ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-13/2012 от 03.07.2012 Рязанского областного суда (Рязанская область)

  Р Е Ш Е Н И Е

 именем

 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 3 июля 2012 года Рязанский областной суд в составе:

 председательствующего судьи - Воейкова А.А.

 при секретаре – Канунниковой А.О.,

 с участием прокурора – Маточенковой Т.Н.,

 заявителя – Володкина М.М.,

 представителей:

 Думы муниципального образования – Кадомский муниципальный район Рязанской области – ФИО8, ФИО9,

 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Володкина Михаила Михайловича о защите избирательных прав,

 у с т а н о в и л:

 Володкин М.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Кадомской районной Думы Рязанской области и территориальной избирательной комиссии этого района, выразившихся в неназначении муниципальных выборов главы муниципального образования - Кадомский муниципальный район Рязанской области на 4 марта 2012 года и просил установить Кадомской районной Думе и территориальной избирательной комиссии срок, не позднее которого они обязаны будут назначить муниципальные выборы главы муниципального образования - Кадомский муниципальный район Рязанской области.

 В обоснование своих требований указал, что проживает на территории Кадомского района, согласно статье 28 Устава Кадомского муниципального района Рязанской области (далее - Кадомского района), глава этого района избирается гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года. Кроме того, на местном референдуме, состоявшемся в 2000 году, принято решение об избрании главы Кадомского района на муниципальных выборах.

 В марта 2012 года истекали полномочия главы района, избранного в марте 2008 года на муниципальных выборах.

 По мнению заявителя, 4 марта 2012 года (совместно с выборами Президента России) глава этого района должен был избираться гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.

 В соответствии со ст.10 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято уполномоченным органом не ранее, чем за 90 дней и не позднее, чем за 80 дней до дня голосования. Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в данные сроки, выборы в органы местного самоуправления назначаются соответствующей избирательной комиссией не позднее, чем за 70 дней до дня голосования.

 Если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный указанным федеральным законом срок выборы органов местного самоуправления, то соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора, определяет порядок назначения выборов.

 Володкин М.М. считает, что в силу этих положений Кадомская районная Дума в период с 4 по 11 декабря 2011 года должна была принять решение о назначении муниципальных выборов главы района на 4 марта 2012 года, но поскольку этого ею не сделано, то на территориальной избирательной комиссии лежала обязанность назначить такие выборы не позднее 21 декабря 2011 года.

 Этих обязанностей названные органы не сделали, поэтому Володкин М.М. просил суд удовлетворить его заявление.

 В судебном заседании представители Кадомской районной Думы заявленные требования не признали и заявили о пропуске Володкиным М.М. срока на обращение в суд.

 Кроме того, они пояснили, что с 6 июня 2012 года Устав Кадомского муниципального района действует в новой редакции, которая предусматривает избрание главы муниципального образования не на муниципальных выборах, а представительным органом из своего состава. Такие изменения в Устав полностью согласуются с положениями статей 35 и 36 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ).

 8 июня 2012 года в соответствии с Уставом Кадомского района состоялось избрание главы муниципального образования представительным органом из своего состава и в тот же день, вновь избранный глава - ФИО10, вступил в должность. В связи с чем, в настоящее время, отсутствуют правовые основания для назначения муниципальных выборов главы муниципального образования.

 Суд, исследовав материалы дела, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявления, считает, что заявление Володкина М.М. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии с ч.4 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ №_131) представительный орган муниципального района:

 может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей (п.1);

 может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом

 число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района (п.2).

 В ч.5 ст.35 ФЗ №_131 говорится - в случае принятия решения о формировании представительного органа муниципального района в соответствии с п.1 ч.4 настоящей статьи выборы в представительный орган муниципального района не назначаются.

 Установленный в соответствии с настоящей частью порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение трех месяцев со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района.

 В ч.5 ст.35 ФЗ №_131 также указано - в этот же срок, то есть в трех месячный после начала работы представительного органа муниципального района, последний принимает решение о приведении Устава муниципального района в соответствие с требованиями части 2 статьи 36 настоящего Федерального закона.

 В ч.2 ст.36 данного закона говорится об определении порядка избрания главы муниципального образования - на муниципальных выборах или представительным органом из своего состава.

 10 декабря 2010 года Советом депутатов муниципального образования – Енкаевское поселение Кадомского муниципального района была выдвинута инициатива о формировании представительного органа муниципального образования - Кадомский муниципальный район в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ из глав городского и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений.

 Данная инициатива была поддержана представительными органами всех поселений, входящих в состав Кадомского муниципального района.

 9 декабря 2011 года Кадомской районной Думой было принято решение №№, которым изменен порядка формирования представительного органа Кадомского муниципального района (в силу ч.5 ст.64 Устава Кадомского района названное решение опубликовано в информационном бюллетене муниципального образования Кадомский муниципальный район от 30.12.2011 года № 20).

 В марте 2012 года закончились полномочия избранных на муниципальных выборах депутатов Кадомской районной Думы Рязанской области и главы этого района.

 После формирования Кадомской районной Думы в новом порядке, ею 26 апреля 2012 года было принято решение о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования - Кадомский муниципальный район Рязанской области, в том числе в статью 28 Устава, которым был утвержден новый порядок избрания главы района. В частности, в Уставе района закреплялось положение об избирании главы муниципального образования Кадомской районной Думой из своего состава (решение опубликовано в информационном бюллетене от 28 апреля 2012 года № 6).

 1 июня 2012 года Управлением Министерства юстиции РФ по Рязанской области зарегистрированы изменения в Устав муниципального образования - Кадомский муниципальный район.

 6 июня 2012 года зарегистрированное решение о внесении изменений в Устав опубликовано в информационном бюллетене муниципального образования - Кадомский муниципальный район от 6 июня 2012 года № №.

 8 июня 2012 года состоялось избрание главы муниципального образования представительным органом из своего состава и в тот же день, вновь избранный глава – ФИО10 вступил в должность.

 В силу подп.1 ч.2 ст.36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования: избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.

 Из положений этой нормы следует, что глава муниципального образования избирается в порядке, определяемом Уставом муниципального образования.

 Согласно статье 28 Устава муниципального образования - Кадомский муниципальный район Рязанской области, действующей в новой редакции, глава муниципального образования избирается Кадомской районной Думой из своего состава.

 Суд считает, что в связи с тем, что в Уставе Кадомского района закреплено избрание главы муниципального образования Кадомской районной Думой из своего состава, то в настоящее время не могут быть проведены муниципальные выборы для избрания главы муниципального образования гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

 Поэтому, требования Володкина М.М. о назначении даты муниципальных выборов не основаны на законе и положениях Устава Кадомского района.

 Одним из требований Володкина М.М. является признание незаконным бездействие названных органов власти в декабре 2011 года по неназначению даты выборов на 4 марта 2012 года.

 В силу ст.260 ГПК РФ заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, его избирательных прав или права на участие в референдуме.

 Суд считает, что правоотношения, о которых говорится в заявлении ВолодкинаМ.М., являются публичными, и о вопросах, связанных с проведением выборов 4 марта 2012 года и их подготовкой или их непроведением, последний не мог не знать. Поэтому Володкин М.М. в суд с требованиями о признании незаконным бездействия органов власти в декабре 2011 года мог обратиться в течение трех месяцев, соответственно этот срок на обращение в суд истекал в марте 2012 года. При этом каких-либо доказательств, указывающих на пропуск этого срока по уважительной причине, Володкин М.М. не представил, в связи с чем, в удовлетворении этих требований также следует отказать.

 Все доводы заявителя о необходимости назначения муниципальных выборов главы района основаны на неправильном толковании и применении положений Федерального закона N 131-ФЗ и Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» к возникшим правоотношениям.

 В соответствии с ч.2 ст.261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

 В судебном заседании не нашел своего подтверждения факт того, что в настоящее время Кадомская районная Дума и территориальная избирательная комиссия не реализуют конституционные права граждан, проживающих на территории названного муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, поэтому Володкину М.М. в удовлетворении его заявления следует отказать.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.197 ГПК РФ, суд

 р е ш и л:

 В удовлетворении заявления Володкина Михаила Михайловича о признании незаконным бездействия Кадомской районной Думы и территориальной избирательной комиссии Кадомского района Рязанской области, выразившегося в неназначении муниципальных выборов главы муниципального образования - Кадомский муниципальный район Рязанской области на 4 марта 2012 года; установить Кадомской районной Думе и территориальной избирательной комиссии Кадомского района Рязанской области срок, не позднее которого она обязана будет назначить муниципальные выборы главы муниципального образования - Кадомский муниципальный район Рязанской области – отказать полностью.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба или представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Рязанский областной суд.

 Судья: подпись.

 Копия верна: судья Воейков А.А.