ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-132 от 26.10.2011 Приморского краевого суда (Приморский край)

                                                                                    Приморский краевой суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Приморский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        копия

дело № 3-132/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

  26 октября 2011г. г. Владивосток

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Дегтерёвой И.Н.,

при секретаре Перун А.А.,

с участием прокурора Судницыной С.П.,

представителя заявителя ФИО1 по доверенности ФИО2, представителей избирательной комиссии Приморского края ФИО3, ФИО4, представителя заинтересованного лица С. по доверенности В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению представителя ФИО1 по доверенности ФИО2 об отмене решения избирательной комиссии Приморского края от 17 октября 2011г. № 148/18 «О жалобе С. на решение избирательной комиссии Красноармейского муниципального района об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Красноармейского муниципального района»,

у с т а н о в и л :

В суд обратился представитель зарегистрированного кандидата в депутаты Думы Красноармейского муниципального района по многомандатному избирательному округу № 2 ФИО1 по доверенности ФИО2 об отмене решения избирательной комиссии Приморского края от 17 октября 2011г. № 148/18, указывая, что на 13 ноября 2011г. назначены досрочные выборы депутатов Думы Красноармейского муниципального района.

В соответствии с подп. «а» п. 14.5 ст. 35 Федерального закона от 12 июня 20002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона, кандидаты при выдвижении должны представить в избирательные комиссии, осуществляющие регистрацию кандидатов, нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании.

В муниципальную избирательную комиссию Красноармейского муниципального района кандидатами, выдвинутыми местным отделением ВПП «Единая Россия» Красноармейского муниципального района не была представлена нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений.

В связи с этим кандидатами было нарушено положение, предусмотренное п. 14.5 ст. 35 Федерального закона.

В силу положений подп. «в» п.24 ст. 38 Федерального закона основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Поскольку кандидатами, выдвинутыми местным отделением ВПП «Единая Россия» Красноармейского района, не было представлено документа, необходимого при выдвижении кандидатов, кандидатам было отказано в регистрации.

Избирательная комиссия Приморского края, рассмотрев жалобу кандидата С.., отменила решение муниципальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата и приняла решение зарегистрировать кандидата С. по многомандатному избирательному округу № 2.

Избирательная комиссия Приморского края полагает, что поскольку избирательным объединением, выдвинувшим С.. кандидатом в депутаты Думы Красноармейского муниципального района, является местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» Красноармейского муниципального района, не обладающее статусом юридического лица и не подлежащим государственной регистрации, то в этом случае у кандидатов нет необходимости представлять нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения.

Заявитель согласен с тем, что местное отделение ВПП «Единая Россия» Красноармейского района не обладает статусом юридического лица и не подлежит государственной регистрации. Оно не выступает самостоятельным субъектом избирательных правоотношений, являясь отделением политической партии.

Выступая инициатором выдвижения кандидатов в депутаты Думы Красноармейского муниципального района, местное отделение не является самостоятельным в принятии решений. В соответствии со ст. 14 Устава ВПП «Единая Россия» местное отделение является структурным подразделением партии, высшим руководящим органом которого является конференция (ст. 14.5 Устава). К компетенции конференции относится выдвижение тайным голосованием по согласованию с региональным политическим советом либо с президиумом регионального политического совета кандидатов в депутаты или на выборные должности в органах местного самоуправления (ст. 14.6 Устава). Право выдвижения кандидатов относится и к местному политическому совету при условии согласования (ст. 14.7.14.1 Устава).

Поэтому местные отделения партии согласно положениям Устава не являются самостоятельными, в том числе и как избирательные объединения.

Также, по мнению заявителя, семантическое значение подп. «а» п. 14.5 ст. 35 Федерального закона четко определено союзом «также». Кандидат должен предоставить в комиссию: «нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а также, если избирательное объединение не является юридическим лицом, решение о его создании.

Понятие союза «также» толкуется и ФИО5 в словаре как «выражение добавления».

Кроме того, юридическое значение подп. «а» п. 14.5 ст. 35 Федерального закона заключается в его совокупности и приобретает смысл при выполнении всех его условий. Местное отделение является структурным подразделением партии, и этот статус должен быть подтвержден – кандидат представляет в комиссию решение о создании местного отделения. Решение о создании местного отделения принимается постоянно действующим руководящим органом регионального отделения партии (ст. 13.8 Устава), чей статус также должен быть подтвержден – кандидат представляет в комиссию свидетельство о государственной регистрации регионального отделения.

Поэтому решение избирательной комиссии Приморского края, по мнению заявителя, основано на вольной трактовке норм права и является незаконным, в связи с чем подлежит отмене.

В судебном заседании представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 заявление поддержал по указанным основаниям.

Представители избирательной комиссии Приморского края ФИО3, ФИО4 с заявлением не согласились и суду пояснили, что согласно ч.1 ст. 20 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. При этом вышестоящая комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей комиссии, решение которой отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение.

3 октября 2011г. С. представил в избирательную комиссию Красноармейского муниципального района документы, предусмотренные ч.2 ст. 39 Избирательного кодекса Приморского края, в том числе документы, подтверждающие факт его выдвижения в качестве кандидата на выборах в Думу Красноармейского муниципального района местным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия» Красноармейского муниципального района.

Решением избирательной комиссии Красноармейского муниципального района от 8 октября 2011г. № 77 ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Красноармейского муниципального района.

В качестве основания отказа в регистрации указано нарушение п.2 ч.8 ст. 41 Избирательного кодекса Приморского края, а именно не представление кандидатом в избирательную комиссию удостоверенной копии документа о государственной регистрации избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений.

Избирательная комиссия Приморского края считает, что решение избирательной комиссии Красноармейского муниципального района от 8 октября 2011г. № 77 основано на неправильном толковании норм материального права.

На выборах депутатов Думы Красноармейского муниципального района избирательным объединением, имеющим право выдвигать кандидатов, является местное отделение ВПП «Единая Россия» Красноармейского муниципального района. Данное избирательное объединение не является юридическим лицом и не подлежит государственной регистрации. Выдвинутые им кандидаты должны были представить в избирательную комиссию Красноармейского муниципального района решение о создании местного отделения ВПП «Единая Россия». Необходимость представлять нотариально заверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения в данном случае отсутствует в силу прямого указания п.2 ч. 8 ст. 41 Избирательного кодекса Приморского края.

С. представил в избирательную комиссию Красноармейского муниципального района все необходимые документы, выполнив требования Избирательного кодекса Приморского края. Поэтому решение избирательной комиссии Красноармейского муниципального района от 8 октября 2011г. № 77 как незаконное было отменено.

Кроме того, избирательная комиссия Красноармейского муниципального района не выполнила требования ч. 1.1 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 13 ст. 45 Избирательного кодекса Приморского края – не известила кандидата С. за три дня до дня заседания комиссии о выявленных, по её мнению, нарушениях, и, как следствие, лишило кандидата возможности заменить представленный документ, который оформлен с нарушением закона.

Представитель избирательной комиссии Красноармейского муниципального района не явился в судебное заседание, направил суду письменный отзыв.

Представитель заинтересованного лица С. по доверенности В. с заявлением не согласилась, поддержала позицию представителей избирательной комиссии Приморского края.

Выслушав заявителя, представителей избирательной комиссии Приморского края, заинтересованного лица С. исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей в удовлетворении заявления отказать, суд приходит к следующему.

В соответствии с подп. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для отказа в регистрации является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

На основании подп. «а» п. 14.5 ст. 35 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», вступившего в силу 6 июля 2010г., при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа.

Пунктом 2 части 8 ст. 41 Избирательного кодекса Приморского края от 22 июля 2003г. № 62-ФЗ также предусмотрена обязанность кандидата, выдвинутого избирательным объединением, представить в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, - также решение о его создании. Указанный документ может быть заверен в порядке, установленном уставом избирательного объединения.

Решением избирательной комиссии Красноармейского муниципального района от 8 октября 2011г. № 77 С. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Красноармейского муниципального района по многомандатному избирательному округу № 2.

Основанием к отказу в регистрации послужило не представление в избирательную комиссию Красноармейского муниципального района удостоверенной копии документа о государственной регистрации избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений.

Решением избирательной комиссии Приморского края от 17 октября 2011г. № 148/18 отменено решение избирательной комиссии Красноармейского муниципального района от 8 октября 2011г. № 77 «Об отказе С. в регистрации кандидатом в депутаты Думы Красноармейского муниципального района по многомандатному избирательному округу № 2». С.., выдвинутый местным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия» Красноармейского муниципального района, зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы Красноармейского муниципального района по многомандатному избирательному округу № 2.

Суд не находит оснований для отмены решения избирательной комиссии Приморского края от 17 октября 2011г. № 148/18.

На основании подп. 25 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

Таким образом, федеральным законом предусмотрены следующие виды самостоятельных избирательных объединений: политическая партия, её региональное отделение, а также иное структурное подразделение политической партии.

Согласно Уставу Всероссийской политической партии «Единая Россия» местное отделение является структурным подразделением партии (ст. 14.1), высшим руководящим органом которого является конференция (общее собрание), которая, в свою очередь, имеет право выдвигать кандидатов в депутаты или на иные выборные должности в органах местного самоуправления (ст. 14.6.5).

Согласно ст. 15 Федерального закона от 11 июля 2001г. № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия и её региональные отделения подлежат государственной регистрации в установленном специальном порядке. Регистрация структурных подразделений законом не предусмотрена.

Избирательная комиссия Красноармейского муниципального района отказала С. в регистрации кандидатом в депутаты Думы Красноармейского муниципального района, т.к. он не представил копию документа о регистрации избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, т.е. местного отделения ВПП «Единая Россия», регистрация которого не предусмотрена законом.

Поэтому избирательная комиссия Приморского края обоснованно отменила указанное решение избирательной комиссии Красноармейского муниципального района как незаконное.

Нельзя согласиться с мнением заявителя, что местное отделение ВПП «Единая Россия» не является самостоятельным субъектом избирательных правоотношений.

Действительно, вопрос о выдвижении кандидатов в депутаты или на иные выборные должности в органах самоуправления в силу ст. 14.6.5.1 Устава партии согласовывается с региональным политическим советом. Однако данное согласование не умаляет права местного отделения партии как самостоятельного избирательного объединения.

Также суд считает противоречащим закону мнение избирательной комиссии Красноармейского муниципального района, изложенное в письменном отзыве на заявление, что местное отделение партии не имеет права выдвигать кандидата самостоятельно и не является избирательным объединением в смысле ч. 23 ст. 2 Избирательного кодекса Приморского края.

В поступившем в избирательную комиссию Красноармейского муниципального района из Управления юстиции по Приморскому краю Перечне общественных объединений, имеющих право принимать участие в досрочных выборах депутатов Думы Красноармейского муниципального района, назначенных на 13 ноября 2011г., не указано местное отделение ВПП «Единая Россия». Однако данное обстоятельство не лишает местное отделение ВПП «Единая Россия» Красноармейского муниципального района участвовать в выборах органов местного самоуправления и выдвигать кандидатов в силу прямого указания закона.

Суд считает ошибочным мнение заявителя, что кандидат по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, выдвинутый местным отделением политической партии, должен представить в избирательную комиссию свидетельство о государственной регистрации регионального отделения.

Заявление является необоснованным и не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении заявления представителя ФИО1 по доверенности ФИО2 об отмене решения избирательной комиссии Приморского края от 17 октября 2011г. № 148/18 «О жалобе С. на решение избирательной комиссии Красноармейского муниципального района об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Красноармейского муниципального района» отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 5 дней путем подачи жалобы или представления в Приморский краевой суд.

Председательствующий И.Н. Дегтерёва

Копия верна. Судья И.Н. Дегтерёва