ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-116/2015 от 06.05.2015 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

06 мая 2015 года город Ханты-Мансийск

Суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Начарова Д. В.,

при секретаре Чигринской Т. Е.,

с участием прокурора Рейм Е. В.,

а также заявителей Халитовой Р. М. и Мухаметшина Д. Ф.,

представителя заявителей Бабаевой С. Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Халитовой РМ, Шарипова РМ, Шарифиллиной ИК, Нуриахметовой ЭК, Мухаметшина ДФ, Гурбанова Гурбанова АК об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

Халитова Р. М., действующая в интересах несовершеннолетнего (ФИО)10, Шарипов Р. М., действующий в интересах несовершеннолетнего (ФИО)11, Шарифуллина И. К., действующая в интересах несовершеннолетнего (ФИО)12, Нуриахметова Э. К., действующая в интересах несовершеннолетнего (ФИО)13, Мухаметшин Д. Ф., действующий в интересах несовершеннолетнего (ФИО)14, Гурбанов А. К. Гурбанова АК, действующий в интересах несовершеннолетней (ФИО)19, обратились в суд с вышеуказанным заявлением, в котором просили признать пункты 1 и 4.1.4 порядка подпрограммы «Содействие развитию жилищного строительства» государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2014 - 2020 годах» (далее - государственная программа), утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 октября 2013 года N 408 недействующими.

В обоснование доводов указали, что в рамках данной программы производится ликвидация приспособленных для проживания строений и расселение граждан, проживающих в них в соответствии с адресными муниципальными программами. Ликвидация данных строений осуществляется на основании реестра таких строений включенных органами местного самоуправления по состоянию на 01 января 2012 года, который содержит сведения о гражданах, проживающих в них: фамилию, имя, отчество, состав семьи, родственные отношения, дату регистрации по месту жительства, способ расселения (Порядок 9, пункт 1 и пункт 4.1.4).

Являясь участниками государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей ХМАО-Югры в 2014-2020 года» в предоставлении субсидии на детей, являющихся членами семьи, администрацией (адрес) было отказано на основании обжалуемых пунктов программы, в связи с тем, что родившиеся после 01 января 2012 года дети не включены в состав семьи, на которую будет предоставляться субсидия.

При создании программы Правительство руководствовалось государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2012 года N 2227-р, Законом Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 года N 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», постановлением Правительства Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года N 247-п «О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», распоряжением Правительства Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 24 июня 2013 года N 321-рп «О перечне государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», актами направленными на улучшение жилищных условий населения России, в том числе и детей.

По мнению заявителей, пункты 1 и 4.1.4 Порядка нарушают права детей, противоречат федеральному законодательству, в частности Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», в соответствии с которым ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

В судебное заседание заявители Шарипов Р. М., Шарифуллина И. К., Нуриахметова Э. К., Гурбанова А. К., действующие в интересах своих несовершеннолетних детей, а также представители администрации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства с уважительными причинами своей неявки не представили. При таких обстоятельствах, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, с участием представителя заявителей Бабаевой С. Н.

В судебном заседании представитель заявителей Бабаева С. Н. заявленные требования поддержала, указав, что оспариваемые положения противоречат Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Реестр с данными о проживающих в строениях семьях создан в 2012 году. При его утверждении в 2013 году возможность его изменения при увеличении семей за счет рожденных детей предусмотрена не была, в связи с чем при выделении субсидий семьям для приобретения комфортного жилья денежных средств не хватит.

В постановлении суда, на которое ссылается Правительство в своих возражениях, не рассматривался поставленный вопрос.

Рожденные дети зарегистрированы в помещениях, включенных в реестр, и имеют право пользоваться ими.

Обоснованной позиции относительно включения детей в реестр не представлено.

Заявитель Халитова Р. М., заявленные требования поддержала, указывая на ущемление прав детей оспариваемыми нормами. Остальные члены семьи включены в программу на улучшение жилищных условий. Размер субсидии определяется с учетом количества членов семьи.

Мухаметшин Д. Ф., заявленные требования поддержал, по доводам, изложенным Халитовой Р. М. и представителем.

В представленных в суд возражениях на заявление Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры просило отказать в заявленных требованиях. В обоснование доводов указало, что муниципальная программа, направленная на ликвидацию и расселение приспособленных для проживания строений, расположенных на территории автономного округа, принималась в пределах полномочий органа местного самоуправления, на условиях софинансирования муниципальной программы за счет средств бюджета автономного округа в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 июля 2012 года № 233-п «О Порядке предоставления субсидий из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры бюджетам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

В соответствии с пунктом 3 Порядка программы, пункты которой обжалуются, объем софинансирования программ муниципальных образований по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений (далее в настоящем порядке - программы муниципальных образований автономного округа) за счет средств бюджета автономного округа и средств бюджетов муниципальных образований автономного округа устанавливается в следующем соотношении: 90% и 10%.

С учетом вышеизложенного, софинансирование муниципальных программ автономным округом осуществляется исключительно из расчета на граждан, включенных в реестры приспособленных для проживания строений по состоянию на 1 января 2012 года. Софинансирование расходов на граждан, вселившихся после указанной даты не предусмотрено, соответствующие объемы бюджетных средств в бюджеты автономного округа и муниципального образования не заложены.

Установление такого критерия для участия в программе, как включение в реестры сведений о гражданах, проживающих в приспособленных для проживания строениях по состоянию на 1 января 2012 года является не чем иным, как определением специальных правил предоставления мер поддержки по кругу лиц.

Предоставление гражданам субсидии является способом оказания помощи гражданам со стороны органов местного самоуправления, но не обязанностью полной оплаты покупки жилья. С учетом доведенных лимитов денежных средств, субсидии определены для лиц, включенных в соответствующий реестр до 1 января 2012 года. Предоставление субсидии иным гражданам окружными и муниципальными нормативными правовыми актами не предусмотрено.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора Рейм Е. В., полагавшего оспариваемый нормативный правовой акт не противоречащим федеральному закону, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителей о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим.

Согласно статье 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии со статьей 6 Устава (Основного Закона) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры систему органов государственной власти области составляют законодательный (представительный) орган области – Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, высший исполнительный орган области - Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и иные органы исполнительной власти автономного округа.

В соответствии с пунктами «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Пунктом 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Механизмом реализации программ на уровне субъектов Российской Федерации служит разработка и реализация региональных программ.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 г. N 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» к полномочиям Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области жилищных отношений отнесены разработка, утверждение и реализация целевых программ автономного округа.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года N 247-п «О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» регламентирован порядок принятия и разработка государственных программ, а также определено финансирование, которое осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет бюджетных ассигнований бюджета автономного округа и внебюджетных источников, в том числе федеральных средств, средств местных бюджетов (ст. 26).

Таким образом, из содержания названных постановлений следует, что оказание мер социальной поддержки в рамках региональной целевой программы и входящих в её состав подпрограмм осуществляется на условиях финансирования из бюджета автономного округа.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 9 октября 2013 года принято постановление № 408-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2014-2020 годах».

В рамках указанной программы осуществляется стимулирование застройщиков посредством предоставления субсидий на компенсацию затрат по переселению граждан из непригодных помещений и приспособленных для проживания.

В целях реализации вышеназванной программы целевой государственной программы определен порядок 9 предоставления субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа на софинансирование программ муниципальных образований автономного округа (городских округов и муниципальных районов) по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений.

Пункт 1 данного Порядка определяет правила и условия распределений субсидий бюджетам муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов) автономного округа на софинансирование программ муниципальных образований автономного округа по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений, обследованных и включенных органами местного самоуправления в реестр таких строений на 1 января 2012 года, включая строения, право собственности на которые признаны гражданами в судебном порядке в период с 1 января 1995 года до 1 марта 2005 года (в ред. Постановления Правительства ХМАО-Югры от 25 апреля 2014 года № 146-п).

Пунктом 4.1 и 4.1.4 Порядка предусмотрено, что программы муниципальных образований автономного округа должны предусматривать реестры приспособленных для проживания строений по состоянию на 1 января 2012 года с указанием следующих сведений о гражданах, проживающих в них: фамилия, имя, отчество, состав семьи, родственные отношения, дата регистрации по месту жительства, способ расселения.

При этом объем софинансирования указанных программ за счет средств бюджета автономного округа и средств бюджетов муниципальных образований устанавливаются в соотношении 90% и 10% соответственно(п. 3 Порядка).

Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры», 15 октября 2013, N 10 (часть I, том 2), ст. 1212, приложение к газете «Новости Югры», N 148, 20 декабря 2013года. Постановление вступило в законную силу 1 января 2014 года.

Из изложенного следует, что предоставление субсидии в рамках указанной адресной целевой программы является дополнительной мерой социальной поддержки, зависит от выделенных бюджетных средств на ее цели, размер субсидии и порядок ее предоставления определяются органом местного самоуправления.

Оспариваемые пункты 1 и 4.1.4 порядка 9 подпрограммы «Содействие развитию жилищного строительства» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2014 - 2020 годах» признают участниками программы граждан, проживающих в приспособленных для проживания строениях, включенных в реестр по состоянию на 01 января 2012 года и постоянно проживающие совместно с ними члены семьи.

Анализ оспариваемых положений свидетельствует, что они приняты в пределах полномочий Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и не противоречат федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Порядок опубликования оспариваемого акта не нарушен.

Доводы заявления о несоответствии оспариваемых положений Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» не могут быть приняты во внимание, поскольку, положения данного закона направлены на реализацию целей государственной политики в интересах детей, осуществлению прав детей, предусмотренных Конституции Российской Федерации, упрочнению основных гарантий прав и законных интересов детей, при этом как правильно указано в заключение прокурора, положения данного закона не регулируют правоотношения, связанные с предоставлением субсидий местным бюджетам субъектом Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах оснований для признания оспариваемых норм недействующими не имеется, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Ссылка на апелляционное определение № (номер) от (дата), как основание для прекращения производства по делу, не может быть принята во внимание, поскольку в нем принято решение по иному спору между другими сторонами и иным основаниям.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований Халитовой РМ, Шарипова РМ, Шарифиллиной ИК, Нуриахметовой ЭК, Мухаметшина ДФ, Гурбанова Гурбанова АК об оспаривании нормативного правового акта Российской Федерации отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации через суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Начаров Д. В.