ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-13/11Г от 25.10.2011 Орловского областного суда (Орловская область)

                                                                                    Орловский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Орловский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело №3-13/2011г.

Город Орёл 25 октября 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Орловский областной суд в составе

председательствующего судьи Склярука С.А.,

с участием прокурора Териной Н.Н.,

при секретаре Наумовой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда гражданское дело по заявлению Коротковой Валентины Вениаминовны об отмене решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №11 от 16 октября 2011 года №16 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу №11 и об обязании избирательной комиссии зарегистрировать её в качестве кандидата в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу №11,

УСТАНОВИЛ:

Короткова В.В. обратилась в суд с заявлением об отмене решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №11 от 16 октября 2011 года №16 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу №11 и об обязании избирательной комиссии зарегистрировать её в качестве кандидата в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу №11.

В обоснование заявления указывала, что ею в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа №11 были поданы документы для регистрации в качестве кандидата в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов по данному одномандатному округу.

Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №11 от 16 октября 2011 года №16 ей было отказано в регистрации по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.02.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». При этом свое решение избирательная комиссия мотивировала тем обстоятельством, что ею в качестве документа, подтверждающего наличие среднего профессионального образования, был представлен диплом, выданный на имя Родиковой Валентины Вениаминовны, а документы, подтверждающие изменение фамилии, представлены не были.

Вышеуказанное решение избирательной комиссии Короткова В.В. полагала незаконным, ссылаясь на то, что документы, предусмотренные в пунктах 2 и 3 ст.33 Федерального закона от 12.02.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» были представлены ею в полном объеме, в том числе в качестве документа, подтверждающего указанные в заявлении сведения об образовании, ею в соответствии с п.2 ст.33 Закона была представлена копия диплома.

Также заявительница ссылалась на то обстоятельство, что избирательная комиссия, установив, что представленный ею диплом об образовании выдан на другую фамилию, в нарушение требований, содержащихся в п. 1.1 ст.38 вышеуказанного Закона не известила её о данном недостатке, в связи с чем была не вправе принять решение об отказе в её регистрации по данному основанию.

Просила суд отменить решение №16 окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №11 от 16.10.2011г. «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов по одномандатному избирательном округу №11 Коротковой Валентины Вениаминовны», а также обязать указанную избирательную комиссию зарегистрировать её в качестве кандидата в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу №11.

В судебном заседании Короткова В.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в её заявлении. Кроме того, ссылалась на то обстоятельство, что была зарегистрирована Избирательной комиссией Орловской области в качестве кандидата в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов в составе областного списка кандидатов, выдвинутого Орловским региональным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». При этом для регистрации в составе списка указанной политической партии ею была представлена копия того же документа об образовании – диплома, выданного на фамилию Родикова, и не представлялся документ, подтверждающий смену ею фамилии.

Представитель заявительницы Верховод Е.В. в судебном заседании поддержала заявленные её доверителем требования.

В своих объяснениях ссылалась на те же обстоятельства, которые изложены в заявлении Коротковой В.В.

Кроме того, уточнила, что по её мнению представление заявительницей диплома на другую фамилию следует расценивать как неполноту указанных ею сведений, в связи с чем избирательная комиссия обязана была уведомить Короткову В.В. о данном недостатке.

Также полагала, что избирательная комиссия была обязана самостоятельно запросить в органах ЗАГС сведения, подтверждающие то обстоятельство, что Коротковой В.В. ранее производилась смена фамилии в связи с вступлением в брак.

Представитель территориальной избирательной комиссии г. Ливны, на которую постановлением Избирательной комиссии Орловской области от 18.08.2011 №2/14-5 возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №11 по подготовке и проведению выборов депутатов Орловского областного Совета народных депутатов, по доверенности Рудаков А.К в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления.

Ссылался на то, что представление заявительницей копии диплома на другую фамилию при отсутствии документа, подтверждающего смену ею фамилии, свидетельствует об отсутствии в представленных ею документах документа, подтверждающего указанные в её заявлении сведения об образовании.

В связи с этим полагал, что у избирательной комиссии отсутствовала обязанность уведомить заявительницу о данном обстоятельстве, поскольку обязанность представления всех предусмотренных законом документов лежит на самом кандидате.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, заслушав заключение прокурора Териной Н.Н., полагавшей, что правовые основания для удовлетворения заявления Коротковой В.В. отсутствуют, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.38 Федерального закона от 12.02.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (далее Федеральный закон) регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16, 16.2 или 16.4 настоящей статьи.

Согласно п.2 ст.33 Федерального закона соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

Судом при рассмотрении дела установлено, что Короткова В.В. обратилась в окружную избирательную комиссию №11 (далее избирательная комиссия) с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу №11. Выдвижение Коротковой В.В. осуществлялось Орловским региональным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». (л.д.52)

Также по делу установлено, что 13.10.2011г. Короткова В.В. была извещена избирательной комиссией о том, что вопрос о её регистрации будет рассматриваться на заседании комиссии, назначенном на 10 часов 00 минут 16.10.2011г., и о том, что в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов в графе «место работы» ею указан род занятий. В связи с этим 14.10.2011г. заявительницей были внесены соответствующие изменения в заявление. (л.д.38-40)

16 октября 2011 года избирательной комиссией было принято решение №16 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу №11 Коротоковой Валентины Вениаминовны по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» - отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата. (л.д.9, 10)

Изложенные в данном решении выводы избирательной комиссии о наличии вышеуказанного основания для отказа в регистрации Коротковой В.В. суд полагает обоснованным ввиду следующего.

Согласно вышеуказанному заявлению о согласии баллотироваться в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов Коротковой В.В. было указано о наличии у неё среднего профессионального образования. (л.д.52)

В подтверждение этого заявительницей в избирательную комиссию наряду с другими документами была представлена копия диплома от 21 марта 1979 года серии БТ №922452, выданного Ленинградским строительным жилищно-коммунальным техникумом на имя Родиковой Валентины Вениаминовны. (л.д.50, 59)

Каких-либо документов, подтверждающих, что заявительница ранее имела фамилию Родикова, ею вместе с вышеуказанным заявлением в избирательную комиссию представлено не было. При этом в других документах, представленных Коротковой В.В. вместе с заявлением о согласии баллотироваться в депутаты, также отсутствовали какие-либо сведения о том, что ранее ею была осуществлена смена фамилии с Родиковой на Короткову.

Таким образом, Короткова В.В не представила в избирательную комиссию необходимых документов, подтверждающих сведения об образовании, указанные в её заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов.

Такие документы, не были представлены ею и при рассмотрении дела судом, со ссылкой на то обстоятельство, что для истребования из органов ЗАГС г. Санкт - Петербург документов, подтверждающих факт смены ею в связи со вступлением в брак фамилии с Родиковой на Короткову, необходим значительный период времени.

Доводы Коротковой В.В. и её представителя о том, что заявительницей были представлены все необходимые в соответствии с законом документы, а также, что в силу требований п.1.1 ст.38 вышеуказанного Федерального закона избирательная комиссия была обязана уведомить заявительницу о наличии вышеуказанного недостатка, поскольку его следует расценивать как неполноту представленных ею сведений, судом не могут быть признаны состоятельными.

В соответствии с п.1.1 ст.38 Федерального закона при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

По смыслу приведенной нормы Федерального закона на избирательную комиссию возлагается обязанность извещения кандидата лишь в случаях выявления неполноты сведений или несоблюдения требований закона к оформлению уже представленных в избирательную комиссию документов.

Между тем, заявительницей в избирательную комиссию документов, подтверждающих наличие у неё образования, указанного в заявлении о согласии баллотироваться в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов, представлено не было, так как вышеуказанный диплом выдан на другую фамилию, а документов, подтверждающих факт смены заявительницей фамилии и принадлежность ей данного диплома, Коротковой В.В. не предоставлено.

Доводы представителя заявительницы о том, что избирательная комиссия была обязана самостоятельно запросить в органах ЗАГС сведения, подтверждающие то обстоятельство, что Коротковой В.В. ранее производилась смена фамилии в связи со вступлением в брак, основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку обязанность предоставления всех необходимых документов по смыслу Закона возлагается на самого кандидата.

Кроме того, в представленных Коротковой В.В. документах отсутствуют сведения о том, в какой орган ЗАГС возможно было бы сделать такой запрос.

То обстоятельство, что при регистрации Избирательной комиссией Орловской области областного списка кандидатов в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов, выдвинутого Орловским региональным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», в состав которого включена заявительница, в отношении неё представлялся тот же документ об образовании, правового значения при разрешении настоящего заявления Коротковой В.В. не имеет.

С учетом вышеизложенного, судом не усматривается правовых оснований для удовлетворений заявленных Коротковой В.В. требований, в связи с чем в удовлетворении её заявления следует отказать.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Коротковой Валентины Вениаминовны отказать.

В окончательной форме решение по делу изготовлено 28 октября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Орловский областной суд в течение 5 дней со дня принятия в окончательной форме.

Судья: