ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-121/2016 от 22.03.2016 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№За-121/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 марта 2016 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Кучина М.И. с участием прокурора Челябинской областной прокуратуры Любимовой A.M. при секретаре Дюсембаеве А.А., рассмотрев административное дело по заявлению прокурора Верхнеуральского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании нормативно-правовых актов Собрания депутатов Верхнеуральского муниципального района,

установил:

Прокурор Верхнеуральского района Челябинской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Собранию депутатов Верхнеуральского муниципального района о признании незаконным, противоречащим действующему федеральному законодательству и отмене подпункта 1 пункта 22 Положения о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Верхнеуральского района, утвержденного решением Собрания депутатов Верхнеуральского муниципального района от 20 мая 2010 года № 43; признании незаконным и отмене п. 1 решения Собрания депутатов № 409 от 24 мая 2012 года «Об отклонении протеста прокурора Верхнеуральского района Челябинской области».

Полагал, что предусмотренное оспариваемой нормой прекращение выплаты пенсии за выслугу лет её получателю в случае выезда на постоянное место жительства за пределы Челябинской области, противоречит ст. 24 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федеральному закону № 166-ФЗ от 15 декабря 2012 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ст. 12 Закона Челябинской области от 29 марта 2007 года № 104-30 «О регулировании государственной гражданской службы Челябинской области», Конституции РФ, гарантирующим государственное социальное обеспечение муниципальных служащих независимо от их места жительства. Принесенный прокурором 23 апреля 2012 года протест на п.п. 1 п. 22 решения был необоснованно отклонен Собранием депутатов Верхнеуральского района.

Прокурор Верхнеуральского района Челябинской области, Собрание депутатов Верхнеуральского муниципального района, Администрация Верхнеуральского муниципального района Челябинской области, Федорова СИ., будучи надлежаще извещенными, в судебное заседание не явились, причины неявки суду своевременно не сообщили. Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Челябинской областной прокуратуры Любимовой A.M., поддержавшей требования прокурора Верхнеуральского района в части оспаривания подпункта 1 пункта 22 решения Собрания депутатов Верхнеуральского муниципального района от 20 мая 2010 года №43, суд находит указанное требование подлежащим удовлетворению.

Решение Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 20 июля 2012 года, которым прокурору Верхнеуральского района Челябинской области было отказано в удовлетворении вышеприведенных требований, определением Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 20 января 2016 года отменено по новым обстоятельствам. Определением Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 08 февраля 2016 года дело направлено для рассмотрения по существу в Челябинский областной суд.

Согласно пункту 1 статьи 20 КАС РФ областные и равные им суды рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О введение в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 г. № 22-ФЗ дела, находящиеся в производстве судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Решением Собрания депутатов Верхнеуральского муниципального района № 43 от 20 мая 2010 года было утверждено Положение о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Верхнеуральского района, согласно оспариваемому пункту 1 статьи 22 которого предусмотрено прекращение выплаты пенсии за выслугу лет лицам, выехавшим на постоянное место жительства за пределы Челябинской области.

Указанный нормативно-правовой акт опубликован в газете «Красный уралец» № 5 от 03.06.2010 года.

Решением Собрания депутатов Верхнеуральского муниципального района № 512 от 27.12.2012 года, вступившим в силу с 01.04.2013 года, утверждено Положение о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы органов местного самоуправления Верхнеуральского района, а решение Собрания депутатов Верхнеуральского муниципального района от 20 мая 2010 года № 43 признано утратившим силу.

Согласно части 11 статьи 213 КАС РФ утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Суд не усматривает оснований для прекращения производства по настоящему делу, которое было возбуждено Верхнеуральским районным судом Челябинской области 05.06.2012 года в период действия оспариваемого нормативного правового акта.

Из материалов дела следует, что установленная распоряжением Главы Верхнеуральского муниципального района Челябинской области № 45 от 23.12.2008 года ежемесячная доплата к государственной пенсии по старости Федоровой СИ. распоряжениями того же должностного лица № 525 от 29.12.2011 г., № 482 от 31.08.2012 г. неоднократно приостанавливалась в связи с выездом на постоянное место жительства за пределы Челябинской области.

Отзыв Администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области, ходатайство Собрания депутатов Верхнеуральского муниципального района, содержащие мнение о необходимости отказа в иске прокурору и прекращения производства по настоящему делу в связи с тем, что действие решения Собрания депутатов Верхнеуральского муниципального района от 20.05.2010 года № 43 прекращено решением Собрания депутатов Верхнеуральского муниципального района № 512 от 27.12.2012 года, поступили в суд уже после вынесения резолютивной части решения.

При этом, в Положении, утвержденном решением Собрания депутатов Верхнеуральского муниципального района № 512 от 27.12.2012 года, имеется аналогичная норма - пункт 1 статьи 22, содержание которой воспроизводит содержание оспариваемой в рамках настоящего административного дела нормы.

Допустимых доказательств, с достоверностьюсвидетельствующих о том, что Федоровой СИ. и иным лицам, имеющим право на ежемесячную доплату к государственной пенсии по старости и выехавшим на постоянное место жительства за пределы Челябинской области, получены причитающиеся выплаты в полном объеме, материалы дела не содержат.

Таким образом, у суда не имеется оснований полагать, что с утратой оспариваемым нормативным правовым актом силы прекращено нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурором Верхнеуральского района Челябинской области заявлен настоящий административный иск, в связи с чем основания для прекращения производства по делу отсутствуют.

Разрешая заявленные требования, суд учитывает вынесенное 08 декабря 2015 г. Конституционным Судом Российской Федерации постановление № 32-П, которым положение пункта 5 части 1 статьи 23 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", гарантирующее муниципальным служащим пенсионное обеспечение за выслугу лет, признано не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - оно не предполагает возможность установления такого правового механизма реализации лицами, замещавшими должности муниципальной службы, права на получение назначенной им пенсии за выслугу лет, который порождает не согласующуюся с конституционно значимыми целями и выходящую за рамки конституционно допустимых ограничений прав и свобод человека и гражданина дифференциацию правового положения лиц, проходивших муниципальную службу в одном и том же муниципальном образовании, исключительно в зависимости от избранного ими места жительства в пределах Российской Федерации и тем самым, в нарушение конституционных принципов справедливости и равенства, приводит к лишению их данного права в случае выезда на постоянное место жительства за пределы субъекта Российской Федерации, на территории которого находится соответствующее муниципальное образование.

В силу указанного постановления, являющегося окончательным, не подлежащим обжалованию, вступившим в силу со дня его официального опубликования, конституционно-правовой смысл положения пункта 5 части 1 статьи 23 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", выявленный в настоящем постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике, а правоприменительные решения по делу гражданки Федоровой С.И., основанные на положении пункта 5 части 1 статьи 23 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" в истолковании, расходящемся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Постановлении, подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.

Пункт 1 статьи 22 Положения о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Верхнеуральского района, утвержденного решением Собрания депутатов Верхнеуральского муниципального района №43 от 20 мая 2010 года, которым предусмотрено прекращение выплаты пенсии за выслугу лет лицам, выехавшим на постоянное место жительства за пределы Челябинской области, действующему федеральному законодательству противоречит, поскольку в нарушение конституционных принципов справедливости и равенства, приводит к лишению этих лиц права на получение назначенной им пенсии за выслугу лет в случае выезда на постоянное место жительства за пределы субъекта Российской Федерации, в связи с чем подлежит признанию незаконным.

При этом заявленное прокурором требование об отмене расцененного им в качестве нормативного правового акта пункта 1 решения Собрания депутатов Верхнеуральского муниципального района Челябинской области № 409 от 24 мая 2012 года, которым был отклонен принесенный 23 апреля 2012 года прокурором Верхнеуральского района Челябинской области протест на п.п. 1 п. 22 решения Собрания депутатов района от 20 мая 2010 года № 43, удовлетворению не подлежит, поскольку протест прокурора был рассмотрен по существу уполномоченным на то органом в пределах его компетенции.

Высказанный в оспариваемом решении отказ в удовлетворении протеста прокурора, содержащего требование отменить п.п. 1 п. 22 решения Собрания депутатов района от 20 мая 2010 года № 43, сам по себе не может быть признан судом незаконным, поскольку иное неправомерно ограничило бы права представительного органа муниципального образования, предопределив результаты рассмотрения им приносимых прокурором в порядке статьи 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» N 2202-1 от 17 января 1992 года протестов.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Верхнеуральского района Челябинской области удовлетворить в части.

Признать незаконным и противоречащим действующему федеральному законодательству подпункт 1 пункта 22 Положения о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы Верхнеуральского района, утвержденного решением Собрания депутатов Верхнеуральского муниципального района от 20 мая 2010 года № 43.

Отказать Прокурору Верхнеуральского района Челябинской области в удовлетворении требования об оспаривании пункта 1 решения Собрания депутатов Верхнеуральского муниципального района от 24 мая 2012 года № 409 об отклонении протеста прокурора.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий