ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-127/18 от 31.07.2018 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№За-127/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации 31 июля 2018 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Кучина М.И. при секретаре Жернаковой В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Заместителя прокурора Челябинской области об оспаривании нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления,

установил:

Заместитель прокурора Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Собрания депутатов Кизильского муниципального района Челябинской области от 28.12.2015 г. № 35 «Об утверждении материалов по внесению изменений в схему территориального планирования Кизильского муниципального района Челябинской области».

В судебном заседании прокурор Гурская О.Н. требования поддержала.

Законный представитель административного ответчика Председатель Собрания депутатов Кизильского муниципального района Челябинской области Заплатин В.А., направивший возражения на иск и ходатайствовавший о рассмотрении дела в свое отсутствие, представители заинтересованных лиц Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области и Главного управления юстиции Челябинской области, ранее поддержавшие исковые требования прокурора, в судебном заседании не участвовали, извещены надлежаще.

Исследовав материалы административного дела, возражения административного ответчика на иск и письменные мнения заинтересованных лиц, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Опубликованным в районной газете «Кизильский вестник» № 3 (9674) от 22.01.2016 г., а также на официальном сайте Собрания депутатов Кизильского муниципального района http://www.kizil74.ru/sobranie-deputatov, решением Собрания депутатов Кизильского муниципального района Челябинской области от 28.12.2015 № 35 утверждены Материалы по внесению изменений в схему территориального планирования Кизильского муниципального района Челябинской области.

Оспариваемым нормативным правовым актом 10 земельных участков указаны в качестве подлежащих отнесению к категории земель -земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 2 земельных участка (с кадастровыми номерами 74:11:1103005:6 и 74:11:1103005:24, относящиеся к категории земель - земли сельскохозяйственного производства и принадлежащие на праве

собственности Заплатину В.А.) - в качестве участков для отнесения к категории земель: земли особо охраняемых территорий и объектов рекреационного назначения.

Частью 1 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Пунктом 1 части 2 статьи 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий отнесены, в том числе, земли особо охраняемых природных территорий.

В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) схема территориального планирования муниципального района, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района.

Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленным этим органом, в том числе, если на территории муниципального района находятся особо охраняемые природные территории федерального значения (п. 3 ч. 1 ст. 21 ГрК РФ).

Согласно данным публичной кадастровой карты на территории Кизильского муниципального района находится земельный участок с кадастровым номером 74:11:0000000:7 площадью 18 464 000 кв.м, расположенный по адресу: Челябинская область, Кизильский район, земли Измайловского и Полоцкого сельсоветов, между поселками Александровский и Черкасы, категории земель - земли особо охраняемых природных территорий и объектов, вид разрешенного использования - для организации экспериментального заповедника «Аркаим», принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, 14.01.2008 г. переданный на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБПУН «Ильменский государственный заповедник»)

Таким образом, внесение оспариваемым нормативным правовым актом изменений в схему территориального планирования Кизильского муниципального района должно быть согласовано с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

t

t

Приказом Минрегиона России от 27.02.2012 г. № 69, действовавшим на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, был утвержден порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований (далее - Порядок).

Согласно пунктам 2.1, 2.2 Порядка уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе направляется органом, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, в Министерство регионального развития Российской Федерации - в случаях, указанных в части 1 статьи 21 ГрК РФ (для проекта схемы территориального планирования муниципального района).

Министерство в трехдневный срок с момента получения уведомления уведомляет федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, о размещении проекта документа территориального планирования в информационной системе. Министерство осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов. Срок согласования федеральными органами проекта документа территориального планирования не может превышать одного месяца со дня поступления уведомления Министерства о размещении такого проекта в информационной системе.

В силу п. 2.1 Порядка, утвержденного Приказом Минрегиона России от 12.05.2014 г. № 144 «О внесении изменений в приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.02.2012 г. № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований», действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе (далее - уведомление) направляется органом, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, в Министерство регионального развития Российской Федерации - в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 08.09.2014 г. №612 Министерство регионального развития Российской Федерации упразднено.

О передаче его функций в части осуществления территориального планирования Министерству экономического развития Российской Федерации указано в пункте 2 названного Указа, а также в

I

п.5.3.48 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2014 №972).

Б нарушение указанных правовых норм проект внесения изменений в схему территориального планирования Кизильского муниципального района, утвержденного решением Собрания депутатов Кизильского муниципального района от 28.12.2015 № 35, не прошел согласование с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти - Министерством экономического развития Российской Федерации.

Довод возражений Собрания депутатов Кизильского муниципального района о том, что пунктом 14 статьи 6 Устава Кизильского муниципального района к вопросам местного значения Кизильского муниципального района отнесено утверждение схем территориального планирования муниципального района, а также подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, не свидетельствует о том, что при реализации этих местных вопросов не подлежат применению вышеприведенные нормы федерального законодательства, имеющие большую юридическую силу.

Указание на то обстоятельство, что подготовку, разработку и согласование документации материалов по внесению изменений в схему территориального планирования района осуществляла администрация Кизильского муниципального района, а Собрание депутатов в пределах своей компетенции лишь утвердило эти материалы, не свидетельствует о соответствии оспариваемого решения Собрания депутатов Кизильского муниципального района Челябинской области от 28.12.2015 г. № 35 требованиям федерального законодательства, равно как и довод о наличии согласования проекта с уполномоченными отраслевыми органами Челябинской области не свидетельствует о соблюдении процедуры его принятия, предусматривающей необходимость согласования проекта с федеральным органом исполнительной власти - Минэкономразвития РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 215 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Суд находит решение Собрания депутатов Кизильского муниципального района Челябинской области от 28.12.2015 г. № 35 «Об утверждении материалов по внесению изменений в схему территориального планирования Кизильского муниципального района Челябинской области» противоречащим вышеприведенным правовым нормам, имеющим большую юридическую силу, а также постановлению Правительства Челябинской области от 20.03.2008 г. №51-П «Об утверждении Положения и границ

историко-культурного заповедника областного значения «Аркаим», а потому подлежащим признанию недействующим, как принятый с нарушением требований федерального законодательства.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт следует признать недействующим, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», о том, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Сообщение о принятии решении по делу должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в районной газете «Кизильский вестник», где был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Руководствуясь статьями 174-180 КАС РФ, суд

решил:

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Собрания депутатов Кизильского муниципального района Челябинской области от 28.12.2015 г. № «Об утверждении материалов по внесению изменений в схему территориального планирования Кизильского муниципального района Челябинской области».

Возложить на Собрание депутатов Кизильского муниципального района Челябинской области обязанность опубликовать сообщение о решении суда в районной газете «Кизильский вестник» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий: