ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-118 от 21.09.2011 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

                                                                                    Кемеровский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Кемеровский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 3-118/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего Краевой Л.В.

при секретаре Паньшиной Е.Ю.

с участием прокурора Чичина С.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 21 сентября 2011 года

дело по заявлению прокурора Кемеровской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации и Чебулинского муниципального района о защите избирательных прав граждан и установлении порядка назначения выборов Главы Чебулинского муниципального района,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кемеровской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации и Чебулинского муниципального района о защите избирательных прав граждан просит определить порядок назначения досрочных выборов главы Чебулинского района. Указывает на то, что решением Чебулинского районного Совета народных депутатов от 02.06.2011 г. № 333 «О принятии отставки Главы Чебулинского района» со 02.06.2011 года досрочно прекращены полномочия главы Чебулинского района ФИО1, в связи с чем в силу пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" досрочные выборы главы муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения. Однако, несмотря на истечение установленного законом срока, выборы главы муниципального образования не назначены и не проведены, что нарушает право жителей Чебулинского муниципального района избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также нарушает интересы Российской Федерации и муниципального образования.

В судебном заседании прокурор отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Кемеровской области Чичин С.С. заявление поддержал.

ФИО2- представитель территориальной избирательной комиссии Чебулинского муниципального района, Администрации Чебулинского муниципального района и Совета народных депутатов Чебулинского муниципального района, действующая на основании доверенностей не возражала против удовлетворения заявление прокурора.

Выслушав объяснения прокурора, представителя заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 26 ноября 1996 года N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (далее - Федеральный закон от 26 ноября 1996 года N 138-ФЗ) данный Федеральный закон применяется при нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, в том числе в случае, если выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки.

В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 года N 138-ФЗ в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 указанного Федерального закона, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Такое решение суда принимается в случае, если выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки (пункт 6 статьи 3 указанного Федерального закона).

Согласно статье 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.

В случае досрочного прекращения полномочий указанных органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий (пункт 4 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов указанные сроки, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть (пункт 7 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

Согласно пунктам 2, 3 статьи 23 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных Федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов указанные сроки, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть (пункт 7 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ). Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные законом сроки, выборы в органы местного самоуправления назначаются соответствующей избирательной комиссией не позднее, чем за 70 дней до дня голосования (пункт 8 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

Аналогичные положения предусмотрены пунктами 3, 5, 6 статьи 7 Закона Кемеровской области от 30.05.2011г. №54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области», вступившего в силу с 12.06.2011г., и статьей 6 ранее действовавшего Закона Кемеровской области от 12.12.2005г. №147-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области».

Судом установлено, что решением Чебулинского районного Совета народных депутатов от 02.06.2011 № 333 досрочно прекращены полномочия главы - Чебулинского района ФИО1 (л.д.8).

В соответствии с п.2 ч. 2 ст. 39 Устава муниципального образования «Чебулинский муниципальный район», принятого решением Чебулинского районного Совета народных депутатов № 174 от 30.09.2009 года в редакции решения от 12.05.2011 года № 327, постановленного Чебулинским районным Советом народных депутатов, полномочия главы Чебулинского муниципального района прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.

Следовательно, 02 июня 2011 года полномочия главы Чебулинского муниципального района ФИО1 досрочно прекращены.

В соответствии с ч.1 ст. 35 Устава глава Чебулинского муниципального района избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.

Согласно ч.5 ст. 39 Устава в случае досрочного прекращения полномочий главы района, выборы главы района проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

В силу ч.2 ст. 13 Устава предусмотрено, что муниципальные выборы назначаются Советом народных депутатов Чебулинского муниципального района.

В соответствии с ч.3 ст.13 Устава решение о назначении муниципальных выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее, чем за 90 дней и не позднее, чем за 80 дней до дня голосования.

Согласно ч.5 ст. 39 Устава в случае досрочного прекращения полномочий главы района, избранного на муниципальных выборах, досрочные выборы главы района проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

Постановлением Избирательной комиссии Кемеровской области от 01 апреля 2011 года № 77/779-IV в целях подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, и на основании обращений Советов народных депутатов Чебулинского муниципального района, на территориальную избирательную комиссию Чебулинского муниципального района возложены полномочия избирательной комиссии Чебулинского муниципального района (л.д.9).

При таких данных в соответствии с вышеприведенными положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и Закона Кемеровской области от 30.05.2011г. №54-ОЗ не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий главы новокузнецкого района, т.е. не позднее 30 ноября 2011 года, должны были быть проведены досрочные выборы главы Чебулинского района, назначить которые в установленные законом сроки (не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней (либо с учетом их сокращения не более чем на одну треть до дня голосования) должен был Совет народных депутатов Чебулинского муниципального района.

Однако Советом народных депутатов Чебулинского муниципального района дата проведения досрочных выборов назначена не была.

Таким образом, в установленные законом сроки и до настоящего времени досрочные выборы главы Чебулинского муниципального района уполномоченным органом не назначены и проведены быть не могут, что свидетельствует о нарушении конституционных прав граждан избирать и быть избранными выборным должностным лицом местного самоуправления, а также нарушает установленный федеральным законом принцип обязательности выборов (статья 9 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

При таких данных доводы прокурора о том, что порядок назначения выборов главы Чебулинского муниципального района должен быть определен решением суда, соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.

Определяя порядок назначения досрочных выборов главы Чебулинского муниципального района, с учетом конкретных обстоятельств дела и вышеуказанных положений закона о назначении выборов, в том числе возможности сокращения не более чем на 1/3 сроков принятия решения о назначении досрочных выборов в органы местного самоуправления, а также, принимая во внимание, что в 2011 году должны быть проведены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, день голосования на которых приходится на 4 декабря 2011 года и может быть совмещен с днем голосования на досрочных выборах в органы местного самоуправления, суд считает целесообразным и необходимым установить, что назначение даты досрочных выборов должно быть произведено в срок не позднее 11 октября 2011 года (сокращенные сроки назначения выборов).

Выборы главы Чебулинского муниципального района должны проводиться в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Чебулинский муниципальный район» от 30.09 2009 года (с последующими изменениями и дополнениями).

В соответствии с ч.4 ст. 4 ФЗ от 26.11.1996 года № 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" финансирование выборов в органы местного самоуправления осуществляется за счет средств местного бюджета. Если на день вступления в силу настоящего Федерального закона финансирование выборов в органы местного самоуправления не может быть обеспечено за счет средств местного бюджета, финансирование осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.13 ст. 12 Закона Кемеровской области от 30.05.2011 года № 54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области» финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии муниципального образования, территориальной комиссии, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, осуществляется за счет местного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели нормативным правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год.

Таким образом, обеспечение проведения муниципальных выборов должно быть возложено на исполнительно - распорядительный орган местного самоуправления - администрацию Чебулинского муниципального района (п.3 ч.6 ст. 40 Устава).

В силу ст. 211 ГПК РФ и пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ решение подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Кемеровской области удовлетворить.

Установить, что территориальная избирательная комиссия Чебулинского муниципального района на основании данного решения суда в срок 06 октября 2011года по 11 октября 2011 года должна назначить дату муниципальных выборов главы Чебулинского муниципального района на пятилетний срок полномочий в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Чебулинский муниципальный район» от 30.09.2009 года (с последующими изменениями и дополнениями).

Выборы главы Чебулинского муниципального района должны проводиться в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Чебулинский муниципальный район» от 30.09.2009 года (с последующими изменениями и дополнениями).

Обеспечение проведения выборов возложить на исполнительно- распорядительный орган местного самоуправления – Администрацию Чебулинского муниципального района.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня вынесения в окончательной форме.

Председательствующий: (подпись).

Копия верна:

Судья Кемеровского

областного суда: Л.В. Краева.