ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-134/2015 от 08.10.2015 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело № 3-134\2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Никитиной Г.Н.

при секретаре Бурч А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Просекова Валерия Васильевича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области об исправлении кадастровой ошибки,

установил:

Просеков В.В. обратился в суд с заявлением об исправлении кадастровой ошибки при определении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером ххх, площадью 7363 кв. м., расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>.

В обоснование требований заявитель ссылался на то, что при определении кадастровой стоимости указанного земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, были использованы недостоверные сведения о земельном участке, а именно: о виде разрешенного использования.

Кадастровая стоимость земельного участка, как утверждает заявитель, рассчитана исходя из вида разрешенного использования, как «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (5 группа) вместо «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» (9 группа).

В результате использования недостоверных сведений о виде разрешенного использования значительно увеличилась кадастровая стоимость земельного участка, что нарушает его права как плательщика земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости земельного участка.

Заявитель, уточнив в ходе судебного разбирательства свои требования, просил суд признать недостоверными результаты определения кадастровой стоимости земельного участка за период с 01.01.2012 по 23 мая 2014 года, т.е. по день вынесения решения Арбитражным судом Новосибирской области об определении кадастровой стоимости в размере рыночной данного земельного участка.

В судебном заседании представитель заявителя Бохон Л.В. полностью поддержала заявленные требования.

Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области Голубева Я.Д. в судебном заседании просила принять решение, исходя из представленных административным истцом доказательств.

Согласно позициям, изложенным в ранее представленных отзывах, представитель Правительства Новосибирской области указал, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости. В случае пересмотра кадастровой стоимости в связи с технической ошибкой в сведениях об объекте оценки, судебные расходы относятся на орган, допустивший такую ошибку. (л.д. 40-42 т. 1).

Представитель Управления Росреестра по Новосибирской области указал, что результаты ГКОЗ НП утверждены постановлением Правительства Новосибирской области от 29.11.2011 года № 535-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области, и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области» и введены в действие с 01.01.2012 года. Кадастровая стоимость земельного участка, внесенная органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости, согласно Приложению № 1 Постановления № 535-п и поступившая в порядке информационного взаимодействия в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» составляет 22413561,04 руб., при этом величина удельного показателя кадастровой стоимости земель равняется 3044,08 руб.\кв.м. В настоящее время гарантийные обязательства по государственному контракту на проведение работ по ГКО НПМ от 25.12.2009 № 169-Д окончены. Вынесение решения по заявлению Просекова В.В. оставляют на усмотрение суда.(л.д. 19-21 т. 2).

Представитель Омского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» указал, что обязательства сторон по Государственному контракту № 169 –Д выполнены, срок действия контракта закончился.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не обеспечили явку в суд своих представителей.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положениям п. 1, п. 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу статей 388, 391 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.

Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога установление кадастровой стоимости земельного участка на основании недостоверных сведений о нем, влекущее необоснованное увеличение такой стоимости, очевидно нарушает права собственника земельного участка.

В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно которым государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4).

Судом установлено, что заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ххх, общей площадью 7363 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 8).

В свидетельстве о регистрации права указана категория земель: земли поселений.

Из письма Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области от 17 ноября 2014г. № 01-23-388/14 следует, что работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Новосибирской области проводились на основании государственного контракта от 25.12.2009№ 169-Д (л.д. 19).

Как следует из материалов дела, результаты ГКОЗ НП утверждены постановлением Правительства Новосибирской области от 29.11.2011 года № 535-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области, и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области» и введены в действие с 01.01.2012 года. В Приложении №1 Постановления № 535-п отражены результаты кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2010 года в Приложении № 2 – средние значения удельных показателей кадастровой стоимости по кадастровым кварталам.

Земельный участок с кадастровым номером ххх с разрешенным использованием «Для производственной деятельности» с учетом дополнительной информации, поступившей от администрации г. Искитима (постановления Главы администрации г. Искитима от 22.07.2005 г. № 906) отнесен к 5 группе разрешенного использования указанным в п. 1.2.5 «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания». С учетом вида разрешенного использования была определена кадастровая стоимость.

В соответствии с п. 14 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года N 508 при определении кадастровой стоимости оценщик использует данные, включенные в фонд данных государственной кадастровой оценки, а также государственный кадастр недвижимости, фонд данных землеустроительной документации, фонды данных и базы данных, имеющиеся в распоряжении организаций, учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образований. Допускается использование информации из иных источников, содержащих сведения доказательственного значения.

Между тем, представленные доказательства относительно земельного участка с кадастровым номером 54:33:040805:0051 не подтверждают тот факт, что данный земельный участок фактически использовался как предназначенный для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Так, из постановления главы города Искитима от 22.07.2005 года № 906, указанного в качестве сведений, подтверждающих фактическое использование земельного участка и позволившее отнести данный участок к 5 ВИРу следует, что данным постановлением был утвержден проект границ земельного участка, расположенного: <адрес>, общей площадью 7363 кв. м. В постановлении указано разрешенное использование земельного участка : в целях эксплуатации капитальных зданий. Сведений о том, что на земельном участке находится СТО не имеется. (л.д. 25 т. 2).

Согласно письму администрации <адрес> от 27.08.2009 года № П-1874-3739 земельный участок с кадастровым номером ххх расположен в зоне территорий промышленных предприятий и строительно-монтажных организаций.

В свидетельстве о регистрации права на земельный участок указана категория земель: земли поселений.

В кадастровых паспортах от 13.08.2009 г. и от 03.09.2015 года на земельный участок с кадастровым номером ххх указано: категория земель- земли населенных пунктов, разрешенное использование – для производственной деятельности.

Согласно представленным копиям свидетельств о государственной регистрации права на объекты недвижимости, на земельном участке с кадастровым номером ххх находились здание моечной МТМ, здание склада запасных частей, в последующем были построены гараж, площадью 206,1 кв. м., гараж, площадью 65,7 кв. м., бытовое помещение, площадью 149,1 кв. м., которые заявителем сдавались в аренду для использования по назначению, что подтверждается копиями договоров аренды и копией налоговой декларации.

Из материалов дела не следует, что земельный участок с кадастровым номером ххх был изменен по каким-либо основаниям.

Таким образом, судом установлено, что по состоянию на дату кадастровой оценки при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ххх были использованы недостоверные сведения о них, а именно - допущено искажение данных об указанном объекте оценки, выразившееся неправильном определении оценщиком вида разрешенного использования земельного участка, а именно отнесения данного земельного участка к 5 группе вида разрешенного использования. Указанное обстоятельство повлекло недостоверность сведений о кадастровой стоимости земельного участка, внесенных в государственный кадастр недвижимости,

Материалами дела достоверно подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером ххх относится к 9-ой группе видов разрешенного использования земель населенных пунктов, опровергающих данную группу видов разрешенного использования земельного участка доказательств не представлено, в связи с чем требования заявителя о признании этих сведений недостоверными являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

При этом суд также учитывает, что заинтересованными лицами по делу, достоверность сведений о земельных участках заявителя, использованных при государственной кадастровой оценке, - не доказана.

В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае принятия решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, заказчик работ обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Такой порядок установлен Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 18 марта 2011 года N 114. В данном случае заказчик обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости с использованием достоверных сведений о данном объекте по состоянию на дату проведения оценки (п. 3, 4).

В соответствии с пунктом 13 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Заявление Просекова Валерия Васильевича удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером ххх, площадью 7363 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> указав группу разрешенного использования № 9 « земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» ( в соответствии с п.1.2.9 Методических указаний, утв. приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 г. № 39), применив соответствующий ей удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в размере 422 руб. 28 коп. за квадратный метр, и изменить соответственно кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ххх с 01.01.2012 года по 23.05.2014 г.

Решение может быть обжаловано в месячный срок, со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Новосибирского областного суда.

Председательствующий по делу Никитина Г.Н.

Решение вступило в законную силу 13.11.2015г.