ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-12/2015 от 18.09.2015 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Севастополь

18 сентября 2015 года Дело №3-12/2015 (М-26/2015)


Севастопольский городской суд в составе:

председательствующего судьи Лядовой Т.Р.

при секретаре судебно заседания ФИО1

при участии:

от административного истца: Л.А.В.

от административного ответчика: К.А.А.

прокурора В.А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3-12/2015 (№М-26/2015)

по административному иску Акционерного общества «Севастопольское автотранспортное предприятие 14356»,

к Правительству Севастополя

при участии Прокуратуры города Севастополя

о признании недействующим в части нормативного правового акта Правительства Севастополя

УСТАНОВИЛ:

21 августа 2015 года Акционерное общество «Севастопольское автотранспортное предприятие 14356» обратилось в Севастопольский городской суд в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением о признании недействующим с момента вступления в силу постановление Правительства Севастополя №515 от 28.11.2014 «Об утверждении нормативной цены земли в части, определяющей нормативную цену:

-земельного участка площадью 125939 кв.м., кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, экономико-планировочная зона 19;

-земельного участка площадью 0,6614га, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, экономико-планировочная зона 131.

Требования мотивированы тем, что обжалуемое постановление Правительства Севастополя прямо противоречит пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 №319 «О порядке определения нормативной цены земли» в части размера нормативной цены земельных участков с кадастровыми номерами и , как нормативному акту, имеющему высшую юридическую силу, поскольку нормативная цена указанных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость.

В связи с вводом в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с 15 сентября 2015 года рассмотрение данного дела продолжено в порядке, предусмотренном статьей 3 Федерального закона от 08.03.2015г. №22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».

В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении от 21 августа 2015 года, обращая внимание суда на то, что истец является плательщиком земельного налога, размер которого напрямую зависит от нормативной цены земельного участка.

Представитель административного ответчика – Правительства Севастополя в судебном заседании просил отказать истцу в удовлетворении иска по тем основаниям, что обжалуемое постановление было разработано и принято с целью реализации положений Федерального закона от 29.11.2014 №379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», которые предусматривают возможность применения нормативной цены для целей налогообложения до проведения массовой кадастровой оценки земельных участков.

Представитель ответчика также отметил, что отдельная разработка соответствующей землеустроительной и оценочной документации специализированными организациями не проводилась, анализ рыночной стоимости типичных земельных участков также не проводился в связи с жесткими временными ограничениями и отсутствием бюджетных средств на данные цели. При разработке данного нормативного правового акта Правительством Севастополя за основу были взяты материалы нормативной денежной оценки земель города Севастополя, разработанные до 18 марта 2014 года в перерасчете на рубли.

Прокурор города Севастополя в своем заключении просил суд отказать истцу в удовлетворении административного иска, пояснил суду, что обжалуемое постановление Правительства Севастополя содержит общие нормы, которые устанавливают порядок определения нормативной цены в отношении групп земельных участков, в связи с чем, вывод о несоответствии постановления Правительства Севастополя №515 от 28.11.2014 пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 №319 «О порядке определения нормативной цены земли» можно сделать лишь в том случае, если рыночная оценка будет проведена в отношении такого их количества, которая допускается соответствующими оценочными методиками в качестве достаточного объема выборки.

Суд, выслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Акционерным обществом «Севастопольское автотранспортное предприятие 14356» требований по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что постановлением Правительства Севастополя от 28.11.2014 №515 утверждены: нормативная цена земель сельскохозяйственного назначения за гектар; нормативная цена за квадратный метр земельных участков по оценочным зонам и группам видов разрешенного использования; схема оценочного зонирования с описанием оценочных зон; коэффициенты видов разрешенного использования земельных участков; добавочные коэффициенты, характеризующие стоимость участков определенного местоположения (л.д.14-63).

Из текста обжалуемого постановления и приложений к нему усматривается, что оно содержит общие нормы, устанавливающие порядок определения нормативной цены в отношении групп земельных участков в зависимости от категории земель, разрешенного использования, оценочным зонам.Судом установлено, что законодательным собранием города Севастополя принят Закон города Севастополя от 26.11.2014 №81-ЗС «О земельном налоге», которым определены размеры ставок земельного налога в процентном отношении к нормативной цене земельных участков.

Из пояснений представителя истца в судебном заседании усматривается, что поскольку Акционерное общество «Севастопольское автотранспортное предприятие 14356» является плательщиком земельного налога, размер которого напрямую зависит от нормативной цены земельного участка, то обжалуемое постановление Правительства Севастополя, по мнению представителя истца, нарушает права и законные интересы административного истца в части, касающейся размера подлежащей оплате предприятием суммы земельного налога.

В соответствии с нормами земельного законодательства Российской Федерации, в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, то применяется нормативная цена земли.

Нормативная цена земельного участка – показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земельного участка вводилась земельным законодательством Российской Федерации для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче государственной земли в частную собственность физических и юридических лиц, при наследовании земли, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка и других правоотношений.

Таким образом, нормативная цена земли – это оценка земли, осуществляемая государством для реализации строго определенных целей, величина расчетная, она не связана с конкретным содержанием земельного правоотношения.

Пунктом 13 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», действовавшем на момент принятия обжалуемого постановления Правительства Севастополя, установлено, что нормативная цена земли применяется для целей, указанных в статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена.

Согласно части 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Федеральным законом от 29.11.2014 №379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» статья 391 Налогового кодекса дополнена пунктом 8, согласно которому, до 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Нормативные правовые акты Республики Крым и города федерального значения Севастополя об утверждении нормативной цены земли, принятые и опубликованные до 31 декабря 2014 года, применяются только для целей определения налоговой базы по земельному налогу за налоговый период 2015 года.

Таким образом, вопрос определения налоговой базы по земельному налогу и, как следствие, расчет земельного налога подлежат регулированию исключительно Налоговым кодексом Российской Федерации, в связи с чем, защита нарушенного, по мнению административного истца, права в части, касающейся нормативной цены земли и, как следствие, размера подлежащего к уплате земельного налога за налоговый период 2015 года, не может быть реализована путем оспаривания нормативного правового акта, принятого Правительством Севастополя во исполнение Федерального закона от 29.11.2014 №379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что оспариваемое истцом постановление Правительства Севастополя не содержит такой нормы, которая бы устанавливала нормативную цену земельных участков, с кадастровыми номерами и в связи с чем, постановление не может быть признано недействующим в той части, которая в нем отсутствует.

Исследовав имеющиеся доказательства, в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление принято Правительством Севастополя в пределах компетенции, с соблюдением необходимого баланса между какими-либо неблагоприятными последствиями для прав, свобод и интересов участников земельных правоотношений и целями, на достижение которых направлено это решение.

Учитывая изложенное, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуюсь статьями 180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Акционерного общества «Севастопольское автотранспортное предприятие 14356» отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.Р. Лядова