Дело № 3-115/2010г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 октября 2010г. г. Новосибирск
Новосибирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Решетниковой Т.М.
при секретаре Павловой О.В.
с участием:
заявителя ФИО1
представителя заявителя ФИО2
представителя Новосибирского областного Совета депутатов ФИО3
прокурора отдела прокуратуры Новосибирской области Трифоновой М.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1 об определении срока и органа государственной власти Новосибирской области , уполномоченного назначить выборы в Законодательное Собрание Новосибирской области,
установил:
ФИО1 обратился в Новосибирский областной суд с заявлением об определении срока, не позднее которого уполномоченный орган государственной власти или должностное лицо , а в случае их отсутствия- соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области.
В обосновании своих требований заявитель указал в заявлении, что он считает, что в Новосибирской области не назначены выборы в Законодательное Собрание Новосибирской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Новосибирской области .
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона Новосибирской области от 15 февраля 2007г. № 87-ОЗ ( в редакции Закона Новосибирской области от 08 июля 2010г. № 526-ОЗ) « О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области», выборы депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области назначаются Законодательным Собранием в соответствии с Уставом Новосибирской области ; решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее , чем за 90 дней до дня голосования.
Решения о назначении выборов в Законодательное Собрание Новосибирской области в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона Новосибирской области № 87-ОЗ Законодательным Собранием Новосибирской области не принималось ; постановлением Законодательного Собрания Новосибирской области , в нарушении части 4 статьи 10 Закона Новосибирской области № 87-ОЗ не была утверждена схема одномандатных избирательных округов. Не были выполнены требования части 8 статьи 10 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 5 статьи 4 Закона Новосибирской области « О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области» Избирательной комиссией Новосибирской области .
Заявитель считает, что действия Законодательного Собрания Новосибирской области и Избирательной комиссии Новосибирской области нарушают его конституционное право участвовать в управлении делами государства непосредственно , так и через своих представителей.
При рассмотрении дела заявитель и его представитель доводы заявления поддержали в полном объеме.
Представитель Новосибирского областного Совета депутатов ФИО3 с доводами заявителя не согласилась, представила письменные возражения, которые были оглашены при рассмотрении дела ( л.д. 70-71).
Считает, что требования Федерального закона « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации « , Устава Новосибирской области, Закона Новосибирской области « О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области» были соблюдены, выборы депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области пятого созыва назначены постановлением законодательного ( представительного ) органа государственной власти Новосибирской области - Новосибирским областным Советом депутатов 09 июля 2010г. № 137 , которое было опубликовано в установленном порядке.
Представитель Новосибирского областного Совета депутатов пояснила при рассмотрении дела, что в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Новосибирской области от 08 июля 2010г. № 514-ОЗ « О поправках к Уставу Новосибирской области» изменения наименования законодательного ( представительного ) органа государственной власти Новосибирской области распространяются на правоотношения , возникающие в связи с избранием и деятельностью законодательного ( представительного) органа государственной власти Новосибирской области пятого и последующих созывов. Законодательное Собрание Новосибирской области пятого созыва начинает действовать с 28 октября 2010г., поэтому она участвует в деле по доверенности Новосибирского областного Совета депутатов ( л.д. 77).
Избирательная комиссия Новосибирской области о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие и письменные возражения по существу заявленных требований ФИО1( л.д. 69,72-74).
Заслушав пояснения ФИО1 и его представителя ФИО2, представителя Новосибирского областного Совета депутатов Новосибирской области ФИО3, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Новосибирской области Трифоновой М.К. об отказе в удовлетворении заявления, прения сторон, суд приходит к следующему.
Согласно статьи 10 Федерального закона от 06 октября 1999г. № 184-ФЗ « Об общих принципах организации законодательных ( представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» порядок подготовки и проведения выборов законодательного ( представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами , конституцией( уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» , настоящий Федеральный закон определяет основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации , федеральными законами, конституциями( уставами) , законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Федеральный закон от 12.06.2002г. № 67-ФЗ имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации ( пункт 2 статьи 1 Федерального закона № 67-ФЗ).
Статья 10 Федерального закона « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет порядок назначения выборов .
Согласно положений пункта 9 статьи 10 Федерального закона № 67-ФЗ, если выборы не назначены уполномоченным органом, должностным лицом или соответствующей избирательной комиссией, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений , органов государственной власти , органов местного самоуправления, прокурора может определить срок , не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия – соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы.
В соответствии с частью 4 статьи 32 Устава Новосибирской области , в редакции, действовавшей до 09 июля 2010г. , было определено, что порядок проведения выборов депутатов Новосибирского областного Совета депутатов устанавливается Законом Новосибирской области . Согласно пункта 8 части 2 статьи 36 Устава Новосибирской области( в редакции до 09 июля 2010г.) к основным полномочиям Новосибирского областного Совета депутатов относится в том числе назначение выборов депутатов Новосибирского областного Совета депутатов.
08 июля 2010г. принят Закон Новосибирской области № 514-ОЗ « О поправках к Уставу Новосибирской области» ( л.д.48-51).
Данный Закон был опубликован в газетах « Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов» № 34 за 09 июля 2010г., « Советская Сибирь» №133 за 13 июля 2010г.( л.д.47).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Новосибирской области № 514-ОЗ, настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Согласно Закона Новосибирской области № 514-ОЗ, слова « Новосибирский областной Совет депутатов» по тексту Устава Новосибирской области заменены словами « Законодательное Собрание Новосибирской области» .
Положения Закона Новосибирской области № 514-ОЗ в части изменения наименования законодательного (представительного ) органа государственной власти Новосибирской области распространяются на правоотношения , возникающие в связи с избранием и деятельностью законодательного(представительного ) органа государственной власти Новосибирской области пятого и последующих созывов. Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти Новосибирской области «Новосибирский областной Совет депутатов», используемое до вступления в силу настоящего Закона , является равнозначным наименованию « Законодательное Собрание Новосибирской области»( пункты 2-3 статьи 2 Закона Новосибирской области № 514-ОЗ).
15 февраля 2007г. был принят Закон Новосибирской области № 87-ОЗ « О выборах депутатов Новосибирского областного Совета депутатов».
08 июля 2010г. принят Закон Новосибирской области № 526-ОЗ « О внесении изменений в Закон Новосибирской области « О выборах депутатов Новосибирского областного Совета депутатов» ( л.д.53-60).
Данный Закон опубликован в газетах « Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов»№34 от 09.07.2010г., « Советская Сибирь» № 133 от 13.07.2010г.( л.д.52).
В соответствии со статьей 2 Закона Новосибирской области № 526-ОЗ , настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Согласно Закона Новосибирской области № 526-ОЗ в Законе № 87-ОЗ слова « Новосибирский областной Совет депутатов» заменены словами « Законодательное Собрание Новосибирской области» .
В соответствии со статьей 4 Закона Новосибирской области № 87-ОЗ « О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области» , назначение и проведение выборов депутатов Законодательного Собрания в сроки, установленные Федеральным законом « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации «, Уставом Новосибирской области, настоящим Законом, является обязательным( часть первая).
Выборы депутатов Законодательного Собрания назначаются Законодательным Собранием ( в редакции Закона № 87-ОЗ , действовавшей до 09 июля 2010г. – назначаются областным Советом ) в соответствии с Уставом Новосибирской области . Решение о назначении выборов депутатов Законодательного Собрания должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия ( часть вторая статьи 4 Закона Новосибирской области № 87-ОЗ).
Законом Новосибирской области от 08 июля 2009г. № 358-ОЗ « О сокращении срока полномочий Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва и депутатов Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва « сокращен срок полномочий Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва и депутатов Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва Новосибирского областного Совета депутатов , истекающий в декабре 2010г. , до начала работы Новосибирского областного Совета депутатов пятого созыва, избранного на выборах 10 октября 2010г.( л.д.43-44).
Постановлением Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 9 июля 2010г. № 137 « О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области» выборы депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области назначены на 10 октября 2010г.( л.д.62).
Постановление Новосибирского областного Совета депутатов от 09 июля 2010г. было опубликовано в газете « Советская Сибирь» №132 за 10 июля 2010г. и №133 за 13 июля 2010г.( л.д.61).
Принимая во внимание, что пунктом 2 статьи 2 Закона Новосибирской области от 08 июля 2010г. № 514-ОЗ « О поправках к Уставу Новосибирской области» определено, что изменение наименования законодательного ( представительного ) органа государственной власти Новосибирской области распространяется на правоотношения , возникающие в связи с избранием и деятельностью законодательного(представительного) органа государственной власти Новосибирской области пятого и последующих созывов , Новосибирский областной Совет депутатов четвертого созыва , в порядке, установленном частями 1-2 статьи 4 Закона Новосибирской области « О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области» , постановлением от 09 июля 2010г. № 137 назначил выборы депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области на 10 октября 2010г.
Довод заявителя, что решение о назначении выборов в Законодательное Собрание Новосибирской области в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона Новосибирской области от 15 февраля 2007г. № 87-ОЗ не принималось и не было опубликовано , является несостоятельным.
С учетом изложенного, оснований для применения положений части 5 статьи 4 Закона Новосибирской области от 15 февраля 2007г. № 87-ОЗ у Избирательной комиссией Новосибирской области не имелось.
Суд считает несостоятельным довод заявителя, что в установленном порядке не была принята и опубликована схема одномандатных избирательных округов , так как схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Новосибирского областного Совета депутатов( с учетом поправок к Уставу Новосибирской области и изменений в Закон Новосибирской области от 15 февраля 2007г. № 87-ОЗ - Законодательного Собрания Новосибирской области) и её графическое изображение были утверждены постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 03 июня 2010г. № 97 « Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Новосибирского областного Совета депутатов пятого созыва» , которое было опубликовано в газетах « Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов» №29 за 11 июня 2010г. и « Советская Сибирь» №114 за 16 июня 2010г.( л.д.45-46).
Принимая во внимание, что решение о назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области пятого созыва , схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области пятого созыва , приняты Новосибирским областным Советом депутатов в пределах полномочий, предоставленных Федеральным законом « Об общих принципах организации законодательных( представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Федеральным законом « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Уставом Новосибирской области, Законом Новосибирской области « О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области» , соответствуют требованиям вышеуказанных нормативных актов , не нарушают прав ФИО1, оснований для удовлетворения его заявления не имеется.
Суд не может принять во внимание доводы заявителя и его представителя о применении к порядку назначения выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти Новосибирской области положений главы 4 Гражданского кодекса РФ , поскольку Гражданский кодекса РФ не регулирует отношения по назначению выборов депутатов законодательных( представительных) органов власти субъектов Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении заявления ФИО1 об определении срока и органа государственной власти Новосибирской области, уполномоченного назначить выборы в Законодательное Собрание Новосибирской области, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья /подпись/ Решетникова Т.М.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 1 ноября 2010г.
КОПИЯ ВЕРНА.
РЕШЕНИЕ СУДА ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ 22 декабря 2010г.
Судья Петрунина И.Н.