Алтайский краевой суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Алтайский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №3-123/2011г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2011 года г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего М. В.П.
при секретаре З. Н.А.
с участием прокурора Б. М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению представителя заявителя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Н. В. И. М. О. Н. о признании недействующим в части пункта 3.1.2 Порядка предоставления в 2011-2012 годах целевых средств из краевого бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 25.04.2008 №171.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Администрации Алтайского края от 25.04.2008 №171 (в редакции постановлений от 26.11.2008 №489, от 25.06.2009 №275, от 17.11.2009 №480, от 17.12.2009 №530, от 15.04.2010 №152, от 29.07.201 №338, от 19.10.2010 №461, от 14.12.2010 №552, от 22.10.2010 №578, от 15.02.2011 №69, от 10.06.2011 №303, от 13.09.2011 №511) утвержден Порядок предоставления в 2011-2012 годах целевых средств из краевого бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства (далее- Порядок).
Указанное постановление, а также постановления, которыми в него вносились изменения и дополнения, опубликованы в официальном издании -газете «Алтайская правда» под номерами (соответственно) 135 от 15.05.2008, №353-354 от 04.12.2008, №201 от 07.07.2009, №373-373 от 03.12.2009, №413-414 от 29.12.2009, №123 от 22.04.2010, №250-251 от 14.08.2010, №339-340 от 30.10.2010, Сборнике законодательства Алтайского края №176 ч.1 декабрь 2010, №176 ч.2 декабрь 2010, №178 ч.1 ,2011, №182 часть 1, №>185 часть 2, а также включены в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1.2 Порядка субсидирование части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных, племенных пчел для комплектования племенных репродукторов, племенного молодняка и племенного инкубационного яйца птицы для комплектования родительского стада осуществляется при условии их приобретения в племенных стадах и/или
2
поставки из племенных стад (по агентским договорам), зарегистрированных в Государственном племенном регистре (абзац 1).
Субсидирование осуществляется по факту приобретения племенного молодняка с 1 ноября предыдущего года по 31 октября текущего года. Предоставление субсидий на расходы, связанные с приобретением племенных животных и птицы на условиях лизинга, производится в размере, не превышающем фактические затраты товаропроизводителя на их приобретение (абзац 2).
Документы, предусмотренные пунктом 1.5 настоящего Порядка, представляются в Главное управление ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (абзац 3).
В соответствии с п.3.4.1 Порядка выплата субсидий на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота осуществляется по ставке на 1 голову коровы исходя из данных официального статистического учета поголовья на 1 января текущего финансового года, но не более фактически понесенных затрат на закупку кормов. Условием предоставления субсидии является сохранение поголовья коров, имеющегося на начало предшествующего года (для сельскохозяйственных товаропроизводителей, начавших деятельность в предшествующем году, - на дату создания предприятия), на 1 января и на последнюю отчетную дату текущего года.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Н. В.И. через представителя М. О.Н., действующего по доверенности, обратился в Алтайский краевой суд с заявлением о признании недействующими в части пунктов 3.1.2 и 3.4.1 Порядка.
По мнению Н. В.И., в силу положений Федерального закона №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, ведомственной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Алтайского края на 2008 -2012 годы», а также оспариваемого Порядка, крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого он является, имело право на получение субсидии в размере 444 300 рублей на покрытие части затрат на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных в апреле 2010 года. Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края были отклонены заявки Н. В.И. о предоставлении субсидии со ссылкой на то, что отсутствуют основания для включения крестьянского (фермерского) хозяйства в реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей, поскольку не подтверждено, что в доходе хозяйства от реализации товаров, работ, услуг доля дохода от реализации сельхозпродукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год. Так как хозяйство создано 16 ноября 2009 года, то было невозможно определить долю дохода за календарный год. Поданная в августе 2011 года заявка на предоставление субсидии была отклонена со ссылкой на то, что срок предоставления субсидии ограничен календарным годом приобретения молодняка, а также ограничены сроки предоставления документов 15 числом месяца, следующего за отчетным кварталом.
3
В соответствии со ст.З Федерального закона №264-ФЗ понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя определено критериями и периодом, а именно календарным годом, то есть периодом с 1 января по 31 декабря. Пункт 3.1.2 Порядка, предусматривая субсидирование по факту приобретения племенного молодняка с 1 ноября предыдущего года по 31 октября текущего года, не позволяют определить заявителя как сельскохозяйственного товаропроизводителя и лишает возможности получить причитающуюся субсидию.
Кроме того, заявитель указывал, что противоречащим закону и нарушающим его права являются положения пункта 3.4.1 Порядка, которые определяют в качестве условия предоставления субсидии на возмещение части затрат на содержание маточного поголовья крупного рогатого скота наличие поголовья на конкретную дату (1 января), а не в течение определенного периода.
Заявитель просил признать недействующими пункт 3.1.2 Порядка в части слов: «Субсидирование осуществляется по факту приобретения племенного молодняка с 1 ноября предыдущего года по 31 октября текущего года» и пункт 3.4.1. Порядка в части установления условия выдачи субсидии на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота путем определения конкретной даты (1 января), в которую получатель субсидии обязан подтвердить наличие поголовья скота как противоречащие статьям 1,3, 5, 6 и 7 Федерального закона №264-ФЗ, а также Постановлению Правительства РФ №446, предусматривающим создание равных условий для всех получателей государственной поддержки.
На стадии подготовки дела к судебному разбирательству заявитель представил уточненное заявление, в котором просил признать недействующим в вышеуказанной части только пункт 3.1.2. Порядка.
В судебном заседании заявитель и его представитель М. О.Н. поддержали уточненные требования.
Представитель Администрации Алтайского края С. Ю.В. требования не признала, ссылаясь на то, что оспариваемый акт принят с соблюдением установленного порядка в пределах компетенции органа исполнительной власти субъекта и не противоречит положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Представители Главного управления сельского хозяйства Алтайского края Л. Ю.А. и С. Е.Д. выразили аналогичное мнение.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц и их представителей, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Алтайской краевой прокуратуры Б. М.И., полагавшей отказать в удовлетворении заявления, судебные прения, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований.
Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и
4
субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 26.3 вышеуказанного закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами).
Федеральным законом от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского
хозяйства» предусмотрено, что правовое регулирование отношений в сфере
развития сельского хозяйства осуществляется, в том числе, законами и
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст.2), а к
мерам реализации государственной аграрной политики отнесено
предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным
товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.6).
Пунктом 1 статьи 8 этого же Федерального закона определено, что документом, определяющим цели и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков на среднесрочный период, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий является государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Такая государственная программа на 2008-2012 годы утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 №446. Пунктом 6 названного Постановления и абзацем вторым раздела IX Государственной программы органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, разработанные с учетом положений данной Программы.
5
Администрацией Алтайского края утверждена ведомственная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2008-2012 годы (постановление от 05.02.2008 №48), которой предусмотрено, что для реализации программы Администрация Алтайского края разрабатывает и утверждает порядок предоставления целевых средств из краевого бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства края.
Как видно из наименования и пункта 1.1 Порядка, он устанавливает правила и условия предоставления средств краевого бюджета, предусмотренных законом о краевом бюджете на соответствующий финансовый год на реализацию мероприятий ведомственной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2008 - 2012 годы. Средства предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке Главному управлению сельского хозяйства Алтайского края, управлению ветеринарии Алтайского края, управлению пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края. Объемы государственной поддержки по конкретному направлению за счет средств краевого бюджета определяются с учетом положений, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из пояснений представителя заинтересованного лица Администрации Алтайского края, федеральным законодательством не предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства по направлению: приобретение племенного молодняка. На федеральном уровне вопросы предоставления субсидий на поддержку племенного животноводства регламентированы Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2009 №79 (действует в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.05.2009 №419, от 03.10.2009 №798, от 30.12.2009 №1171, от 18.12.2010 №1061, от 12.08.2011 №672).
Согласно пункту 2 данного правового акта субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации по реализации региональных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, реализуемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, предусматривающих поддержку племенного животноводства, осуществляемую в форме предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, по следующим направлениям:
а) содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных
животных;
б) содержание племенных быков-производителей, проверенных по качеству
потомства или находящихся в процессе оценки этого качества.
6
При этом до 1 января 2010 года пункт 2 Правил предусматривал предоставление субсидий из федерального бюджета на приобретение племенного молодняка, однако в этой части утратил силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 30.12.2009 №1171.
Таким образом, субсидирование части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение племенного молодняка в соответствии с оспариваемым актом осуществляется исключительно за счет средств краевого бюджета.
Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрен принцип самостоятельности бюджетов, который означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) (статья 31).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 этой же нормы Кодекса установлено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление таких субсидий, должны определять:
категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением
государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных
предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг,
имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий;
Правовой анализ федерального законодательства и законодательства Алтайского края позволяет сделать вывод о том, что вопросы порядка расходования средств краевого бюджета и предоставления субсидий юридическим и физическим лицам для поддержки сельскохозяйственного производства на территории края относятся к компетенции высшего органа исполнительной власти субъекта.
Следовательно, Администрация Алтайского края вправе определять конкретные критерии отбора субъектов субсидирования, условия и порядок предоставления субсидий на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных.
7
Возражая против доводов заявителя, представители заинтересованных лиц указывали на то, что установление периода субсидирования с 1 ноября предыдущего года по 31 октября текущего года обусловлено особенностями, которые существуют в животноводстве, в частности, приобретением молодняка племенных животных преимущественно до начала зимовки, то есть до 1 ноября года. При этом, субсидирование данных затрат осуществляется в течение всего календарного года (с 1 ноября предыдущего по 31 октября текущего). При недостаточности лимитов бюджетных ассигнований к концу текущего года, субсидии лицам, приобретшим племенной молодняк в ноябре - декабре текущего года предоставляются в начале текущего.
Суд находит данные доводы убедительными.
Ссылку заявителя на то, что установление периода субсидирования, не совпадающего с календарным годом, под которым понимается период с 1 января по 31 декабря и с которым часть 1 статьи 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» связывает определение понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель», противоречит федеральному законодательству, нельзя признать состоятельной.
Как вышеуказанная норма, так и иные нормы правовых актов федерального уровня (в том числе и статьи 1, 5, 6 и 7 Федерального закона №264-ФЗ, Постановления Правительства РФ №446, на противоречие которым оспариваемой нормы указывает заявитель) не содержат положений, регламентирующих порядок предоставления субсидий из бюджета субъекта на приобретение молодняка сельскохозяйственных животных, а потому оспариваемая норма не противоречит какому-либо нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Кроме того, крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", подпунктом 3 части 2 статьи 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» признаны сельскохозяйственными товаропроизводителями, при этом каких-либо условия признания их таковыми в данной норме не приведены.
Ведомственная целевая программа "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2008 - 2012 годы, определяющая направления развития сельскохозяйственного производства и механизмы государственной поддержки агропродовольственного сектора Алтайского края, под сельскохозяйственными товаропроизводителями понимает организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальных предпринимателей, признанных таковыми в соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства"(в ред. постановления Администрации Алтайского края от 29.07.2010 N 338)
Постановление №171 указывает на то, что средства краевого бюджета предоставляются субъектам, определенным статьёй 3 Федерального закона от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (пункт 1.2).
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что крестьянское (фермерское) хозяйство, созданное в соответствии Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве",
8
признается сельскохозяйственным товаропроизводителем применительно к правоотношениям, возникшим на основании Постановления №171.
Условие предоставления субсидии, предусмотренное оспариваемой нормой, является единым для всех сельскохозяйственных товаропроизводителей, желающих получить субсидию на компенсацию части затрат на приобретение племенного молодняка, не ставит заявителя в неравное с другими субъектами положение, а потому не нарушает его права и законные интересы.
Исходя из положений части 2 статьи 253 ГПК РФ, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части в случае, когда будет установлено противоречие оспариваемого нормативного правового акта или его части федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Судом установлено, оспариваемая заявителем норма принята Администрацией Алтайского края в пределах полномочий данного органа, с соблюдением установленной формы, правил введения в действие, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем отсутствуют основания для признания их недействующими.
Исходя из этого, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
заявление представителя заявителя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Н. В. И. М. О. Н. о признании недействующим пункта 3.1.2 Порядка предоставления в 2011-2012 годах целевых средств из краевого бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 25.04.2008 №171 «Об утверждении порядка предоставления в 2011-2012 годах целевых средств из краевого бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства» в части слов: «Субсидирование осуществляется по факту приобретения племенного молодняка с 1 ноября предыдущего года по 31 октября текущего года» оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятии в окончательной форме через Алтайский краевой суд.
Председательствующий В.П.М.