Дело №3-119/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Владимир 18 мая 2015 года
Владимирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Кирюшиной О.А.
при секретаре Беляковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** общей площадью **** кв. м, расположенного по адресу: ****, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - ****, по состоянию на 1 января 2012 года в размере, равном его рыночной стоимости – **** рублей.
В обоснование ссылался на то, что в соответствии с постановлением администрации МО Камешковский район Владимирской области №1903 от 19 ноября 2012 года названный земельный участок имеет кадастровую стоимость в размере **** рублей по состоянию на 01 января 2012 года. Полагает, что несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости ведёт к неправомерному увеличению земельного налога, чем нарушаются его права и законные интересы как налогоплательщика.
В судебном заседании заявитель ФИО1, его представитель по доверенности ФИО2 поддержали заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Владимирской области по доверенности ФИО3 полагала заявление необоснованным, ссылаясь на то, что данное учреждение является ненадлежащей стороной по делу, поскольку в материально-правовых отношениях с заявителем не состоит, правообладателем спорного имущества не является, какие-либо действия Управления не оспариваются.
Представитель заинтересованного лица администрации МО Камешковский район Владимирской области по доверенности ФИО4 ссылаясь на имеющиеся в материалах дела отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка и положительное экспертное заключение на него, не представила возражений относительно заявленной ФИО1 к установлению величины рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, изложив признание указанных обстоятельств в письменном заявлении.
Аналогичная позиция изложена в письменном отзыве от 05 мая 2015 года, подписанным и.о. главы администрации Камешковского района Владимирской области ФИО5
Заинтересованные лица ФГБУ «ФКП» Росреестра по Владимирской области, администрация города Камешково Владимирской области надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения настоящего дела, своих представителей в судебное заседание не направили, уважительных причин их неявки не представили, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявили, письменных возражений по делу не представили.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ) определено понятие кадастровой стоимости, под которой понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
При этом пунктом 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 255 (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 N 509) установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в соответствии с приведенными выше нормами Закона об оценочной деятельности и Федерального стандарта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Изложенное свидетельствует о том, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ) прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, установление которой и является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно пункту 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 г. N 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что законодательство прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером ****, общей площадью **** кв.м., расположенного по адресу: ****, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование - ****, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от **** года, серия **** N ****, договором купли-продажи земельного участка №**** от **** года, выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним №**** от 06 мая 2015 года.
Из кадастрового паспорта от **** года N **** следует, что земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет **** года.
Согласно кадастровой справке федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Владимирской области от 06 февраля 2015 кадастровая стоимость земельного участка составляет **** рублей
Указанная кадастровая стоимость определена постановлением администрации Камешковского района Владимирской области от 19 ноября 2012 года N 1903 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Камешковского района Владимирской области» по состоянию на 1 января 2012 года
При рассмотрении дела в суде первой инстанции заявитель представил отчет об определении рыночной стоимости данного земельного участка от 18 марта 2015 года N ****, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Э.» Е.
Согласно названному отчету рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года составляет **** руб.
По результатам экспертизы отчета от **** N ****, проведенной экспертом Д., членом саморегулируемой организации оценщиков "Н.", указанная рыночная стоимость земельного участка подтверждена, отчет признан соответствующим Федеральному закону от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) и федеральным стандартам оценки, о чем составлено экспертное заключение от 19 марта 2015 года N 235/03-15.
В рассматриваемом случае рыночная стоимость земельного участка в размере **** руб. установлена по состоянию на 1 января 2012 года, то есть на дату формирования перечня земель Камешковского района Владимирской области, в отношении которых упомянутым постановлением №1903 от 19 ноября 2012 года утверждены результаты кадастровой стоимости.
Отчет об определении рыночной стоимости земельного участка выполнен в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, федеральными стандартами оценки.
Из указанного отчета следует, что оценщик исследовал социально-экономическую ситуацию города Камешково, составил обзор рынка земли Владимирской области, изучил мониторинг предложения земельных участков под коммерческое строительство. Для сравнения использовались данные 2010 – 2011 годов.
При определении рыночной стоимости земельного участка оценщик использовал сравнительный подход как наиболее обеспеченный исходной информацией. В ходе анализа состояния рынка изучена информация специализированных печатных и электронных изданий Владимирской области, информация частных лиц и сети Интернет.
Для сравнения выбраны три объекта-аналога, рассматривались сопоставимые объекты схожие по площади, местоположению, наличию насаждений, инженерных систем. Оценщиком составлена таблица корректировок по сравнимым продажам. При этом произведена корректировка по физическим характеристикам, поскольку из анализа рынка.
Оценщик Е., составивший отчет о рыночной стоимости, отвечает требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам, в том числе требованиям абзаца 1 статьи 4, абзаца 4 статьи 15.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а именно является членом саморегулируемой организации Н., застраховавшим свою ответственность в ОАО «А.».
Положительное экспертное заключение соответствует требованиям статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности.
Отчет об определении рыночной стоимости земельного участка проверен экспертом в том числе на соответствие требованиям статьи 11 и статьи 12 Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.
Экспертом установлено, что метод оценки является обоснованным, выполненный расчет соответствует выбранному методу.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Достоверность выводов независимого оценщика и эксперта сторонами сомнению не подвергалась, правильность отчета №**** от **** года об оценке рыночной стоимости имущества и экспертного заключения№**** от **** года сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалась, мотивированных возражений относительно установленной независимым оценщиком рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2012 года, а также формы и содержания экспертного заключения не поступало.
Доказательств того, что рыночная стоимость земельного участка является иной, нежели указано в представленном заявителем отчете, который отвечает требованиям, предъявляемым к подобного рода документам, содержит необходимые реквизиты, соответствует критериям относимости, допустимости и достоверности, не представлено, заинтересованные лица не ходатайствовали о назначении экспертизы.
Кроме того, в судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации МО Камешковский район Владимирской области, установившей результаты кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, ссылаясь на имеющийся в материалах дела отчет об оценке рыночной стоимости, согласилась с заявленными ФИО1 требованиями об установлении кадастровой стоимости данного объекта недвижимости равной его рыночной в размере **** рублей, изложив признание указанных обстоятельств в письменном заявлении.
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о том, что представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения содержащейся в нем информации и статистического анализа данных о рыночной стоимости земельного участка, отвечает предъявляемым к нему требованиям законодательства, а потому признает его допустимым и достоверным доказательством действительной рыночной стоимости земельного участка.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении требований ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета оценщика на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, не имеется.
На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 01 января 2012 года, в размере его рыночной стоимости - **** рублей.
При этом возражения представителя Управления Росреестра по Владимирской области по доверенности ФИО3 о том что, что данное учреждение является ненадлежащей стороной по делу и подлежит исключению из участников процесса, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457 именно Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии наделена соответствующими полномочиями в сфере государственного кадастрового учета недвижимости, а именно: ведение государственного кадастрового учета недвижимого имущества; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости; ведение фонда данных государственной кадастровой оценки и обеспечение проведения мониторинга рынка недвижимости в целях ведения фонда данных государственной кадастровой оценки; организация проведения государственной кадастровой оценки (пункт 5).
Из перечисленных полномочий, а также положений статей 24.13 и 24.15 Закона об оценочной деятельности следует вывод, что Росреестр и его территориальные органы осуществляют организационные мероприятия по подготовке проведения кадастровой оценки, ознакомлению с проектом оценки и отражению в государственном кадастре недвижимости утвержденных результатов кадастровой оценки.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно пункту 3 статьи 16 вышеназванного Закона кадастровый учет в связи с изменением сведений, в том числе о кадастровой стоимости объекта недвижимости, осуществляется на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов, представленных заявителем, а также соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного воздействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В связи с чем, данное решение является основанием для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше земельных участков.
Руководствуясь статьями 194-198,245-250 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ:
заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, общей площадью **** кв.м., расположенного по адресу: ****, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование - ****, по состоянию на 01 января 2012 года, в размере его рыночной стоимости **** рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации через Владимирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья
Владимирского областного суда О.А. Кирюшина
Мотивированное решение изготовлено 21 мая 2015 года.