ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-13/2015 от 16.01.2015 Курганского областного суда (Курганская область)

Дело № 3-13/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Курганский областной суд в составе

председательствующего - судьи Ушаковой И.Г.,

при секретаре И.К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане 16 января 2015 года гражданское дело по исковому заявлению Закрытого акционерного общества «Иском» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Иском» (далее - ЗАО «Иском») обратилось в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Ростеестра» по Курганской области) об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.

В обоснование иска указало, что на основании договора аренды земельного участка от <...> , заключенного между муниципальным образованием город Шадринск и Обществом и ограниченной ответственностью «Профэлектрострой» (далее - ООО «Профэлектрострой»), а также договора купли-продажи объекта незавершенного строительством и передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от <...> , заключенного между ООО «Профэлектрострой» и ЗАО «Иском», истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м, из земель населенных пунктов – для строительства многоквартирного жилого дома с объектами обслуживания, находящегося по адресу: <адрес>. На основании договора аренды земельного участка от <...> , заключенного между муниципальным образованием город Шадринск и ООО «Профэлектрострой», а также договора купли-продажи объекта незавершенного строительством и передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от <...> , заключенного между ООО «Профэлектрострой» и ЗАО «Иском», истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м, из земель населенных пунктов – для строительства многоквартирного жилого дома с объектами обслуживания, расположенного по адресу: <адрес>. Постановлением Правительства Курганской области от 26.09.2011 № 454 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области. Согласно указанного постановления кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2010 составила <...> руб. <...> коп., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2010 составила <...> руб. <...> коп. В соответствии с отчетом индивидуального предпринимателя К.О.Н. от <...> , рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2010 составила для земельного участка с кадастровым номером в сумме <...> руб., для земельного участка с кадастровым номером в сумме <...> руб. Экспертным заключением Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» от <...> на отчет была произведена корректировка рыночной стоимости спорных земельных участков в сторону увеличения, и составила для земельного участка с кадастровым номером в сумме <...> руб., для земельного участка с кадастровым номером в сумме <...> руб. В связи с несоответствием кадастровой стоимости земельных участков, определенной в установленном законом порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости, их рыночной стоимости, нарушаются права истца как арендатора данных участков и плательщика арендной платы. Ссылаясь на положения ст.ст. 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ст.ст. 3, 4, 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м, из земель населенных пунктов – для строительства многоквартирного жилого дома с объектами обслуживания, находящегося по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <...> руб., установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м, из земель населенных пунктов – для строительства многоквартирного жилого дома с объектами обслуживания, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <...> руб., а также взыскать с ответчика в пользу ЗАО «Иском» расходы на оплату услуг представителя в размере <...> руб., государственной пошлины в размере <...> руб.

В ходе рассмотрения дела истец изменил заявленные требования, увеличив размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером до <...> руб., ссылаясь на корректировку, проведенную экспертным заключением Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» от <...> на отчет . Остальные требования и обоснование иска оставили прежними.

В судебном заседании представитель истца ЗАО «Иском» С.Ю.В., действующая на основании доверенности, на исковых требованиях в измененном виде настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Не оспаривала, что размер арендной платы земельных участков с кадастровыми номерами и определен в фиксированном размере и не поставлен в зависимость от их кадастровой стоимости, полагала, что права истца будут нарушены, если размер арендной платы будет установлен в зависимости от их кадастровой стоимости.

Представитель ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Ростеестра» по Курганской области Д.К.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, полагала ФГБУ «ФКП Росреестра» является ненадлежащим ответчиком, поскольку спор материально-правового характера между сторонами отсутствует, заявленные истцом требования сводятся к изменению внесенной в государственный кадастр недвижимости стоимости земельных участков на рыночную стоимость, при этом непосредственно действия по внесению кадастровой стоимости органом кадастрового учета истцом не оспариваются.

Индивидуальный предприниматель К.О.Н. в судебном заседании против заявленных требований не возражала, пояснить, чем нарушаются права истца установленным размером кадастровой стоимости, не смогла.

Представитель третьего лица Администрации города Шадринска в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменных возражениях выразил несогласие с заявленными требованиями истца, указывая, что истец не представил обоснование нарушения своих прав в результате утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере <...> руб. <...> коп. и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере <...> руб. <...> коп. Изменение кадастровой стоимости указанных земельных участков не влияет на налоговые права и обязанности арендатора, поскольку арендная плата установлена за весь срок аренды в твердой денежной сумме, которая не зависит от кадастровой стоимости земельных участков. Просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку истцом не соблюден предусмотренный Законом об оценочной деятельности досудебный порядок урегулирования спора. Доказательств нарушения прав и законных интересов истца в материалы дела не представлено.

Представитель третьего лица Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве на исковое заявление выразил несогласие с заявленными требованиями, полагая, что истцом не представлено каких-либо доказательств нарушения его прав и интересов. Считает, что действительная рыночная цена земельных участков может быть подтверждена истцом только в случае полного соответствия представленного экспертного заключения требованиям действующего законодательства.

Представитель третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Шадринска в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в удовлетворении заявленных требований отказать. Указал, что арендная плата, установленная договорами аренды земельных участков, не связана с кадастровой стоимостью спорных земельных участков, утвержденной на 01.01.2010 постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 26.09.2011 № 454, поскольку установлена за весь срок аренды в твердой денежной сумме по результатам проведения аукциона.

С учетом мнения лиц, участвующий в деле, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

Заслушав представителя истца, представителя ответчика, третье лицо, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе рассмотрения дела установлено, что <...> между муниципальным образованием город Шадринск в лице заместителя главы Администрации города Шадринска руководителя Комитета по управлению муниципальным имуществом (арендодателем) и ООО «Профэлектрострой» (арендатором) был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью <...> кв.м, из категории земель населенных пунктов для строительства многоквартирного жилого дома с объектами обслуживания в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, расположенного в <адрес>. Срок аренды участка установлен с <...> по <...>.

В соответствии с п. 3.1, 3.2 указанного договора, размер арендной платы сложился по результатам аукциона, и составил на момент заключения договора за участок в год <...> руб. <...> коп. Указанный размер арендной платы установлен на весь срок действия договора (том-1 л.д. 18-20).

Указанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке <...> (том-1 л.д. 19 об.).

На основании договора аренды земельного участка от <...> , заключенного между муниципальным образованием город Шадринск в лице заместителя главы Администрации города Шадринска руководителя Комитета по управлению муниципальным имуществом (арендодателем) и ООО «Профэлектрострой» (арендатором), ООО «Профэлектрострой» являлось арендатором земельного с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м, из земель населенных пунктов – для строительства многоквартирного жилого дома с объектами обслуживания, расположенного примерно в <...> м по направлению на юг от ориентира нежилое здание, адрес ориентира: <адрес> (том-1 л.д. 25-27).

В силу п. 2.1. указанного договора, срок аренды земельного участка установлен с <...> по <...>. Пунктом 3.1. договора размер арендной платы за участок в год на момент заключения договора составил <...> руб. <...> коп. и установлен на весь срок действия договора (том-1 л.д. 25-27).

Указанный договор прошел государственную регистрацию <...> (том-1 л.д. 28 об).

На основании соглашений от <...> и от <...>, по взаимной договоренности сторон, сроки договоров аренды и были продлены по <...> и по <...> соответственно (том-1 л.д. 21, 29).

В соответствии с договором купли-продажи объекта незавершенного строительством и передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от <...> , заключенного между ООО «Профэлектрострой» и ЗАО «Иском», ЗАО «Иском» переданы принадлежащие ООО «Профэлектрострой» права и обязанности по договору аренды земельного участка от <...> и договору аренды земельного участка от <...>.

Соглашением от <...>, заключенным между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации города Шадринска и ЗАО «Иском», в договор аренды земельного участка были внесены изменения относительно адреса земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м, из земель населенных пунктов – для строительства многоквартирного жилого дома с объектами обслуживания, расположенного по адресу: <адрес> (том-1 л.д. 30).

На день рассмотрения дела истец ЗАО «Иском» является арендатором земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м, из земель населенных пунктов – для строительства многоквартирного жилого дома с объектами обслуживания, находящегося по адресу: <адрес> и земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м, из земель населенных пунктов – для строительства многоквартирного жилого дома с объектами обслуживания, расположенного по адресу: <адрес> (том-1 л.д. 15-17, 18-20, том-2 л.д. 74).

Согласно выпискам из кадастровых паспортов земельных участков с кадастровыми номерами и , выданных <...> филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области, кадастровая стоимость указанных выше земельных участков установлена в размере <...> руб. <...> коп. и <...> руб. <...> коп. соответственно (том-2 л.д. 7-12).

Аналогичные данные о кадастровой стоимости земельных участков, с кадастровыми номерами и содержатся и в выписках из кадастровых паспортов данных земельных участков по состоянию на <...> (том-2, л.д. 78-84).

Кадастровые стоимости земельных участков, арендованных ЗАО «Иском», установлены на основании постановления Правительства Курганской области от 26.09.2011 № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области» (далее - постановление Правительства Курганской области от 26.09.2011 № 454), которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в разрезе земельных участков по Курганской области по состоянию на 01.01.2010 и средние уровни кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным образованиям Курганской области.

Данным постановлением Правительства Курганской области от 26.09.2011 № 454 утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <...> руб./кв.м и <...> руб./кв.м, которые были применены при определении кадастровой стоимости земельных участков с учетом их площади.

В соответствии с кадастровыми справками от <...>, кадастровая стоимость земельных участков определена на дату <...> (отм-2 л.д. 72-73).

Согласно отчету от <...> по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв.м, из земель населенных пунктов – для строительства многоквартирного жилого дома с объектами обслуживания и земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв.м, из земель населенных пунктов – для строительства многоквартирного жилого дома с объектами обслуживания, составленному индивидуальным предпринимателем К.О.Н., по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость указанных выше земельных участков составила <...> руб. и <...> руб. (том-1 л.д. 32-113).

Ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, ЗАО «Иском» обратилось с настоящим иском, указывая на нарушение его прав как арендатора объекта недвижимости и плательщика арендной платы за пользование земельными участками, которая, по мнению истца, определена исходя из кадастровой стоимости земельных участков.

Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может приняться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В силу ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»), кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 5 ст. 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее - Правила).

В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

В соответствии с п.п. 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

По смыслу приведенных положений действующего законодательства кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.

Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в п. 3 ст. 66 ЗК РФ, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Этим же законом Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» был дополнен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка», в ст. 24.18 которой (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ) указывается, что физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить такие результаты в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Пунктом 1 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Из материалов дела усматривается, что при заключении договора аренды земельного участка от <...>, заключенного между муниципальным образованием город Шадринск и ООО «Профэлектрострой», размер арендной платы, сложившейся по результатам аукциона, за земельный участок с кадастровым номером в год на момент заключения договора составил <...> руб. (п. 3.1 договора).

При заключении договора аренды земельного участка от <...>, заключенного между муниципальным образованием город Шадринск и ООО «Профэлектрострой», размер арендной платы за земельный участок с кадастровым номером в год на момент заключения договора составил <...> руб. (п. 3.1 договора).

Указанные размеры арендной платы за земельные участки были рассчитаны исходя из рыночной стоимости земельных участков на основании отчета Закрытого акционерного общества «Эксперт» от <...> и отчета Закрытого акционерного общества «Эксперт» от <...> (том-2 л.д. 51-55, 62-68).

В силу п. 1 ст. 11, ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и ст. 2 ГПК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Условием удовлетворения иска является установление судом факта нарушения прав или законных интересов истца при условии выбора истцом надлежащего способа защиты нарушенного права. Выбор способа защиты должен привести к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.

Истцом, в ходе рассмотрения дела, доказательств нарушения его прав установленной кадастровой стоимостью земельных участков не предоставлено.

Доводы истца о восстановлении его прав в виде изменения размера арендной платы являются несостоятельными, поскольку размер арендной платы как в отношении земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м, из земель населенных пунктов – для строительства многоквартирного жилого дома с объектами обслуживания, находящегося по адресу: <адрес>, так и земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м, из земель населенных пунктов – для строительства многоквартирного жилого дома с объектами обслуживания, расположенного по адресу: <адрес>, определен в фиксированном размере по результатам проведенных аукционов, начальная цена арендной платы определялась на основании рыночной стоимости права аренды в соответствии с отчетами ЗАО «Эксперт» и не связана с кадастровой стоимостью земельных участков (том-2 л.д. 43-68).

Таким образом, подлежащего судебной защите интереса в оспаривании кадастровой стоимости ввиду отсутствия ее влияния на размер платы по договору аренды земельных участков кадастровой стоимости, не имеется.

Поскольку арендная плата земельных участков установлена в фиксированной сумме в размере рыночной стоимости права аренды, истцом доказательств нарушения его прав установленным размером кадастровой стоимости не предоставлено, суд полагает, что установление кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере <...> руб. <...> коп. и <...> руб. <...> коп. права истца не нарушает.

В связи с изложенными выше обстоятельствами, суд полагает заявленные истцом требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , равной его рыночной стоимости в размере <...> руб., и установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , равной его рыночной стоимости в размере <...> руб., не подлежащими удовлетворению.

Довод представителя ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Ростеестра» по Курганской области о том, что он является ненадлежащим ответчиком, суд считает необоснвоанным.

Исходя из анализа положений ст.ст. 24.18, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ), требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости на основании установления в отношении земельного участка его рыночной стоимости должно быть обращено к органу кадастрового учета.

В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с п. 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценке.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных ст. 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил, наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.

Согласно п. 2 приказа Росреестра от 11.03.2010 № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата»), по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета», федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, надлежащим ответчиком по рассматриваемой категории споров является ФГБУ «ФКП Росреестра», наделенное функциями органа кадастрового учета объектов недвижимости и государственной кадастровой оценки.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Поскольку в удовлетворении требований ЗАО «Иском» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости было отказано, а требования о взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя, государственной пошлины являются производными от основных требований, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ЗАО «Иском» о взыскании судебных расходов.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Закрытого акционерного общества «Иском» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «ФКП Ростеестра» по Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м. из земель населенных пунктов – для строительства многоквартирного жилого дома с объектами обслуживания, находящегося по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей и земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м. из земель населенных пунктов – для строительства многоквартирного жилого дома с объектами обслуживания, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей, взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя, расходов по оплате государственной пошлины отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Курганский областной суд.

Судья

Курганского областного суда Ушакова И.Г.