Р Е Ш Е Н И Е
именем
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июня 2012 года Рязанский областной суд в составе:
председательствующего судьи - Воейкова А.А.
при секретаре – Черненко О.В.,
с участием прокурора – Черняевой М.А.,
заявителя – Наумцевой Л.П.,
представителей:
Чучковской районной Думы Рязанской области – ФИО1, ФИО2,
территориальной избирательной комиссии Чучковского района Рязанской области – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Наумцевой Любови Петровны об обжаловании действий (бездействий) органов власти в не назначении муниципальных выборов,
у с т а н о в и л:
Наумцева Л.П. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Чучковской районной Думы Рязанской области и территориальной избирательной комиссии этого района, выразившихся в отказе назначения муниципальных выборов главы муниципального образования - Чучковский муниципальный район Рязанской области на 4 марта 2012 года и просила установить территориальной избирательной комиссии Чучковского района срок, не позднее которого она обязана будет назначить муниципальные выборы по выборам главы муниципального образования - Чучковский муниципальный район Рязанской области.
В обоснование своих требований указала, что проживает на территории Чучковского района, согласно статье 52 Устава Чучковского муниципального района Рязанской области (далее - Чучковского района) глава этого района избирается гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.
Уставом Чучковского района вопросы назначения выборов главы района отнесены к компетенции Чучковской районной Думы.
По мнению заявителя, 4 марта 2012 года (совместно с выборами Президента России) глава этого района должен избираться гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято уполномоченным органом не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в данные сроки, выборы в органы местного самоуправления назначаются соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования.
Если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный указанным федеральным законом срок выборы органов местного самоуправления, то соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора, определяет порядок назначения выборов.
Наумцева Л.П. считает, что в силу этих положений Чучковская районная Дума в период с 4 по 11 декабря 2011 года должна была принять решение о назначении муниципальных выборов главы района на 4 марта 2012 года, но поскольку этого ею не сделано, то на территориальной избирательной комиссии лежала обязанность назначить такие выборы не позднее чем за 70 дней до 4 марта 2012 года.
Этих обязанностей названные органы не сделали, поэтому Наумцева Л.П. просила суд удовлетворить ее заявление.
В судебном заседании представители Чучковской районной Думы и территориальной избирательной комиссии заявленные требования не признали и заявили о пропуске Наумцевой Л.П. срока на обращение в суд, о признании незаконными их бездействий в декабре 2011 года.
Кроме того, они пояснили, что с 11 мая 2012 года Устав Чучковского муниципального района действует в новой редакции, которая предусматривает избрание главы муниципального образования не на муниципальных выборах, а представительным органом из своего состава. Такие изменения в Устав полностью согласуются с положениями статей 35 и 36 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ).
14 мая 2012 года в соответствии с Уставом Чучковского района состоялось избрание главы муниципального образования представительным органом из своего состава и в тот же день, вновь избранный глава, вступил в должность. В связи с чем, в настоящее время, отсутствуют правовые основания для назначения муниципальных выборов главы муниципального образования.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявления считает, что заявление Наумцевой Л.П. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
8 декабря 2010 года Советом депутатов муниципального образования - <данные изъяты> сельское поселение Чучковского муниципального района была выдвинута инициатива о формировании представительного органа муниципального образования - Чучковский муниципальный район в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ из глав городского и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений.
Данная инициатива была поддержана представительными органами всех поселений, входящих в состав Чучковского муниципального района, поэтому 3 ноября 2011 года Чучковской районной Думой было принято решение №284 об изменении порядка формирования представительного органа Чучковского муниципального района (опубликовано в Информационном бюллетене и районной газете «<данные изъяты>» №45 от 11.11.2011г.).
После формирования Чучковской районной Думы в новом порядке, ею 22 марта 2012 года было принято решение «О принятии проекта решения о внесении изменений в Устав муниципального образования - Чучковский муниципальный район Рязанской области», а также по этому вопросу назначены публичные слушания. В частности, в Устав района вносились изменения в связи с утверждением нового порядка формирования представительного органа, а также изменялся порядок избрания главы района и, предлагалось избирать главу муниципального образования Чучковской районной Думой из своего состава.
24 апреля 2012 года проведены публичные слушания.
3 мая 2012 года Чучковской районной Думой принято решение о внесении изменений в Устав муниципального образования - Чучковский муниципальный район.
10 мая 2012 года Управлением Министерства юстиции РФ по Рязанской области зарегистрированы изменения в Устав муниципального образования - Чучковский муниципальный район.
11 мая 2012 года зарегистрированное решение о внесении изменений в районный Устав опубликовано в Информационном бюллетене Чучковской районной Думы и администрации муниципального образования - Чучковский муниципальный район Рязанской области выпуск № 3.
14 мая 2012 года в соответствии с Уставом Чучковского района состоялось избрание главы муниципального образования представительным органом из своего состава и в тот же день, вновь избранный глава, вступил в должность.
В силу подп.1 ч.2 ст.36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования: избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.
Из положений этой нормы следует, что глава муниципального образования избирается в порядке, определяемом Уставом муниципального образования.
Согласно статье 52 Устава Чучковского муниципального района, действующей в новой редакции, глава муниципального образования избирается Чучковской районной Думой из своего состава.
Суд считает, что в связи тем, что в Уставе Чучковского района закреплено избрание главы муниципального образования Чучковской районной Думой из своего состава, то в настоящее время не могут быть проведены муниципальные выборы для избрания главы муниципального образования гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Поэтому, в удовлетворении заявленных Наумцевой Л.П. требований о назначении даты выборов, следует отказать.
Наумцева Л.П. в своем заявлении и в судебном заседании указывала на то, что названные органы бездействовали в декабре 2011 года и не назначили дату выборов на 4 марта 2012 года, чем нарушили ее права избирать и быть избранной.
В силу ст.260 ГПК РФ заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, его избирательных прав или права на участие в референдуме.
Суд считает, что Наумцевой Л.П. пропущен трех месячный срок для обращения в суд, при этом, каких-либо доказательств, указывающих на пропуск этого срока по уважительной причине, Наумцева Л.П. не представила. В связи с чем, в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Чучковской районной Думы Рязанской области и территориальной избирательной комиссии этого района в декабре 2011 года, выразившегося в не назначении муниципальных выборов по выборам главы муниципального образования - Чучковский муниципальный район Рязанской области на 4 марта 2012 года, также следует отказать.
Одновременно, суд считает необходимым указать на следующее – в силу требований п. 11.1 ч. 6 ст. 36 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае изменения порядка формирования представительного органа муниципального района в соответствии с ч. 5 ст. 35 данного закона.
В ч.5 ст.35 ФЗ №_131 говорится – установленный в соответствии с настоящей частью порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение трех месяцев со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района.
Исходя из норм статей 35 и 36 Федерального закона N 131-ФЗ, а также Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" принятие в течение 3-х месячного срока представительным органом правового акта о внесении изменений в устав об изменении порядка формирования представительного органа, его регистрация и опубликование влечет прекращение полномочий главы муниципального образования.
В данном случае при проведении выборов и избрании 4 марта 2012 года главы Чучковского района его полномочия по истечении указанного 3-х месячного срока подлежали прекращению в силу требований Федерального закона N 131-ФЗ. О наступлении данного события было известно и в декабре 2011 года.
Суд считает, что назначение и проведение муниципальных выборов главы района для осуществления им полномочий только в течении названного 3-х месячного срока будет противоречить принципам правовой определенности в формировании органов местного самоуправления, стабильности муниципальной власти и поддержания взаимного доверия между гражданами и органами местного самоуправления закрепленным в статьях 1 - 3, 12, 32, 130 - 133 Конституции Российской Федерации.
Применяя названные положения Конституции РФ в их совокупности с положениями Федерального закона N 131-ФЗ и Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следует сказать, что в связи с изменением в Чучковском районе порядка формирования представительного органа, не назначение Чучковской районной Думой и территориальной избирательной комиссией этого района муниципальных выборов главы района на 4 марта 2012 года не было направлено на нарушение конституционных прав граждан, а также и Наумцевой Л.П., избирать и быть избранным.
В связи с волеизъявлением населения Чучковского района на изменение порядка формирования органов местного самоуправления, представительным органом в установленный законом 3-х месячный срок были внесены соответствующие изменения в Устав района, во исполнение которых 14 мая 2012 года избран глава муниципального образования. Тем самым, были реализованы конституционные права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Все доводы заявительницы о необходимости назначения муниципальных выборов главы района основаны на неправильном толковании и применении положений Федерального закона N 131-ФЗ и Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» к возникшим правоотношениям.
В соответствии с ч.2 ст.261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
В судебном заседании не нашел своего подтверждения факт того, что Чучковская районная Дума и территориальная избирательная комиссия не реализуют конституционные права граждан, проживающих на территории названного муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, поэтому Наумцевой Л.П. в удовлетворении ее заявления следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.197 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявления Наумцевой Любови Петровны о признании незаконным бездействия Чучковской районной Думы и территориальной избирательной комиссии Чучковского района, выразившегося в отказе назначения муниципальных выборов по выборам главы муниципального образования - Чучковский муниципальный район Рязанской области на 4 марта 2012 года; установить территориальной избирательной комиссии Чучковского района срок, не позднее которого она обязана будет назначить муниципальные выборы по выборам главы муниципального образования - Чучковский муниципальный район Рязанской области – отказать полностью.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течении месяца, со дня принятия судом решения в окончательной форме, через Рязанский областной суд.
Судья: