ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-11/2015 от 27.04.2015 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кызыл 27 апреля 2015 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Канзая А.А.

при секретаре Бичике Ю.Б.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части постановления Службы по тарифам Республики Тыва от 26.11.2014 № 60 «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ГУП РТ «**»,

с участием прокурора Ч., представителей Службы по тарифам Республики Тыва К., Я., Б., Т., представителей ГУП РТ «**» Т., Х.,

У С Т А Н О В И Л :

Первый заместитель Прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части постановления Службы по тарифам Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ГУП РТ «**».

В обоснование своего заявления прокурор указал, что проверкой постановления Службы по тарифам Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ГУП РТ «**» установлено его противоречие федеральному законодательству. Данное постановление Службы по тарифам Республики Тыва является нормативным правовым актом и официально опубликовано на сайте Службы по тарифам Республики Тыва http://tarif.tuva.ru 27.11.2014.

В нарушение требований закона в отсутствие документов, подтверждающих проведение конкурсных процедур на заключение договора на перевозку угля, Службой по тарифам республики в необходимую валовую выручку ГУП РТ «**» включены расходы на перевозку угля по договору от 09.01.2014, заключенному с ГУП РТ «**» на общую сумму ** руб., расходы на перевозку угля автомобильным транспортом ОАО Автобаза «**» и ГУП РТ «**» на общую сумму ** руб.

Включение в тариф расходов на оказание транспортных услуг по перевозке угля без проведения конкурсных процедур влечет за собой необоснованное увеличение затрат регулируемой организации, которые могли бы быть снижены при заключении договора на оказание необходимых услуг с соблюдением требований федерального законодательства.

Соответственно, указанные расходы на оказание транспортных услуг по перевозке угля включены в тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ГУП РТ «**, неправомерно, что нарушает права и законные интересы граждан и организаций - потребителей тепловой энергии муниципального образования ** посредством необоснованного роста расходов по платежам за услуги теплоснабжения, и подлежат исключению с последующим перерасчетом тарифа.

Прокурор просил признать постановление Службы по тарифам Республики Тыва от 26.11.2014 № 60 «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ГУП РТ «**» противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части установления для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, тарифа в размере ** руб. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в размере ** руб. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и установления тарифа на тепловую энергию (мощность) для населения в размере ** руб. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и вразмере ** руб. с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12.2015.

В судебном заседании прокурор Ч. заявление поддержала по изложенным в заявлении основаниям.

Представители Службы по тарифам Республики Тыва К., Я., Б., Т. в удовлетворении заявления прокурора просили отказать.

Представители ГУП РТ «**» Т., Х. с заявлением не согласились.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Возможность и необходимость государственного регулирования цен установлена пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации, согласно которому установление правовых основ единого рынка и основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В соответствии с Положением о Службе по тарифам Республики Тыва, утвержденным постановлением Правительства Республики Тыва от 15.05.2007г. № 604, Служба по тарифам Республики Тыва (далее - Служба) - является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по реализации государственной политики в области цен и тарифов в отраслях, где применяется государственное регулирование цен и тарифов, отнесенных к ведению Республики Тыва.

В соответствии с пунктом 23 статьи 2, частью 1 статьи 5, подпунктом 1 части 2 статьи 5, частями 1 и 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) тарифы в сфере теплоснабжения представляют собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии (теплоносителя). Установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, является полномочием органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен, тарифов. К основным принципам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения федеральный законодатель относит обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.

В соответствии часть 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является метод экономически обоснованных расходов (затрат).

Частью 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных данным Законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Согласно пункту 8 Основ ценообразования предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность) устанавливаются федеральным органом исполнительной и в области государственного регулирования тарифов. Указанные предельные уровни сроком действия один финансовый год устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям и могут быть установлены с разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.

В пункте 15 Основ ценообразования определено, срок действия регулируемых цен (тарифов) не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Предельные (минимальные и максимальные) уровни тарифов устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Тарифы на тепловую энергию (мощность) устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.

Полномочия по установлению предельных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам" возлагаются на ФСТ России.

В Приказе ФСТ России от ДД.ММ.ГГГГ N 227-э/3 установлена максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию по Республике Тыва:

- с 01 января по ДД.ММ.ГГГГ в размере ** руб./Гкал (НДС не облагается), уровень роста 100%,

- с 01 июля по ДД.ММ.ГГГГ в размере ** руб./Гкал (НДС не облагается), уровень роста к июню 106,7%.

Спорные тарифы не превышают предельных индексов предельно возможного изменения действующих тарифов. При этом рост тарифа на тепловую энергию для потребителей ГУП РТ «**» к тарифу, установленному на 2015 год, составил 106,7%.

При установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ГУП РТ «**», Службой по тарифам Республики Тыва был произведен расчет тарифов, отраженный в экспертном заключении **Т.

Экспертом при расчете тарифа на основании заявления ГУН «**» применен метод экономически обоснованных расходов (затрат).

Из экспертного заключения следует, что обоснованность фактических значений расходов (цен) определялась с использованием официальной статистической информации, предоставляемой субъектами официального статистического учета территориальным органом Федеральной службы госстатистики Республики Тыва (Тывастат) и на основе индексов потребительских цен, определяемых прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2015г. и на плановый период 2016 и 2017 гг. (прогноз одобрен Правительством Российской Федерации в сентябре 2014 года). Применяемая цена определяется как расчетная цена, сложившаяся за предшествующие 3 года с учетом прогнозных индексов изменения цены по соответствующей отрасли.

Расходы предприятия, связанные с производством и реализацией продукции заявлены на сумму ** тыс. руб., экспертом данные затраты учтены в сумме ** тыс. руб., отклонены на сумму ** тыс. руб.

При определении тарифов расходы по статье «Топливо», включаемые в необходимую валовую выручку, приняты на основании представленной проектно-сметной документации и объема выработки тепловой энергии на источнике теплоснабжения, учитываемого при этом потери тепловой энергии по системе тепловых сетей и технологические потери тепловой энергии на собственные нужды, а также учитывался нормативный удельный расход топлива на выработку единицы тепловой энергии.

Определение затрат на транспортные расходы осуществлялось на основании анализа статистических данных по себестоимости грузоперевозок на территории Республики Тыва и предельным тарифом в размере ** руб. за 1 тн/км и показателями инфляции, утвержденным постановлением Правительства Республики Тыва от 21.05.2010 г. № 212 «Об утверждении предельных розничных цен на твердое топливо (уголь), реализуемое гражданам всеми хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности на территории Республики Тыва».

В целях определения обоснованности тарифов учитывались статистические данные (каталог 5.02 «Транспорт и связь»), представленными Тывастат, себестоимость 1 тн/км грузов составила ** руб.

В соответствии с прогнозом показателей инфляции и системы цен рост индекса потребительских цен в 2013 г. составит 6%, в 2014г. 4.8% и в 2015 г. - 5,5%.

Таким образом, уровень тарифа по доставке угля в соответствии с прогнозами социально-экономического развития Российской Федерации и постановлением Правительства Республики Тыва от 21.05.2010 г. № 212 принят в размере ** руб. за 1 тн/км (4,41 х 6%х4,8%х5,5%). Экономически обоснованные расходы по данной статье составили ** тыс. руб.

Из приведенных расчетов следует, что при определении тарифа расходы на перевозку угля ГУП РТ «**» на общую сумму ** руб., расходы на перевозку угля автомобильным транспортом ОАО Автобаза «**» и ГУП РТ «**» на общую сумму ** руб. экспертом не учитывались, соответственно не могли повлиять на увеличение затрат регулируемой организации и повлечь необоснованный рост тарифов для потребителей.

На основании изложенного, суд приходит к выводку, что постановление Службы по тарифам Республики Тыва от 26.11.2014 № 60 «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ГУП РТ «**» не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Поскольку судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, заявление прокурора удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части постановления Службы по тарифам Республики Тыва от 26.11.2014 № 60 «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ГУП РТ «**», на 2015 год» отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 03 мая 2015 года.

Судья А.А.Канзай