публичных слушаний по вопросу преобразования муниципальных образований (л.д. 167-169).
Публичные слушания по данному вопросу в городском округе Юбилейный были проведены 28 февраля 2014 года (л.д. 172).
Решением Совета депутатов города Юбилейный от 8 апреля 2014 года № 233 была поддержана инициатива главы города ФИО2 и дано согласие на преобразование городского округа ФИО2 и городского округа Юбилейный путём их объединения (л.д. 171).
Таким образом, предусмотренный Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок реализации инициативы органа местного самоуправления преобразования муниципальных образований был полностью соблюден. Мнение населения городского округа ФИО2 и городского округа Юбилейный было учтено и выражено в установленном законом порядке – посредством принятия решений представительными органами данных муниципальных образований.
21 мая 2014 года, в один день с оспариваемый заявителем Законом Московской области № 53/2014-ОЗ, был принят Закон Московской области № 54/2014-ОЗ «Об объединении городов областного подчинения Московской области ФИО2 и Юбилейный и внесении изменений в Закон Московской области «Об административно-терртиториальном устройстве Московской области».
Данный Закон принят в целях соблюдения требований Федерального закона № 131-ФЗ, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 11 которого в состав территории городского поселения могут входить только один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями). В состав же объединяемых городских округов входило два города – г. ФИО2 и г. Юбилейный, что противоречило названной норме Федерального закона. При таких обстоятельствах объединение оспариваемым Законом Московской области № 54/2014-ОЗ указанных населенных пунктов в одну административно-территориальную единицу являлось обоснованным.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 Закона Московской области «Об административно-территориальном устройстве Московской области объединение городов областного подчинения относится к ведению Московской областной Думы.
Согласно ч 2, 3.1, 4, 5 ст. 9 указанного Закона Московской области изменение административно-территориального устройства может осуществляться по инициативе Губернатора Московской области, комитетов Московской областной Думы, органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также на основании вступившего в законную силу Закона Московской области об изменении статуса и границ муниципального образования либо о преобразовании муниципального образования.
В случае, когда изменение административно-территориального устройства проводится на основании вступившего в силу закона Московской области об изменении статуса и границ муниципального образования либо о преобразовании муниципального образования, мнение населения выражается решением Совета депутатов муниципального образования, принятым с учетом выявленного ранее мнения населения по соответствующему изменению территориальной организации местного самоуправления (ч. 3 ст. 9).
Глава соответствующего муниципального образования в целях решения вопросов изменении административно-территориального устройства представляет Губернатору Московской области вместе с сопроводительным письмом необходимые документы, который вносит соответствующую законодательную инициативу по вопросу изменения административно-территориального устройства в Московскую областную Думу (ч. 4, 5 ст. 9).
Как следует из материалов дела, указанный порядок при принятии оспариваемого Закона Московской области № 54/2014-ОЗ был соблюден.
Так, 21 апреля 2014 года главами городов ФИО2 и Юбилейный были приняты постановления № 75 и № 189 о предоставлении Губернатору Московской области документов об объединении административно-территориальных единиц Московской области – города областного подчинения ФИО2 Московской области и города областного подчинения Юбилейный Московской области в единую административно-территориальную единицу Московской области – город областного подчинения Московской области с сохранением наименования «ФИО2» (л.д. 51, 62). Данные постановления были поддержаны решениями Советов депутатов ФИО2 Московской области от 23 апреля 2014 года № 85/350 и города Юбилейный Московской области от 22 апреля 2014 года № 234 (л.д.52, 61). Соответствующие документы были направлены главами указанных городских округов Губернатору Московской области, который, в свою очередь, 12 мая 2014 года внес законопроект об объединении городов областного подчинения в Московскую областную думу (л.д. 50, 60, 70).
Таким образом, оспариваемый заявителем Закон Московской области № 54/2014-ОЗ также принят в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доводы заявителя о том, что вышеназванные нормы Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, регламентирующие порядок преобразования городских поселений, не могут распространяться на случай объединения городских округов, суд находит несостоятельными, поскольку согласно ст. 2 указанного Федерального закона городской округ также является городским поселением.
Утверждение представителя ФИО1 в судебном заседании о том, что осуществление гражданами местного самоуправления возможно только посредством проведения местного референдума, является необоснованным.
Согласно ч. 2 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами не только путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, но и через выборные и другие органы местного самоуправления.
Анализ приведенного федерального и областного законодательства позволяют суду сделать вывод о том, что оспариваемые заявителем ФИО1 законы Московской области приняты в пределах компетенции органов государственной власти Московской области, не противоречат нормативно-правовым актам имеющим большую юридическую силу и не нарушают права заявителя.
Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления ФИО1
Руководствуясь ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
заявление ФИО1 об оспаривании Закона Московской области от 21 мая 2014 года № 53/2014-ОЗ «О преобразовании городского округа ФИО2 и городского округа Юбилейный, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования» и Закона Московской области от 21 мая 2014 года № 54/2014-ОЗ «Об объединении городов областного подчинения Московского области ФИО2 и Юбилейный и внесении изменения в Закон Московской области «Об административно-территориальном устройстве Московской области» оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Власова М.Г.