ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-125/2014 от 04.03.2015 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

04 марта 2015 года г.Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Зацепина Е.М.,

при секретаре Церковной Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торгово-промышленная компания «Сибирьметаллосервис» (далее ООО «ТПК «Сибирьметаллосервис», Общество) об установлении кадастровой стоимости земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «ТПК «Сибирьметаллосервис» обратилось в Алтайский краевой суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равном его рыночной стоимости.

В ходе рассмотрения к участию в деле в качестве заинтересованных лиц определениями суда были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (Управление Росреестра по Алтайскому краю), Главное управление имущественных отношений Алтайского края (Главалтайимущество), Администрация Алтайского края и администрация г.Барнаула.

Требования заявителя мотивированы тем, что ООО «ТПК «Сибирьметаллосервис» на основании свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ является собственником нежилых помещений <...>, которые образуют здания производственного корпуса (<...>), расположенного в <адрес>.

ДД.ММ.ГГ Главалтайимуществом издано распоряжение № ***, в соответствии с которым, земельный участок с кадастровым номером *** площадью <...> кв.м. по адресу: <адрес> предоставлен ООО «ТПК «Сибирьметаллосервис» в аренду для эксплуатации здания производственного корпуса (<...>).

ДД.ММ.ГГ Главалтайимуществом подготовлен проект договора аренды, который подписан Обществом с протоколом разногласий. Ответ на протокол разногласий до настоящего времени отсутствует.

Согласно приложению к договору аренды № *** от ДД.ММ.ГГ арендная плата рассчитана на основании постановления Администрации Алтайского края от 12 апреля 2007 года № 146 «Об установлении порядка определения размера арендной платы на земельные участки, находящиеся в границах г.Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, условий и сроков ее вынесения»; постановления Администрации Алтайского края от 28 декабря 2009 года № 546 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края» с использованием размера удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка равного <...> руб./кв.м. Указанный удельный показатель также применялся при определении кадастровой стоимости земельного участка, что отражено в акте определения кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГ.

Кадастровая стоимость земельного участка в размере <...> руб. значительно превышает его рыночную стоимость, которая согласно отчету оценщика о стоимости земельного участка составляет <...> рублей, что влияет на размер арендной платы по договору аренды и нарушает право истца.

Ссылаясь на положения статей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Общество просило установить кадастровую стоимость земельного участка в размере <...> руб., равной его рыночной стоимости, в размере <...> рублей, взыскать с ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> руб.

Представитель общества по доверенности Акимова У.С. в судебном заседании требования заявителя поддержала, при этом не настаивала на удовлетворении заявления в части взыскания судебных расходов по оплате государственной пошлины. Ссылаясь на позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложенную в постановлении *** от ДД.ММ.ГГ, утверждала, что помимо собственников соответствующих земельных участков и органов местного самоуправления к лицам, чьи права затрагиваются или могут быть затронуты решениями комиссий и судебных органов в определении кадастровой стоимости земельных участков, можно также отнести арендаторов земельных участков, правообладателей, владеющих земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения, лиц, которые хотя и не имеют оформленных прав на земельный участок, но в собственности которых находятся объекты недвижимости, расположенные на таком участке. Заявитель имеет право обращения в суд об оспаривании результатов кадастровой стоимости названного земельного участка, так как является собственником расположенных на этом участке нежилых помещений. В противном случае будет нарушен принцип единообразия в толковании и применении норм права, что служит основанием для отмены судебного акта (ст.391.9 ГПК РФ).

Представитель Управления Росреестра по Алтайскому краю Кашлева Н.Н. в судебном заседании пояснила, что Управление не является заинтересованным лицом по данному делу, вопрос об удовлетворении заявления оставляет на усмотрение суда.

Представители заинтересованных лиц Главного управления имущественных отношений Алтайского края, Администрации Алтайского края и администрации г.Барнаула, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом.

С учетом требований статьи 167 части 3 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дате и времени слушания надлежащим образом.

В письменном отзыве *** от ДД.ММ.ГГ заинтересованное лицо Главалтайимущестсво просит Обществу в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на то, что хотя между Главалтайимущестсвом и Обществом ДД.ММ.ГГ подписан договор аренды земельного участка № ***, однако он не зарегистрирован в установленном законом порядке, вследствие чего, является незаключенным. Заявитель с <...> года по настоящее время использует земельный участок без правоустанавливающих документов, плательщиком арендных платежей и земельного налога являться не может, следовательно, правом на обращение в суд с требованием о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка Общество не обладает. Это право принадлежит собственнику, в настоящем случае осуществляющему полномочия собственника – Главалтайимущестсву.

В письменном отзыве от ДД.ММ.ГГ Администрация Алтайского края просит в удовлетворении заявления Обществу отказать, ссылаясь на то, что поскольку отсутствует заключенный договор аренды на право пользования Обществом земельным участком, результаты определения кадастровой стоимости не могут затрагивать прав и обязанностей заявителя. При этом своими требованиями заявитель оспаривает право собственника земельного участка на определение кадастровой стоимости земельного участка.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГ представитель заинтересованного лица - администрации г.Барнаула по доверенности Попов Н.В. полагал требования заявителя не подлежащими удовлетворению ввиду того, что спорный земельный участок находится в государственной собственности, от его имени вправе выступать Главалтайимущестсво. Общество не является арендатором земельного участка.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.

В соответствии с положениями ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости могут быть оспорены в суде юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ Главалтайимуществом подготовлен проект договора аренды, который подписан Обществом с протоколом разногласий. Ответ на протокол разногласий до настоящего времени отсутствует. Согласно выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГ зарегистрированные права на земельный участок КН *** отсутствуют.

Согласно кадастровой справке, выданной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю, кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости, определена по состоянию на ДД.ММ.ГГ и составляет <...> руб.

Проверяя право заявителя ООО «ТПК «Сибирьметаллосервис» в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении вышеуказанного объекта недвижимости его рыночной стоимости, суд приходит к выводу об отсутствии у заявителя такого права.

Как следует из постановления Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края», результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Алтайского края утверждены в соответствии со ст.66 Земельного кодекса РФ.

Согласно ст.3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей данного Федерального закона под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Статьей 24.11 данного Федерального закона установлено, что для целей настоящего Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя:

принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;

формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;

отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки;

определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости;

экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости;

внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии со ст.24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Из приведенных положений Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что кадастровая стоимость объектов недвижимости устанавливается в результате проведения государственной кадастровой оценки и применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Определяя круг лиц, которые имеют право оспорить результаты определения кадастровой стоимости, законодатель предусмотрел условие о том, что юридические и физические лица вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости только в случае, если эти результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.

Из изложенного можно сделать вывод о том, что результаты определения кадастровой стоимости будут затрагивать права и обязанности юридических и физических лиц в случае, когда применение кадастровой стоимости является для них обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в силу чего у них возникает собственный экономический интерес.

Следовательно, применительно к Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» правом оспаривать результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и требовать установления кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости обладают лица, для которых применение кадастровой стоимости является обязательным в правоотношениях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В данном случае заявитель не является участником правоотношений, связанных с арендой земельного участка, находящегося в государственной собственности.

В соответствии со ст. 433 ГК РФ, договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

Исходя из смысла указанных положений Гражданского кодекса РФ, отсутствие государственной регистрации договора, подлежащего такой регистрации, не порождает последствий, установленных в пункте 3 статьи 433 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со ст.388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Поскольку заявитель не обладает спорным земельным участком ни на одном из перечисленных прав, плательщиком земельного налога, а также арендных платежей он являться не может, следовательно, его право на определение кадастровой стоимости до заключения договора аренды земельного участка не затрагиваются.

Право оспорить кадастровую стоимости земельного участка принадлежит собственнику, в настоящем случае осуществляющему полномочия собственника – Главалтайимущестсву, которое с такими требованиями в суд не обращалось.

Ссылка Общества на наличие на спорном земельном участке находящихся в собственности заявителя нежилых помещений, не свидетельствует о нарушении его прав установленным размером кадастровой стоимости до заключения договора аренды земельного участка.

Заключение договора на указанных в нем условиях основано на принципе свободы договора, имеет добровольный характер и не свидетельствует об обязанности сторон договора определять размер арендной платы исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Отсутствие у лица права на обращение в суд является основанием для отказа в удовлетворении иска.

При таких обстоятельствах, учитывая, что у Общества отсутствует право в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, заявленные им требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Торгово-промышленная компания «Сибирьметаллосервис» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: Зацепин Е.М.