ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-132/2015 от 22.07.2015 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июля 2015 года г. Ставрополь

Ставропольский краевой суд

в составе председательствующего судьи Шеховцовой Э.А.

при секретаре: Новосельцевой И.А.

с участием представителя ФИО4 и ФИО1 по доверенности ФИО2, представителя прокурора Ставропольского края Левушкиной Е.В., представителя Губернатора Ставропольского края, Правительства Ставропольского края по доверенности ФИО3,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО4, ФИО1 и заместителя прокурора Ставропольского края об оспаривании нормативно-правовых актов,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 и ФИО4 обратились в Ставропольский краевой суд с заявлениями, в последствии в ходе судебного разбирательства уточненными, о признании недействующим Постановления Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 г. N 64-п «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в части Приложения 2 части 6 столбца 55 строки 7 в части установления базового размера арендной платы на пятый вид разрешенного использования земельных участков для города-курорта Ессентуки Ставропольского края в размере 18% от кадастровой стоимости с 11.12.2013 года.

Определением Ставропольского края от 14 апреля 2015 года гражданские дела по заявлениям ФИО1 и ФИО4 объединены в одно производство.

В обосновании заявленных требований указано, что 06.06.2013 года между администрацией г. Ессентуки и заявителями заключен договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 26:30:040119:23 с разрешенным использованием: под торговые помещения на 10 лет.

Расчет арендной платы произведен на основании решений Совета г. Ессентуки № 152, 155 от 18.10.2005 года, Постановлений Правительства Ставропольского края № 176-П от 28.12.2006 года, №64-п от 19.04.2008 года и № 75-п от 13.05.2008 года.

В настоящее время у ФИО1 в аренде находится земельный участок с кадастровым № <…>площадью 500 кв.м., а ФИО4 является арендатором земельного участка с кадастровым № <…>площадью 1075 кв.м.

Заявители полагают, что обжалуемое постановление в части установления базового размера арендной платы на пятый вид разрешенного использования земельных участков для города-курорта Ессентуки Ставропольского края в размере 18% от кадастровой стоимости противоречит ст. 22 ЗК РФ и Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», поскольку отсутствует экономическое обоснование принятого нормативного акта.

Заместитель прокурора Ставропольского края обратился в суд с аналогичными требованиями, в последствии в ходе судебного разбирательства уточненными о признании положения 2 к Порядку определения размера арендной платы, а так же порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 64-п, несоответствующим федеральному законодательству с момента вступления в законную силу решения суда.

В обосновании заявленных требований указано, что прокуратурой края проведена проверка соответствия приложения № 2 к По­рядку определения размера арендной платы, а также порядку, условий и сроков внесения арендной платы и предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты аренд­ных платежей в пределах текущего финансового года за использование земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденно­го постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 64-п, федеральному законодательству.

Согласно п.п. «в» и «к» п. 1 ст. 72, ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции Россий­ской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и зе­мельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федера­ции и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Рос­сийской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, из­данным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В силу абз. 2 п. 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации должны соответствовать Кодексу.

Согласно п. 1 и п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли является платным. Формами платы за пользование землей является земельный налог и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взима­лся арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Фе­дерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, ор­ганами местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения, арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сро­ков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - Постановление от 16.07.2009 № 582) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находя­щихся в государственной или муниципальной собственности.

К числу таких принципов относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соот­ветствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к кото­рой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятель­ность на таком земельном участке.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 64-п утвержден Порядок определения размера арендной платы, а также поря­док, условия и сроки внесения арендной платы и предоставления отсрочки (рас­срочки) уплаты арендных платежей в пределах текущего финансового года за ис­пользование земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не раз­граничена.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 29.11.2013 № 445-п внесены изменения в приложение № 2 к Порядку определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы и предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты арендных платежей в пределах текущего финансового года за использование земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденному постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 64-п.

В соответствии с указанными изменениями базовый размер арендной платы за земельные участки поселений соответствующих видов увеличен.

В пояснительной записке к проекту указанного нормативного правового акта, разработанного Министерством имущественных отношений Ставропольского края, указано в качестве основания утверждение результатов государственной ка­дастровой оценки земельных участков из земель населенных пунктов.

Вместе с тем, каких-либо документальных и подробных обоснований повышения размера базовой ставки арендной платы, в том числе расчета, которым ру­ководствовался уполномоченный орган при установлении новых ставок, не при­ведено, экономическое обоснование увеличения базовых ставок арендной платы отсутствует.

Кроме того, при принятии указанного нормативного правового акта не определялась доходность земельных участков рассматриваемых видов разрешенного использования. Однако, это один из основных показателей, которым необходимо руководствоваться при соблюдении обязательного принципа экономической обоснованности определения арендной платы.

С учетом изложенного, при установлении базовых ставок арендной платы приложением № 2 к Порядку определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы и предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты арендных платежей в пределах текущего финансового года за использование земельных участков, находящихся в собственности Ставрополь­ского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденному постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 64-п, не соблюдены требования п. 4 ст. 22 Земельного ко­декса Российской Федерации и принцип экономической обоснованности, закреп­ленный в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земель­ных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственно­сти, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Рос­сийской Федерации».

Таким образом, увеличение размера базовой ставки арендной платы без над­лежащего экономического обоснования повлекло нарушение прав и законных ин­тересов неопределённого круга лиц на пользование землей.

Определением Ставропольского краевого суда от 24.04.2015 года гражданские дела по указанным заявлениям объединены в одно производство.

В судебном заседании представитель заявителей ФИО1 и ФИО4 по доверенности ФИО2 заявленные требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме, просил удовлетворить заявления в полном объеме. Против удовлетворения заявления прокурора не возражал. Дополнительно суду пояснил, что в соответствии со ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт. Таких доказательств представителем Правительства Ставропольского края, Губернатора Ставропольского края суду не представлено.

Представитель прокуратуры Ставропольского края по доверенности Левушкина Е.В. поддержала заявление заместителя прокурора Ставропольского края с учетом уточнений. Просила удовлетворить заявление в полном объеме. В судебном заседании суду пояснила, что фактически при принятии оспариваемого нормативного правового акта при установлении базовых размеров арендной платы приняты за основу предложения муниципалитетов, которые не проверялись. Правительство Ставропольского края при принятии данного правового акта пыталось скорректировать наполняемость бюджета после установления новой кадастровой стоимости земли, при этом принцип экономической обоснованности не применялся.

Представитель Губернатора Ставропольского края, Правительства Ставропольского края по доверенности ФИО3 в судебном заседании требования заявлений не признала, просила отказать в удовлетворении требований в полном объеме. Суду пояснила, что оспариваемое постановление принято с учетом принципа экономической обоснованности, поскольку за основу расчетов базовых размеров арендных платежей брались предложения муниципалитетов, которые отражают доходность земельных участков.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования, с учетом уточнений, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пунктов "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу абзаца 2 части 1 статьи 2 Земельного кодекса РФ нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации должны соответствовать настоящему Кодексу.

Земельным кодексом Российской Федерации закреплены принципы землепользования, и одним из основных из них закреплен принцип платности использования земли, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ).

Согласно части 1 и части 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ).

В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 являются:

- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования;

- принцип предсказуемости расчета арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;

- принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;

- принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в два раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;

- принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;

- принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые и предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

В Ставропольском крае установление порядка определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется Порядком, установленным Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 г. N 64-п «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена». Постановлением Правительства Ставропольского края 29.11.2013 № 445-п внесены изменения в приложение № 2 к Порядку определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы и предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты арендных платежей в пределах текущего финансового года за использование земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденному постановлением Пра­вительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 64-п.

Указанное постановление официально опубликовано в официальном издании газете «Ставропольская правда» №332 от 10.12.2013 года.

Компетенция Правительства Ставропольского края по принятию данного нормативного правового акта основана на положениях, указанных выше норм Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Ставропольского края от 12.04.2010 года №21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений».

Как следует из материалов дела у ФИО1 в аренде находится земельный участок с кадастровым № <…>площадью 500 кв.м., а ФИО4 является арендатором земельного участка с кадастровым № <…>площадью 1075 кв.м. Соответственно, правоотношения по определению размера арендной платы за данные земельные участки, регламентируются постановлением Правительства Ставропольского края 64-п.

Согласно пункту 9 Порядка, утвержденного указанным постановлением Правительства Ставропольского края базовые размеры арендной платы за земельные участки в составе земель населенных пунктов устанавливаются по видам функционального использования и по видам разрешенного использования в процентах от кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка на основании предложений органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, уполномоченных распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с приложением 2 к настоящему Порядку.

Таким образом, размер базовой ставки арендной платы за земельный участок влияет на размер арендной платы и, соответственно, затрагивает права арендаторов соответствующих земельных участков, в связи с чем установление его размера должно отвечать принципу экономической обоснованности и не может носить произвольный характер.

После внесения изменений в оспариваемый нормативный правовой акт, размер базовой ставки арендной платы на пятый вид разрешенного использования земельных участков для города-курорта Ессентуки установлен в размере 18% от кадастровой стоимости.

Учитывая перечисленные обстоятельства и положения законодательства, следствием принятия, оспариваемого нормативного правового акта, явилось увеличение размера арендной платы за земельные участки, переданный в аренду заявителям ФИО1 и ФИО4, более чем в 3 раза.

Кроме того, находят подтверждение доводы заместителя прокурора о том, базовый размер арендной платы за земельные участки в со­ставе земель населенных пунктов Ставропольского края, предназначенные для сельскохозяйственного использования, для г. Михайловска увеличен с 4% до 150 %, Георгиевска с 0,1 % до 1,5 %, г. Лермонтова с 1,09% до 100 %, г. Невинномысска с 0,3 % до 40 %, г. Ставрополя с 0,32 % до 13 %, г. Нефтекумска с 4 % до 830 %, что повлекло увеличение размера арендной платы в г. Михайловске с <…>руб. за кв. м. до <…>руб. за кв. м., г. Георгиевске с <…>руб. за кв. м. до <…>руб. за кв. м., г. Лермонтове с <…>руб. за кв.м, до <…>руб. за кв.м., г. Невинномысске с <…>руб. за кв.м.- до <…>руб. за кв.м., г. Ставрополе с <…>руб. за кв.м, до <…>руб. за кв.м., г. Нефтекумске с <…>руб. за кв. м. до <…>руб. за кв.м, соответственно.

В тоже время по отдельным муниципальным образованиям Ставропольско­го края базовый размер арендной платы за земельные участки в составе земель населенных пунктов Ставропольского края снижен.

Так, базовый размер арендной платы за земельные участки в составе земель населенных пунктов Ставропольского края, предназначенные для сельско­хозяйственного использования, для Нефтекумского района снижен с 62,5 % до 40 %, Новоалександровского района с 4 % до 1,8 %, г. Новоалександровска с 4 % до 2 %, с. Новоселицкого с 10 % до 2,1 %, Предгорного района с 4 % до 2 %, ст. Ессентукской с 4 % до 2 %, г. Железноводска с 1,6 % до 1,5 %, г. Пятигорска с 1,63 % до 1,6 %, что повлекло снижение размера арендной платы в Нефтекумским районе с <…> руб. за кв.м, до <…>руб. за кв.м., Новоалександровском районе с <…>за кв.м, до <…>руб. за кв.м., г. Новоалександровске с <…>за кв.м, до 0,20 руб. за кв.м., с. Новоселицком с <…>руб. за кв.м., до <…>руб. за кв.м., Пред­горном районе с <…>руб. за кв.м., до <…>руб. за кв.м., ст. Ессентукской с <…>руб. за кв.м., до <…>руб. за кв.м., г. Железноводска с <…>руб. за кв.м. до <…> руб. за кв.м., г. Пятигорска с <…>руб. за кв.м., до <…>руб. за кв.м., со­ответственно.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 07.02.2002 N 16-О, от 05.07.2001 N 130-О и от 07.06.2001 N 139-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П и от 30.07.2001 N 13-П, сформулировал правовую позицию, согласно которой, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не должна подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, произвольно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.

Согласно пункту 3 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 209-О в отношении установления уполномоченными органами ставок земельного налога при отсутствии единых правил, дифференциацию базовых ставок арендной платы органы местного самоуправления должны осуществлять не произвольно, а с учетом анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне. Судебные органы должны выяснять, осуществлял ли орган местного самоуправления при принятии нормативного акта, в котором установлены ставки арендной платы и коэффициенты к ним, экономическое обоснование дифференциации таких ставок на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.

При этом правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированная применительно к установлению ставок земельного налога, подлежит применению и к установлению ставок арендной платы за землю и предполагает анализ и оценку экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

В силу положений части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возложены на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

При подготовке к рассмотрению настоящего дела судом разъяснялась обязанность по доказанности законности и соблюдение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта.

В ходе рассмотрения суд выносил на обсуждение обстоятельства, характеризующие соблюдение Правительством Ставропольского края принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе тех, о нарушении которых заявлено.

Суду заинтересованным лицом не представлено доказательств того, что увеличивая размер базовой ставки арендной платы по пятому виду разрешенного использования земельных участков для города-курорта Ессентуки учитывалась динамика доходности в соответствующем секторе экономики. Более того, представитель Правительства сообщил о том, что доходность земельных участков, соответствующего вида разрешенного использования не мониторилась, оценка до принятия оспариваемого постановления не производилась.

Специалист Министерства финансов Ставропольского края, допрошенный в судебном заседании, суду пояснила, что проект оспариваемого постановления проходил визирование в Министерстве финансов Ставропольского края, при этом проводился анализ только на предмет отсутствия выпадающих доходов их бюджета Ставропольского края.

Доводы Правительства о том, что при увеличении и понижении базовой ставки арендной платы просчитывались на основании предложений органов местного самоуправления, судом рассмотрены. Позиция заинтересованного лица, в данной части, не лишена мотивированности. Судом изучены таблицы, являющиеся приложением к пояснительной записке к оспариваемому нормативному акту, однако никаких расчетов, анализа динамики доходности в соответствующем секторе экономики данные таблицы не содержат. Как пояснила представитель Правительства Ставропольского края никаких изменений в предложения муниципальных органов не вносились. Кроме того, в пояснительной записке к проекту постановления указывается, что корректирование базовых размеров арендной платы вызвано необходимостью недопущения выпадения доходов из краевого и муниципальных бюджетов, связанно с изменением размера кадастровой стоимости земельных участков.

Между тем, несмотря на значимость заявленных обстоятельств, игнорирование принципа экономической обоснованности установления арендной платы допущенное, по мнению суда, привело к нарушению прав и законных интересов арендаторов.

На основании вышеизложенного, суд констатирует нарушение Правительством Ставропольского края процедуры принятия нормативного правового акта, изменяющего базовые ставки арендной платы, в оспариваемой части, поскольку указанные Правительством Ставропольского края причины, которые привели к повышению и понижению базовых ставок арендной платы, являются недостаточными и не могут заменить принцип экономической обоснованности при определении размера арендной платы органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что, изменение Правительством Ставропольского края базовых ставок арендной платы без соблюдения принципа экономической обоснованности при определении размера арендной платы свидетельствует о нарушении им положений постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", имеющего большую юридическую силу.

С учетом изложенного, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 252, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление ФИО1, ФИО4, заместителя прокурора Ставропольского края о признании недействующим Приложения 2 к Постановлению Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. N 64-п "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы и предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты арендных платежей в пределах текущего финансового года за использование земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" удовлетворить.

Признать Приложение 2 к Постановлению Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. N 64-п "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы и предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты арендных платежей в пределах текущего финансового года за использование земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы или представления через Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Решение принято судом в окончательной форме 24 июля 2015 года

Судья Ставропольского

краевого суда Шеховцова Э.А.