РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ханты-Мансийск (дата)
Суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе: председательствующего судьи Солопаевой Л.М.
при секретаре Рудаковой-Березиной Н.В.
с участием прокурора Бикмухаметовой Г.Р., представителя ООО «Газпром трансгаз Югорск» ФИО1, представителя Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО2, представителя Управления Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО «Газпром трансгаз Югорск» о признании недействующим постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2008 года № 279-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 86:22:0001002:0007,
у с т а н о в и л:
ООО «Газпром трансгаз Югорск» обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать недействующим со дня принятия постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2008 года № 279-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка площадью 64419 кв.м. с кадастровым номером 86:22:0001002:0007 в размере 1009217042,55 руб. (п/п 40 таблицы 2.22 «городской округ город Югорск» приложения к постановлению), а также среднего удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, в кадастровом квартале 86:22:0001002 в размере 15666,71 руб. за 1 кв.м. (п/п 3 таблицы 3.22 «городской округ город Югорск» приложения к постановлению), ссылаясь на следующие обстоятельства.
26 сентября 2007 года между Департаментом муниципальной собственности и градостроительства администрации города Югорска и ООО «Газпром трансгаз Югорск» был заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <...>, для обслуживания лыжной базы со стадионом сроком до 31 августа 2031 года.
Согласно расчету размер арендной платы за пользование земельным участком в год составлял 49488, 00 руб.
18 сентября 2009 года Департамент муниципальной собственности и градостроительства администрации города Югорска уведомил общество о том, что с 31 января 2009 года размер годовой арендной платы за земельный участок составляет 10092170, 43 руб.
Основанием для увеличения размера арендной платы явилось принятие Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры постановления от 29 декабря 2008 года № 279-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
Данное постановление в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки арендуемого земельного участка, по мнению заявителя, нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, поскольку способствует необоснованному завышению размера арендной платы.
Кроме того, не соблюден порядок опубликования оспариваемого постановления, предусмотренный Конституцией Российской Федерации, Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 февраля 2003 года № 14-оз «О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», в связи с чем нарушены его права быть информированным о принятом Правительством автономного округа нормативном правовом акте.
Заявитель считает, что оспариваемое постановление не соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39, Административному регламенту исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 215.
Государственная кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером 86:22:0001002:0007 проведена без учета статистического анализа рыночных цен, сбора достоверной и достаточной рыночной информации, а также без соблюдения порядка построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и проведения сбора сведений о значении факторов стоимости.
В судебном заседании представитель ООО «Газпром трансгаз Югорск» ФИО1 поддержал требование о признании недействующим со дня принятия оспариваемое постановление по основаниям, изложенным в заявлении, особым образом обратив внимание на то, что печатное издание «Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры», в котором было опубликовано постановление с приложением к нему, не относится к средствам массовой информации, в связи с чем отсутствовало соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта.
Представитель Правительства автономного округа ФИО2 требование заявителя не признал, суду пояснил, что постановление, которое оспаривается, принято управомоченным органом, в пределах предоставленной компетенции с соблюдением требований его официального опубликования для всеобщего сведения.
Представитель Управления Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, которое привлечено судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица, ФИО3 не согласилась с требованием заявителя, сославшись на неподтверждённость его материалами дела.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора отдела прокуратуры автономного округа Бикмухаметовой Г.Р., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении заявления, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению.
Согласно пунктам "в" и "к" ч. 1 ст. 72, частей 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
На основании п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 1, 10 Правил).
Последовательность и сроки осуществления действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и территориальных органов Росреестра – Управлений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между названными органами власти, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 215.
В силу положений Административного регламента (пункты 9.6 – 9.12) проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков проводится Росреестром, в компетенцию которой входит проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов и полученных результатов.
Такая проверка осуществляется Росреестром в ходе проверки отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39.
По результатам проведенной проверки Росреестр вправе принять решение о соответствии отчета Методическим указаниям либо о выявлении нарушений Методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков. Соответствующее решение оформляется актом проверки.
После получения согласованных сведений о кадастровой стоимости земельных участков и акта проверки Управление Росреестра по субъекту Российской Федерации представляет их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение.
Следовательно, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Росреестром была проведена проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Из материалов дела усматривается, что работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, в том числе земельного участка общей площадью 64419 кв.м., расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>, проводились ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в соответствии с Государственным контрактом от 2 июля 2007 года № 20-зем.
По результатам проведенных работ ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» Федерального агентства кадастра объектов недвижимости составлен отчет, который был представлен в Росреестр и прошел проверку на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39.
После проведения проверки согласованные Росреестром результаты кадастровой оценки были направлены в Управление Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, которое представило их на утверждение Правительству автономного округа.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены в принятом постановлении Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 декабря 2008 года № 279-п.
Данное постановление с приложением к нему было опубликовано 30 декабря 2008 года в официальном периодическом издании «Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» № 12 (части IV - VII) и вступило в силу, как указано в самом постановлении, по истечении 10 дней со дня официального опубликования.
Согласно ст. 42 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 февраля 2003 года № 14-оз «О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» официальными печатными изданиями Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в которых публикуются законы автономного округа, постановления Думы автономного округа, постановления Губернатора и Правительства автономного округа, а также иные нормативные правовые акты, являются «Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и газета «Новости Югры».
Таким образом, государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре проведена в рамках действующих административных процедур, постановление Правительства автономного округа № 279-п от 29 декабря 2008 года принято с соблюдением требований федерального законодательства, в установленном им порядке и в пределах компетенции уполномоченных органов исполнительной власти.
Доводы заявителя в заявлении о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, Административному регламенту не являются основанием для удовлетворения его требования, поскольку Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не обладает полномочиями проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
В соответствии с Административным регламентом этими полномочиями наделено Управление Росреестра по автономному округу.
По данным Управления Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре расчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 86:22:0001002:0007 производился в соответствии с Методическими указаниями и Техническими рекомендациями, был основан на статистическом анализе рыночных цен и факторов стоимости, выполненных с использованием специального программного обеспечения. Правильность расчета была установлена экспертизой Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра).
В случае несогласия с действиями (бездействием), решениями Управления Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, а также иными государственными органами и их должностными лицами, участвовавшими в процедуре государственной кадастровой оценки земель, заявитель вправе их обжаловать в установленном законом порядке.
Кроме того, судом установлено, что 16 декабря 2010 года Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принято постановление № 343-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
Статьей 2 указанного постановления предусмотрено, что постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 декабря 2008 года № 279-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» не распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
В принятом постановлении земельному участку с кадастровым номером 86:22:0001002:0007 определена иная кадастровая стоимость, составляющая 246 208773,81 руб., в сравнении с вышеуказанной кадастровой стоимостью, составлявшей 1009217042,55 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
заявление ООО «Газпром трансгаз Югорск» о признании недействующим со дня принятия постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2008 года № 279-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 86:22:00 01002:0007, расположенного в <...>, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня оглашения путем подачи жалобы через суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Председательствующий Солопаева Л.М.