дело № 3-1295/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Уфа 15 ноября 2021 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи В.Э.М..,
с участием прокурора Галиева Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Совету сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан о признании пункта 1 решения Совета сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан № 18 от 4 октября 2019 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республика Башкортостан в новой редакции» в части утверждения Приложения 1 «Карта градостроительного зонирования в части границ территориальных зон» к Правилам землепользования и застройки сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан относящего земельный участок с кадастровым номером 02:02:100501:1213 к территориальной зоне «С-1» недействующим,
У С Т А Н О В И Л:
решением Совета сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан от 4 октября 2019 года №18 (с последующими изменениями) были утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республика Башкортостан в новой редакции (далее - Правила землепользования и застройки сельского поселения).
Данное решение и Правила землепользования и застройки сельского поселения опубликованы на информационных стендах муниципального образования и на официальном сайте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» администрации сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан https//spraevsk.ru, 4 октября 2019 года.
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратились в Верховный Суд Республики Башкортостан с иском к Совету сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан о признании пункта 1 решения Совета сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан № 18 от 4 октября 2019 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республика Башкортостан в новой редакции» в части утверждения Приложения 1 «Карта градостроительного зонирования в части границ территориальных зон» к Правилам землепользования и застройки сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан относящего земельный участок с кадастровым номером №...:1213 к территориальной зоне «С-1» недействующим.
В обоснование требований указано, что административные истцы являются сособственниками указанного земельного участка, который был образован из земельного участка с кадастровым номером №...:1702. Из градостроительного плана земельного участка №№... следует, что спорный земельный участок согласно правил землепользования и застройки сельского поселения, расположен в территориальной зоне «С-1» (сельскохозяйственные угодия). Однако по генеральному плану земельный участок с кадастровым номером №...:1702 (исходный участок для №...:1213) находится в функциональной зоне «в целях комплексной застройки (ИЖС)». Вместе с тем правила землепользования и застройки не могут противоречить генеральному плану в силу пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в оспариваемой части создают препятствие в использовании земельного участка.
В судебном заседании представитель административных истцов ФИО6 требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель Совета сельского поселения Раевский муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан и администрации сельского поселения Раевский муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан ФИО7 административный иск не признала, просила отклонить. Показала, что спорный земельный участок с кадастровым номером №...:1213 был образован в результате приватизации земельного участка с кадастровым номером №...:1702 с видом разрешенного использования «для иных видов сельскохозяйственного использования», по документам «для бесплатной однократной приватизации земельной доли (пая) на праве общей (долевой) собственности». Впоследствии спорный участок был включен в границы сельского поселения, стал относиться к категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования земельного участка после изменения категории земельного участка остался прежним «животноводство». При этом по Генеральному плану сельского поселения «Схема зонирования территории (Основной чертеж)» спорный участок расположен в функциональных зонах «зона застройки индивидуальными некапитальными жилыми домами» (примерно 53,43 % площади участка) и «прочие территории» (около 40% площади спорного участка), также 6,57% участка находится в охранной зоне линии ИВЛ ООО «Башкирэнерго». Согласно Правил землепользования и застройки Карта градостроительного зонирования земельный участок входит в территориальную зону «С-1», где не предусмотрено строительство индивидуальных жилых домов. Также пояснила, что ранее данные показания о нахождении спорного участка в двух территориальных зонах С-1 и Ж-1.1 являются ошибочными.
Представитель ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан ФИО8 пояснила, что земельный участок с кадастровым номером №...:1213 поставлен на государственный кадастровый учет 14 апреля 2015 года с категорией земель «земли сельскохозяйственного назначения» и видом разрешенного использования «животноводство». В связи с изменением сведений о границе населенного пункта село ФИО9 Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан категория земельного участка изменена на «земли населенных пунктов». При этом органы местного самоуправления, утвердившие документы территориального планирования, не направили в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение Единого государственного реестра недвижимости, необходимые документы, поэтому информация о нахождении спорного участка в территориальных и функциональных зонах в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует.
Представитель администрации муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан просил дело рассмотреть в его отсутствие, в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, заинтересованного лица, изучив материалы дела, проверив Правила землепользования и застройки сельского поселения в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что иск не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
В судебном заседании было установлено, что земельный участок с кадастровым номером №...:1213 поставлен на государственный кадастровый учет 14 апреля 2015 года на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 3 апреля 2015 года №35-2002350 и межевого плана в электронном виде от 3 апреля 2015 года с адресом: адрес, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «животноводство», площадь 370 015 кв.м.
Законом Республики Башкортостан от 25 декабря 2015 года №303-з «Об изменениях в административно-территориальной устройстве Республики Башкортостан и изменении границ отдельных муниципальных образований в Альшеевском районе Республики Башкортостан» были изменены границы сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан, в том числе изменены границы населенного пункта село Раевский.
В результате чего 6 апреля 2016 года была изменена категория земельного участка с кадастровым номером №...:1213 с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов», в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 2014 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в связи с внесением изменений в сведения о границе населенного пункта село Раевский сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан однако вид разрешенного использования «животноводство» при этом не изменялся.
Административные истцы являются собственниками по 1/5 доли каждый вышеуказанного земельного участка на праве общей долевой собственности, свидетельство о государственной регистрации №... от 30 апреля 2015 года.
Как видно из устава сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан от 5 декабря 2005 года с изменениями, данное муниципальное образования является сельским поселением, его территория входит в состав Альшеевского муниципального района Республики Башкортостан (статья 1 устава).
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для сельских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе, утверждение правил землепользования и застройки.
Оспариваемая редакция Правил землепользования и застройки сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республика Башкортостан в новой редакции (далее – Правила землепользования и застройки сельского поселения) была утверждена решением Совета сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан от 4 октября 2019 года № 18. Данный нормативный правовой акт принят в пределах компетенции представительного органа сельского поселения, определенной статьей 17 Устава сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан.
Согласно Приложению 1 «Карта градостроительного зонирования в части границ территориальных зон» Правил землепользования и застройки сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан земельный участок с кадастровым номером №...:1213 находится в территориальной зоне «С-1», зона сельскохозяйственных угодий.
Зона «С-1» выделена для обеспечения правовых условий использования земельных участков на сельскохозяйственных угодьях – пашнях, сенокосах, пастбищах, залежах, землях, занятых многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими) (статья 74 Градостроительные регламенты зоны сельскохозяйственного использования, Раздел III Правил землепользования и застройки сельского поселения).
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, и иные связанные с ними отношения регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района. Границы территориальных зон могут устанавливаться по естественным границам природных объектов (статья 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 18 и 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы включают в себя карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов.
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.
Для территории сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан до принятия оспариваемых в части Правил землепользования и застройки сельского поселения был разработан и утвержден решением Совета сельского поседения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан от 22 декабря 2010 года № 225 Генеральный план сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан (далее – Генеральный план сельского поселения).
Обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). В определении о подготовке дела и назначении предварительного судебного заседания от 19 июля 2021 года, была разъяснена обязанность Совета сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан представить в суд Генеральный план сельского поселения (включая схему зонирования территорий и «Архитектурно-планировочное и объемно-пространственное решение»). Административный ответчик данные документы суду не представил, в обоснование своей позиции ссылается на проект ЗАО проектного института «Башкиргражданпроект» «Корректировка генерального плана с.ФИО9 Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан», Уфа-2009 год.
Вместе с тем, из карты «Корректировки генерального плана сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан. Схема зонирования территории. Генеральный план (Основной чертеж)» следует, что земельный участок с кадастровым номером №...:1213 находится в двух функциональных зонах, а именно «застройка индивидуальными некапитальными жилыми домами» (жилая зона) и «прочие территории» (рекреационная зона).
Из представленного администрацией сельского поселения Раевский сельсовет проекта «Корректировка генерального плана с.Раевский сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан» усматривается, что проектом генерального плана были предусмотрены следующие функциональные зоны: жилая, общественно-деловая зона, рекреационная зона (зона зеленых насаждений общего пользования-парки, скверы, бульвары, акватории рек Курсак и Дема), производственная зона, зона инженерно-транспортной инфраструктуры, зоны специального назначения, прочие территории (к прочим территориям отнесены резервные территории, земли существующего лесного фонда, не используемые в качестве рекреации).
Также в представленном административными истцами Генеральном плане сельского поселения с официального сайта информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» администрации сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан https//spraevsk.ru (пункт 7 раздел 4.3) указаны те же функциональные зоны и подзоны.
Однако территориальная зона «С-1» - зона сельскохозяйственных угодий, установленная Правилами землепользования и застройки сельского поселения в отношении спорного земельного участка, не соответствует жилой зоне, рекреационной зоне или прочим территориям, поскольку у данной территориальной зоны иное назначение «под пашни, сенокосы, пастбища, залежи земель, занятых многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими)».
Из системного толкования положений подпунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Согласно разъяснениям пункта 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 25 апреля 1995 года №3-П, от 15 июля 1999 года №11-П, от 11 ноября 2003 года №16-П и от 21 января 2010 года №1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
При таких обстоятельствах, с учетом расположения земельного участка с кадастровым номером №...:1213 в двух функциональных зонах, а именно «застройка индивидуальными некапитальными жилыми домами» (жилая зона) и «прочие территории» (резервные территории, земли существующего лесного фонда, не используемые в качестве рекреации) отнесение вышеуказанного земельного участка к территориальной зоне «С-1» - зоне сельскохозяйственных угодий, не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, допускает неоднозначное толкование, носит неопределенный характер.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает права и законные интересы административного истца, т.к. отнесение земельного участка к зоне сельскохозяйственных угодий безусловно свидетельствует о нарушении прав административных истцов, т.к. соответствующий правовой режим земельного участка создает препятствия для осуществления права свободного владения и пользования, в связи с чем подлежит признанию недействующим.
Поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части применялся до вынесения решения суда, суд считает необходимым признать нормативный правовой акт в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения в законную силу.
руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 удовлетворить.
Признать пункт 1 решения Совета сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан № 18 от 4 октября 2019 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республика Башкортостан в новой редакции» в части утверждения Приложения 1 «Карта градостроительного зонирования в части границ территориальных зон» к Правилам землепользования и застройки сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан относящего земельный участок с кадастровым номером №...:1213 к территориальной зоне «С-1» недействующим, с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.А. Тазетдинова