ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-139/14 от 04.12.2014 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело       №3-139/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской       Федерации

                      04 декабря 2014 года г.       Челябинск

        Челябинский областной суд в       составе: председательствующего судьи Свинцовой Г.В. при секретаре       Гильметдиновой А.В.

        рассмотрев в открытом судебном       заседании гражданское дело по иску индивидуального предпринимателя       ФИО1 об       установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной       стоимости,

        УСТАНОВИЛ:

        ИП ФИО2 обратился в суд       с иском (с учетом уточнений) к Федеральному государственному бюджетному       учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы       государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по       Челябинской области (далее -ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области)       об установлении кадастровой стоимости

        земельного участка с кадастровым       номером *** площадью       1838 кв.м., расположенного по адресу: Челябинская область, г. Златоуст,       ул. ***, равной его       рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 г. в размере ***руб.;

        земельного участка с кадастровым       номером *** площадью       1917 кв.м., расположенного по адресу: Челябинская область, г. Златоуст,       ул. ***, равной его       рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 г. в размере ***руб.

        В обоснование требований указал,       что являлся собственником 1/5 доли земельного участка с кадастровым       номером ***, который       в дальнейшем был разделен на земельные участки с кадастровыми номерами       *** и ***. Кадастровая стоимость земельного       участка с кадастровым номером *** составляет ***руб., с кадастровым номером ***-***руб. Согласно отчету об оценке рыночная       стоимость земельного участка с кадастровым номером *** составляет ***руб., с кадастровым номером *** - ***руб.; согласно экспертному заключению отчет       об оценке соответствует требованиям законодательства РФ об оценке.       Ссылается на то, что существенная разница в кадастровой и рыночной       стоимости земельного участка нарушает его имущественные права, как       плательщика земельного налога. Просит требования удовлетворить в силу ч. 3       ст. 66 ЗК РФ.

                      В судебном заседании представитель       истца - ФИО3, действующий по доверенности, заявленные требования       поддержал в полном объеме.

        Представитель ФГБУ «ФКП       Росреестра» по Челябинской области -ФИО4. по существу заявленных       требований не возражал, поддержал доводы письменного отзыва, в котором       указал на то, что учреждение не является надлежащим ответчиком по       делу.

        Представители Управления       Росреестра по Челябинской области, администрации Златоустовского       городского округа, ФИО5 (сособственник 4/5 долей спорных       земельных участков) в судебное заседание не явились, о времени и месте       рассмотрения дела извещены, в связи с чем, суд в соответствии со ст. 167       ГПК РФ признал возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных       лиц.

        Выслушав пояснения представителей       истца, ответчика, изучив материалы дела, письменный отзыв ФГБУ       «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области и       письменное мнение Управления Росреестра по Челябинской области, суд       находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

        Судом установлено, что ФИО1 является собственником 1/5 долей в праве собственности на земельные       участки с кадастровым номером *** площадью 1838 кв.м. и с кадастровым       номером *** площадью       1917 кв.м., расположенных по адресу: Россия, Челябинская область, г.       Златоуст, ул. ***. Оба       участка относятся к категории земель - земли населенных пунктов, имеют       разрешенное использование: земельный участок с кадастровым номером *** - для размещения       гостиницы, с кадастровым номером *** - дорожно-транспортная сеть. Право       собственности истца зарегистрировано в ЕГРП.

        Действующие результаты       государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской       области по состоянию на 01.01.2010 утверждены постановлением Правительства       Челябинской области от 17.08.2011 года № 284-П «Об утверждении результатов       государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской       области».

        Из материалов дела следует, что       спорные земельные участки были образованы 13.12.2012 г. путем раздела       земельного участка с кадастровым номером ***площадью 3755 кв.м., который вошел в       перечень объектов массовой оценки земель. Согласно письменному отзыву ФГБУ       «ФКП Росреестра» по Челябинской области кадастровая стоимость образованных       земельных участков была определена в соответствии указанным постановлением       Правительства Челябинской области и составила для земельного участка с       кадастровым номером *** -***руб., с кадастровым номером *** - ***руб., осталась неизменной на 23.10.2014       г.

2

                      В соответствии с п. 1 ст. 11       Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 4       Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной защите       подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные       интересы.

        Защита гражданских прав       осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 Гражданского кодекса       Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права       должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать       восстановление нарушенных прав.

        В силу ч. 5 ст. 1 Федерального       закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»       (далее - Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»)       кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с       настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости       является федеральным государственным информационным ресурсом (ч. 2 ст. 1       Федерального закона «О государственном кадастре       недвижимости»).

        Сведения вносятся в       государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на       основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным       законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным       законом (ч. 5 ст. 4 Федерального закона «О государственном кадастре       недвижимости»).

        Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7       Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено,       что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения       о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании       земельного участка.

        На основании ст. 65 Земельного       кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для       целей налогообложения, определения арендной платы и в иных случаях,       предусмотренных Кодексом, федеральными законами.

        В соответствии с п. 2 ст. 66       Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных       участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за       исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная       кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством       Российской Федерации об оценочной деятельности.

        В силу п. 3 ст. 66 Земельного       кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно       являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую       стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр       недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

        Статьей 24.18 Федерального закона       от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской       Федерации» (далее - Закон об

3

                      оценочной деятельности)       предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными       заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего       земельного участка.

        Результаты определения       кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или       комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой       стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.       Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут       быть: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при       определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении       объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на       которую была установлена его кадастровая стоимость.

        Системный анализ положений главы       III. 1 Федерального закона об оценочной деятельности, п. 2 ст. 66       Земельного кодекса РФ, п. 5 Правил проведения государственной кадастровой       оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000       года № 316, п. 10 Федерального стандарта «Цель оценки и виды стоимости»       (ФСО №2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007       года № 255, позволяет сделать вывод о том, что действующее       законодательство не содержит запрета на возможность определения       кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный       кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем       сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и       законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом       случае не являются. Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в       государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного       земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь       посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости       сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое       требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства,       включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и       ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной       стоимости земельного участка.

        Сам по себе факт установления       рыночной стоимости земельного участка отличной от его кадастровой       стоимости, не влечет за собой изменения гражданско-правовых либо налоговых       обязательств, исполнение которых происходило с учетом результатов       государственной кадастровой оценки.

        Согласно отчету № 1353-2014-04-КК       об оценке рыночной стоимости земельных участков от 05.05.2014 г.,       подготовленному ООО «Тотал Прогрессив Консалтинг», рыночная стоимость по       состоянию на 01.01.2010 г. в отношении земельного участка с кадастровым       номером *** определена       в размере в сумме ***руб., с       кадастровым номером ***-***руб.

4

                      Экспертным заключением       Некоммерческого партнерства -«Межрегиональный союз оценщиков» № 361/02-14       от 12.05.2014 г. отчет № 1353-2014-04-КК об оценке рыночной стоимости       земельных участков от 05.05.2014 г., подготовленный ООО «Тотал Прогрессив       Консалтинг», признан соответствующим требованиям Федерального закона «Об       оценочной деятельности в РФ», требованиям федеральных стандартов оценки и       других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции       по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов       и правил оценочной деятельности, требованиям технического задания договора       на оценку, выводы оценщика признаны обоснованными.

        Значительное превышение       кадастровой стоимости земельных участков над их рыночной стоимостью на ту       же дату явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском. В       соответствии со ст. 24.18 Федерального закона об оценочной деятельности       досудебное урегулирование спора путем обращения в комиссию по рассмотрению       споров о результатах определения кадастровой стоимости для истца как       физического лица не является обязательным.

        Истец по существу ссылается на       несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в       государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных       земельных участков их рыночной стоимости, что, принимая во внимание       порядок исчисления земельного налога, исходя из данных государственного       кадастра недвижимого имущества о кадастровой стоимости земельного участка,       создает угрозу нарушения его прав как налогоплательщика.

        Суд, оценив представленный истцом       отчет № 1353-2014-04-КК об оценке рыночной стоимости земельных участков от       05.05.2014 г., подготовленный ООО «Тотал Прогрессив Консалтинг», приняв во       внимание экспертное заключение Некоммерческого партнерства -       «Межрегиональный союз оценщиков» № 361/02-14 от 12.05.2014 г., а также       отсутствие возражений ответчика и третьих лиц по существу требований,       отсутствие доказательств, опровергающих величину рыночной стоимости,       определенную указанным отчетом, приходит к выводу о том, что кадастровая       стоимость земельных участков, установленная в соответствии с       постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 года №       284-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки       земель населенных пунктов Челябинской области», существенно превышает их       рыночную стоимость.

        При этом суд полагает, что датой,       по состоянию на которую подлежит установлению рыночная стоимость спорных       земельных участков, является дата - 01.01.2010 г., поскольку их       кадастровая стоимость была определена, исходя из кадастровой стоимости       преобразованного земельного участка, установленной на 01.01.2010       г.

                      5

                      Принимая во внимание существенное       расхождение между кадастровой стоимостью спорных земельных участков,       внесенной в государственный кадастр недвижимости по результатам       государственной оценки земель, и рыночной стоимостью, определенной в       отчете, подготовленном оценщиком на ту же дату, суд считает требования       истца об установлении кадастровой стоимости равной рыночной стоимости       подлежащими удовлетворению.

        Из п. 3 ст. 16 ФЗ «О       государственном кадастре недвижимости» следует, что орган кадастрового       учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об       объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом       согласно подп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра       недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от       04.02.2010 года № 42, в структуру записи об объекте недвижимости входят, в       том числе сведения о кадастровой стоимости: кадастровая стоимость объекта       недвижимости и дата ее утверждения; реквизиты акта об утверждении       кадастровой стоимости.

        Сведения об изменении кадастровой       стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи       соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат       внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом       11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О       государственном кадастре недвижимости».

        При этом в случае изменения       кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном ст. 24.18       Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ», сведения о       кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей,       предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января       календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре       кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр       недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом       оспаривания.

        Доводы представителя ФГБУ       «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области о том,       что учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу, несостоятельны в       виду следующего.

        В соответствии с Приказом       Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от       11.03.2010 года № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений       «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации       полномочиями органа кадастрового учета» на территории Челябинской области       полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости,       государственному кадастровому учету недвижимого имущества, а также по       предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости,       переданы кадастровой палате с 01.12.2010 года.

6

                      Следовательно, ФГБУ «Федеральная       кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области - орган, наделенный       полномочиями по осуществлению кадастрового учета, является надлежащим       ответчиком по настоящему делу.

        Руководствуясь ст.ст. 194-198       Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

                      РЕШИЛ:

                      Исковые требования       индивидуального предпринимателя ФИО1 удовлетворить.

        Пересмотреть кадастровую       стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1838 кв.м.,       расположенного по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, ***, и установить       ее в размере равном его рыночной стоимости в сумме *** рублей по состоянию на 01 января 2010       года.

        Пересмотреть кадастровую       стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1917 кв.м.,       расположенного по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, ***, и установить       ее в размере равном его рыночной стоимости в сумме *** рублей по состоянию на 01 января 2010       года.

        Решение суда может быть       обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации       в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме       через Челябинский областной

                      суд.

                      Председательствующий

                  Г.В. Свинцова

                      7