ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-11/2015 от 20.01.2015 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 20 января 2015 г. г. Улан-Удэ

 Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., при секретаре Васильевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ОАО «Желдорреммаш» в лице Улан-Удэнского локомотивовагоноремонтного завода – филиала ОАО «Желдорреммаш» к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Бурятия об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

 Обращаясь в суд, ОАО «Желдорреммаш», являющееся собственником земельных участков с кадастровыми номерами ..., площадью <...> кв.м.; ..., площадью <...> кв.м.; ..., площадью <...> кв.м.; ..., площадью <...> кв.м., расположенных по адресу: <...>, просило установить по состоянию на 1 января 2010 г. их кадастровую стоимость равной рыночной стоимости и составляющую соответственно <...> руб.; <...> руб.; <...> руб.; <...> руб.

 В обоснование заявленных требований указано, что по состоянию на 1 января 2010г. кадастровая стоимость участка

 с кадастровым номером ..., площадью <...> кв.м.; установлена в размере <...> руб.,

 с кадастровым номером ..., площадью <...> кв.м. установлена в размере <...> руб.,

 с кадастровым номером ..., площадью <...> кв.м. установлена в размере <...> руб.;

 с кадастровым номером ..., площадью <...> кв.м., установлена в размере <...> руб.

 Между тем, рыночная стоимость данных земельных участков по результатам независимой оценки по состоянию на эту же дату составляет соответственно <...> руб.; <...> руб.; <...> руб.; <...> руб.

 Истец полагает, что поскольку кадастровая стоимость названных земельных участков существенно превышает их рыночную стоимость, то она должна быть установлена в соответствии с пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в размере рыночной стоимости. Завышенный размер кадастровой стоимости земельных участков обуславливает существенное увеличением размера земельного налога.

 К участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Республики Бурятия, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, Управление Росреестра РФ по Республике Бурятия, Администрация г. Улан-Удэ.

 В судебном заседании представитель ОАО «Желдорреммаш» ФИО1 заявленные требования поддержала.

 Представитель ответчика – филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РБ в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

 Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия ФИО2, представитель Администрации г. Улан-Удэ ФИО5 пояснили, что постановление Правительства Республики Бурятия не оспорено, незаконным не признано, процедура кадастровой оценки земель проведена в соответствии с действующим законодательством.

 Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (Управление Росреестра по РБ), правительства Республики Бурятия в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

 Представители Правительства Республики Бурятия ФИО6 (по доверенности) в письменном отзыве указал, что кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена в настоящее время в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия № 618 от 28.11.2011 г «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия». Данное постановление не оспорено, процедура государственной кадастровой оценки земель осуществлена с соблюдением норм действующего законодательства, в связи с чем принятое по делу решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной не может повлиять на права и обязанности Правительства РБ.

 В письменном отзыве представитель Управления Росреестра ФИО7 отметила, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости посредством указания его рыночной стоимости. Поскольку при определении кадастровой стоимости вновь образуемого земельного участка применяется удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка, который был рассчитан в соответствии с теми данными, которые использовались при проведении государственной кадастровой оценки земель до существования нового участка, датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость нового участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость преобразуемого участка, то есть на 01.01.2010 г.

 На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

 Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 Открытое акционерное общество «Желдорреммаш» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами ..., площадью <...> кв.м.; ..., площадью <...> кв.м.; ..., площадью <...> кв.м.; ..., площадью <...> кв.м., расположенных по адресу: <...>. Право собственности подтверждено свидетельствами Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия о государственной регистрации права.

 Согласно кадастровым паспортам указанных земельных участков земельные участки ..., площадью <...> кв.м.; ..., площадью <...> кв.м.; ..., площадью <...> кв.м.; ..., площадью <...> кв.м. относятся к землям населенных пунктов, разрешенное использование - занимаемые производственными объектами и подъездными путями, местоположение: <...>

 Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером ..., площадью <...> кв.м. в размере <...> руб.; с кадастровым номером ..., площадью <...> кв.м. в размере <...> руб.; с кадастровым номером ..., площадью <...> кв.м. в размере <...> руб.; с кадастровым номером ..., площадью <...> кв.м. в размере <...> руб. утверждена постановлением Правительства Республики Бурятия №618 от 28.11.2011 "Об утверждении результатов государственной кадастровой опенки земель населенных пунктов в Республике Бурятия" по состоянию на I января 2010 года.

 Указанные результаты внесены в государственный кадастр недвижимости.

 В соответствии с отчетом ООО «<...>» об оценке рыночной стоимости земельных участков ... от ... рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ..., площадью <...> кв.м.; ..., площадью <...> кв.м.; ..., площадью <...> кв.м.; ..., площадью <...> кв.м. по состоянию на 01.01.2010 на эту же дату составляет соответственно <...> руб.; <...> руб.; <...> руб.; <...> руб.

 В обоснование необходимости судебной защиты своих прав истец ссылается на то, что поскольку кадастровая стоимость названных земельных участков существенно превышает их рыночную стоимость, то она должна быть установлена в соответствии с пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в размере рыночной стоимости. Завышенный размер кадастровой стоимости земельных участков обуславливает существенное увеличением размера земельного налога.

 В соответствии с п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли является земельный налог и арендная плата.

 Согласно п. 5 этой же статьи для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

 Пунктом 2 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.

 Вместе с тем пунктом 3 этой же статьи Земельного кодекса РФ установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

 Статьей 24.18. Федерального закона от 29 июля 1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» (далее Закон № 135-ФЗ) также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

 В соответствии с п.п. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.

 Из пункта 3 ст. 16 Закона № 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. Согласно пункту 4 названной статьи одним из оснований учета изменений в отношении объекта недвижимости является решение суда.

 В соответствии с пунктом 8 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки. Подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО №1, утв. приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 №256) датой оценки (датой проведения оценки, датой определения стоимости) является дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта.

 Поскольку Постановлением Правительства Республики Бурятия №618 от 28.11.2011 результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов в Республике Бурятия определены по состоянию на 1 января 2010 года, рыночную стоимость земельных участков ... необходимо установить по состоянию на 1 января 2010 года.

 В отчете ООО «<...>» об оценке рыночной стоимости земельных участков ... площадью <...> кв.м.; ... площадью <...> кв.м.; ... площадью <...> кв.м.; ... площадью <...> кв.м., их стоимость установлена по состоянию на I января 2010 года.

 Согласно статье 12 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу.

 Нормами статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика. При этом под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на: соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.

 Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.

 Положительным экспертным заключением для видов экспертизы, установленных настоящей статьей, признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности или о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.

 Статьей 24.16 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определено, что исполнитель работ обязан обеспечить проведение экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости, в течение тридцати рабочих дней с даты представления такого отчета в эту саморегулируемую организацию оценщиков.

 При проведении экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости также проводится анализ всех представленных к нему замечаний с их соответствующими обоснованиями, содержащимися в справке о замечаниях.

 По результатам экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемая организация оценщиков дает положительное или отрицательное экспертное заключение на такой отчет, содержащее также информацию о проведении анализа представленных замечаний в результате включения в фонд данных государственной кадастровой оценки проекта отчета об определении кадастровой стоимости.

 Отрицательное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков на отчет об определении кадастровой стоимости включает в себя исчерпывающий перечень выявленных нарушений и замечаний и их соответствующее обоснование.

 Истцом в подтверждение правильности отчета ООО «<...>» об оценке рыночной стоимости земельных участков ... представлено экспертное заключение Экспертного Совета Всероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» ... от ... г., согласно которому отчет ... от ... об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ..., площадью <...> кв.м.; ..., площадью <...> кв.м.; ..., площадью <...> кв.м.; ... площадью <...> кв.м., выполненный оценщиками ООО «<...>» ФИО3 (рег. ...) и ФИО4 (рег. ...) соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, замечания по отчету отсутствуют, выводы, сделанные при определении рыночной стоимости объектов оценки, признаны обоснованными.

 В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

 Таким образом, действующим законодательством установлена юридическая презумпция достоверности итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, составленном с соблюдением требований Закона об оценочной деятельности.

 В силу части 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 Ответчиком и третьими лицами каких-либо возражений относительно выводов о рыночной стоимости земельных участников, содержащихся в отчете ООО «<...>» и положительном экспертном заключении к нему, не представлено.

 Оценивая представленные доказательства рыночной стоимости спорных земельных участков по правилам ст. 67 ГПК РФ суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

 Принимая решение об определении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, суд исходит из стоимости участков, указанной в отчете ООО «<...>» по состоянию на 01 января 2010 г.: в отношении земельного участка с кадастровым номером ... в размере его рыночной стоимости равной <...> рублей; земельного участка с кадастровым номером ... в размере его рыночной стоимости равной <...> рублей; земельного участка с кадастровым номером ... в размере его рыночной стоимости равной <...> рублей; земельного участка с кадастровым номером ... в размере его рыночной стоимости равной <...> рублей.

 Доводы о том, что Постановление Правительства РБ от 28.11.2011 № 618, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия, не оспорено и не отменено, подлежат отклонению, поскольку законодательство Российской Федерации не запрещает пересмотр кадастровой стоимости при наличии действующего нормативного правового акта об утверждении государственной кадастровой оценки.

 В данном случае требования направлены не на оспаривание государственной кадастровой оценки в целом, а на пересмотр ее результатов в отношении конкретных земельных участков, что прямо допускается статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

 Иск ОАО «Желдорреммаш» в лице Улан-Удэнского локомотивовагоноремонтного завода – филиала ОАО «Желдорреммаш» удовлетворить.

 Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ..., площадью <...> кв.м. относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного в <...>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2010 г., равной <...> рублей.

 Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ..., площадью <...> кв.м., относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного в <...>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2010 г., равной <...> рублей.

 Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ..., площадью <...> кв.м., относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного в <...>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2010 г., равной <...> рублей.

 Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ..., площадью <...> кв.м., относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного в <...>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2010 г., равной <...> рублей.

 Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный суд Республики Бурятия.

 Судья подпись В.А. Иванова

 Копия верна: В.А. Иванова