ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-135/2013 от 24.01.2014 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

 Дело № 3-4/14

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 Кемеровский областной суд в составе судьи Евтифеевой О.Э.,

 при секретаре Паньшиной Е.Ю.

 с участием прокурора Самойлова А.А.

 рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово «24» января 2014 года

 заявление Тверитина Вячеслава Анатольевича о признании недействующим приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства и дорожного комплекса Кемеровской области № 50 от 14.09.2012 года «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»,

 У С Т А Н О В И Л:

     Пунктом 1 Приказа Департамента жилищно – коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области от 14.09.2012 года № 50 «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлено: применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012г.

 Приказ опубликован на официальном на сайте «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области» (электронный адрес http://www.ako.ru/ZAKON/) 17.09.2012г. в соответствии с п. 2 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.06.2008г. № 218 "Об официальном опубликовании актов Губернатора Кемеровской области, актов Коллегии Администрации Кемеровской области и актов иных исполнительных органов государственной власти Кемеровской области".

 Тверитин В.А. обратился в суд с заявлением о признании недействующим приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства и дорожного комплекса Кемеровской области № 50 от 14.09.2012 года «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». В последующем Тверитиным В.А. требования изменены и дополнены основания: просит признать оспариваемый приказ противоречащим закону полностью с момента его опубликования, то есть с 17.09.2012 года.

 В обоснование своих требований указывает, что является потребителем коммунальный услуг, в том числе отопления в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> 01.10.2013 года он обратился в Виртуальную приемную Администрации г. Кемерово с просьбой провести проверку соответствия начислений за коммунальную услугу по отоплению действующему законодательству.

 Указывает, что из ответа Администрации г. Кемерово на его заявление следует, что расчет платы за отопление в настоящий момент рассчитывается в соответствии с пп. «б» п. 1 постановления Правительства РФ от 27.08.2012 года № 857 «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах».

 Полагает, что оспариваемый приказ основан на утратившем силу подпункте «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 № 857, поэтому должен быть признан не соответствующим закону. Настаивает, что размер платы за отопление, рассчитываемой с учетом указанного приказа не соответствует Правилам расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденному Постановлением Правительства РФ N 857, поскольку согласно пункту 1 Правил, в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением коэффициента периодичности (внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году. Так как для региона проживания продолжительность отопительного сезона 8 месяцев в год, то коэффициент периодичности равен 8/12, т.е. 0.667.

 Настаивает, что оспариваемым приказом нарушены его права и законные интересы, а также права и законные интересы его семьи, поскольку они платят за отопление больше, чем предусмотрено документом высшей юридической силы - постановлением Правительства РФ № 857.

 Указывает, что оспариваемый приказ был опубликован в средствах массовой информации 17.09.2012 года, то есть вступил в силу только 18.09.2012 года, в связи с чем приказ № 50 от 14.09.2012 года принят за пределами срока, установленного действующим в сентябре 2012 года законодательством, поскольку решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению, с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года в соответствии с пп. «б» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 № 857 «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», могло быть принято только до 15 сентября 2012 года.

 Считает, что на момент принятия оспариваемого Приказа № 50, т.е. 17.09.2012 у Департамента отсутствовало право принятия этого приказа.

     В судебное заседание заявитель Тверитин В.А не явился. О рассмотрении дела надлежащим образом извещен. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

     Представители заинтересованного лица Департамента жилищно – коммунального хозяйства и дорожного комплекса Кемеровской области Ананьина Т.В., Полторан А.И., действующие на основании доверенностей, полагали требования не подлежащими удовлетворению, поддержали доводы, изложенные в возражениях.

 Обсудив доводы Тверитина В.А., выслушав возражения представителей заинтересованного лица, исследовав представленные доказательства, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Кемеровской области Самойлова А.А., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, суд считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

 Пункт 1 Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 года N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого приказа) предусматривает, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в части определения размера платы за предоставленную услугу по отоплению применяются в 2012 - 2014 годах с учетом одной из следующих особенностей: а) органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в необорудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или жилом помещении (квартире) или в необорудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, до 15 сентября 2012 года принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года (в случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012 - 2014 годах, утвержденными настоящим постановлением (подпункт "а" пункта 1); б) органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешено до 15 сентября 2012 года принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года (подпункт "б" пункта 1).

 Согласно пункту 2 названного Постановления от 27.08.2012г. № 857 органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решения, указанные в подпунктах "а" или "б" пункта 1, могут в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354.

 В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (в редакции Постановления Правительства РФ от 27.08.2012г. № 857, действовавшей на момент принятия оспариваемого приказа) установлено, что утрачивает силу со дня вступления в силу Правил, утвержденных Постановлением от 06.05.2011г. № 354 постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 1 января 2015 г.

 Оспариваемым приказом Департамента жилищно – коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области № 50 от 14.09.2012г. «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальный услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлено применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. № 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012г.

 Таким образом, принято решение, предусмотренное подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 27.08.2012г. № 857.

 Оспариваемый приказ принят 14.09.2012г., т.е. в срок, установленный подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 27.08.2012г. № 857. Доводы заявителя о том, что нарушены сроки принятия решения, поскольку приказ был опубликован после истечения установленного для принятия решения срока, т.е. после 15.09.2012г. не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на субъективном толковании заявителем норм материального права. Как следует из содержания подпункта «б» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 27.08.2012г. № 857, решение должно быть принято до 15.09.2012г. Принимая во внимание, что опубликованию подлежат принятые нормативные акты, то принятие нормативного акта предшествует его опубликованию. Дата опубликования влечет правовые последствия для определения начала действия нормативного акта. Как указано выше, срок до 15.09.2012г. был установлен для принятия решения, и не поставлен в зависимость от опубликования нормативного акта или вступления принятого нормативного акта в законную силу.

 Согласно ст. 5-1 Закона Кемеровской области от 09.03.2005 N 47-ОЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Кемеровской области", Постановлением Губернатора Кемеровской области от 29.03.2007 N 6-пг "О структуре исполнительных органов государственной власти Кемеровской области отраслевой и специальной компетенции" Департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области отраслевой компетенции. В соответствии с п. 1.1, 5.1, 5.45 Департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области, проводящим государственную политику в сфере жилищно-коммунального и дорожного комплекса в Кемеровской области, выполняет функции по разработке предложений по основным направлениям политики в сфере жилищно – коммунального и дорожного комплекса, установлению нормативов потребления коммунальных услуг, выполняет другие функции в соответствии с действующим законодательством.

 Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемый заявителем Приказ Департамента жилищно – коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области от 14.09.2012 года № 50 «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», принят исполнительным органом государственной власти Кемеровской области в пределах своей компетенции, в соответствии с нормативными актами, имеющими большую юридическую силу.

 Оснований для признания оспариваемого приказа недействующим с момента принятия не имеется.

 Согласно Постановлению Правительства РФ от 10.09.2013 N 795 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857" в постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" внесены изменения в частности в части указания в наименовании слов "в 2012 - 2014 годах" и подпункт "б" пункта 2 признан утратившим силу.

 Суд полагает не обоснованными доводы заявителя о том, что оспариваемый в заявлении приказ должен быть признан не соответствующим закону, поскольку основан на норме Постановления Правительства РФ, утратившей силу.

 Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 в редакции Постановления Правительства РФ от 10.09.2013 N 795, действующей с 21.09.2013г., с момента внесения изменений органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе принимать решения о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307. При этом предоставлено право принять решение, установленное подпунктом «а» пункта 1 Постановления в любое время, без каких - либо ограничений во времени в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (пункт 1(1). Постановления от 27.08.2012г. № 875 в редакции Постановления Правительства РФ от 10.09.2013 N 795.

 При этом не содержится указания на отмену ранее принятых решений субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857. Применение порядка, установленного в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства от 27.08.2012г. № 875 правомерно до 01.01.2015г. (п. 6 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, в редакции Постановления Правительства от 19.09.2013г.), либо до момента принятия иного решения, установленного действующим законодательством.

 При указанных обстоятельствах, оспариваемый приказ департамента не противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, оснований для удовлетворения требований не имеется.

 По смыслу части 1 статьи 251 и части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом судебного обжалования могут выступать лишь такие нормативные правовые акты, которые на время рассмотрения заявленных требований по существу являются действующими и влекут нарушение прав и свобод граждан.

 В ходе рассмотрения дела установлено, что оспариваемый заявителем приказ департамента на момент обращения в суд и принятия решения судом является действующим, что подтверждается пояснениями заинтересованных лиц, данными в судебном заседании и квитанциями по оплате жилищно – коммунальных услуг.

 Иные доводы заявителя по существу сводятся к несогласию заявителя с порядком расчета платы за коммунальную услугу отопления, что не является предметом исследования и судебной оценки по настоящему делу. А также доводы заявителя направлены на оспаривание порядка применения взаимосвязанных нормативных актов, которые непосредственно определяют порядок расчета платы и учета используемых энергетических ресурсов по отоплению, установленных соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации, что также не является предметом проверки и оценки при рассмотрении настоящего дела.

 При этом суд полагает необходимым учесть, что Решением Верховного Суда РФ от 20.02.2013 N АКПИ12-1630 подпункт "б" пункта 1 и пункт 3 Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" признаны не противоречащими действующему законодательству.

 Принимая во внимание, что определением Кемеровского областного суда от 27.12.2013г. (л.д. 9) заявителю была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлина в размере 150 руб. до вынесения решения судом, руководствуясь ст. 90, 98 ГПК РФ, в связи с отказом в удовлетворении требований, суд полагает необходимым взыскать с заявителя государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 150 руб.

 На основании изложенного, руководствуясь статьей 198-199 ГПК РФ суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении требований Тверитин В.А. о признании недействующим приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства и дорожного комплекса Кемеровской области № 50 от 14.09.2012 года «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» отказать.

 Взыскать с Тверитин В.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 150 рублей.

 Мотивированное решение изготовлено 27.01.2014 года.

 Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме через Кемеровский областной суд в Верховный Суд Российской Федерации.

 Судья: