Дело № 3-12/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 апреля 2015 года г.Биробиджан
Суд Еврейской автономной области в составе:
председательствующего судьи Слободчиковой М.Е.,
при секретаре: Серебряковой Ю.А.,
с участием прокурора: Холманских Т.А.,
представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» ФИО1,
представителей заинтересованного лица - комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области ФИО2, ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» о признании недействующим приказа комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 30.01.2015 № 3/2-П.
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» (далее по тексту ООО «Теплоресурс», общество) обратилось в суд с заявлением о признании приказа комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 30.01.2015 № 3/2-П незаконным, указав, что указанным приказом установлен тариф на тепловую энергию, вырабатываемую и реализуемую ООО «Теплоресурс» на территории муниципального образования «Кульдурское городское поселение» на 2015 год. При установлении тарифа на тепловую энергию регулирующим органом не учтены в полном объёме расходы общества на оплату труда работников, в результате чего общество может понести убытки.
Так, комитет тарифов и цен правительства ЕАО включил в расчёт тарифа оплату труда работников из расчёта тарифной ставки рабочего первого разряда 4 475 рублей 08 копеек, тогда как согласно отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 годы месячная ставка рабочего первого разряда составляет 7 056 рублей. Полагает, что общество присоединилось к данному соглашению, поскольку не направило мотивированный письменный отказ присоединиться к нему. Уменьшив расходы на оплату труда, включаемые в валовую выручку, комитет тарифов и цен правительства ЕАО нарушил пп. 3 п.1 ст. 7, ст. 3 ФЗ «О теплоснабжении» № 190 от 27.07.2010, согласно которым одним из принципов установления тарифа является обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надёжному функционированию и развитию систем теплоснабжения, соблюдению баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Кроме того, включение в расчёт тарифа оплаты труда работников из расчёта тарифной ставки рабочего первого разряда 4 475 рублей 08 копеек противоречит ст. 133.1 Трудового кодекса РФ, согласно которой месячная заработная плата работника, т.е ставка первого разряда, не может быть ниже размера минимального размера оплаты труда, установленного ст.1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 № 82, и составляющего с 01.01.2015 с учётом дальневосточного и районного коэффициентов 8 845 рублей 60 копеек.
Просило признать приказ комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 30.01.2015 № 3/2-П незаконным и взыскать с него государственную пошлину в размере 4 500 рублей, уплаченную при подаче заявления в суд.
В судебном заседании представитель заявителя - ООО «Теплоресурс» ФИО1 доводы заявления поддержал. Пояснил, что общество утвердило штатное расписание из расчёта месячной заработной платы по тарифной ставке рабочего первого разряда, установленного отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2014-2016 годы. В связи с чем комитет тарифов и цен правительства ЕАО должен был при расчёте тарифа включить в размер валовой выручки расходы на оплату труда из размера тарифной ставки, установленного вышеуказанным соглашением.
Представитель комитета тарифов и цен правительства ЕАО ФИО3 требования заявителя не признала, пояснила, что приказ издан уполномоченным органом исполнительной власти и соответствует действующему законодательству. При установлении тарифа для ООО «Теплоресурс» применялся метод экономически обоснованных расходов, так как общество было создано в июне 2014 года.
При определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, комитет тарифов и цен правительства ЕАО учитывал фактически понесённые расходы общества на оплату труда работников по тарифной ставке работника первого разряда, рассчитанной из расчётных листков, представленных заявителем. Установленная отраслевым тарифным соглашением в жилищно - коммунальном хозяйстве РФ на 2014-2016 годы тарифная ставка работника первого разряда не учитывалась, так как общество не присоединилось к данному соглашению, поскольку предложение работодателям о присоединении к нему Министерством здравоохранения и социального развития РФ не было опубликовано, в заключении данного соглашения общество также не участвовало.
Представитель комитета тарифов и цен правительства ЕАО ФИО2 требования заявителя не признала, пояснила, что в соответствии с п. 10.5 отраслевого тарифного соглашения в жилищно - коммунальном хозяйстве РФ на 2014-2016 годы в случае применения данного соглашения в неприсоединившихся к нему организациях, а также в организациях, где регулирующие органы используют и устанавливают при формировании фонда оплаты труда в тарифах на жилищно-коммунальные услуги минимальную месячную тарифную ставку рабочего первого разряда, определяемую соглашением, работодатель несёт ответственность за несанкционированное использование интеллектуальной собственности Профсоюза жизнеобеспечения и Союза коммунальных предприятий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Холманских Т.А., полагавшей, что оснований для признания оспариваемого приказа недействующим не имеется, суд пришёл к выводу, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законах случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые и регулируемые уполномоченными на то государственными органами и органами местного самоуправления.
В силу ч. 3 ст. 7 ФЗ от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) относится установление тарифов в указанной сфере.
В соответствии с п. 5.5 положения о комитете тарифов и цен правительства ЕАО, утверждённого постановлением правительства ЕАО от 16.07.2013 № 321-пп, указанный комитет устанавливает тарифы, в том числе: на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов.
Следовательно, приказ комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 30.01.2015 № 3/2-П, которым установлены тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую и реализуемую ООО «Теплоресурс» на территории муниципального образования «Кульдурское городское поселение» на период с 04.02.2015 по 30.06.2015 и с 01.07.2015 по 31.12.2015 принят уполномоченным органом исполнительной власти в пределах своей компетенции.
Приказ опубликован в газете «Биробиджанская звезда» № 7 от 04.02.2015, в сетевом издании «Сборник правовых актов ЕАО и иной официальной информации» http://npa79.eao.ru. 10.02.2015.
Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами, закреплёнными в ст. 7 ФЗ от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении", к числу которых отнесено обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
К отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения применяются Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила), утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (приложение к приказу Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э) (далее - Методические указания).
Согласно п.п. 30, 13-20 Правил регулируемая организация, в отношении которой ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов. Предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов (пп. 15, 16 Правил), в числе которых предусмотрены правоустанавливающие документы, расчёты, экономическое обоснование.
На основании пп. 26 и 28 Правил выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учётом предложения регулируемой организации.
В соответствии с п. 17 Основ ценообразования метод экономически обоснованных расходов (затрат) применяется в случае если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов).
В силу пп. 32, 33 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчётный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в п. 13 данного документа.
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят, в том числе, из оплаты труда и отчислений на социальные нужды.
В силу п. 33 Правил орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.
Из материалов дела следует, что 26.06.2014 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о создании ООО «Теплоресурс».
15 декабря 2015 г. в комитет тарифов и цен правительства ЕАО поступило заявление от ООО «Теплоресурс» об установлении тарифа на тепловую энергию (производство и передача) на период 2015 года в размере 4016 рублей 84 копейки/Гкал. Одновременно заявлено о применении периода регулирования «с 2014 года» и выборе метода регулирования тарифов экономически обоснованных расходов.
Регулируемой организации 29.12.2014 направлено извещение об открытии дела об установлении тарифов на тепловую энергию, в котором регулирующий орган уведомил общество о необходимости представления дополнительных документов, запрошенных для формирования экономически обоснованного тарифа.
По результатам проведённой экспертизы 26.01.2015 составлено заключение, в котором расходы по статье «оплата труда», которые ООО «Теплоресурс» предлагало включить в расчёт тарифа в размере 12 649 рублей 63 копейки из расчёта тарифной ставки рабочего первого разряда 7056 рублей, уменьшены до 7 920 рублей 61 копейка в результате снижения тарифной ставки рабочего первого разряда до 4475 рублей 08 копеек.
Согласно протоколу заседания правления комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 30.01.2015 утверждены расходы общества по статье «оплата труда» в размерах, предложенных в заключении.
В этот же день принят оспариваемый заявителем приказ, которым установлены тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую и реализуемую ООО «Теплоресурс» на территории муниципального образования «Кульдурское городское поселение» на период с 04.02.2015 по 30.06.2015 и с 01.07.2015 по 31.12.2015.
Согласно п. 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с Методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным соглашениям, заключённым соответствующими организациями, и фактическим объёмом фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учётом прогнозного индекса потребительских цен.
Признавая необоснованными заявленные ООО «Теплоресурс» расходы на оплату труда, регулирующий орган исходил из того, что в дело об установлении тарифа не представлены документы, подтверждающие присоединение к отраслевому тарифному соглашению и фактически размер фонда оплаты труда общества рассчитан из расходов по заработной плате из ставки работника первого разряда, установленной в меньшем размере, чем в отраслевом тарифном соглашении.
Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2014-2016 со сроком действия с 01.01.2014 по 31.12.2016 утверждено 09.09.2013 Минрегионом России, общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения.
Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, опубликовано и размещено на официальном сайте Министерства труда и социального развития РФ 01.11.2013.
В соответствии с пп. 1.3, 10.3 соглашение распространяется на организации жилищно-коммунального хозяйства, указанные в приложении № 1, организации, на которые не распространяются его нормы вправе присоединиться к нему.
В соответствии с пп. 2.3 и Приложением № 2 соглашения минимальная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда) в организации коммунального теплоснабжения, установлена в размере 7056 рублей.
В соответствии со ст. 48 Трудового кодекса РФ соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.
Соглашение действует в отношении:
- всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение;
- работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;
- органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.
По предложению сторон заключённого на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.04.2007 (в редакции от 09.04.2012), изданным в соответствии со ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации, утверждён Порядок опубликования заключённых на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению.
В соответствии с этим приказом Федеральная служба по труду и занятости в течение 3-х календарных дней со дня регистрации соглашения (изменений и дополнений к нему) направляет текст соглашения и сведения о его регистрации в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации для размещения на официальном сайте Министерства и опубликования в журнале "Охрана и экономика труда", а также для опубликования в журнале "Промышленник России" и газете "Солидарность".
После опубликования в журнале "Охрана и экономика труда" и размещения на официальном сайте Министерства стороны соглашения вправе предложить Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключении соглашения, с предложением присоединиться к нему.
Предложение работодателям о присоединении к соглашению составляется согласно приложению к настоящему Порядку и направляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации для официального опубликования в "Российскую газету".
Если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения в Минздравсоцразвития России работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном ч.8 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
По делу установлено, что ООО «Теплоресурс» не является членом Общероссийского объединения работодателей «Союз коммунальных предприятий», не участвовало в заключении отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2014-2016 годы, а предложение Минздравсоцразвития России работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства РФ о присоединении к данному соглашению не было официально опубликовано, как того требует приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.04.2007.
Согласно сообщению общественной организации - общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения от 22.12.2014 № 197 следует, что к вышеуказанному соглашению ООО «Теплоресурс» не присоединилось.
При таких обстоятельствах довод заявителя о присоединении к вышеуказанному соглашению необоснован. В связи с чем комитет тарифов и цен правительства ЕАО при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку обоснованно не включил в расчёт тарифную ставку рабочего первого разряда, установленную данным соглашением.
Для подтверждения фактических затрат на оплату труда ООО «Теплоресурс» представило в комитет тарифов и цен правительства ЕАО коллективный договор, штатное расписание и расчётные листки работников.
Из коллективного договора заявителя, утверждённого 01.10.2014, следует, что оплата труда работников производится исходя из тарифных сеток для оплаты труда рабочих и схем должностных окладов руководителей, специалистов и служащих, согласно штатному расписанию.
Согласно представленному заявителем в комитет тарифов и цен правительства ЕАО штатному расписанию, действующему с 01.12.2014, тарифная ставка работника первого разряда составляет 5040 рублей.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля, Ш. пояснила, что ООО «Теплоресурс» представило два штатных расписания, в которых были указаны разные тарифные ставки рабочего первого разряда. В первом штатном расписании ставка составляла 5040 рублей, во втором - 7056 рублей. В связи с чем дополнительно были запрошены расчётные листки, подтверждающие фактические расходы общества. Из расчётов, произведённых по указанным листкам, следовало, что тарифная ставка работника первого разряда в ООО «Теплоресурс» составила 3 186 рублей. Учитывая рекомендации Федеральной службы по тарифам России о поэтапном доведении базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда теплоснабжающих организаций до уровня отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2014-2016 годы, при определении расходов ООО «Теплоресурс» на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда производился из расчёта тарифной ставки 4475 рублей 08 копеек.
Суд проверил расчёт тарифной ставки, произведённый комитетом тарифов и цен правительства ЕАО по расчётным листам, оснований сомневаться в нём не имеется.
Учитывая изложенное, доводы заявителя о том, что при установлении тарифа на тепловую энергию регулирующим органом не учтены в полном объёме расходы общества на оплату труда работников, необоснованны.
В соответствии с ч.3 ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного законом минимального размера оплаты труда.
Нормы главы 50 Трудового кодекса РФ устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса РФ.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. К заработной плате работника организации, расположенной в районе Крайнего Севера или приравненной к районам Крайнего Севера местности, установленной в размере минимального размера оплаты труда, начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в данных районах и местностях.
Согласно ст.1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 № 82 с 01.01.2014 минимальный размер оплаты труда составляет 5554 рубля, с 01.01.2015 - 5 965 рублей.
Таким образом, с учётом компенсационных надбавок, составляющих согласно расчётным листкам 60%, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда должна составлять с 01.01.2014 - 8 886 рублей 40 копеек, с 01.01.2015 - 9 544 рубля.
Как следует из расчётных листков, расчётных ведомостей за период с декабря по февраль 2015 года и пояснений представителя заявителя ФИО1 месячная заработная плата работников общества, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда начислена в размере не менее установленного законом минимального размера оплаты труда с учётом районного коэффициента и процентной надбавки.
Довод заявителя о том, что ставка работника первого разряда приравнена к минимальному размеру оплаты труда, необоснован, поскольку противоречит положениям ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что оспариваемый заявителем приказ комитета тарифов и цен правительства ЕАО не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, то оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление общества с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» о признании недействующим приказа комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 30.01.2015 № 3/2-П оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации через суд Еврейской автономной области.
Судья суда ЕАО М.Е. Слободчикова