ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-13/10 от 07.05.2010 Омского областного суда (Омская область)

Дело № 3-13/2010

О М С К И Й      О Б Л А С Т Н О Й      С У Д

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский областной суд в составе

председательствующего судьи            Ершовой Л.А.

при секретаре                                         Гринь Е.А.

с участием прокурора                           Сафроновой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании  07 мая 2010 года  в г. Омске гражданское дело по заявлению Малюги **** о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 09 ноября 2009 года  № 230/65 «Об установлении тарифов на услуги холодного водоснабжения, оказываемые открытым акционерным обществом «Омскоблводопровод» в части установления тарифа на хозяйственно-питьевое водоснабжение,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 09 ноября 2009 года  № 230/65 «Об установлении тарифов на услуги холодного водоснабжения, оказываемые открытым акционерным обществом «Омскоблводопровод» в части установления тарифа на хозяйственно-питьевое водоснабжение.

В обоснование требований указал, что оспариваемым приказом утвержден тариф на услуги холодного водоснабжения, оказываемые ОАО «Омскоблводопровод», в том числе на хозяйственно-питьевое водоснабжение в размере 38,30 руб.  за 1 куб.м, без учета налога на добавленную стоимость.  

По мнению заявителя, тариф установлен с нарушением положений ст.3 Федерального закона Российской Федерации от  30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», поскольку основан на экономически необоснованных расчетах, исходя из завышенных и частично сфальсифицированных данных, предоставленных  работниками ОАО         «Омскоблводопровод».  В результате он вынужден оплачивать услуги по холодному водоснабжению  по завышенной цене в течение длительного периода. 

В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал. Дополнительно пояснил, что при расчете оспариваемого тарифа необоснованно учтены общецеховые расходы, амортизационные отчисления, общехозяйственные расходы, а также расходы на оплату электроэнергии для работы насосных станций; представлены недостоверные сведения о количестве насосных станций и протяженности водопровода. 

Кроме того, полагал незаконным установление единого тарифа для всех обслуживаемых групповых водопроводов вместо ранее существовавших дифференцированных тарифов.

Представитель заявителя ФИО2  позицию своего доверителя поддержал.

Представитель Региональной энергетической комиссии Омской области ФИО3 против удовлетворения требований возражала, ссылаясь на принятие РЭК Омской области оспариваемого приказа в пределах компетенции и с соблюдением  положений п.4 ч.4,  п.1 ч.5 статьи 4, ст.9 Федерального закона Российской Федерации от  30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», а также требований Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 года №520 «Об основах ценообразования  и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», приказа Госстроя РФ от 28.12.2000 года №302 «Об утверждении Методических  рекомендаций по финансовому обоснованию цен на воду и отведение стоков».

Пояснила, что представленные ОАО «Омскоблводопровод» документы были проверены в ходе проведения экономической и технической экспертизы, признаков фальсификации документов обнаружено не было.

Дифференциация тарифов действующим законодательством не предусмотрена. Ранее по Розовскому групповому водопроводу был установлен отдельный тариф в связи с тем, что водопровод передан в аренду ОАО «Омскоблводопровод» в конце 2007 года. Установление на 2010 год единого тарифа обусловлено, кроме прочего, соблюдением экономического критерия доступности  водоснабжения для населения.

Представители ОАО «Омскоблводопровод» ФИО4, ФИО5 против удовлетворения заявления возражали по аналогичным основаниям. Дополнительно ссылались на отсутствие нарушения прав заявителя оспариваемым приказом в связи со снижением в 2010 году тарифа на хозяйственно-питьевое водоснабжение по сравнению с 2009 годом.   

Представитель ОАО «Омскводоканал» ФИО6  в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании  полагала спор подлежащим разрешению по усмотрению суда, указывая, что права ОАО «Омскводоканал»  данный спор не затрагивает.

Представитель Иртышского сельского поселения ФИО7 заявленные требования  не поддержала, но пояснила, что оспариваемый тариф  затрагивает интересы всех жителей Иртышского сельского поселения.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Сафроновой Л.А., полагавшей, что заявленные требования  не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующим выводам. 

В силу ч.1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).

В соответствии с положениями п.4 ч.4 ст.4 Федерального закона Российской Федерации от  30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в редакции от 25.12.2008 года, действовавшей на момент принятия оспариваемого приказа) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют ряд полномочий в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, указанных в части 5 настоящей статьи, в том числе,   устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.

Органы регулирования субъектов Российской Федерации регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации  (захоронения) твердых бытовых отходов, в случаях, если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) субъекта Российской Федерации, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этой организации коммунального комплекса (п.1 ч.5 ст.4  Федерального закона Российской Федерации от  30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»).

Указом Губернатора Омской области  от 28 мая 2003 года № 95 «О Региональной энергетической комиссии Омской области» (в ред. от 20 июля 2009 г., действовавшей на момент принятия оспариваемого приказа)  в целях совершенствования деятельности органов исполнительной власти Омской области утверждено Положение о Региональной энергетической комиссии Омской области, которая является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование и контроль за применением тарифов на электрическую и тепловую энергию, контроль за соблюдением порядка ценообразования в пределах своей компетенции на территории Омской области, государственное регулирование и контроль в электроэнергетике, государственное регулирование розничных цен на природный и сжиженный газ, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, государственное регулирование цен, тарифов, наценок, надбавок на услуги, товары и продукцию, на которые государственное регулирование цен, тарифов, наценок, надбавок на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляется органами исполнительной власти Омской области.

В соответствии с подпунктом 21 пункта 7 Положения  к компетенции Комиссии  в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов,  отнесено, в частности:

-установление тарифов  на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для Омской области, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса,

-определение метода регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;

-установление  системы   критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса,

-опубликование  информации о тарифах на товары и услуги организаций коммунального комплекса (том 1 л.д. 41-84).

В соответствии со ст. 3 Закона Омской области от 21 ноября 2002 г. № 409-ОЗ «О нормативных правовых актах Омской области» (в редакции от 29 мая 2009 г.) нормативными правовыми актами Омской области являются принятые (изданные) в определенных Уставом (Основным Законом) Омской области, федеральным законом и настоящим Законом форме и порядке акты уполномоченных на то органов государственной власти Омской области, устанавливающие правовые нормы (общие правила поведения), обязательные для персонально неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актами.

Нормативные правовые акты Омской области принимаются органами государственной власти Омской области в соответствии с их компетенцией.

Согласно положений  п. 2 ст. 9 указанного Закона органы исполнительной власти Омской области по вопросам, входящим в их компетенцию, издают нормативные правовые акты в форме приказов. Приказ может быть издан совместно несколькими органами исполнительной власти Омской области или одним из них по согласованию с другими.

В соответствии с пунктом 11 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области  по итогам рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции правления Комиссии, принимается решение, издаваемое в форме приказа или распоряжения.

Указом Губернатора Омской области от 30 марта 2004 года №74 «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области» определено, что официальным опубликованием правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области является публикация их полного текста в газетах «Омский вестник» или «Омская правда».

Оспариваемый заявителем приказ от 09 ноября 2009 года  № 230/65 «Об установлении тарифов на услуги холодного водоснабжения, оказываемые открытым акционерным обществом «Омскоблводопровод» издан Региональной энергетической комиссией Омской области, текст приказа опубликован в газете «Омская правда» от 11 декабря 2009 года № 128-129 (том 1 л.д.122-123, 129).

В соответствии с пунктом 1 приказа установлены и введены в действие с 1 января по 31 декабря 2010 года тарифы на услуги холодного водоснабжения, оказываемые ОАО «Омскоблводопровод», без учета НДС:

-на хозяйственно-питьевое водоснабжение в размере 38,30 руб. за 1 куб.м;

-на производственное водоснабжение в размере 1,79 руб. за 1 куб.м (том 1 л.д. 122).

Из материалов дела следует,    что Открытое акционерное общество  «Омскоблводопровод» осуществляет водоснабжение 13 районов Омской области по трем групповым водопроводам: Любино-Исилькульскому, Таврическому, Южному; кроме того, покупает воду у ОАО «Омскводоканал» и транспортирует ее до абонентов Омского района с.Розовка, пос.Иртышский, с.Зеленая падь, с.Сад ФИО8, с.Усть-Заостровка.

ФИО1 проживает в <...>, является потребителем услуги холодного водоснабжения, оказываемой ОАО «Омскоблводопровод» через Розовский групповой водопровод,  платежи за холодное водоснабжение  осуществляет с применением тарифа на хозяйственно-питьевое водоснабжение, установленного оспариваемым приказом (том 1 л.д. 35-36). 

 Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемый приказ содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, принят Региональной энергетической комиссией Омской области  в пределах своих полномочий и официально опубликован в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.

Таким образом, приказ обладает перечисленными выше признаками нормативного правового акта и в соответствии с положениями ст.251, ч.2 ст.253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  может быть признан в оспариваемой части недействующим по  заявлению  ФИО1  при наличии  двух условий – противоречии оспариваемого  нормативного правового  акта или его части федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и  нарушении оспариваемым постановлением прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами.

При обращении в суд с заявлением об оспаривании приказа Региональной энергетической комиссии  Омской области от 09 ноября 2009 года  № 230/65 «Об установлении тарифов на услуги холодного водоснабжения, оказываемые открытым акционерным обществом «Омскоблводопровод» в части установления тарифа на хозяйственно-питьевое водоснабжение заявитель ссылался на утверждение тарифа с нарушением положений ст.3 Федерального закона Российской Федерации от  30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», в которой определены общие принципы регулирования тарифов и надбавок.

По утверждению заявителя, установление тарифа в размере 38,30 руб. за 1 куб.м (без учета НДС ) на хозяйственно-питьевое водоснабжение противоречит таким принципам регулирования тарифов и надбавок, как:

-достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса (пп.1 ч.1 ст.3 Федерального закона Российской Федерации от  30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»),

-полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ (пп.5 ч.1 ст.3 Федерального закона Российской Федерации от  30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»), 

поскольку применение оспариваемого тарифа влечет за собой многократное возмещение затрат ОАО «Омскоблводопровод», связанных с реализацией производственных и инвестиционных программ (том 1 л.д.170).

Данные нарушения заявитель связывает с несоблюдением Региональной энергетической комиссией Омской области положений  ст.16 Федерального закона Российской Федерации от  30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»,  регулирующих порядок мониторинга выполнения производственных программ и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.

Указанные доводы суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

Одним из предусмотренных  законом методов регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, которые используются в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, является установление фиксированных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса на очередной период исходя из сложившейся себестоимости товаров и услуг этой организации в истекший период действия тарифов с учетом стоимости заложенных в производственную программу мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающих улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры (пп.1 ч.1 ст.8 Федерального закона Российской Федерации от  30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»).

 Частями 1, 2, 3  статьи 9 указанного Федерального закона установлено, что регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов; организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности. 

Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации.

В соответствии с  чч. 1,2 ст.7 Федерального закона Российской Федерации от  30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) данной организации по тарифам на товары и услуги, установленным для данной организации.

Производственная программа включает, в частности,   обоснование обеспечения прогнозируемого объема и качества производимых организацией коммунального комплекса товаров (оказываемых услуг) в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами, с экологическими нормативами и имеющимися производственными возможностями организации коммунального комплекса,  план мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающий улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры.

С учетом положений ч.2 ст.3 Федерального закона Российской Федерации от  30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»  при регулировании соответствующих тарифов применяются «Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» и «Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 520  (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.09.2009 № 750).

В главе IV «Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса»   приведены  основные положения, применяемые при использовании метода установления фиксированных тарифов, в соответствии с которыми:

 -тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса рассчитываются как отношение части объема финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, определенных применительно к отдельному виду деятельности этой организации, к расчетному объему соответствующего вида товаров и услуг, реализуемому за период действия тарифов;

-финансовые потребности для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы определяются как сумма расчетных значений расходов, относимых на регулируемый вид деятельности, в том числе расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль (расходов, связанных с производством и реализацией товаров и услуг, а также внереализационных расходов), налога на прибыль и расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (относимых на прибыль после налогообложения);

-определение состава расходов, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налоговых отношений, и методическими указаниями.

Пунктом 24 «Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса»  определены виды расходов, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация,  прочие затраты.

Как установлено в судебном заседании, утверждению оспариваемых заявителем тарифов предшествовал процесс представления  ОАО «Омскоблводопровод» в Региональную энергетическую комиссию Омской области производственной программы с совокупностью документов, отражающих затраты предприятия за 2008 год.

Представленные документы являлись предметом проверки специалистов Региональной энергетической комиссии Омской области, по результатам которой составлено Заключение по рассмотрению дела №08-9/37 по установлению экономически обоснованных тарифов на холодное водоснабжение от 30.10.2009 года (том 1 л.д.37-118). Данное заключение  включает в себя как анализ технической части производственной программы и финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Омскоблводопровод», так и анализ финансовых потребностей предприятия для реализации производственной программы на 2010 год по видам затрат.

При этом из содержания  заключения  и устных пояснений специалистов Региональной энергетической комиссии Омской области  ФИО9 и  ФИО10  следует, что в результате экспертной проверки предложения предприятия об учете тех или иных затрат были подвергнуты корректировке, как правило, в сторону уменьшения.  В результате  проверки правильности расчета предлагаемых ОАО  «Омскоблводопровод»  тарифов РЭК Омской области  самостоятельно  рассчитан тариф, соответствующий финансовым потребностям предприятия   для реализации производственной  программы ОАО «Омскоблводопровод» на 2010 год, составляющий  на хозяйственно-питьевое водоснабжение 38,30 руб. за 1 куб.м,  на производственное водоснабжение  1,79 руб. за 1 куб.м. (без учета НДС).

Конкретный состав затрат и их расчет проверен в соответствии с «Методическими указаниями по финансовому обоснованию цен на воду и отведение стоков», утв. Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу от 28 декабря 2000 года № 302.

Приведенные заявителем устные доводы о фальсификации данных, положенных в основу расчета оспариваемого тарифа, на материалах дела не основаны.

Так, не может быть принято во внимание утверждение заявителя о необходимости учитывать расходы по трем  насосным станциям Розовского группового водопровода вместо четырех,  поскольку  на техническом обслуживании и в эксплуатации ОАО «Омскоблводопровод» по договору аренды объектов водоснабжения №80 от 01.03.2007 года находится три  насосных станции: две в с. Розовка и одна в с. Сад ФИО8 (том 1 л.д.243-244, том 2 л.д.1-9). Четвертая насосная станция, расположенная на 25 км Черлакского тракта и принадлежащая ЗАО «Иртышское», находится в аренде у ОАО «Омскоблводопровод» по договору  №01/ООВ  от  01.01.2009 (том 2 л.д.15-20).

Довод заявителя  о неверном определении протяженности магистрального водопровода, проходящего по территории Розовского сельского поселения и переданного в управление ОАО «Омскоблводопровод» (33 999,03 м),  опровергается соответствующими   правоустанавливающими документами: распоряжением Правительства Омской области №200-рп от 31.10.2007 года, договором доверительного управления №ДУ-2 от 28.11.2007, актом приемки-передачи объектов водоснабжения к договору, а также Свидетельством о государственной регистрации права (серия 55 АВ №405937 от 14.02.2007 года) (том 2 л.д.21-28).

Возражения по видам учитываемых расходов противоречат положениям «Методических указаний по финансовому обоснованию цен на воду и отведение стоков», утв. Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу от 28 декабря 2000 года № 302.  В частности,  общий перечень расходов приведен в Таблице 2.1  «Группировка затрат по стадиям производственного процесса и статьям калькуляции продукции» Методических указаний,  в том числе - расходы наэлектроэнергию, амортизацию, ремонт и техническое обслуживание, затраты на оплату труда,  отчисления на социальные нужды, цеховые расходы, расходы  на химические реагенты и т.д.

Из пояснений специалистов Региональной энергетической комиссии Омской области  ФИО9 и  ФИО10  следует,  что  при расчете тарифов конкретные составляющие учитывались исходя из фактических затрат предприятия,  если затраты не превышали установленных нормативов; при превышении таковых за основу принимались  соответствующие нормативы.

При таком положении оснований полагать, что оспариваемый  тариф  установлен с нарушением ст.3 Федерального закона Российской Федерации от  30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», суд не усматривает.

Не может быть принят во внимание и довод заявителя о необходимости учитывать при установлении тарифа для жителей пос. Иртышский только те прямые затраты, которые несет предприятие на обслуживание Розовского группового водопровода, поскольку этот довод основан на неправильном толковании норм права в части дифференциации тарифов.

Из существа пояснений заявителя следует, что он  со ссылкой на п.12 «Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 520 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.09.2009 № 750),  оспаривает законность установления единого тарифа вместо ранее применявшихся дифференцированных тарифов. 

Установлено, что в 2006-2009 году тарифы на услуги систем водоснабжения ОАО «Омскоблводопровод» утверждались приказами Региональной энергетической комиссии Омской области  в зависимости от обслуживаемого предприятием группового водопровода (том 1 л.д. 29-31). 

Так, в 2009 году тариф  на хозяйственно-питьевое водоснабжение,  утвержденный  приказом  Региональной энергетической комиссии Омской области от 21 октября 2008 года № 225/54,  по Любино-Исилькульскому групповому водопроводу  составлял 26,01 руб. за 1 куб.м, по Таврическому групповому водопроводу - 50,11 руб. за 1 куб.м,  по Южному групповому водопроводу -  47,34 руб. за 1 куб.м, по Розовскому групповому водопроводу - 41,30 руб. за 1 куб.м (без учета НДС) (том 1 л.д.31).

Между тем, п.12 «Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» предусмотрена не обязанность, а возможность дифференциации тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом различий в стоимости производства и реализации товаров и услуг для различных категорий потребителей. Не содержит такого рода обязанности и  Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2004 года № 210-ФЗ  «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Одновременно Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждаемых Министерством регионального развития Российской Федерации, содержащих правила дифференциации тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам,  как это предусмотрено п.4 «Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса»,  до настоящего времени не существует.

ОАО «Омскоблводопровод»  оказывает услуги по водоснабжению в 13 районах Омской области  как единый поставщик услуги,  создание структурных подразделений, обслуживающих групповые водопроводы, связано с организацией процесса по эксплуатации и ремонту водопроводов; при этом соответствующие подразделения не являются обособленными структурными подразделениями (том 1 л.д. 243-246).

Вопрос о  введении единого тарифа вместо ранее применявшихся тарифов по групповым водопроводам являлся предметом обсуждения на совещании  с руководителями муниципальных районов Омской области с изложением мотивов целесообразности установления единого тарифа, в результате чего  принято решение о необходимости введения единого тарифа (том 1 л.д.119-121).

Данное решение обусловлено тем, что сохранение дифференцированного подхода при формировании тарифов привело бы к значительному увеличению тарифов на холодное водоснабжение   по  трем групповым водопроводам из четырех (в том числе по Розовскому групповому водопроводу).  В обращении Региональной энергетической комиссии к Губернатору Омской области  «О формировании тарифов на 2010 год» приведен прогнозируемый  тариф при сохранении указанной дифференциации:   по Розовскому групповому водопроводу – 49,85 руб. за 1 куб.м  без учета НДС (том 1 л.д.124-125).

При таком положении утверждение  единого тарифа на хозяйственно-питьевое водоснабжение в размере  38,30 руб. за 1 куб.м без учета НДС каких-либо прав заявителя не нарушает. Одновременно утвержденный оспариваемым приказом Региональной энергетической комиссии Омской области тариф на хозяйственно-питьевое водоснабжение на 2010 год  меньше применявшегося в 2009 году тарифа на хозяйственно-питьевое водоснабжение  по Розовскому групповому водопроводу (38,30 руб. за 1 куб.м в сравнении с 41,30 руб. за 1 куб.м).

В этой связи несостоятельным является утверждение  заявителя о противоречии оспариваемого приказа положениям пп.1 ч.1 ст.3 Федерального закона Российской Федерации от  30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», поскольку введение единого тарифа направлено на достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса.

В судебном заседании не подтвердился довод ФИО1 о том, что непосредственно ОАО «Омскоблводопровод» предлагался к утверждению тариф на хозяйственно-питьевое водоснабжение, равный 27,18 коп. за 1 куб.м. Как установлено из письменных пояснений ОАО «Омскоблводопровод»  и Региональной энергетической комиссии Омской области, такой показатель действительно  фигурировал в материалах дела №08-9/37 по установлению экономически обоснованных тарифов на холодное водоснабжение, но как величина прямых затрат на обслуживание Розовского группового водопровода. При этом ОАО «Омскоблводопровод» при определении данной величины была допущена арифметическая ошибка по статье «Покупная вода»;  фактически  соответствующий показатель равен 39,69 руб. за 1 куб. м без учета НДС  (том 1 л.д.234-235, 243-244, 247-249). 

Факт допущения  арифметической   ошибки нашел свое отражение в    Заключении по рассмотрению дела №08-9/37 по установлению экономически обоснованных тарифов на холодное водоснабжение от 30.10.2009 года (том 1 л.д. 11).

Кроме того, довод заявителя о необходимости сохранения дифференцированного подхода к установлению тарифов фактически направлен на проверку  целесообразности  утверждения единого тарифа на хозяйственно-питьевое водоснабжение.  Между тем,   в силу положений подпункта «а» п.18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Сравнение заявителем тарифов на услуги холодного водоснабжения различных поставщиков услуг правового значения для разрешения настоящего спора не имеет.

Установление оспариваемого тарифа осуществлено с соблюдением требований  чч. 1,3 ст.13 Федерального закона Российской Федерации от  30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» к периоду действия тарифов на услуги организации коммунального комплекса.

В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от  30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» предельные индексы - устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования.

Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 10 ноября 2009 года №251/66  «Об установлении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на 2010 год»  (в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 26.01.2010 N 7/2) установлен  на 2010 год соответствующий индекс максимально возможного изменения установленных тарифов для Иртышского сельского поселения в размере 104,0 %.  Оспариваемый тариф, как указывалось выше, по сравнению с 2009 годом уменьшен.

Доводы заявителя о необходимости проанализировать законность установления тарифов за прошлый период судом отклоняются, поскольку оспариваемый заявителем тариф образован не путем индексации ранее установленных тарифов, а путем самостоятельного исчисления исходя из  финансовых потребностей предприятия для реализации производственной программы на 2010 год.  Основные показатели производственной программы  и результаты оценки доступности для населения услуг холодного водоснабжения, оказываемых  Открытым акционерным обществом «Омскоблводопровод», согласованы Региональной энергетической комиссией Омской области  и  фактически являются приложением к оспариваемому приказу (том 1 л.д.122-123).

Приказы Региональной энергетической комиссии Омской области об установлении тарифов за 2006-2009 годы утратили силу и в соответствии с положениями ст.ст. 251, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,  п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» не могут быть оспорены в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Учитывая вышеизложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения требования ФИО1  об оспаривании приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 09 ноября 2009 года  № 230/65 «Об установлении тарифов на услуги холодного водоснабжения, оказываемые открытым акционерным обществом «Омскоблводопровод» в части установления тарифа на хозяйственно-питьевое водоснабжение.

Требования заявителя о признании незаконными действий Региональной энергетической  комиссии Омской области по утверждению тарифов  и возложении обязанности  отменить  оспариваемый приказ суд расценивает как составную часть заявления об оспаривании приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 09 ноября 2009 года  № 230/65.

Руководствуясь  ст.ст. 194-199, 251-253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л :

в удовлетворении заявления ФИО11 о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 09 ноября 2009 года  № 230/65 «Об установлении тарифов на услуги холодного водоснабжения, оказываемые открытым акционерным обществом «Омскоблводопровод» в части установления тарифа на хозяйственно-питьевое водоснабжение  отказать.

На решение могут быть поданы кассационная жалоба, кассационное представление  в Верховный Суд Российской Федерации  в 10-дневный срок.

Судья Омского областного суда                               Л.А. Ершова