ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-114/2014 от 11.12.2014 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

 Дело № 3-114/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 Кемеровский областной суд

 в составе председательствующего судьи Евтифеевой О.Э.,

 при секретаре Плотниковой С.С.

 рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

 «11» декабря 2014 года

 дело по исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области о ликвидации Кемеровской областной общественной организации спортивных охотников и рыболовов «Гурьевская жемчужина» с исключением её из Единого государственного реестра юридических лиц,

 УСТАНОВИЛ:

     Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области (далее - Управление) обратилось в суд с заявлением о ликвидации Кемеровской областной общественной организации спортивных охотников и рыболовов «Гурьевская жемчужина» (далее – КОООСОиР «Гурьевская жемчужина», Общественная организация) с исключением её из Единого государственного реестра юридических лиц.

     Требования мотивированы тем, что КОООСОиР «Гурьевская жемчужина» зарегистрирована 26.05.2009 года Управлением Федеральной налоговой службы по Кемеровской области на основании распоряжения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области от 18 мая 2009 № ОГРН № учетный номер №

     В результате контрольных мероприятий в деятельности организации, проведенными Управлением с 06 октября 2014 года по 31 октября 2014 года были выявлены следующие нарушения законодательства:

     1) в нарушение абзаца 1 статьи 8 Федерального закона «Об общественных объединениях», Общественная организация не осуществляет деятельность, направленную достижение уставных целей, на протяжении трех лет.

 2) в нарушение абзаца 2 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» организацией не соблюдаются следующие нормы действующего законодательства и устава:

 - пункт 6.1 Устава: высший орган управления Общественной организации - Общее собрание членов - не осуществлял в проверяемый период свою деятельность;

 - в нарушение абзаца 4 статьи 8 - постоянно действующий орган Общественной организации - Правление не осуществляет права юридического лица от имени Организации и не исполняет её обязанности в соответствии с Уставом;

 - в нарушение пункта 6.5 Устава Правление не осуществляет функций постоянно действующего руководящего органа и не осуществляет свою деятельность;

 - в нарушение пункта 7.1 Устава Ревизором (Ревизионной комиссией) не проводятся ежегодные проверки финансовой деятельности;

 3) отдельные положения Устава общественной организации не соответствуют нормам действующего законодательства Российской Федерации:

 - в Уставе не урегулированы вопросы создания филиалов, открытии представительств некоммерческой организации, об участии в других организациях;

 - в нарушение пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в Уставе Общественной организации отсутствует положение о порядке принятия органом управления Организации - Общим собранием членов, решений (о кворуме, необходимом для принятия решений, закрепленном пункте 4 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

 4) в нарушение абзацев 5, 7 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» Общественной организацией для проведения проверки не представлены следующие документы:

 - сведения о конкретных направлениях деятельности Обще6ственной организации, фактической деятельности по выполнению уставных целей и задач, наличие расходов и доходов;

 - сведения об организационной структуре Общественной организации;

 - сведения о системе управления и контроля Общественной организации (протокол Общего собрания членов, Правления, документы (акты, протоколы) Ревизора (Ревизионной комиссии), распорядительные документы Председателя правления (приказы, распоряжения и др.) по управлению Организацией, а также, связанные с ведением финансово-хозяйственной деятельности, договоры, заключенные Организацией штатное расписание);

 - сведения об используемой Общественной организацией символике;

 - сведения о соблюдении установленных требований в отношении лицензируемой деятельности (копии лицензий), учреждении СМИ с приложением соответствующих материалов и свидетельств об их регистрации;

 - бухгалтерско-финансовые документы (сведения о фактических источниках формирования денежных средств и иного имущества Организации, порядок расходования денежных средств.

 Грубость вышеуказанных нарушений подтверждается тем, что, не соблюдая законодательство Российской Федерации, Организацией нарушается пункт 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

     Полагают, что изложенные в заявлении нарушения в деятельности Общественной организации являются основаниями для её ликвидации, ликвидация организации влечет исключение юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.

 В судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № (<данные изъяты> на доводах, изложенных в заявлении, настаивала.

 Представитель Кемеровской областной общественной организации спортивных охотников и рыболовов «Гурьевская жемчужина» в судебное заседание не явился. О дате и времени рассмотрения дела извещены, о чем имеются уведомления о вручении почтовой корреспонденции <данные изъяты> Представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в удовлетворении требований не возражают <данные изъяты>

 Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области в судебное заседание не явился. О дате и времени рассмотрения дела извещены, о чем имеется уведомление о вручении почтовой корреспонденции <данные изъяты> Об уважительности причин неявки суд не уведомили, об отложении рассмотрения дела не заявляли.

 С учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

 В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

 Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений закона или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

 В силу пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

 В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" основанием для ликвидации общественного объединения является неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

 Из представленных в суд документов следует, что распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области от 18 мая 2009 года № 652 «О государственной регистрации общественного объединения при его создании» принято решение о государственной регистрации создания Кемеровской областной общественной организации спортивных охотников и рыболовов «Гурьевская жемчужина», о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц; выдано свидетельство о государственной регистрации общественной организации спортивных охотников и рыболовов «Гурьевская жемчужина» от 26 мая 2009 года <данные изъяты>

 В соответствии с Уставом Кемеровской областной общественной организации спортивных охотников и рыболовов «Гурьевская жемчужина» данная Общественная организация является добровольным самоуправляемым общественным объединением; целями организации являются:

 - организация и подготовка членов Организации для участия в мероприятиях, направленных на улучшение среды обитания диких животных, ведение охотничье-рыболовного хозяйства, охрана природы, организация и проведение охоты, рыбной ловли, соревнований по стрелково-охотничьему и рыболовному спорту, развитие охотничьего собаководства;

 - ведение физкультурно-оздоровительной работы, охраны здоровья населения, развитие и популяризация рыболовного и стрелково-охотничьего спорта;

 - развитие активности граждан, участие в благотворительной деятельности;

 - осуществление иной деятельности, не противоречащей Уставу Организации и не запрещенной законом.

     Согласно пунктам 8.3, 8.4. Устава Организация осуществляет производственно-хозяйственную, предпринимательскую, в том числе внешнеэкономическую деятельность в соответствии с уставными целями и задачами, ради которых она создана. Доходы от финансово-хозяйственной деятельности Организации, не распределяются между ее членами и используются только для выполнения уставных задач.   

 Для осуществления своей уставной деятельности Общественная организация в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право:

 - получать и осуществлять права землепользования, землевладения для нужд ведения охотничье-рыболовного хозяйства, строительства зданий и сооружений, приобретать, отчуждать, нанимать и сдавать в аренду движимое и недвижимое имущество за безналичный и наличный расчет, или по иным формам расчета;

 - создавать на территории охотничьих и рыболовных угодий и отведенных землях базы, тиры, стрелковые стенды, подсобные хозяйства, организации по изготовлению и ремонту предметов охотничьего и рыболовного снаряжения, сувениров и трофеев, фермы для разведения домашних и диких зверей и птиц, а также питомники охотничьих собак, пруды, рыбопитомники и инкубационные цехи;

 - добывать, в установленном порядке, пушнину, меховое сырье, мясо диких животных, рыбу и другие виды продукции (товары, изделия) охотничьего промысла и рыболовства, лекарственные растения, грибы, ягоды, орехи, мед, а также добывать и заготавливать насадку и приманку любительского рыболовства;

 - осуществлять предпринимательскую деятельность, лишь постольку поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых создана Организация и соответствует этим целям.

 Из акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 31 октября 2014 года № <данные изъяты> следует, что на основании распоряжения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области от 09 сентября 2014 года № № проведена плановая документарная проверка в отношении КОООСОиР «Гурьевская жемчужина» (<данные изъяты>

 В ходе проверки установлено, что в проверяемый период (с 01 октября 2011 по 30 сентябрь 2014 года) Общественной организацией фактическая деятельность по достижению целей, предусмотренных ее Уставом, не осуществлялась; не осуществлялась и переписка с физическими и юридическими лицами по вопросам осуществления деятельности, направленной на достижение уставных целей; собрания Правления Общественной организации не проводились, прием и исключение членов не осуществлялись, расчетные счета не открывались, заработная плата начислялась и не выплачивалась; организацией на Информационном портале Минюста России размещаются отчеты по форме № ОН0003 («нулевые»); согласно ежегодно представляемой информации о продолжении деятельности членами Организации являются 7 человек, в проверяемый период численный состав членов не изменялся; сведения о наличии нарушений в деятельности Организации и государственных и правоохранительных органов в Управление не поступала; физические лица, указанные в представленных в Управление документах в Перечне лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, размещенном на сайте Федеральной службе по финансовому мониторингу (www.fedsfm.ru), отсутствуют; отсутствует расчетный счет в банке, а также имущество на праве собственности; согласно информации Межрайонной ИФНС России № 2 по Кемеровской области Организацией в период с 2011 года по 2014 года представлялась налоговая и бухгалтерская отчетность с «нулевыми» показателями.

 Указанные в акте обстоятельства подтверждены соответствующими ответами, полученными на запросы о предоставлении информации.

 Кроме того, как следует из акта, в ходе проверки установлены нарушения норм законодательства: абзаца 1 статьи 8 «Об общественных объединениях», поскольку Общественная организация не осуществляет деятельность, направленную достижение уставных целей, на протяжении трех лет; абзаца 2 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» высший орган управления организации - Общее собрание членов - не осуществлял в проверяемый период свою деятельность; постоянно действующий орган Организации - Правление не осуществляет права юридического лица от имени Организации и не исполняет её обязанности в соответствии с уставом; Правление не осуществляет функций постоянно действующего руководящего органа и не осуществляет свою деятельность; Ревизором (Ревизионной комиссией) не проводятся ежегодные проверки финансовой деятельности; в Уставе не урегулированы вопросы создания филиалов, открытии представительств некоммерческой организации, об участии в других организациях; в нарушение пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в уставе Организации отсутствует положение о порядке принятия органом управления Организации - Общим собранием членов, решений (о кворуме, необходимом для принятия решений, закрепленном пунктом 4 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях»); в нарушение абзацев 5, 7 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» Организацией для проведения проверки не представлены следующие документы: сведения о конкретных направлениях деятельности Организации, фактической деятельности по выполнению уставных целей и задач, наличие расходов и доходов; сведения об организационной структуре Организации; сведения о системе управления и контроля Организации (протокол Общего собрания членов, Правления, документы (акты, протоколы) Ревизора (Ревизионной комиссии), распорядительные документы Председателя правления (приказы, распоряжения и др.) по управлению Организацией, а также, связанные с ведением финансово-хозяйственной деятельности, договоры, заключенные Организацией штатное расписание); сведения об используемой Организацией символике; сведения о соблюдении установленных требований в отношении лицензируемой деятельности (копии лицензий), учреждении СМИ с приложением соответствующих материалов и свидетельств об их регистрации; бухгалтерско-финансовые документы (сведения о фактических источниках формирования денежных средств и иного имущества Организации, порядок расходования денежных средств.

 Материалами дела подтверждается, что о проведении проверки был уведомлен председатель Правления ФИО2 по всем имеющимся адресам: <адрес> и <адрес> <данные изъяты>

 Согласно имеющимся в материалах дела сведениям, копия акта проверки КОООСОиР «Гурьевская жемчужина» была направлена и вручена председателю Правления ФИО2 (<данные изъяты> предложено в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, представить письменные возражения (замечания) по акту в целом или по его отдельным положениям, а также документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

 Согласно письму КОООСОиР «Гурьевская жемчужина» от 02 октября 2014 года председателем Правления указано, что Организация в период с 01 октября 2011 года по 30 сентября 2014 года фактически никакой деятельности не осуществляла. Переписка отсутствует, собрания Правления не проводились, расчетные счета не открывались, заработная плата не выплачивалась.

 Как следует из пояснений представителя Министерства юстиции РФ по Кемеровской области ФИО1, данных в судебном заседании, возражений и документальных подтверждений о несогласии с актом проверки КОООСОиР «Гурьевская жемчужина» не представлено.

 В соответствии с абзацем вторым части первой статьи 44 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям, являются основанием для ликвидации общественного объединения.

 При таких обстоятельствах, суд находит требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области о ликвидации Кемеровской областной общественной организации спортивных охотников и рыболовов «Гурьевская жемчужина» подлежащими удовлетворению, поскольку установлено, что длительное время Общественная организация не ведет деятельности, направленной на достижение её уставных целей; не функционируют органы управления и постоянно действующие органы общественной организации; не проводятся ежегодные проверки финансовой деятельности; в Уставе организации отсутствует положение о порядке принятия высшим органом управления организации – Общим собранием членов решений о кворуме; при проведении проверки организацией не были представлены необходимые документы. Таким образом, в деятельности организации были выявлены неоднократные, нарушения законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об общественных объединениях», Федерального закона «О некоммерческих организациях», допущенные нарушения носят неустранимый характер, что является основанием для ликвидации общественной организации с исключением её из Единого государственного реестра юридических лиц.

 Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 Р Е Ш И Л :

 заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области удовлетворить.

 Ликвидировать Кемеровскую областную общественную организацию спортивных охотников и рыболовов «Гурьевская жемчужина» с исключением её из Единого государственного реестра юридических лиц.

 Мотивированное решение изготовлено 12 декабря 2014 года.

 Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме через Кемеровский областной суд в Верховный Суд Российской Федерации.

 Судья:                     Евтифеева О.Э.