ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-115/10 от 27.10.2010 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело № 3-115/2010г.

                                               РЕШЕНИЕ

   ИМЕНЕМ                      РОССИЙСКОЙ                ФЕДЕРАЦИИ

27  октября 2010г.                                                              г. Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи                  Решетниковой Т.М.

при секретаре                                             Павловой О.В.

с участием:

заявителя ФИО1

представителя заявителя  ФИО2

представителя  Новосибирского областного Совета депутатов ФИО3

прокурора отдела прокуратуры Новосибирской области Трифоновой М.К.

рассмотрев  в открытом судебном заседании дело  по заявлению  ФИО1 об определении срока и органа государственной власти Новосибирской области ,  уполномоченного назначить выборы в Законодательное Собрание Новосибирской области,

                                              установил:

ФИО1 обратился в Новосибирский областной суд с заявлением об определении срока, не позднее которого уполномоченный   орган  государственной власти  или должностное лицо , а в случае  их отсутствия- соответствующая избирательная комиссия  должны назначить выборы  депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области.

         В обосновании своих требований заявитель указал  в заявлении, что он считает, что в Новосибирской области  не назначены выборы в Законодательное Собрание Новосибирской области  в соответствии с законодательством Российской Федерации и Новосибирской области .

        В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона Новосибирской области   от 15 февраля 2007г. № 87-ОЗ (  в редакции Закона Новосибирской области  от 08 июля 2010г. № 526-ОЗ) « О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области», выборы  депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области  назначаются Законодательным Собранием  в соответствии с Уставом Новосибирской области ; решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее , чем за 90 дней до дня  голосования.

        Решения о назначении выборов в Законодательное Собрание Новосибирской области в соответствии с частью 2  статьи 4 Закона Новосибирской области № 87-ОЗ  Законодательным Собранием Новосибирской области не принималось ;  постановлением Законодательного Собрания Новосибирской области , в нарушении  части 4 статьи 10 Закона Новосибирской области  № 87-ОЗ не была утверждена схема одномандатных избирательных округов.  Не были выполнены требования  части 8 статьи 10 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «  Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»,  части 5 статьи 4   Закона Новосибирской области « О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области»  Избирательной комиссией Новосибирской области .

         Заявитель считает, что действия  Законодательного Собрания Новосибирской области и  Избирательной комиссии Новосибирской области  нарушают его  конституционное право  участвовать в управлении делами государства непосредственно , так и через своих представителей.

       При рассмотрении дела заявитель и его представитель   доводы заявления поддержали в полном объеме.

        Представитель Новосибирского областного Совета депутатов  ФИО3  с  доводами заявителя не согласилась, представила письменные возражения, которые были оглашены при рассмотрении дела               ( л.д. 70-71).

         Считает, что требования Федерального закона « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации « , Устава Новосибирской области, Закона Новосибирской области  « О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области» были соблюдены, выборы  депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области пятого созыва  назначены  постановлением   законодательного  ( представительного  ) органа   государственной власти Новосибирской области  - Новосибирским областным Советом депутатов                    09 июля 2010г. № 137 , которое было опубликовано в установленном порядке.

        Представитель Новосибирского областного Совета депутатов   пояснила при рассмотрении дела, что  в соответствии с    пунктом 2  статьи 2 Закона Новосибирской области  от 08 июля 2010г.  № 514-ОЗ «  О поправках к Уставу Новосибирской области»  изменения наименования законодательного ( представительного ) органа государственной власти  Новосибирской области  распространяются на правоотношения , возникающие в связи с избранием и деятельностью  законодательного ( представительного) органа государственной власти Новосибирской области пятого и последующих созывов. Законодательное Собрание Новосибирской области  пятого созыва начинает  действовать с 28 октября 2010г.,  поэтому  она участвует в деле по доверенности  Новосибирского областного Совета депутатов ( л.д.  77).

         Избирательная  комиссия Новосибирской области о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие и письменные возражения по существу заявленных требований ФИО1( л.д. 69,72-74).

       Заслушав пояснения ФИО1 и его представителя ФИО2, представителя  Новосибирского областного Совета депутатов Новосибирской области ФИО3, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Новосибирской области  Трифоновой М.К.  об отказе в удовлетворении заявления, прения сторон,  суд приходит к следующему.

      Согласно  статьи 10 Федерального закона  от 06 октября 1999г. № 184-ФЗ « Об общих принципах организации  законодательных ( представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»    порядок подготовки и проведения  выборов  законодательного                     ( представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации  регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами , конституцией( уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

      В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ  « Об основных гарантиях избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан Российской Федерации» , настоящий Федеральный закон  определяет основные гарантии  реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации   в соответствии с Конституцией Российской Федерации , федеральными законами, конституциями( уставами) , законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

           Федеральный закон  от 12.06.2002г. № 67-ФЗ имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации ( пункт 2  статьи 1 Федерального закона № 67-ФЗ).

          Статья 10 Федерального закона « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»  определяет порядок  назначения выборов .

          Согласно положений  пункта 9  статьи 10 Федерального закона                                   № 67-ФЗ, если  выборы не назначены  уполномоченным  органом, должностным лицом или соответствующей  избирательной комиссией,    соответствующий  суд  общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений , органов государственной власти , органов местного самоуправления, прокурора  может определить срок , не позднее которого уполномоченный на то орган  или должностное лицо, а в случае их отсутствия – соответствующая избирательная комиссия  должны назначить выборы.

          В соответствии  с   частью 4 статьи 32 Устава Новосибирской области , в редакции, действовавшей до  09 июля 2010г. , было определено, что   порядок проведения выборов     депутатов   Новосибирского областного Совета депутатов  устанавливается Законом Новосибирской области .       Согласно  пункта 8  части 2 статьи 36 Устава Новосибирской области( в редакции до 09 июля 2010г.)  к основным полномочиям  Новосибирского областного Совета депутатов  относится в том числе назначение  выборов депутатов  Новосибирского областного Совета депутатов.

         08 июля 2010г.  принят Закон Новосибирской области № 514-ОЗ                      « О поправках к Уставу Новосибирской области» ( л.д.48-51).

         Данный Закон был опубликован  в газетах « Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов» № 34 за 09 июля 2010г., « Советская Сибирь» №133 за 13 июля 2010г.( л.д.47).

         В соответствии с пунктом 1  статьи 2 Закона Новосибирской области                             № 514-ОЗ, настоящий Закон вступает в силу со дня его  официального опубликования.

       Согласно Закона Новосибирской области № 514-ОЗ,  слова                                  «  Новосибирский  областной Совет депутатов»  по тексту Устава Новосибирской области заменены словами « Законодательное Собрание  Новосибирской области» .

        Положения  Закона Новосибирской области № 514-ОЗ в части изменения наименования законодательного (представительного ) органа государственной власти Новосибирской области распространяются на правоотношения , возникающие в связи с избранием и деятельностью законодательного(представительного ) органа  государственной власти  Новосибирской области  пятого и последующих созывов. Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти Новосибирской области «Новосибирский  областной Совет депутатов», используемое до вступления в силу настоящего Закона , является равнозначным наименованию « Законодательное Собрание Новосибирской области»( пункты 2-3  статьи 2  Закона Новосибирской области  № 514-ОЗ).

        15 февраля 2007г. был принят Закон Новосибирской области № 87-ОЗ                    « О выборах депутатов Новосибирского  областного Совета депутатов».

        08 июля 2010г.  принят  Закон Новосибирской области № 526-ОЗ                              « О внесении изменений в Закон Новосибирской области « О выборах депутатов Новосибирского областного Совета депутатов» ( л.д.53-60).

        Данный Закон опубликован в  газетах  « Ведомости  Новосибирского областного Совета депутатов»№34 от 09.07.2010г., « Советская Сибирь»                   № 133 от 13.07.2010г.( л.д.52).

         В соответствии со статьей 2  Закона Новосибирской области № 526-ОЗ , настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

        Согласно  Закона  Новосибирской области № 526-ОЗ  в  Законе                                 № 87-ОЗ  слова « Новосибирский областной Совет депутатов» заменены словами    « Законодательное Собрание Новосибирской  области» .

        В соответствии со статьей 4 Закона Новосибирской области № 87-ОЗ                      « О выборах депутатов Законодательного Собрания  Новосибирской области» , назначение и проведение выборов депутатов  Законодательного  Собрания  в сроки, установленные Федеральным законом « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации «,  Уставом Новосибирской области, настоящим Законом, является обязательным( часть первая).

      Выборы депутатов Законодательного Собрания назначаются  Законодательным  Собранием ( в редакции Закона № 87-ОЗ , действовавшей  до 09 июля 2010г. – назначаются  областным Советом ) в соответствии с Уставом Новосибирской области . Решение о назначении  выборов депутатов   Законодательного Собрания должно быть принято  не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия ( часть вторая статьи 4 Закона Новосибирской области № 87-ОЗ).

       Законом Новосибирской области    от 08 июля 2009г. № 358-ОЗ                                                       « О сокращении срока полномочий Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва  и депутатов  Новосибирского областного  Совета депутатов четвертого созыва «  сокращен срок полномочий Новосибирского областного Совета депутатов  четвертого созыва и депутатов Новосибирского областного  Совета депутатов четвертого созыва  Новосибирского областного Совета депутатов , истекающий в  декабре 2010г. , до начала работы  Новосибирского областного Совета депутатов пятого созыва, избранного на выборах  10 октября 2010г.( л.д.43-44).
      Постановлением Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва  от  9 июля 2010г. № 137 « О назначении выборов депутатов   Законодательного Собрания Новосибирской области»  выборы депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области назначены на 10  октября  2010г.( л.д.62).

     Постановление  Новосибирского областного Совета депутатов   от                          09 июля 2010г.  было опубликовано в  газете «  Советская Сибирь» №132 за                         10 июля 2010г. и №133 за 13 июля 2010г.( л.д.61).

        Принимая во внимание, что    пунктом 2 статьи 2 Закона Новосибирской области от 08 июля 2010г. № 514-ОЗ «  О поправках к Уставу Новосибирской области»  определено, что  изменение наименования законодательного                           ( представительного ) органа государственной власти Новосибирской области распространяется на правоотношения , возникающие в связи с избранием и деятельностью  законодательного(представительного) органа государственной власти Новосибирской области пятого и последующих созывов , Новосибирский областной Совет депутатов  четвертого созыва , в порядке, установленном    частями  1-2 статьи 4 Закона Новосибирской области  « О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области» , постановлением от 09 июля 2010г. № 137 назначил выборы  депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области на 10 октября 2010г.

          Довод заявителя, что  решение о назначении выборов в Законодательное Собрание Новосибирской области  в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона Новосибирской области от 15 февраля 2007г. № 87-ОЗ   не принималось и не было опубликовано , является несостоятельным.

          С учетом изложенного,  оснований для  применения положений части 5 статьи 4 Закона Новосибирской области от 15 февраля 2007г. № 87-ОЗ   у    Избирательной комиссией Новосибирской области  не имелось.

             Суд считает несостоятельным довод заявителя, что в установленном порядке  не была принята и опубликована  схема одномандатных избирательных округов , так  как   схема одномандатных избирательных округов  для проведения выборов депутатов  Новосибирского областного Совета депутатов( с учетом  поправок к Уставу Новосибирской области и изменений в Закон Новосибирской области  от 15 февраля 2007г. № 87-ОЗ -  Законодательного Собрания Новосибирской области)    и её графическое изображение были утверждены постановлением  Новосибирского областного Совета депутатов   от 03 июня 2010г. № 97 « Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов  для проведения выборов депутатов Новосибирского областного Совета депутатов пятого созыва» , которое было опубликовано  в газетах « Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов» №29 за 11 июня 2010г. и « Советская Сибирь» №114 за 16 июня 2010г.( л.д.45-46).

        Принимая во внимание, что  решение о назначении  выборов депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области пятого созыва  , схема одномандатных избирательных округов  для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области  пятого созыва ,  приняты Новосибирским областным Советом депутатов в пределах  полномочий, предоставленных Федеральным законом « Об общих принципах  организации законодательных( представительных) и исполнительных органов  государственной власти  субъектов Российской Федерации»                                   Федеральным законом « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»,  Уставом Новосибирской области,  Законом Новосибирской области « О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области» ,  соответствуют требованиям  вышеуказанных нормативных актов , не нарушают  прав  ФИО1, оснований  для удовлетворения его  заявления  не имеется.

       Суд не может принять во внимание доводы заявителя и его представителя о применении к   порядку назначения выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти Новосибирской области  положений  главы 4 Гражданского кодекса РФ , поскольку  Гражданский кодекса РФ не регулирует    отношения по назначению выборов  депутатов законодательных( представительных) органов  власти  субъектов Российской Федерации.

        Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального   кодекса Российской Федерации, суд

                                                решил:

в удовлетворении заявления ФИО1 об определении срока и органа государственной власти Новосибирской области, уполномоченного назначить выборы в Законодательное Собрание Новосибирской области, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной  форме.

Судья     /подпись/                                       Решетникова Т.М.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 1 ноября 2010г.

КОПИЯ ВЕРНА.

РЕШЕНИЕ СУДА ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ 22 декабря 2010г.  

Судья                                                               Петрунина И.Н.