дело №3-115/2015
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Волгоград 28 мая 2015 года
Волгоградский областной суд в составе
председательствующего Ждановой С.В.,
при секретаре Дробковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
ФИО1, являясь собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № <...>, общей площадью 2099 кв.м., 30 декабря 2014 года обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований он указал на то, что кадастровая стоимость земельного участка составляет 7155943 руб. 67 коп. и не соответствует его рыночной стоимости - 1049500 руб., что является существенным нарушением его прав и законных интересов, поскольку размер налоговых платежей за земельный участок исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
В ходе судебного заседания представитель заявителя - ФИО2 уточнила требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и просила установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2010 года в размере - 1150252 руб., согласно заключению судебной экспертизы.
К участию в деле привлечены Губернатор Волгоградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (Управление Росреестра по Волгоградской области), администрация городского округа-город Камышин Волгоградской области.
ФИО1 и вышеуказанные заинтересованные лица о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, от представителей Управления Росреестра по Волгоградской области и администрации городского округа-город Камышин Волгоградской области поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствии, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие вышеуказанных лиц.
Кроме того, представитель администрации городского округа-город Камышин Волгоградской области в ходатайстве просил отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных требований, при этом правовую позицию в обоснование возражений представитель заинтересованного лица не указал.
Выслушав объяснения представителя заявителя, изучив материалы гражданского дела, оценив доводы, изложенные в заявлении, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), который налоговым законодательством относится к местному налогу, устанавливаемому Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – законами указанных субъектов Российской Федерации), обязательному к уплате на территориях этих муниципальных образований и перечисленных выше субъектов Российской Федерации (п.1 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации и п.1 ст.387 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из системного анализа содержания пунктов 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, прежде всего, для целей налогооблажения, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогооблажения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Между тем действующее законодательство предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, если таковая определена (п.3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности") в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, в том числе и решением суда.
При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве личной собственности, принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № <...>, общей площадью 2099 кв.м. Земельный участок относится к категории: земли населённых пунктов, с видом разрешённого использования – строительство и последующая эксплуатация АЗС стационарного типа. Указанные обстоятельства подтверждены свидетельством о государственной регистрации права от 15 июля 2014 года и кадастровым паспортом земельного участка от 29 октября 2014 года (л.д.12-14, 16).
В данном случае установлено, что размер налоговых платежей в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Следовательно, определение в отношении спорного объекта недвижимости кадастровой стоимости влияет на обязанность ФИО1 по уплате налоговых платежей и у заявителя имеется правовая заинтересованность в приведении кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью.
Губернатор Волгоградской области постановлением от 20 ноября 2012 года № 1130 утвердил результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области.
Согласно отчёту об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Волгоградской области от 2011 года, кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 22 декабря 2014 года, государственная кадастровая оценка земель населённых пунктов Волгоградской области проведена по состоянию на 01 января 2010 года.
С учётом сведений, содержащихся в справке кадастрового органа от 12 мая 2015 года, датой определения кадастровой стоимости спорного земельного участка является - 01 января 2010 года. Согласно кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 22 декабря 2014 года, кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 7155943 руб. 67 коп.
Не согласившись с произведенной оценкой земельного участка и полагая, что его кадастровая стоимость должна быть определена равной его рыночной стоимости, ФИО1 обратился к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости земельного участка и представил отчёт об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненный ИП Л.А.А.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя заявителя была проведена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка.
Согласно заключению эксперта от 27 апреля 2015 года № <...> величина рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2010 года составляет 1150 252 руб.
Как указано выше, на основании заключения эксперта представитель заявителя ФИО2 уточнила требования и просила установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости - 1150 252 руб., согласно заключению эксперта.
Судом установлено, что вышеназванное заключение эксперта соответствует требованиям, предъявляемым ст. 86 ГПК Российской Федерации, а также требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в части, применимой к рассматриваемым правоотношениям, и Федерального стандарта оценки (ФСО-1), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года № 256.
Так, экспертное заключение содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответ на поставленный судом вопрос. Выводы эксперта о рыночной стоимости земельного участка сделаны на основе сравнительного подхода с использованием сведений о продаваемых объектах сравнения, опубликованных в периодических печатных изданиях в период с октября 2009 года по ноябрь 2009 года, с применением корректирующих коэффициентов. По мнению суда, подбор объектов сравнения и использование соответствующих коэффициентов экспертом произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей рынка недвижимости в г.Волгограде и в конкретном населенном пункте в соответствующий период и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Достоверность выводов эксперта сторонами сомнению не подвергалась.
При таких данных, оценив по правилам ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ представленное заключение эксперта, которое было выполнено в рамках проведения судебной экспертизы, эксперт предупреждён об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, оценка проведена экспертом М.Ю.И., имеющей необходимое образование и стаж работы в оценочной деятельности с 2007 года, рыночная стоимость оспариваемого объекта недвижимости проведена на дату утверждения его кадастровой стоимости - 01 января 2010 года, суд приходит к выводу о том, что заключение эксперта является допустимым доказательством по делу, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости.
Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что ФИО1 представил доказательства, подтверждающие заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, в связи с чем заявление подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах кадастровая стоимость спорного земельного участка подлежит установлению равной его рыночной стоимости в указанном размере.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть пятая статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном названным федеральным законом порядке.
Принимая во внимание изложенное, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Представленный заявителем отчёт об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный ИП Л.А.А. правового значения при принятии решения не имеет, поскольку рыночная стоимость спорного земельного участка установлена судом на основании заключения судебной экспертизы, с выводами которой согласился представитель заявителя, уточнивший заявленные требования с учётом названной судебной экспертизы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-194 ГПК РФ, суд
решил:
удовлетворить заявление ФИО1 от 30 декабря 2014 года об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № <...>, общей площадью 2099 кв.м., относящегося к категории земель - земли населённых пунктов, с видом разрешённого использования - строительство и последующая эксплуатация АЗС стационарного типа, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2010 года в размере 1150252 рубля.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Волгоградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Жданова С.В.
решение в окончательной форме принято 29 мая 2015 года
Судья: Жданова С.В.