ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-130/2015 от 02.09.2015 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело № 3-130\2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 сентября 2015 года г. Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Никитиной Г.Н.

при секретаре Коваленко Т.А.

с участием прокурора отдела прокуратуры Новосибирской области Довыденко Н.П.

представителя заявителя ФИО1 – ФИО2

представителя Правительства Новосибирской области и Губернатора Новосибирской области ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о противоречии федеральному законодательству и признании недействующими подпункта 2 пункта 8, пункта 15 Порядка реализации отдельных мероприятий долгосрочной целевой программы «Оказание содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 годы», утвержденного Постановлением Правительства Новосибирской области от 21.10.2013 года № 459-п,

у с т а н о в и л:

Правительством Новосибирской области 21.10.2013г. принято постановление N 459-п " Об утверждении Порядка реализации отдельных мероприятий государственной программы Новосибирской области «Оказание содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 годы» (л.д. 6-8).

Постановление было опубликовано 29.10.2013 г на официальном сайте Правительства Новосибирской области www.nso.ru и в газете "Советская Сибирь" N 214 от 15.11.2013 г. (л.д.11-18 ).

В соответствии с Общими положениями Порядка реализации отдельных мероприятий долгосрочной целевой программы «Оказание содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 годы» (далее Порядок) Порядок регламентирует реализацию следующих мероприятий долгосрочной целевой программы:

-организация профессионального обучения участников Программы и членов и семей;

-оказание единовременной финансовой помощи участникам Программы на обустройство, в том числе жилищное, в период адаптации на территории вселения;

-оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, образованным гражданами из числа участников Программы.

Подпункт 1 пункта 14 Порядка устанавливает, что к заявлению участник Программы прилагает следующие документы:

копию паспорта гражданина Российской Федерации или паспорта иностранного гражданина либо иного документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации;

Пункт 15 Порядка определяет, что заявление подается участником Программы в центр занятости населения по месту пребывания (проживания) в Новосибирской области в срок, не превышающий 5 месяцев с даты регистрации в качестве участника Программы в Управлении Федеральной миграционной службы по Новосибирской области.

ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании:

- подпункта 2 пункта 8 Порядка противоречащим абзацу 2 пункта 9 Федеральных Правил осуществления выплаты пособия на обустройство участникам государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 года № 270;

- пункта 15 Порядка противоречащим Федеральным Правилам осуществления выплаты пособия на обустройство участникам государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 года № 270 и статье 14 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62 -ФЗ "О гражданстве Российской Федерации»", и недействующими со дня вступления в силу изменений, внесенных Указом президента РФ от 06.08.2014 № 551 и ст. 14 Федеральному закону от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;

- обязании третьего лица выплатить единовременную финансовую помощь в размере 40000 рублей;

- обязании ответчика внести дополнения в оспариваемый нормативный правовой акт о порядке информирования заинтересованных лиц о размерах и порядке получения единовременной финансовой помощи при постановке на учет в качестве участников Программы в УФМС России по Новосибирской области;

В обосновании доводов указал в заявлении, что оспариваемые положения Порядка нарушают права и свободы заявителя, препятствуют реализации льгот предоставленных участникам Государственной и Региональной программами содействия переселению соотечественников. В частности, ограничение срока подачи заявления о выплате участнику Государственной программы и членам его семьи пособия на обустройство в Федеральных Правилах не предусмотрено. Перечень документов, удостоверяющих личность в подпункте 2 статьи 8 оспариваемого нормативного акта неполный, поскольку не включает иные документы, удостоверяющие личность гражданина РФ, согласно действующему законодательству, что также ограничивает права лиц на получение единовременного пособия. Кроме того полагает, что опубликование нормативного правового акта на официальном сайте является недостаточным мероприятием по информированию участников Государственной программы о размерах и порядке получения единовременной помощи.

При рассмотрении дела представитель заявителя ФИО2 уточнил требования в части признания противоречащим абзацу 2 пункта 9 Федеральных Правил осуществления выплаты пособия на обустройство участникам государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 года № 270 не подпункта 2 пункта 8 Порядка, а подпункта 1 пункта 14 Порядка по тем же основаниям. В остальной части требования поддержал.

Представитель заинтересованных лиц представила в суд письменные возражения по заявленным требованиям, и полагала, что оспариваемый нормативный акт принят в пределах полномочий субъекта Российской Федерации в полном соответствии с действующим законодательством, прав заявителя на получение единовременной финансовой помощи не нарушает, поскольку устанавливает дополнительные гарантии соотечественникам, проживающим за рубежом. Более того, истечение пропущенного срока не является препятствием, поскольку срок может быть восстановлен в судебном порядке. Устанавливая 5 –месячный срок Правительство Новосибирской области исходило из экономической обоснованности. Подпункт 1 пункта 14 Порядка не содержит ограничений перечня документов, удостоверяющих личность.

Региональная программа «Оказание содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 06.08.2013 № 347-п и Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 года № 637 ( в ред. Указа Президента Российской Федерации от 14.09.2012 № 1289) направлены на оказание социальной помощи соотечественникам, проживающим за рубежом и предусматривают различные виды социальной помощи. Региональная программа принята в пределах предоставленной компетенции, бюджетные ассигнования на реализацию указанной программы предусмотрены в бюджете Новосибирской области. Для решения задач, определенных в Программе, Правительством Новосибирской области запланирован ряд мероприятий, в том числе оказание единовременной финансовой помощи участникам программы на обустройство, в том числе жилищное, в период адаптации на территории вселения, то есть в Новосибирской области. На основании указанного положения принят оспариваемый заявителем в части, Порядок. Постановление Правительства Новосибирской области от 21.10.2013 года № 459-п не может противоречить (не соответствовать) ни в какой части постановлению Правительства Российской Федерации от 27.03.2013 г. № 270, поскольку не регулирует правил выплаты пособия за счет средств федерального бюджета.

Определением судьи Новосибирского областного суда от 10.08.2015 года заявление ФИО1 к ГКУ Новосибирской области «Центр занятости населения г. Новосибирска» об обязании выплатить единовременную финансовую помощь на основании пункта 2 части 1 статьи 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возвращено лицу его подавшему.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя ФИО1 - ФИО2, поддержавшего доводы заявления, возражения представителя заинтересованных лиц- ФИО3, заключение прокурора отдела прокуратуры Новосибирской области Довыденко Н.П., полагавшей, что заявление удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами "ж" «о» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, координация международных и внешнеэкономических связей субъектов российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с абзацем 5 статьи 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Оспариваемый заявителем в части Порядок реализации отдельных мероприятий государственной программы Новосибирской области «Оказание содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 годы» принят в соответствии с Региональной программой «Оказание содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 06.08.2013 № 347-п (далее Региональная Программа).

Региональная программа «Оказание содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 годы» регулирует отношения в сфере стимулирования, создания условий и содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Новосибирскую область в целях ее дальнейшего социально-экономического и демографического развития.

Одной из задач Программы, согласно пункту 2 раздела 3, является создание условий для адаптации и интеграции участников Программы и членов их семей в принимающее сообщество, оказание мер социальной поддержки, предоставление государственных и муниципальных услуг, содействие в жилищном обустройстве.

Для решения задачи по созданию условий для адаптации и интеграции участников Программы и членов их семей в принимающее сообщество, оказанию мер социальной поддержки, предоставлению государственных и муниципальных услуг, содействию в жилищном обустройстве предусмотрено ряд мероприятий, одним из которых, согласно пункту 5, является оказание единовременной финансовой помощи участникам Программы на обустройство, в том числе жилищное, в период адаптации на территории вселения.

Порядок реализации мероприятия регламентирован оспариваемым нормативным правовым актом Правительства Новосибирской области.

Финансирование расходных обязательств по оказанию единовременной финансовой помощи участникам Программы на обустройство, в том числе жилищное, в период адаптации на территории вселения, установленной Региональной программой «Оказание содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 годы», осуществляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области (п. 3 постановления Правительства Новосибирской области от 06.08.12013 № 347-п).

Федеральным законом от 24.05.1999 г. №99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» установлены принципы, цели и основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации указанной политики.

Цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию (часть 3 статьи 5 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ).

В целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 ( в ред. Указа Президента Российской Федерации от 14.09.2012 № 1289) утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Из раздела II Государственной программы следует, что целями Государственной программы является стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Российскую Федерацию; содействие социально-экономическому развитию регионов; решение демографических проблем, в первую очередь на территориях приоритетного заселения.

Участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе:

а) на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания, включая оплату проезда и провоз личных вещей в соответствии с разделом VII Государственной программы;

б) на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации, а также на уплату консульского сбора и сбора в счет возмещения фактических расходов, связанных с оформлением визы и приемом заявления о выдаче разрешения на временное проживание;

в) на получение за счет средств федерального бюджета подъемных;

г) на получение за счет средств федерального бюджета ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в период до приобретения гражданства Российской Федерации (но не более чем в течение шести месяцев). Размер пособия определяется с учетом прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Размер государственных гарантий и порядок их предоставления утверждаются Правительством Российской Федерации.

Сопоставив предметы регулирования Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 года № 637 ( в ред. Указа Президента Российской Федерации от 14.09.2012 № 1289) и Региональной программы «Оказание содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 06.08.2013 № 347-п, суд приходит к выводу, что Региональная Программа принята Правительством Новосибирской области в виде дополнительной меры социальной помощи по добровольному переселению соотечественников в Новосибирскую область, вне зависимости от положений от Государственной программы. Финансирование расходных обязательств по Региональной программе осуществляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области, что также урегулировано абзацем 2 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятие законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.

Принимая во внимание, что оспариваемые заявителем положения Порядка приняты для определения порядка предоставления единовременной финансовой помощи на территории Новосибирской области в соответствии Региональной программой, оснований считать, что подпункт 1 пункта 14 Порядка противоречит абзацу 2 пункта 9 Федеральных Правил осуществления выплаты пособия на обустройство участникам государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 года № 270 и пункт 15 Порядка противоречащим Федеральным Правилам осуществления выплаты пособия на обустройство участникам государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 года № 270, не имеется так как орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счет собственных средств устанавливать дополнительные виды социальной помощи, порядок, условия, размер и сроки рассмотрения заявлений о предоставлении дополнительной социальной помощи в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Суд также не усматривает противоречий оспариваемого пункта 15 Порядка приведенной заявителем статье 14 Федерального закона от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», поскольку предметом регулирования Федерального закона являются отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, основаниями, условиями и порядком приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, и не регулирует возникшие правоотношения.

Кроме того, ссылка заявителя на допущенное Правительством Новосибирской области при принятии подпункта 1 пункта 14 Порядка нарушение требований Федеральной программы, устанавливающей перечень документов для подачи заявления, является несостоятельной, поскольку каких-либо ограничений оспариваемый заявителем пункт Порядка не содержит.

Довод заявителя не недостаточность информирования о порядке получения единовременной финансовой помощи, в то время как оспариваемый нормативный правовой акт официально опубликован на официальном общедоступном сайте органа, принявшего этот акт, является субъективным мнением заявителя и противоречит установленным по делу обстоятельствам, а соответственно является несостоятельным. А его требования о внесении дополнений в части информирования граждан в оспариваемый нормативный правовой акт не могут быть приняты во внимание, поскольку разрешение данного вопроса является прерогативой органов государственной власти и не относится к полномочиям суда, закрепленным в главе 7 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Суд считает, что оспариваемый Порядок реализации отдельных мероприятий государственной программы Новосибирской области «Оказание содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 годы, утвержденный постановлением Правительства Новосибирской области 21.10.2013г. N 459-п издан в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает права граждан на получение единовременной финансовой помощи участникам Программы на обустройство, в том числе жилищное, в период адаптации на территории вселения.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении заявления ФИО1 о противоречии федеральному законодательству и признании недействующими подпункта 1 пункта 14, пункта 15 Порядка реализации отдельных мероприятий долгосрочной целевой программы «Оказание содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 годы», утвержденного Постановлением Правительства Новосибирской области от 21.10.2013 года № 459-п и обязании внести дополнения в оспариваемый нормативный правовой акт о порядке информирования заинтересованных лиц о размерах и порядке получения единовременной финансовой помощи при постановке на учет в качестве участников Программы в УФМС России по Новосибирской области.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.

Судья Новосибирского

областного суда Г.Н.Никитина

Дело № 3-130\2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

( Резолютивная часть)

2 сентября 2015 года г. Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Никитиной Г.Н.

при секретаре Коваленко Т.А.

с участием прокурора отдела прокуратуры Новосибирской области Довыденко Н.П.

представителя заявителя ФИО1 – ФИО2

представителя Правительства Новосибирской области и Губернатора Новосибирской области ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о противоречии федеральному законодательству и признании недействующими подпункта 2 пункта 8, пункта 15 Порядка реализации отдельных мероприятий долгосрочной целевой программы «Оказание содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 годы», утвержденного Постановлением Правительства Новосибирской области от 21.10.2013 года № 459-п,

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении заявления ФИО1 о противоречии федеральному законодательству и признании недействующими подпункта 1 пункта 14, пункта 15 Порядка реализации отдельных мероприятий долгосрочной целевой программы «Оказание содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 годы», утвержденного Постановлением Правительства Новосибирской области от 21.10.2013 года № 459-п и обязании внести дополнения в оспариваемый нормативный правовой акт о порядке информирования заинтересованных лиц о размерах и порядке получения единовременной финансовой помощи при постановке на учет в качестве участников Программы в УФМС России по Новосибирской области.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.

Судья Новосибирского

областного суда Г.Н.Никитина

Решение вступило в законную силу 6.10.2015г.