ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-125 от 28.11.2011 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

                                                                                    Алтайский краевой суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Алтайский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

           Дело № 3 - 125/11

    Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

     28 ноября 2011 года г. Барнаул

    Алтайский краевой суд в составе:

    председательствующего М.В.П.

    при секретаре Б. Е.А.

    с участием прокурора Р. Ю.В.

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д.В. М. и И. А. А. о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии Алтайского края от 21 ноября 2011 года об исключении кандидатов в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания шестого созыва из краевого списка кандидатов, выдвинутого Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Алтайском крае,

     УСТАНОВИЛ:

     Д.В.М. и И.А. А. обратились в Алтайский краевой суд с заявлением о защите избирательных прав.

     В обоснование заявленных требований ссылаются на то, что они были зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания шестого созыва в составе краевого списка кандидатов (территориальная группа № 26)(далее - список кандидатов), выдвинутого Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Алтайском крае (далее - Региональное отделение). Советом Регионального отделения было принято решение об исключении заявителей из списка кандидатов. В тот же день предложение Совета Регионального отделения об исключении заявителей из списка кандидатов было согласовано Президиумом Центрального Совета Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ. 15 ноября 2011 года было принято решение Бюро Совета Регионального отделения об исключении заявителей из вышеуказанного списка.

    Решением Избирательной комиссии Алтайского края от 21 ноября 2011 года Д.В.М. и И.А. А. исключены из краевого списка кандидатов в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания (далее также - АКЗС) шестого созыва. Кроме того, принято решение об обеспечении вычеркивания данных о заявителях из избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания шестого созыва.

    Указанные выше решения об исключении из списка кандидатов в депутаты АКЗС заявители считают незаконными, необоснованными и нарушающими их конституционные права, поскольку такое исключение не может быть произведено лишь по усмотрению политической партии. Зарегистрированные кандидаты приобретают обязательства по отношению к избирателям и иным участникам избирательного процесса, что не может не сказаться на свободе политической партии по принятию решений о лишении кандидатов такого статуса. Также, по мнению заявителей, Избирательной комиссией Алтайского края не проверено соблюдение порядка принятия решения об исключении заявителей из списка кандидатов в депутаты АКЗС.

    Заявители просили признать незаконными и отменить решение Совета регионального отделения Политической партии Справедливая Россия от 11 ноября 2011 года, решение Президиума Центрального Совета Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ от 11 ноября 2011 года, решение Бюро Совета регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ от 15 ноября 2011 года, а также признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии Алтайского края от 21 ноября 2011 года, восстановить нарушенные права заявителей.

    При этом к производству Алтайского краевого суда были приняты только требования о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии Алтайского края от 21 ноября 2011 года, в остальной части заявленных требований заявление было возвращено в связи с неподсудностью.

    В судебном заседании заявители поддержали заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении.

    Заявитель Д.В. М. пояснил, что не признает обоснованными предъявленные ему при принятии решения об исключении из краевого списка кандидатов в депутаты АКЗС претензии относительно того, что он не баллотировался на выборах как кандидат в депутаты АКЗС по одномандатному избирательному округу №26, так как участие в избирательной кампании в качестве кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу требует определенных материальных затрат, однако Региональным отделением ему было отказано в оказании материальной поддержки при проведении избирательной кампании. Кроме того, имели место определенные семейные обстоятельства, в силу которых он не мог баллотироваться на выборах в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу. Что касается его позиции как действующего депутата АКЗС, руководителя фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», при голосовании по проекту закона о бюджете Алтайского края на 2012 год в первом чтении, то он действовал по своему усмотрению, поскольку какой-либо позиции по данному вопросу Региональным отделением не было выработано и до сведения депутатов фракции не доводилось. Ранее партийная позиция по закону о бюджете края всегда касалась расходов на социальные нужды, поэтому при голосовании в первом чтении, где принимаются только показатели доходной и расходной части бюджета края на предстоящий финансовый год, позиция Партии не имела значения.

    Заявитель И.А. А. поддержал заявленные требования по тем же основаниям. Пояснил, что не был приглашен на заседание Совета регионального отделения Партии 11 ноября 2011 года. На заседании Бюро Совета регионального отделения партии 15 ноября 2011 года присутствовал, однако пояснений по вопросу о том, в связи с чем его исключают из списка кандидатов в АКЗС, не было дано. Будучи зарегистрированным кандидатом в составе списка кандидатов по территориальному округу №26, он возглавлял штаб, созданный для проведения избирательной кампании на данном участке, проводил активную работу по выполнению всех поручений Регионального отделения, проводил встречи с избирателями. Причинами исключения Д.В. М. и его из списка кандидатов в депутаты АКЗС считает не совершение ими каких-либо виновных действий (бездействия), а внутрипартийную борьбу на предстоящих выборах.

     Представитель заявителей Е.И. Ф. поддержала заявленные требования, указав на то, что заинтересованными лицами был нарушен порядок принятия решений в отношении её доверителей, а также не имелось оснований для их принятия.

    Представитель Избирательной комиссии Алтайского края А.Г.П. заявленные требования не признала, сославшись на то, что оспариваемое решение было принято в пределах предоставленных Избирательной комиссии Алтайского края полномочий. Порядок принятия Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Алтайском крае решения об исключении Д.В. М. и И.А. А. из списка кандидатов в АКЗС соответствовал Уставу данной партии. Избирательная комиссия Алтайского края не наделена полномочиями по отмене либо изменению решения политической партии, так как в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» государственные органы не вправе вмешиваться в деятельность политической партии.

    Представитель Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Алтайском крае О.В.К. возражала против удовлетворения заявленных требований, указала на то, что Д.В. М. не было выполнено решение Конференции Регионального отделения Партии в Алтайском крае о баллотировании на предстоящих выборах депутатов АКЗС по одномандатному избирательному округу №26, тем самым нарушено положение п.13 ст.29 Устава Партии. Член Партии И.А. А. был включен в состав территориальной группы №26 под порядковым номером №2, однако не осуществлял активных действий в период избирательной кампании, направленных на избрание краевого и федерального списка кандидатов, чем наносил вред политическим интересам Партии. Пунктом 13 статьи 21 Устава Партии предусмотрены основания для отзыва кандидатов, выдвинутых по одномандатному избирательному округу, а также включенных в список кандидатов, выдвинутый по единому избирательному округу, которые являются также и основаниями для исключения кандидата из списка кандидатов, поскольку влекут за собой одинаковые правовые последствия для кандидата - прекращение его участия в избирательной кампании в статусе кандидата, выдвинутого избирательным объединением. Поэтому заявители были исключены из списка на основании п.п. «3», п.п. «ж» пункта 13 статьи 21 Устава Партии.

     Выслушав объяснения заявителей и их представителя, представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора Алтайской краевой прокуратуры Ю.В.Р., полагавшей, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого решения.

            В соответствии с частью 1 статьи 269 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кандидаты, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

    Пунктом 32 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №67-ФЗ) предусмотрено, что избирательное объединение в порядке, предусмотренном его уставом, вправе исключить не позднее чем за 15 дней до дня голосования некоторых кандидатов из выдвинутого им списка кандидатов.

     Аналогичные положения содержатся в пункте 4 статьи 59 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов, принятого Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 03.07.2003 №232 (далее - Кодекс о выборах).

    В соответствии с подпунктом «к» пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 11.07.2011 №95-ФЗ «О политических партиях» порядок исключения кандидатов из выдвинутых региональным отделением списков кандидатов определяется уставом политической партии.

    Судом установлено, что решением Избирательной комиссии Алтайского края от 7 октября 2011 г. № 12/121-6 «О регистрации краевого списка кандидатов в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания шестого созыва, выдвинутого Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Алтайском крае» Д.В. М. и И.А. А. были зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания шестого созыва в составе краевого списка кандидатов (территориальная группа № 26).

    17 ноября 2011 года уполномоченным представителем Регионального отделения в Избирательную комиссию Алтайского края были представлены решение Президиума Центрального Совета Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ от 11 ноября 2011 года №180 ПР «О согласовании исключения из краевого списка кандидатов в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания шестого созыва по краевому избирательному округу», выписка из протокола №17 заседания Бюро Совета Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Алтайском крае от 15 ноября 2011 года по вопросу об исключении кандидатов Д.В.М. и И.А. А. из зарегистрированного краевого списка кандидатов в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания шестого созыва, выдвинутых Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Алтайском крае.

    21 ноября 2011 года Избирательной комиссией Алтайского края было принято решение №23/205-6, которым постановлено считать исключенными из краевого списка кандидатов в депутаты АКЗС шестого созыва, выдвинутого Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Алтайском крае, Д.В. М. и И.А. А. (территориальная группа №26, №1 и №2 соответственно).

    Уставом Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ (далее- Устав) предусмотрено, что Совет регионального отделения при осуществлении прав, связанных с проведением выборов и референдумов, исключает кандидатов из выдвинутого региональным отделением списка кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (по предварительному согласованию с Президиумом или Бюро Президиума), в том числе заверенного и (или) зарегистрированного, в порядке, установленном Уставом ( подпункт 2 пункта 3 статьи 34 Устава).

    В соответствии с пунктом 5 статьи 37 Устава Бюро Совета регионального отделения осуществляет в период между заседаниями Совета регионального отделения от его имени распорядительные функции и иные полномочия, оперативное рассмотрение и решение любых вопросов деятельности регионального отделения, входящих в компетенцию Совета регионального отделения, установленную Уставом, за исключением вопросов, отнесенных в исключительной компетенции Совета регионального отделения.

    Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 38 Устава.

     Пунктом 4 статьи 34 Устава определен исчерпывающий перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции Совета регионального отделения при осуществлении прав, связанных с проведением выборов и референдумов. В данном перечне не указан вопрос об исключении кандидатов из выдвинутого региональным отделением списка кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта.

    Анализ вышеприведенных норм Устава свидетельствует о том, что вопрос об исключении кандидатов из зарегистрированного списка кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта, выдвинутого региональным отделением, может быть разрешен Бюро Совета регионального отделения при наличии предварительного согласования данного вопроса с Президиумом или Бюро Президиума Центрального совета Партии.

    Заседание Бюро Совета регионального отделения считается правомочным, если на нем присутствует более половины от установленной решением Совета регионального отделения численности его членов. Решения Бюро Совета регионального отделения принимаются большинством голосов от числа присутствующих на правомочном заседании членов Бюро Совета регионального отделения ( п. 12 ст.37 Устава).

            Бюро Совета регионального отделения по вопросам своих полномочий принимает решения, которые подписывает Председатель Совета регионального отделения ( п.13 ст.37 Устава).

            Решением  Президиума Центрального совета Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ от 11 ноября 2011 года №180 ПР было согласовано предложение Совета Регионального отделения об исключении заявителей из списка кандидатов. При этом из 42 членов Президиума на заседании Президиума присутствовало 25 человек, голосовали за принятие решения 25 человек, следовательно, порядок принятия решения, предусмотренный пунктом 10 статьи 20 Устава, был соблюден.

    Как видно из выписки из протокола №17 заседания Бюро Совета Регионального отделения от 15 ноября 2011 года, на котором рассматривался вопрос об исключении заявителей из списка кандидатов, установленная численность Бюро Совета Регионального отделения составляет 10 человек, всего членов Бюро Совета - 9 человек. На заседании Бюро Совета присутствовало 8 человек; число голосов, необходимое для принятия решения, составляло 5. За исключение заявителей из зарегистрированного списка кандидатов голосовало 5 членов Бюро Совета.

    При таких обстоятельствах Избирательная комиссия Алтайского края обоснованно исходила из того, что порядок принятия решения об исключении заявителей из зарегистрированного списка кандидатов Региональным отделением был соблюден.

    Доводы заявителей и их представителя о том, что решение бюро Совета регионального отделения принято в отсутствие кворума, так как в выданном заявителям экземпляре решения Бюро Совета указано число присутствующих 6 человек, при голосовании два члена Бюро воздержались и один был против, не могут быть приняты во внимание. То обстоятельство, что Бюро Совета регионального отделения проводилось с участием 8 членов, подтверждается представленным суду списком участвующих в заседании Бюро Совета Регионального отделения 15 ноября 2011 года, содержащим восемь подписей членов Бюро Совета Регионального отделения в графе: »Отметка о регистрации». Кроме того, по данным обстоятельствам были опрошены в качестве свидетелей члены Бюро Совета В. В.А., Н. А.А., М. А.А., Г. Г.Г., подтвердившие наличие кворума при принятии решения.

    Исходя из положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 ноября 2009 года №16-П исключение политической партией конкретного лица из списка кандидатов в депутаты обусловлено действиями (бездействием) этого лица, несовместимыми с законными интересами выдвинувшей его политической партии, осуществляется на основе мотивированного решения и не носит дискриминационный и произвольный характер.

     Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в качестве обстоятельств, обусловивших принятие в отношении кандидата Д.В. М. решения об исключении его из списка кандидатов, указано на невыполнение им решения партийного органа.

    Так, 14 сентября 2011 года конференция Регионального отделения приняла решение о выдвижении Д.В. М. кандидатом в депутаты АКЗС по одномандатному избирательному округу №26, однако последним не были совершены предусмотренные законом действия в целях реализации данного решения, а именно, не представлены документы в окружную избирательную комиссию №26 для уведомления о его выдвижении избирательным объединением и дальнейшей регистрации, в связи с чем он не был зарегистрирован в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу №26.

    Между тем, согласно пункту 13 статьи 29 Устава решения конференции, регионального отделения обязательны для всех членов партии, состоящих на учете в данном региональном отделении.

    Согласно пояснениям представителя регионального отделения, о своем отказе баллотироваться по одномандатному избирательному округу №26 Д.В М. своевременно не поставил в известность Региональное отделение партии, в связи с чем была утрачена возможность выдвинуть по данному избирательному округу другого кандидата.

    Таким образом, Д.В. М. не было выполнено решение Конференции Регионального отделения. Его доводы о том, что он не стал баллотироваться в качестве кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу, поскольку ему было отказано Региональным отделением в финансировании расходов на проведение предвыборной агитации, нельзя признать обоснованными. Как установлено по делу, условия финансирования указанных расходов были одинаковы для всех кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, однако ими было выполнено решение Конференции.

    Ссылки на то, что член партии имеет право, но не обязан участвовать в выборах в качестве кандидата в депутаты в данном случае не могут быть приняты во внимание, поскольку вопрос о выдвижении кандидатов предварительно был согласован с членами партии, в том числе и с ФИО1, он не возражал против выдвижения его в качестве депутата по одномандатному избирательному округу на предстоящих выборах, соответственно обязан был выполнить решение Конференции.

    Суд соглашается с доводами представителя Регионального отделения о том, что занятая членом Партии Д.В.М. позиция не направлена на достижение поставленных Партией целей и противоречит её интересам. Давая оценку законности решения в части исключения из списка кандидатов И.А.А., суд также не усматривает оснований для признания его незаконным, поскольку Региональным отделением представлено обоснование принятия такого решения, которое не позволяет считать его произвольным и дискриминационным. Представитель заинтересованного лица Регионального отделения указал, что И.А. А. был включен в состав территориальной группы №26 под порядковым номером №2, однако не осуществлял активных действий по проведению в период избирательной кампании предвыборной агитации, направленных на избрание краевого и федерального списка кандидатов. В Региональное отделение им не было представлено никаких материалов для изготовления печатных агитационных материалов, для опубликования в средствах массовой информации, выступления на радио и телевидении, не поступало заявок на проведение публичных агитационных мероприятий.

    Данные доводы представителя Регионального отделения не были опровергнуты, представленные по этому вопросу доказательства свидетельствуют о том, что кандидатом осуществлялось распространение по территориальному округу №26 печатных изданий, не являющихся агитационными, а также имело место распространение двух агитационных материалов, подготовленных Региональным отделением.

    Ссылка заявителя на то, что в силу закона кандидат самостоятельно определяет формы и методы своей агитации, не свидетельствует о незаконности принятого в отношении него решения, поскольку суд полагает, что в данном случае имело место выдвижение И.А. А. в кандидаты именно как члена Партии и для достижения интересов Партии, а потому Региональное отделение вправе было давать оценку тому, насколько избранные кандидатом формы и методы проведения предвыборной агитации соответствуют закону и отвечают поставленным Партией целям.

    Ссылка заявителей и их представителя на незаконность решения Бюро Совета Регионального отделения об исключении заявителей из списка кандидатов в виду того, что оно принято на основании п.п »ж» и «з» пункта 13 статьи 21 Устава, которыми регламентированы случаи отзыва кандидатов, не может быть принята во внимание.

            Действительно, указанные нормы Устава предусматривают полномочия Президиума Центрального совета Партии по отзыву выдвинутого Партией кандидата, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в случае совершения кандидатом действий (бездействия), нарушающих настоящий Устав и (или) дискредитирующих Партию и (или) наносящих материальный ущерб и (или) вред политическим интересам Партии (подпункт «ж»); в случае неисполнения кандидатом решения руководящего или иного органа, должностного лица Партии или её структурного подразделения, связанного с участием Партии или её структурного подразделения в выборах (подпункт «з»). Следовательно, данные нормы Устава, равно как и подпункт 13 части 3 статьи 34 Устава, не регламентируют возникшие правоотношения, однако сама по себе ссылка на них в решении Бюро Совета не влечет его незаконности.

     Оспариваемое  решение было принято Избирательной комиссией Алтайского края с соблюдением установленной законом процедуры.

    Пунктом 4 статьи 21 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов, принятого Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 03.07.2003 №232 предусмотрено, что Избирательная комиссия Алтайского края состоит из четырнадцати членов с правом решающего голоса.

    Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса (пункт 11 статьи 28 Федерального закона №67-ФЗ)

    Из представленных суду материалов следует, что заседание Избирательной комиссии Алтайского края по рассматриваемому вопросу состоялось с участием 12 членов комиссии с правом решающего голоса, за принятие решения проголосовало 11 членов комиссии.

    В соответствии с частью 2 статьи 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

    С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для признания решения Избирательной комиссии Алтайского края от 21 ноября 2011 года незаконным и его отмены.

    Руководствуясь статьями 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

    РЕШИЛ:

    заявление М. Д. В. и А. И. А. о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии Алтайского края от 21 ноября 2011 года об исключении кандидатов в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания шестого созыва, выдвинутого Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Алтайском крае оставить без удовлетворения.

    На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия судом указанного решения через Алтайский краевой суд.

            Председательствующий В.П..М.