дело №
Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> УР
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Захарчука О.В.,
при секретаре Зеленцовой Н.З.,
с участием: представителя ФГБУ «ФКП Р.» ФИО1, представителя заявителей ФИО2, представителя Правительства УР ФИО3, представителя У. Р. по УР ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО5, ФИО6 об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в размере <данные изъяты>
установил:
ФИО5, ФИО6 обратились в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в размере <данные изъяты>. Заявление мотивировано тем, что заявители являются арендаторами земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>. Согласно кадастровой справке, кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты>. Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена на основании Постановления Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ». Согласно отчету об оценке <данные изъяты>, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>. Кадастровая стоимость земельного участка, установленная по результатам публичной кадастровой оценки не соответствует его рыночной стоимости, что приводит к нарушению прав заявителей – арендаторов земельного участка, как плательщиков арендной платы.
В судебном заседании представитель заявителей ФИО2 требования, изложенные в заявлении, поддержала полном объеме.
Представитель ФГБУ «ФКП Р.» ФИО1 не возражала против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Представитель Правительства УР ФИО3 пояснила, что возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку в результате удовлетворения заявления уменьшатся налоговые поступления в местный бюджет. По отчету замечаний нет.
Представитель У. Р. по УР ФИО4 поддержала представленные письменные возражения, не возражала против удовлетворения заявления.
Представитель Администрации <адрес>, заявители ФИО6, ФИО5 в судебное заседание не явились, были извещены о времени и месте судебного заседания, дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Администрацией <адрес> (Арендодатель) и Арендаторами – ФИО7, ФИО8, ФИО9, Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Администрацией <адрес> и ФИО6, которое является неотъемлемой частью договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, из указанного выше договора выбывает ФИО10, а ФИО6 вступает в него в качестве Арендатора.
Согласно Соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Администрацией <адрес> и ФИО5, которое является неотъемлемой частью договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, из указанного выше договора выбывает ФИО7, а ФИО5 вступает в него в качестве Арендатора.
Согласно кадастровой справке от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> Арендная плата за пользование земельным участком исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, которая утверждена Постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ».
Согласно отчету об оценке №, составленному <данные изъяты>, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация и обслуживание складской базы, общая площадь <данные изъяты>., адрес объекта: Удмуртская Республика, <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>
Согласно экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ, отчет № соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка превышает его рыночную стоимость, установленную отчетом об оценке земельного участка, заявители обратились в Верховный Суд Удмуртской Республики с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с п. 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно п. 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, действовавшее на момент проведения кадастровой оценки земель, по результатам которой определена кадастровая стоимость земельного участка заявителя, допускало определение кадастровой стоимости объекта оценки как методами массовой оценки, так и индивидуально для конкретного объекта недвижимости (в размере рыночной его стоимости).
В связи с изложенным, суд полагает, что заявители вправе требовать определения кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 56 ГПК РФ - каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из положений главы III.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконных актов, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком.
Заявителем представлен отчет об оценке №, составленный <данные изъяты> согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация и обслуживание складской базы, общая площадь 27687 кв.м., адрес объекта: Удмуртская Республика, <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>
Законность и обоснованность данного отчета подтверждена экспертным заключением, участниками процесса данный отчет не оспаривается.
Представитель Правительства УР ФИО3 возражала против удовлетворения заявления, ввиду того, что снижение кадастровой стоимости земельного участка повлечет уменьшение налоговых поступлений в местный бюджет. Между тем, данный довод не может быть принят во внимание, поскольку уменьшение налоговых поступлений в местный бюджет не свидетельствует о нарушении решением суда прав и законных интересов участвующих в деле лиц, поскольку ни бюджетные, ни налоговые правоотношения в данном споре не затрагиваются. Судебный порядок рассмотрения споров по определению кадастровой стоимости земельного участка направлен на преодоление неточностей ее определения посредством проверки соответствия кадастровой стоимости действительным показателям рыночной стоимости участка.
На основании изложенного, суд считает требование заявителей подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление ФИО5, ФИО6 об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в размере <данные изъяты>, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья О.В.Захарчук