Дело № 3-124/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 24 марта 2015 года
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Игнатова К.Н.,
при секретаре Симоненко Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО «Ярославский технический углерод» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
ОАО «Ярославский технический углерод» обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации промышленных строений, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей.
Заявление обосновано следующим: ОАО «Ярославский технический углерод» является собственником указанного земельного участка.
По результатам государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № установлена в размере <данные изъяты> рублей.
По итогам независимой оценки рыночной стоимости земельного участка, выполненной Организация 1, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена в размере <данные изъяты> рублей.
В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным ему статьей 66 Земельного кодекса РФ и статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности» заявитель просит установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости.
В судебное заседание явился представитель ОАО «Ярославский технический углерод» по доверенности ФИО1, которая поддержала заявление.
Управление Росреестра по Ярославской области представило письменные объяснения на заявление ОАО «Ярославский технический углерод» , в которых указало на то, что Управление Росреестра не является надлежащим ответчиком по данному заявлению, также указало, что данный земельный участок был включен в перечень объектов, подлежащих Государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Ярославской области, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, кадастровая стоимость земельного участка определена в рамках работ по Государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов и утверждена Постановлением № 702-п.
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ярославской области также представило отзыв, в котором в удовлетворении заявленных требований, предъявленных к органу кадастрового учета, об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости просило отказать.
Департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области также представлен отзыв на заявление, в котором указано, что Департамент возражает против удовлетворения заявления, поскольку в отчете об оценке рыночной стоимости земельного участка имеются неточности: нет подтверждения тому, что аналог № находится в черте города Ярославля, аналог № – предназначен для строительства административно-производственного здания, а на объект оценки располагается крупный завод.
Заслушав представителя ОАО «Ярославский технический углерод» по доверенности ФИО1, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что заявление ОАО «Ярославский технический углерод» подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что ОАО «Ярославский технический углерод» является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации промышленных строений, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года, участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 390, пунктам 1 и 4 статьи 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу пункта 1 статьи 396 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Решением муниципалитета г. Ярославля от 07.11.2005 года № 146 "О земельном налоге" на территории города Ярославля установлен земельный налог и введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ. Налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база и порядок ее определения, налоговый период, порядок исчисления земельного налога определяются Налоговым кодексом Российской Федерации (п. 1 названного Решения).
В п. 2 Решения установлена налоговая ставка, размер которой зависит от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков.
Таким образом, правоотношения ОАО «Ярославский технический углерод» по определению земельного налога, являются публичными, вопрос определения земельного налога урегулирован Налоговым кодексом РФ, нормативным актом представительного органа муниципального образования Российской Федерации. Изменение размера земельного налога, в том числе его уменьшение, для заявителя возможно путем оспаривания кадастровой стоимости данного земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что ОАО «Ярославский технический углерод» в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, собственником которых он является.
В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, а также абзацем 11 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № установлена Постановлением Правительства Ярославской области №702-п от 20.09.2011 года и составляет <данные изъяты> рублей.
Кадастровая стоимость определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Заявителем представлен отчет № об оценке рыночной стоимости земельного участка. Согласно данному отчету рыночная стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № равна <данные изъяты> рублей.
Согласно представленному в материалы дела экспертному заключению №, выполненному Организация 2, отчет № об оценке рыночной стоимости земельного участка, подготовленный Организация 1, соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также Федеральным стандартам оценки.
С учетом вышеуказанного, суд не находит оснований не доверять объективности установленной в отчете рыночной стоимости земельного участка, принадлежащего ОАО «Ярославский технический углерод». Возражения, изложенные в отзыве Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области, не основаны на доказательствах, поэтому суд к ним относится критически.
При таких обстоятельствах, учитывая, что заявитель обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимости, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости земельных участков подтвержден заявителем достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что заявление ОАО «Ярославский технический углерод» подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление ОАО «Ярославский технический углерод» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации промышленных строений, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рубля.
Внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> рубля.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья К.Н.Игнатов