ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-117/19 от 25.09.2019 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 3-117/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 сентября 2019 года г. Тверь

Тверской областной суд в составе:

председательствующего Кустова А.В.,

при секретаре судебного заседания Соловьевой В.А.,

с участием прокурора Ушаковой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Вдовых Д.А. о признании не действующим решения Собрания депутатов муниципального образования «Бологовский район» Тверской области от 10 июля 2019 года № 76,

у с т а н о в и л:

10 июля 2019 года Собранием депутатов муниципального образования «Бологовский район» Тверской области принято решение № 76 «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов муниципального образования «Бологовский район» Тверской области от 25 декабря 2018 года № 26 «О бюджете муниципального образования Бологовкий район» Тверской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Решением № 76 от 10 июля 2019 года опубликовано в районной газете «Новая жизнь» № 30 от 26 июля 2019 года.

Указанное Решение представительного органа местного самоуправления с приложениями размещено на официальном сайте МО «Бологовский район» в сети интернет.

Вдовых Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Собрания депутатов муниципального образования «Бологовский район» Тверской области от 10 июля 2019 № 76 «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов муниципального образования «Бологовский район» Тверской области от 25 декабря 2018 года № 26», полагая его принятым с нарушением Федерального закона, Устава муниципального образования и Регламента представительного органа местного самоуправления, нарушающим права, свободы и законные интересы жителей Бологовского района, поскольку решением необоснованно распределены межбюджетные трансферты из местного бюджета бюджетам поселений, входящих в состав Бологовского района Тверской области.

Стороны в судебное заседание не явились.

Административный истец и его представитель просили рассмотреть дело без их участия.

Председатель Собрания депутатов муниципального образования «Бологовский район» Медведева Н.В., Глава муниципального образования Г.А. Ломака в представленных отзывах полагали оспариваемый нормативный правовой акт не противоречащим требованиям федерального закона, принятым уполномоченным органом в соответствии с требованиями Устава и Регламента, в удовлетворении административного иска просили отказать.

Исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Ушаковой С.А., полагавшей удовлетворить административный иск, суд приходит к выводу о признании оспариваемого нормативного правового акта не действующим, при этом исходит из следующего.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ, пунктом 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района относятся к вопросам местного значения муниципального района и являются бюджетными полномочиями муниципального образования.

Утверждение местного бюджета находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, исполнительно-распорядительные органы обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение представительных органов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение представительных органов, осуществляют иные полномочия, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации и (или) принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения (пункт 2 части 10 статьи 35 и части 1 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ, пункт 1 статьи 153 и пункт 1 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, оспариваемым решением представительного органа местного самоуправления Бологовского района Тверской области от 10 июля 2019 года № 76 были внесены изменения и дополнения в решение Собрания депутатов муниципального образования от 25 декабря 2018 года № 26 «О бюджете муниципального образования «Бологовский район» Тверской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ Устав муниципального образования, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования входят в систему муниципальных правовых актов (пункты 1 и 2 части 1 статьи 43).

Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 43).

В соответствии с частью 1 статьи 44 Устава муниципального образования «Бологовский район» Тверской области,принятого решением Собрания депутатов муниципального образования «Бологовский район» Тверской области от 28 июня 2005 года № 51, зарегистрированного 30 ноября 2005 года ГРН № RU 695040002005001 (в действующей редакции с изменениями на 25 апреля 2017 года) Собрание депутатов Бологовского района по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Тверской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Бологовского района, решение об удалении в отставку Главы Бологовского района, а также решения по вопросам организации деятельности Собрания депутатов Бологовского района и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Тверской области, настоящим Уставом.

Согласно части 2 статьи 44 Устава решения Собрания депутатов Бологовского района, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Бологовского района, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Собрания депутатов Бологовского района, если иное не установлено Федеральным законом от 06 октября 2013 года № 131-ФЗ.

Иные правовые акты Собрания депутатов Бологовского района принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов, если иное не установлено федеральным законодательством, Уставом и Регламентом Собрания депутатов Бологовского района (часть 3 статьи 44 Устава).

Аналогичные положения о принятии решений большинством голосов от установленной численности депутатов Собрания депутатов содержатся в пункте 109 Регламента Собрания депутатов муниципального образования «Бологовский район» Тверской области, утвержденного Решением от 31 октября 2017 года № 400.

Согласно части 4 статьи 26 Устава Бологовского района Тверской области Собрание депутатов Бологовского района состоит из 15 (пятнадцати) депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при <данные изъяты> голосовании.

Аналогичный численный состав представительного органа отражен и в Регламенте Собрания депутатов Бологовского района Тверской области (пункт 8а).

Согласно протоколу внеочередного заседания Собрания депутатов МО «Бологовский район» от 10 июля 2019 года на заседании присутствовало 8 депутатов (ФИО5, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13) от общей численности – 13 избранных депутатов.

По вопросу повестки дня «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов МО «Бологовский район» Тверской области от 25 декабря 2018 года № 26 (бюджет) проводилось открытое голосование, «за» проголосовало 6 депутатов (ФИО5, ФИО9, ФИО7, ФИО14, ФИО12, ФИО13), воздержались 2 депутата (ФИО10, ФИО8).

По итогам голосования Собрание депутатов посчитало указанное решение принятым, оно было подписано главой муниципального образования и опубликовано.

Оспариваемым решением Собрания депутатов № 76 от 10 июля 2019 года внесены изменения в ранее принятое решение о бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов: утверждены основные характеристики местного бюджета, в новой редакции изложены приложения № 1,7-11, 14; утверждены объемы бюджетных ассигнований по дорожному фонду; объем межбюджетных трансфертов бюджетам поселений; установлен объем муниципального долга и расходов на его обслуживание.

Данное решение, являющееся муниципальным нормативным правовым актом, в силу положений части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ содержит обязательные для исполнения на территории муниципального образования правила.

На основании части 3 статьи 43 указанного Федерального закона и части 2 статьи 44 Устава Бологовского района Тверской области данное решение могло быть принято лишь большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Поскольку за принятие оспариваемого решения проголосовало менее половины от установленной Уставом муниципального образования численности депутатов, тем самым нарушен предусмотренный федеральным законом порядок принятия нормативного акта, решение Собрания депутатов подлежит признанию не действующим полностью со дня его принятия.

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Вдовых Д.А. удовлетворить.

Признать решение Собрания депутатов муниципального образования «Бологовский район» Тверской области от 10 июля 2019 года № 76 «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов муниципального образования «Бологовский район» Тверской области от 25 декабря 2018 года № 26» не действующим со дня его принятия.

Сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в порядке, установленном Уставом муниципального образования «Бологовский район» Тверской области, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий А.В. Кустов

Мотивированное решение принято 30 сентября 2019 года.

Председательствующий А.В. Кустов