ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-13/2015 от 02.03.2015 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3-13/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 2 марта 2015 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Шадриной Е.В.,

при секретаре Мальцеве А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Петропак» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, взыскании судебных расходов,

установил:

общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Петропак» обратилось в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:

1) 47:14:0414002:172 для размещения и эксплуатации производственных зданий № 17, 18, 27 и здания бригадного домика, категория земель: земли населённых пунктов, общей площадью 37 706 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, муниципальное образование «Горбунковское сельское поселение» (далее – Горбунковское сельское поселение), закрытое акционерное общество
(далее – ЗАО) «Племптицезавод «Большевик», у д. Разбегаево, кадастровая стоимость 42 333 657,38 руб.;

2) 47:14:0414002:173 для размещения и эксплуатации производственных зданий № 21, 28, категория земель: земли населённых пунктов, общей площадью 7 101 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, Горбунковское сельское поселение, ЗАО «Племптицезавод «Большевик», у д. Разбегаево, кадастровая стоимость 7 972 505,73 руб.

Кадастровая стоимость земельных участков определена на основании постановления правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 г. № 356 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Ленинградской области», которым результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Ленинградской области утверждены в виде средних показателей по состоянию на 1 января 2007 г.

Ранее принадлежащие заявителю земельные участки относились к землям сельскохозяйственного назначения.

Решением совета депутатов Горбунковского сельского поселения от 2 августа 2012 г. № 76 утверждён генеральный план поселения, в соответствии с которым земельным участкам изменена категория земель с земель сельскохозяйственного назначения на земли населённых пунктов (производственное назначение).

Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков существенно превышает их рыночную стоимость, заявитель провёл независимую оценку рыночной стоимости земельных участков.

Согласно отчёту оценщика ФИО1 об оценке рыночной стоимости земельных участков от 14 августа 2014 г. рыночная стоимость по состоянию на 2 августа 2012 г. составила в отношении:

1) земельного участка с кадастровым номером 47:14:0414002:172 в размере 22 020 000 руб.;

2) земельного участка с кадастровым номером 47:14:0414002:173 в размере 4 374 000 руб.

Таким образом, рыночная стоимость земельных участков значительно ниже их кадастровой стоимости, установленной способом массовой оценки.

Соответствие отчёта требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности подтверждено положительным экспертным заключением некоммерческого партнёрства саморегулируемой организации «...» от 27 ноября 2014 г. .

Несоответствие определённой в установленном порядке и внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости влечёт нарушение прав заявителя как собственника земельных участков и плательщика земельного налога, подлежащих защите посредством установления кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.

В связи с этим, заявитель полагал, что нарушенное право подлежит судебной защите, и просил суд установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 2 августа 2012 г. в размере, опредёленном в отчёте об оценке рыночной стоимости земельных участков, а также взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения (далее – ФГБУ) «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» судебные расходы.

В качестве лиц, участвующих в деле, заявитель указал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, правительство Ленинградской области.

В письменных возражениях ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» указало, что кадастровая стоимость земельных участков определена на основании документа о внесении кадастровых сведений о категории земельных участков путём умножения площади каждого из земельных участков на ошибочно применённый удельный показатель кадастровой стоимости в размере 1 122,73 руб./кв.м, установленный для 9 вида разрешённого использования. В основу расчёта положены результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Ленинградской области по состоянию на 1 января 2007 г., утверждённые постановлением правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 г. № 356. Поскольку кадастровая стоимость установлена в соответствии с действующим законодательством, действия органа кадастрового учёта являются правомерными.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области в письменных возражениях указало, что приказом Россреестра от 11 марта 2010 г. № П/93 «О наделении Федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» «Кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учёта» с 1 декабря 2010 г. полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учёту недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесённых в государственный кадастр недвижимости, на территории Ленинградской области наделён филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области, поэтому управление не имеет самостоятельных возражений по существу предъявленных требований. Наряду с этим, обратило внимание на существенное расхождение между кадастровой стоимостью земельных участков, в отношении которых возник спор, и их рыночной стоимостью, определённой в отчёте оценщика.

Правительство Ленинградской области в письменных возражениях указало, что кадастровая стоимость земельных участков, в отношении которых возник спор, установлена на основании результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Ленинградской области, утверждённых постановлением правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 г. № 356, обоснованно. Соответствие этого документа федеральному законодательству установлено решением Ленинградского областного суда от 10 июня 2009 г., оставленным без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 г.

Представленный заявителем отчёт об оценке рыночной стоимости земельных участков не может быть положен в основу удовлетворения заявленных требований, поскольку он не соответствует требованиям федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)» (далее – ФСО № 1), утверждённого приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. № 256, федерального стандарта оценки «Требования к отчёту об оценке (ФСО № 3) (далее – ФСО № 3), утверждённого приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. № 254, содержит ряд неточностей, вызывает сомнения в достоверности и обоснованности содержащихся в нём выводов.

Так, в нарушение пункта 20 ФСО № 1 оценщик, использовав только сравнительный подход, отказ от затратного и доходного подходов не обосновал. Данный недостаток влияет на достоверность и обоснованность сделанных в отчёте выводов.

В качестве объектов-аналогов оценщиком отобраны земельные участки, существенно отличающиеся от объектов оценки по площади. Оцениваемый объект имеет электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и канализацию. У всех объектов-аналогов коммуникации отсутствуют: у объектов-аналогов №№ 1, 2, 3 они находятся рядом, а на объект-аналог № 4 получены предварительные технические условия на электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и сброс очищенных стоков. Приведённые различия характеристик объектов оценки и объектов-аналогов вызывают необходимость применения соответствующих корректировок, что не может не повлиять на стоимость оцениваемых объектов.

В графе «возможное функциональное использование» в отношении объекта-аналога № 2 указано, что генеральный план Лаголовского сельского поселения находится на последней стадии согласования с градостроительным советом области, предлагаемый земельный участок попадает в зону промышленной застройки. Однако эта информация не подтверждена доказательствами согласования генерального плана поселения, равно как и отнесение земельного участка к зоне промышленной застройки. Генеральный план упомянутого поселения утверждён решением совета депутатов от 12 сентября 2014 г., а потому оценщиком в нарушение пункта 19 ФСО № 1 использована информация о событиях, произошедших после даты оценки.

Из четырёх объектов-аналогов только один (№ 2) расположен на территории Ломоносовского р-на Ленинградской обл., остальные находятся в Тосненском и Гатчинском р-нах Ленинградской обл. Информация об объектах-аналогах взята из одного источника – ООО «...».

В предварительном судебном заседании 26 января 2015 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Горбунковского сельского поселения, на территории которого находятся принадлежащие заявителю земельные участки и в доход которого подлежит уплате земельный налог.

В письменных возражениях администрация Горбунковского сельского поселения указала, что земельные участки, принадлежащие заявителю, расположены в границах населённого пункта д. Разбегаево на территории производственной зоны «Большевик» 1-микрорайон, что подтверждается генеральным планом поселения, утверждённым решением совета депутатов поселения от 2 августа 2012 г. № 76, и правилами землепользования и застройки поселения, утверждённых решением совета депутатов поселения от 20 декабря 2013 г. № 49.

Градостроительные регламенты, установленные для данных земельных участков, не соответствуют градостроительным регламентам, утверждённым правилами землепользования и застройки, для д. Разбегаево в части видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Земельные участки заявителя имеют разрешённое использование «для размещения и эксплуатации производственных зданий № 17, 18, 27 и здания бригадного домика» и «для размещения и эксплуатации производственных зданий № 21, 28», следовательно, заявителем не соблюдена процедура по приведению в соответствие вида разрешённого использования земельных участков их функциональному назначению и градостроительному зонированию, сведений в государственный кадастр недвижимости в части изменения разрешённого использования на «для производственного строительства» не внесено. В данном случае заявитель использует земельные участки не по целевому назначению, т. к. на земельных участках категории «земли населённых пунктов» располагаются и эксплуатируются производственные здания № 17, 18, 27 и здание бригадного домика, производственные здания № 21, 28, фактически же заявителем осуществляется производственно-складская деятельность.

В связи с этим, после приведения в соответствие вида разрешённого использования земельных участков их функциональному назначению и внеся соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости, орган кадастрового учёта произвёл бы перерасчёт кадастровой стоимости данных земельных участков.

Требование об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости соответственно является незаконным и необоснованным, поскольку вид разрешённого использования земельных участков не соответствует градостроительным регламентам, а оспариваемая кадастровая стоимость установлена исходя из не соответствующего вида разрешённого использования.

В противном случае после приведения вида разрешённого использования земельных участков их функциональному назначению кадастровая стоимость земельных участков будет пересчитана повторно.

Кроме того, отчёт об оценке рыночной стоимости земельных участков не может являться допустимым доказательством.

Сравнительный анализ произведён по отношению к действующей кадастровой стоимости земельных участков, определённых без учёта вида разрешённого использования земельных участков, обязанность по изменению которого лежит на заявителе; правоустанавливающие документы на земельные участки не приведены в соответствие с требованиями градостроительных регламентов.

Рыночная стоимость земельных участков определена фактически при исследовании только одного объекта-аналога (№ 2), что является необоснованным при исследовании, т. к. в непосредственной близости от промышленной зоны «Большевик», где находятся земельные участки, расположены промышленные зоны в д. Горбунки Горбунковского сельского поселения, промышленная зона «Разбегаево» в д. Велигонты Горбунковского сельского поселения, крупная промышленная зона Низинского сельского поселения, промышленная зона в г. Стрельна, на Волхонском шоссе Виллозского сельского поселения, что оценщиком при исследовании не учтено, а во внимание приняты объекты-аналоги, удалённые от Санкт-Петербурга, от кольцевой автомобильной дороги и т. д., т. е. меньшей рыночной стоимости. Объект-аналог № 2 также является удалённым по сравнению с объектами оценки.

В подборе объектов-аналогов отсутствуют даты предложений к продаже этих объектов на открытом рынке и, как следствие, не произведена корректировка на инфляцию по стране.

Информация об объектах-аналогах и произведённые корректировки не удовлетворяют требованиям достаточности и достоверности, тогда как существенно влияют на итоговую величину стоимости объектов оценки.

Рыночная стоимость определена по данным только одного источника ценообразования – ООО «...». При этом невозможность использования других источников данных для определения рыночной стоимости оценщиком не опровергнута.

ООО «Петропак» избрана форма обращения в суд с требованиями об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в виде искового заявления.

Учитывая, что установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений, а также то, что вид судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с результатами определения кадастровой стоимости (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), определяется судом, в судебном заседании произведена замена процессуального положения истца на заявителя, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требованих относительного предмета спора, - на заинтересованных лиц.

В судебном заседании представитель ООО «Петропак» ФИО2 требования заявления изменил в части даты, по состоянию на которую следует установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости. Пояснил, что при определении даты, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость земельных участков, заявитель основывался на данных кадастровых справок о кадастровой стоимости каждого из объектов недвижимости филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области, из которых следовало, что датой утверждения кадастровой стоимости является 2 августа 2012 г. Однако в ходе судебного разбирательства представлено решение органа кадастрового учёта от 12 октября 2012 г. о внесении кадастровых сведений о категории земельных участков, которое и послужило основанием для установления оспариваемой кадастровой стоимости. Принимая во внимание, что именно орган кадастрового учёта ввёл в заблуждение относительно сведений о дате, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость земельных участков, а также то, что временной период между датой, по состоянию на которую проведена оценка рыночной стоимости земельных участков, и датой, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, является незначительным, просил установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 12 октября 2012 г. В остальном требования заявления поддержал и просил их удовлетворить. Полагал также, что доводы, приведённые правительством Ленинградской области, не могут служить основанием для признания отчёта об оценке рыночной стоимости земельных участков не соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ФИО3, представитель правительства Ленинградской области ФИО4, представители администрации Горбунковского сельского поселения ФИО5, ФИО6, ФИО7, настаивая на позиции, изложенной в письменных возражениях, просили в удовлетворении требований отказать.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, будучи извещённым о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направили. На основании части 3 статьи 167 ГПК Российской Федерации суд полагает возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Выслушав объяснения представителя ООО «Петропак» ФИО2, представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ФИО3, представителя правительства Ленинградской области ФИО4, представителей администрации Горбунковского сельского поселения ФИО5, ФИО6, ФИО7, допросив свидетеля – оценщика ФИО1 и исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что ООО «Петропак» является собственником земельных участков:

1) с кадастровым номером 47:14:0414002:172 для размещения и эксплуатации производственных зданий № 17, 18, 27 и здания бригадного домика, категория земель: земли населённых пунктов, общей площадью
37 706 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, Горбунковское сельское поселение, ЗАО «Племптицезавод «Большевик», у д. Разбегаево.

Право собственности зарегистрировано 11 февраля 2009 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15 февраля 2013 г.

2) с кадастровым номером 47:14:0414002:173 для размещения и эксплуатации производственных зданий № 21, 28, категория земель: земли населённых пунктов, общей площадью 7 101 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, Горбунковское сельское поселение, ЗАО «Племптицезавод «Большевик», у д. Разбегаево.

Право собственности зарегистрировано 11 февраля 2009 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15 февраля 2013 г.

Согласно кадастровому паспорту от 8 января 2009 г. № 14/09-02-7 датой внесения номера 47:14:0414002:172 в государственный кадастр недвижимости является 5 января 2009 г. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Кадастровая стоимость земельного участка: 184 382 руб., удельный показатель: 4,89 руб./кв.м.

Из кадастрового паспорта от 8 января 2009 г. № 14/09-02-8 следует, что датой внесения номера 47:14:0414002:173 в государственный кадастр недвижимости является 5 января 2009 г. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Кадастровая стоимость земельного участка: 34 724 руб., удельный показатель: 4,89 руб./кв.м.

Решением совета депутатов Горбунковского сельского поселения от 2 августа 2012 г. № 76 утверждён генеральный план поселения, в соответствии с которым оба земельных участка стали относиться к категории земель: земли населённых пунктов. Данный акт официально опубликован 6 августа 2012 г. в газете «Балтийский луч».

Согласно кадастровым паспортам от 6 декабря 2012 г. № 47/201/12-232715 и № 47/201/12-232739 категория земель земельных участков заявителя: земли населённых пунктов.

Кадастровая стоимость составляет:

1) земельного участка с кадастровым номером 47:14:0414002:172 – 42 333 657,38 руб.;

2) земельного участка с кадастровым номером 47:14:0414002:173 – 7 972 505,73 руб.

Удельный показатель кадастровой стоимости: 1 122,73 руб./кв.м.

Рыночная стоимость земельных участков в представленном суду отчёте оценщика ФИО1, состоящего в трудовых отношениях с ООО «Межрегиональная независимая оценочная компания «Владимиръ», от 14 августа 2014 г. -О определена по состоянию на 2 августа 2012 г. и составляет в отношении:

1) земельного участка с кадастровым номером 47:14:0414002:172 в размере 22 020 000 руб.;

2) земельного участка с кадастровым номером 47:14:0414002:173 в размере 4 374 000 руб.

Положительным экспертным заключением некоммерческого партнёрства саморегулируемой организации «...». членом которой является оценщик, от 27 ноября 2014 г. подтверждено соответствие отчёта об оценке рыночной стоимости земельных участков требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

22 декабря 2014 г. комиссия по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области отказала заявителю в принятии заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, указав, что государственная кадастровая оценка земель населённых пунктов на территории Ленинградской области проводилась в 2006 г., 2007 г., в связи с чем, действие Федерального закона от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» на результаты государственной кадастровой оценки земель, утверждённые постановлением правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 г. 356, не распространяется.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), который налоговое законодательство относит к местному налогу, устанавливаемому Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – законами названных субъектов Российской Федерации), обязательному к уплате на территориях этих муниципальных образований и указанных выше субъектов Российской Федерации.

Из системного анализа содержания пунктов 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В действующей редакции пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса устанавливает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции, допускает возможность не только определения кадастровой стоимости земельного участка в порядке, установленном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», регламентирующая рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости, в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

В таком случае сведения о рыночной стоимости земельного участка учитываются при определении налоговой базы (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьёй 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случае внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных характеристик объекта недвижимости, влекущем за собой изменение его кадастровой стоимости, является дата внесения таких сведений в государственный кадастр недвижимости.

Учёт изменений объекта недвижимости, в том числе, категории земель, к которой отнесён земельный участок, осуществляется решением органа кадастрового учёта об осуществлении кадастрового учёта изменений объекта недвижимости (пункт 13 части 2 статьи 7, часть 1 статьи 23 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Из кадастровых справок о кадастровой стоимости объектов недвижимости филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области усматривается, что датой утверждения кадастровой стоимости земельных участков, в отношении которых возник спор, является 2 августа 2012 г.

Между тем, сведения о названной дате опровергаются решением того же органа кадастрового учёта от 12 октября 2012 г. о внесении в государственный кадастр недвижимости кадастровых сведений о категории земель земельных участков – земли населённых пунктов.

Следовательно, датой определения кадастровой стоимости земельных участков является 12 октября 2012 г.

В соответствии с постановлением правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 г. № 356 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Ленинградской области» результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Ленинградской области утверждены по состоянию на 1 января 2007 г.

Названным актом для 9 вида разрешённого использования: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, причалов, пристаней, автодорожных вокзалов в д. Разбегаево Ломоносовского р-на Ленинградской обл. среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости утверждено в размере 1 333,72 руб./кв. м (таблица «средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, руб./кв. м»).

Как указано выше, при определении кадастровой стоимости земельных участков использован иной удельный показатель кадастровой стоимости – 1 122,73 руб./кв.м.

Органом кадастрового учёта не оспаривается, что данный удельный показатель применён ошибочно.

Суд полагает, что применение органом кадастрового учёта удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1 122,73 руб./кв.м вместо 1 333,72 руб./кв. м в данном деле правового значения не имеет, поскольку оно не повлекло увеличение кадастровой стоимости земельных участков и нарушения прав и законных интересов заявителя.

В пункте 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждённых приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 г. № 222, указано, что в случае, когда перевод земельного участка из одной категории в другую, происходит (произошло) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельного участка при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения её результатов, кадастровая стоимость земельного участка определяется заново после утверждения государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.

Следовательно, кадастровая стоимость земельных участков органом кадастрового учёта правомерно определена на основании результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Ленинградской области, утверждённых постановлением правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 г. № 356.

В представленном суду отчёте оценщика рыночная стоимость земельных участков определена по состоянию на 2 августа 2012 г.

Вместе с тем, суд находит заслуживающими внимания доводы заявителя о том, что именно эта дата указана в кадастровых справках о кадастровой стоимости объектов недвижимости филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области.

Кроме того, суд полагает, что временной период между датой, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость, и датой, по состоянию на которую определена рыночная стоимость, является незначительным, а потому сам по себе факт представления заявителем в качестве доказательства отчёта об оценке рыночной стоимости земельных участков на дату, отличную от даты определения их кадастровой стоимости, не может рассматриваться в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В статье 10 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» указано, что отчёт об оценке объекта оценки не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчёте в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отражённых в отчёте.

Для целей того же Федерального закона под экспертизой отчёта понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчёта, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям этого Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчёте (статья 17.1 названного Федерального закона).

Проверка соответствия отчёта об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности осуществляется не только саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчёт, но и судом.

Оценивая отчёт оценщика об оценке рыночной стоимости земельных участков, а также положительное заключение саморегулируемой организации, членом которой является оценщик, о соответствии отчёта требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, суд исходит их того, что в соответствии со статьёй 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства ни имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в их отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии с пунктом 4 ФСО № 3 при составлении отчёта об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов:

в отчёте должна быть изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки (принцип существенности);

информация, приведённая в отчёте об оценке, использованная или полученная в результате расчётов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена (принцип обоснованности);

содержание отчёта об оценке не должно вводит в заблуждение пользователей отчёта об оценке, а также допускать неоднозначного толкования (принцип однозначности);

состав и последовательность представленных в отчёте об оценке материалов и описание процесса оценки должны позволить полностью воспроизвести расчёт стоимости и привести его к аналогичным результатам (принцип проверяемости).

В пункте 19 ФСО № 1 указано, что информация, используемая при проведении оценки, должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности. Информация считается достаточной, если использование дополнительной информации не ведёт к существенному изменению характеристик, использованных при проведении оценки объекта оценки, а также не ведёт к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки. Информация считается достоверной, если данная информация соответствует действительности и позволяет пользователю отчёта об оценке делать правильные выводы о характеристиках, исследовавшихся оценщиком при проведении оценки и определении итоговой величины стоимости объекта оценки, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

При определении рыночной стоимости объекта оценки определяется наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчуждён на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (пункт 8 Федерального стандарта оценки (цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2), утверждённого приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. № 255).

Согласно пункту 20 ФСО № 1, подпункту «з» пункта 8 ФСО № 3 оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода. Оценщик вправе определять конкретные методы оценки в рамках применения каждого из подходов.

Из раздела IV Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков (далее – Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков), утверждённых распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 6 марта 2002 г. № 568-р, следует, что, как правило, при оценке рыночной стоимости земельных участков используется метод сравнения продаж, метод выделения, метод распределения, метод капитализации земельной ренты, метод остатка, метод предполагаемого использования.

В пункте 7 ФСО № 1 подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединённых общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.

В разделе XI.1 «выбор подходов к оценке стоимости объектов оценки» отчёта обоснован отказ от использования методов выделения, распределения, капитализации земельной ренты (т. 1 л.д. 126).

При этом, отказываясь от названных методов, оценщик исходил из того, что земельные участки являются незастроенными, тогда как эти сведения опровергаются данными кадастровых паспортов и отчёта (т. 1 л.д. 74).

На л.д. 53 т. 1 указано, что рыночная оценка земельных участков проводится без учёта расположенных на них улучшений и возможного влияния таких улучшений на стоимость объектов оценки.

Между тем, по смыслу Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков и пункта 10 ФСО № 1 наличие строений на земельных участках имеет значение для определения рыночной стоимости земельных участков, поскольку данный фактор оказывает влияние на возможность использования указанных методов и на определение наиболее эффективного использования объектов оценки, при котором их стоимость будет наибольшей.

Методы остатка и предполагаемого использования оценщиком не использовались, но отказ от них не мотивирован (т. 1 л.д. 126-128).

При оценке использован только сравнительный подход, однако отказ от затратного подхода в отчёте не обоснован.

Отказ от доходного подхода мотивирован лишь тем, что метод сравнения продаж (сравнительный подход) позволяет получить более точную стоимость объекта оценки по сравнению с методами доходного подхода (т. 1 л.д. 128), при том, что на л.д. 122, 124 т. 1 указано, что земельные участки используются в производственно-складских целях и варианты использования земельных участков под производственно-складские объекты могут приносить доход, а потому такой отказ суд не может признать обоснованным.

В разделе VII «этапы проведения оценки» отчёта указано, что на этапе применения подходов к оценке, включая выбор методов оценки и осуществление необходимых расчётов, был определён подход к оценке с обоснованием отказа от использования других подходов, а также определены методы оценки в рамках выбранного подхода (т. 1 л.д. 60).

Отсутствие в отчёте обоснованного отказа от затратного, доходного подходов, методов остатка и предполагаемого использования вводит в заблуждение пользователей отчёта об оценке, что является нарушением принципа однозначности.

Свидетель ФИО1 пояснил суду, что земельные участки оценивались как незастроенные, исходя из задания на оценку: определение рыночной стоимости объектов оценки, используемой заказчиком в целях внесения величины рыночной стоимости объектов оценки в качестве их кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости в судебном порядке, а потому задача оценить земельные участки как застроенные перед ним не стояла, по тем же причинам оценка рыночной стоимости проводилась без учёта расположенных на земельных участках улучшений и возможного влияния таких улучшений на стоимость земельных участков. Не оспаривая, что вывод об отказе от затратного подхода, методов остатка и предполагаемого использования в отчёте отсутствует, полагал достаточным обоснование в отчёте использование других подходов и методов.

По изложенным выше основаниям приведённое объяснение оценщика суд находит неубедительным.

В соответствии с пунктами 14, 22 ФСО № 1 под сравнительным подходом понимается совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами-аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признаётся объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость. Сравнительный подход применяется, когда существует достоверная и доступная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов- аналогов.

В рамках сравнительного подхода оценщиком отобрано 4 объекта-аналога, используя информацию о которых с применением метода сравнения продаж, им и был произведён расчёт рыночной стоимости объектов оценки (т. 1 л.д. 133).

При выборе объектов-аналогов оценщик исходил из функционального использования объектов оценки – под производственно-складские цели (т. 1 л.д. 124), их количественных и качественных характеристик, приведённых на л.д.61-62 т. 1 (т. 1 л.д. 131).

Из отчёта следует, что все 4 объекта-аналога относятся к категории земель: земли населённых пунктов и имеют вид разрешённого использования, отнесённый постановлением правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 г. № 356 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Ленинградской области» к 9 группе.

Однако данные о разрешённом использовании объекта-аналога № 2 основаны на проекте генерального плана Лаголовского муниципального образования, который не является документом территориального планирования поселения, поэтому эти сведения нельзя признать достоверными.

Объект оценки расположен в Ломоносовском р-не Ленинградской обл., тогда как только 1 объект-аналог находится в том же районе (объект-аналог № 2). Объекты-аналоги № 1 и № 4 расположены в Тосненском р-не области, объект-аналог № 3 – в Гатчинском р-не области.

Площадь объектов-аналогов: от 10 000 кв. м до 44 000кв. м (объект-аналог № 1), 28 000 кв. м (объект-аналог № 2), 30 000 кв. м (объекты-аналоги № 3 и № 4).

Учитывая, что площадь объекта оценки с кадастровым номером 47:14:0414002:173 составляет 7 101 кв.м, площадь объектов-аналогов существенно превышает площадь оцениваемого объекта.

Объекты оценки оснащены следующими коммуникациями: электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, канализация, тогда как ни один из объектов-аналогов не имеет коммуникаций.

В отчёте в отношении объектов-аналогов №№ 1, 2, 3 указано, что коммуникации находятся рядом (при этом отсутствуют данные о том, какие это коммуникации и на каком расстоянии от объектов-аналогов они расположены), а на объект оценки № 4 получены предварительные технические условия на электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и сброс очищенных стоков, т.е. установка коммуникаций только запланирована, при этом их объём отличается от объектов оценки.

Наряду с этим, суд отмечает, что в объявлении о продаже объекта-аналога № 1 отсутствует какая-либо информация о коммуникациях (т. 1 л.д. 225), в объявлении о продаже объекта-аналога № 2 указано, что рядом имеется только электроснабжение (вдоль участка проходит линия электропередач) (т. 1 л.д. 227). Ссылок на иные источники информации, которые использовал оценщик при описании характеристик объектов-аналогов, в отчёте не сделано. В связи с этим, нарушены принципы обоснованности и однозначности.

Изложенное позволяет суду сделать вывод, что отобранные оценщиком объекты-аналоги не соответствуют в полной мере требованиям пунктов 14, 22 ФСО № 1.

В отчёте указано, что выбор объектов-аналогов (аналоги) проводился на дату оценки (или до даты оценки) – 2 августа 2012 г. (т. 1 л.д. 131), соответственно, и существенная информация о характеристиках объектов-аналогов использовалась в отчёте исходя из того, что предложения о продаже объектов-аналогов существовали на дату оценки.

Источники информации по каждому объекту-аналогу приведены в таблицах расчётов и в приложении 2 «источники информации по объектам-аналогам» к отчёту (т. 1 л.д. 132).

В таблице «корректировка по первой группе объектов-аналогов» на л.д. 136 т. 1 отчёта указано, что датой сделки с объектами-аналогами является август 2012 г. (т. 1 л.д. 136).

В приложении 2 к отчёту «источники информации по объектам-аналогам» приведены скриншоты объявлений продаж объектов-аналогов, в которых даты продаж отсутствуют (т. 1 л.д. 225-229).

Таким образом, отчётом не подтверждается, что отобранные для сравнения объекты можно отнести к объектам-аналогам.

Следовательно, имеются основания считать, что оценщиком при использовании сравнительного подхода допущено нарушение пункта 4 ФСО № 3, в частности, нарушение принципов существенности, обоснованности, однозначности и проверяемости.

Кроме того, в отчёте неоднократно упоминается, что разрешённое использование объектов оценки соответствует правилам землепользования и застройки (т. 1 л.д. 74, 75, 93, 120). Однако правила землепользования и застройки Горбунковского сельского поселения утверждены решением совета депутатов поселения от 20 декабря 2013 г. № 49, т. е. после даты, по состоянию на которую проводилась оценка, а потому в соответствии с пунктом 20 ФСО № 1 оценщик был не вправе использовать информацию о событиях, произошедших после даты оценки.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что отчёт об оценке рыночной стоимости земельных участков от 14 августа 2014 г.
№ 09/14-О не может быть принят в качестве доказательства, бесспорно свидетельствующего о том, что по состоянию на 2 августа 2012 г. действительная рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:14:0414002:172 составляет 22 020 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 47:14:0414002:173 – 4 374 000 руб.

По тем же основаниям суд не может согласиться с выводами положительного экспертного заключения некоммерческого партнёрства саморегулируемой организации «...» от 27 ноября 2014 г. о соответствии отчёта об оценке рыночной стоимости.

Кроме того, из содержания экспертного заключения саморегулируемой организации оценщиков следует, что экспертиза по существу носит нормативно-методический характер и не является подтверждением стоимости объекта оценки, определённой в отчёте оценщика. Вывод о подтверждении конкретной стоимости объекта оценки, определённой оценщиком в отчёте об оценке, экспертами не сделан, тогда как это прямо предусмотрено пунктом 16 ФСО № 5.

Ходатайство заявителя о назначении по делу экспертизы по определению рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 12 октября 2012 г. судом отклонено, поскольку заинтересованными лицами отчёт об оценке рыночной стоимости земельных участков оспаривается по мотиву его несоответствия законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, а потому проверка соответствия отчёта нормативным правовым актам, регулирующим рассматриваемые правоотношения, и оценка данного доказательства судом не требует специальных познаний.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.

Поскольку в удовлетворении материальных требований заявителю отказано, его требования о взыскании судебных расходов также удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194–198 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

обществу с ограниченной ответственностью «Петропак» в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ленинградский областной суд.

Судья Е.В.Шадрина

Решение принято в окончательной форме 10 марта 2015 г.