Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 сентября 2011 года г. Нальчик
Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Бабугоевой Л.М.
при секретаре Сохрокове Т.Х.
с участием представителей прокурора Кабардино-Балкарской Республики – Башиева Расула Алисалтановича, действующего по доверенности №8р от 01 сентября 2011 года и ФИО1, действующего на основании доверенности от 07 сентября 2011 г. №8р, представителя Президента Кабардино-Балкарской Республики ФИО2, действующего по доверенности № 58 от 26 июля 2011 года, представителя Парламента Кабардино-Балкарской Республики ФИО3, действующего на основании доверенности от 08 декабря 2010 года №2869, представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике ФИО4, действующей по доверенности от 11 мая 2011 года №01-54/1608, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кабардино-Балкарской Республики о признании частей 1, 2, 3, статьи 31 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 15 июля 1999 года № 29-РЗ «О государственных наградах Кабардино-Балкарской Республики» противоречащей федеральному законодательству и недействующей, руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики,
У С Т А Н О В И Л
Прокурор Кабардино-Балкарской Республики в государственных и общественных интересах обратился в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании статьи 31 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 15 июля 1999 года №29-РЗ «О государственных наградах Кабардино-Балкарской Республики», предусматривающей льготы лицам, награжденным государственными наградами Кабардино-Балкарской Республики в виде выплат процентов от денежного вознаграждения (заработной платы) работников бюджетной сферы, от общего размера государственной пенсии, пенсионерам, прекратившим оплачиваемую трудовую деятельность, или в сумме двух минимальных размеров оплаты труда – иным лицам, противоречащей федеральному законодательству и недействующей.
По мнению заявителя, оспариваемая норма в частях 1, 2, 3, устанавливая зависимость размера ежемесячной выплаты за одну и ту же государственную награду от заработной платы либо пенсии (ежемесячного дохода) гражданина, нарушает гарантированное частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств, и противоречит требованиям части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничения прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Кроме того, указано в заявлении, оспариваемая норма республиканского закона, допуская возможность определения размера выплат иным лицам, награжденным государственными наградами Кабардино-Балкарской Республики, исходя из двух минимальных размеров оплаты труда, противоречит статье 3 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», в соответствии с которой минимальный размер оплаты труда применяется только для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования, и применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.
Впоследствии заявлением от 07 сентября 2011 года прокурор Кабардино-Балкарской Республики отказался от своего заявления в части требований о признании частей 4 и 5 статьи 31 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 15 июля 1999 года №29-РЗ «О государственных наградах Кабардино-Балкарской Республики» противоречащими федеральному законодательству и недействующими. Определением суда от 08 сентября 2011 года отказ принят судом, и производство по делу в этой части прекращено.
Представители прокурора Кабардино-Балкарской Республики Башиев Р.А. и ФИО1, представитель Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике ФИО4 поддержали заявленные прокурором Кабардино-Балкарской Республики требования о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими частей 1, 2, 3 оспариваемой статьи, ссылаясь на то, что эти нормы в части установления в них механизма определения размера выплат лицам, награжденным государственными наградами Кабардино-Балкарской Республики, осуществляющим трудовую деятельность и получающим вознаграждение за труд, либо прекратившим оплачиваемую трудовую деятельность и получающим государственную пенсию в процентном отношении от денежного вознаграждения (заработной платы) работающего либо от размера пенсии пенсионера, нарушают принципы справедливости и равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств, поскольку допускают не равное вознаграждение за равные заслуги перед Кабардино-Балкарской Республикой, а в части определения выплат иным лицам, не занятым оплачиваемой трудовой деятельностью и не получающим государственную пенсию, но награжденным государственными наградами Кабардино-Балкарской Республики, исходя из двух минимальных размеров оплаты труда, противоречат статье 3 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», в соответствии с которой минимальный размер оплаты труда не может применяться для определения размера подобных выплат.
Представители Президента Кабардино-Балкарской Республики ФИО2, Парламента Кабардино-Балкарской Республики ФИО3 признали обоснованность заявления прокурора в части требований о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца 4 части 1 и абзаца 4 части 2 оспариваемой статьи 31 в части определения выплат иным лицам, не занятым оплачиваемой трудовой деятельностью и не получающим государственную пенсию, но награжденным государственными наградами Кабардино-Балкарской Республикой, исходя из двух минимальных размеров оплаты труда и просили отказать в удовлетворении заявления прокурора в остальной части, ссылаясь на то, что оспариваемые положения статьи 31 за исключением абзаца 4 части 1 и абзаца 4 части 2 данной нормы, допускающих применение минимального размера оплаты труда, не противоречат федеральному законодательству и не нарушают принципов равенства и справедливости.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив их доводы, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики приходит к следующему.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.
Конституция Российской Федерации гарантирует верховенство федеральных законов на территории Российской Федерации по предметам исключительного ведения Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов. В силу части 5 статьи 76 Конституции законы субъектов Российской Федерации, принятые по предметам совместного с Российской Федерацией ведения, не могут противоречить федеральным законам.
В соответствии с пунктом "с" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся государственные награды и почетные звания Российской Федерации, но вместе с тем Конституция Российской Федерации не исключает возможности установления наград и почетных званий субъектами Федерации, поскольку в силу статьи 73 Конституции вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
В силу пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Пунктом «о» статьи 69 Конституции Кабардино-Балкарской Республики к ведению Кабардино-Балкарской Республики отнесено установление государственных наград Кабардино-Балкарской Республики, а пунктом «ц» статьи 100 данной Конституции к полномочиям Парламента Кабардино-Балкарской Республики относится учреждение государственных наград Кабардино-Балкарской Республики.
Системный анализ вышеуказанных положений Конституции Российской Федерации, норм федерального законодательства, Конституции Кабардино-Балкарской Республики позволяет сделать вывод о том, что Закон Кабардино-Балкарской Республики «О государственных наградах Кабардино-Балкарской Республики» от 15 июля 1999 года №29-РЗ принят Парламентом Кабардино-Балкарской Республики в пределах компетенции и полномочий, предоставленных ему Российской Федерацией с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Исходя из данного обстоятельства, руководствуясь частью 1 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", закрепляющей, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения, суд на основании статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ проверил по настоящему делу статью 31 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 15 июля 1999 года №29-РЗ в оспариваемой части на противоречие федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Оспаривая законность абзацев 2 и 3 части 1, абзацев 2 и 3 части 2 и часть 3 указанной нормы и требуя признать их противоречащими федеральному законодательству и недействующими, прокурор в письменных заявлениях, а его представители в устных объяснениях суду, не указали федеральный закон, либо иной правовой акт, имеющий большую юридическую силу, которым они противоречат.
В то же время они полагают, что закрепленные в указанных частях статьи 31 положения, позволяя определять размер ежемесячной выплаты за одну и ту же государственную награду в процентном отношении от размера заработной платы либо размера пенсии награжденного, нарушают гарантированное частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств, и противоречат требованиям части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничения прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Суды общей юрисдикции не вправе осуществлять нормоконтроль по вопросу соответствия Конституции Российской Федерации норм закона субъекта Российской Федерации (пункт "б" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации) и по настоящему делу вопрос о конституционности оспариваемой нормы не рассматривается.
Вместе с тем, учитывая, что правовые принципы справедливости и равенства человека и гражданина являются общеотраслевыми, лежат в основе всего федерального нормотворчества, а соответствие федеральному закону законов субъектов Российской Федерации, если при этом не затрагивается вопрос об их конституционности, проверяется судами общей юрисдикции (ст.ст. 22, 251 ГПК РФ), и рассмотрение судом общей юрисдикции вопроса о соответствии закона субъекта Российской Федерации федеральному законодательству, не исключает последующей проверки его конституционности в порядке конституционного судопроизводства, суд проверил обоснованность доводов заявителя о несоответствии оспариваемой нормы указанным принципам федерального законодательства и не находит их убедительными.
В общеправовом смысле равенство подразумевает, что все люди, независимо от происхождения, пола, расы, вероисповедания, а также иных оснований, пользуются одинаковыми правами и несут одинаковые обязанности. Все равны перед законом и судом, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина.
Принцип равенства сформулирован во Всеобщей декларации прав человека 1948 года: "Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения" (ст. 2).
Принцип равенства находит свое выражение и в положениях части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации.
Принцип справедливости формально (текстуально) в Конституции Российской Федерации не закреплен, однако данный принцип, означая одинаковое отношение к равным является основой права.
Статья 85 Бюджетного кодекса РФ закрепляет исключительный перечень расходных обязательств субъекта Российской Федерации, которые возникают, в том числе в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации или от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органам государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Финансирование полномочий, предусмотренных указанной нормой, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета. На основании положений статей 1, 26.3.1 и 26.14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", принципов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных полномочий и расходных полномочий субъектов Российской Федерации, закрепленных в статьях 28, 30, 31 (в части права органов государственной власти самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов), 31.1 (в части равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации), 33, 35 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субъект Российской Федерации – Кабардино-Балкарская Республика – наделен полномочиями по самостоятельному определению круга субъектов, размеров, порядка и условий предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Определение правовых оснований предоставления мер социальной поддержки и круга субъектов, на которых они распространяются, находится в компетенции законодателя – Парламента Кабардино-Балкарской Республики.
Конституция Российской Федерации определяет, что государственные награды Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации (пункт «с» статьи 71), и предоставляет исключительное право Президенту Российской Федерации награждать государственными наградами Российской Федерации (пункт «б» статьи 89), однако учитывая федеративное устройство Российской Федерации, определенную Конституцией Российской Федерации самостоятельность субъектов Российской Федерации как государственных образований, Конституция Российской Федерации не исключает возможности установления наград и почетных званий субъектами Федерации. В силу статьи 73 Конституции вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Анализ действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих установление наград и порядок награждения, свидетельствует о том, что награды Российского государства подразделяются на две группы: государственные награды Российской Федерации и государственные награды субъектов Российской Федерации; иные награды государства, то есть награды, учрежденные федеральными государственными органами и государственными органами субъектов Российской Федерации. В силу этих положений норм права федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации учреждаются формы государственного поощрения физических лиц и коллективов за заслуги перед государством (Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации).
Одним из таких нормативных правовых актов является Закон Кабардино-Балкарской Республики от 15 июля 1999 года № 29-РЗ «О государственных наградах Кабардино-Балкарской Республики», установивший, что государственными наградами Кабардино-Балкарской Республики являются почетный знак "За заслуги перед Кабардино-Балкарской Республикой", Почетная грамота Кабардино-Балкарской Республики, медаль "Материнская слава» и почетные звания Кабардино-Балкарской Республики.
Суд находит, что проявлением принципов равенства и справедливости в данном Законе являются положения статей 9 и 12, предусматривающие возможность награждения указанными наградами любого физического лица (гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина, лица без гражданства) при осуществлении ими поведения или совершения деяния, признаваемого заслугой перед Кабардино-Балкарской Республикой.
Что касается предусмотренных данным Законом возможностей награжденного пользоваться определенными благами в виде права на получение ежемесячных выплат, то установление этих прав соответствует вышеуказанным положениям статей 1, 26.3.1 и 26.14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 28, 30, 31 31.1 33, 35 и 85 Бюджетного кодекса РФ, наделяющим субъект Российской Федерации полномочиями по самостоятельному определению круга субъектов, размеров, порядка и условий предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Определение правовых оснований предоставления мер социальной поддержки и круга субъектов, на которых они распространяются, в указанных случаях находится в компетенции законодателя субъекта Российской Федерации.
Доводы о незаконности установления законодателем в этих случаях механизма определения размера выплат в процентном отношении к заработной плате либо пенсии и о нарушении этим принципов справедливости и равенства, как указано выше, не мотивированы ссылкой на нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, которому противоречит данный механизм определения выплат, но вместе с тем, суд считает, что равенство и справедливость не исключают различие в оплате различным категориям лиц при соблюдении требований определенности и обоснованности этого различия.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что статья 19 Конституции Российской федерации не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, в том числе вводить особые правила, если эти различия являются оправданными и обоснованными, соответствуют конституционно-значимым целям (Постановления КС РФ от 27.12.1999 N 19-П, от 15.03.2005 N 3-П, от 18.03.2004 N 6-П). Как указано в Постановлении от 27 апреля 2001 г. N 7-П принцип равенства всех перед законом гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает возможность установления различных условий для различных категорий субъектов права.
Следует отметить также, что статья 2 Федерального закона от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", установившего условия и порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, исчисляет размер дополнительного материального обеспечения в соответствующем процентном отношении от размера базовой части трудовой пенсии по старости. Указанная норма была оспорена в Конституционном Суде Российской Федерации и в Верховном Суде Российской Федерации, однако суды не усмотрели нарушений конституционных прав граждан в таком порядке исчисления дополнительных выплат (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 года N 444-О, Решение Верховного Суда Российской Федерации от 15.05.2009 N ГКПИ09-476).
Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивал в своих решениях, что закрепленный в статье 19 Конституции Российской Федерации универсальный принцип юридического равенства (равенство всех перед законом и судом, а также равноправие) и логически обусловленный им общеправовой принцип формальной определенности права предполагают, что закон должен быть понятным, точным и недвусмысленным, отмечая, что гарантированные Конституцией Российской Федерации равенство всех перед законом и судом, а также равноправие могут быть обеспечены лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями (Постановления Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 года N 3-П, от 15 июля 1999 года N 11-П и от 30 июля 2001 года N 13-П, от 27 ноября 2008 N 11-П).
Суд находит, что оспариваемые по настоящему делу положения абзацев 2 и 3 части 1, абзацев 2 и 3 части 2 и часть 3 статьи 31 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 15 июля 1999 года № 29-РЗ «О государственных наградах Кабардино-Балкарской Республики», предусматривающие льготы лицам, награжденным государственными наградами Кабардино-Балкарской Республики, в виде ежемесячных выплат, размер которых определяется в процентном отношении от денежного вознаграждения (заработной платы) работников бюджетной сферы, от общего размера государственной пенсии, пенсионерам, прекратившим оплачиваемую трудовую деятельность, соответствуют требованиям определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования и не противоречат федеральному законодательству.
В силу указанных обстоятельств, на основании части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, предусматривающей, что суд, признав, что нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления, суд признает заявление прокурора Кабардино-Балкарской Республики в части требований о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзацев 2 и 3 части 1, абзацев 2 и 3 части 2 и часть 3 статьи 31 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 15 июля 1999 года № 29-РЗ «О государственных наградах Кабардино-Балкарской Республики» подлежащим отклонению.
В то же время суд находит подлежащими удовлетворению требования заявителя в части признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца 4 части 1 и абзаца 4 части 2 оспариваемой нормы – статьи 31 по следующим основаниям.
Абзац 4 части 1 и абзац 4 части 2 статьи 31 Закона Кабардино-Балкарской Республики «О государственных наградах Кабардино-Балкарской Республики» предусматривают определение ежемесячных выплат иным лицам, награжденным почетным знаком «За заслуги перед Кабардино-Балкарской Республикой», удостоенным почетного звания «народный», награжденным Почетной грамотой Кабардино-Балкарской Республики, удостоенным почетного звания «заслуженный», в размере двух минимальных размеров оплаты труда.
Между тем, в силу статьи 3 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в редакции Федерального закона от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ), установленный данным Законом минимальный размер оплаты труда применяется исключительно для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.
Как указано в пункте 5.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" конституционно-правовая природа института минимального размера оплаты труда, согласно статьям 7 (часть 2) и 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации, предполагает установление того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей. Придание минимальному размеру оплаты труда более широких функций (в том числе использование его в качестве норматива при расчетах платежей в сферах, не связанных с трудовыми отношениями) не согласуется с конституционно-правовой природой этого института.
В силу части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации в п. 25 Постановления от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
При принятии решения о признании абзаца 4 части 1 и абзаца 4 части 2 статьи 31 Закона Кабардино-Балкарской Республики «О государственных наградах Кабардино-Балкарской Республики» недействующими с момента вступления решения суда в законную силу, суд исходит из того, что оспоренный нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики,
Р Е Ш И Л :
Заявление прокурора Кабардино-Балкарской Республики о признании частей 1, 2, 3 статьи 31 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 15 июля 1999 года № 29-РЗ «О государственных наградах Кабардино-Балкарской Республики» противоречащими федеральному законодательству и недействующими удовлетворить частично.
Признать противоречащими статье 3 Федерального закона Российской Федерации «О минимальном размере оплаты труда» и не действующими со дня вступления решения суда в законную силу абзац 4 части 1 и абзац 4 части 2 статьи 31 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 15 июля 1999 года № 29-РЗ «О государственных наградах Кабардино-Балкарской Республики» в части определения ежемесячных выплат иным лицам, награжденным почетным знаком «За заслуги перед Кабардино-Балкарской Республикой», удостоенным почетного звания «народный», награжденным Почетной грамотой Кабардино-Балкарской Республики, удостоенным почетного звания «заслуженный» в размере двух минимальных размеров оплаты труда.
В остальной части заявленных требований отказать за необоснованностью.
В соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" по вступлении в законную силу решения суда сообщение о нем подлежит опубликованию в газете «Кабардино-Балкарская правда».
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы, представления в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации через Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Председательствующий Л.М. Бабугоева
<данные изъяты>
<данные изъяты>