Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
1 сентября 2015 года <адрес> УР
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Захарчука О.В.,
при секретаре Пенькиной Н.В.,
с участием: представителя ФИО1 – ФИО2, представителей заинтересованных лиц: Правительства Удмуртской Республики – ФИО3, Федерального Государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра») – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, равной рыночной.
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 (далее по тексту заявитель) обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, равной рыночной.
Заявление мотивировано тем, что заявитель является собственником земельных участков:
кадастровый №, площадью <данные изъяты>., отнесен к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием: под размещение производственной базы, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, северо-западная часть кадастрового квартала;
кадастровый №, площадью <данные изъяты>м., отнесен к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием: под размещение производственной базы, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала, граница которого проходит по черте южной границы <адрес>.
Кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и составляет <данные изъяты> для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> рублей для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, в то время как согласно отчетам об оценке ООО «Оценка. Консалтинг. Аудит», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет <данные изъяты>, и <данные изъяты> земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>
Заявитель полагает, что кадастровая стоимость земельных участков, не соответствует их рыночной стоимости, что приводит к нарушению его прав.
ФИО1 просил суд:
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> равной рыночной в размере <данные изъяты> рублей;
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> равной рыночной в размере <данные изъяты> рублей.
В судебное заседание ФИО1 не явился, его представитель в судебном заседании заявление поддержала по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель Правительства УР ФИО3 в судебном заседании по заявленным требованиям возражений не высказал.
В судебном заседании представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» ФИО4 возражений по заявленным требованиям не высказал, при этом пояснил, что спорные земельные участки являются едиными землепользованиями, и состоят из трех земельных участков каждый. Кадастровая стоимость определяется путем суммирования кадастровой стоимость земельных участков входящих в единое землепользование. При этом в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> была допущена техническая ошибка связанная с площадью участка, которая в последующем была устранена. Рыночная стоимость спорных земельных участков подлежит определению на ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по УР ФИО5 в судебное заседание не явилась, представила письменные пояснения по заявленным требованиям, которые сводятся к тому, что не имеет возражений против установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
В судебное заседание заинтересованные лица Администрация МО «<адрес>» и Администрация МО «Хохряковское» представителей не направили, как и не были представлены пояснения по заявленным требованиям.
В силу положений ст.167 и главы 23 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту – ГПК РФ) дело рассмотрено судом в отсутствие не явившегося ФИО1, представителей Управления Росреестра по УР, Администрации МО «<адрес>» и Администрации МО «Хохряковское».
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником земельных участков:
- кадастровый №, площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала, граница которого проходит по черте южной границы <адрес>, отнесенный к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием: для расширения производственной базы, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ;
- кадастровый №, площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, северо-восточная часть Завьяловского кадастрового района, отнесен к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием: под размещение производственной базы, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> следует, что данный участок является единым землепользованием, в который входят земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>
Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> является единым землепользованием, в который входят земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, что следует из кадастрового паспорта земельного участка.
Постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 487 утверждена кадастровая стоимость земельных участков земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с названным Постановлением Правительства УР № кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определена в размере <данные изъяты>, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определена в размере <данные изъяты>, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определена в размере <данные изъяты>, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определена в размере <данные изъяты>, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определена в размере <данные изъяты>, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определена в размере <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> была устранена техническая ошибка, что подтверждается решением № филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по УР. Кроме того, данное обстоятельство подтверждается и объяснениями представителя ФГБУ «ФКП Росреестра». После устранения технической ошибки кадастровая стоимость данного земельного участка была определена в размере <данные изъяты>
Пунктом ДД.ММ.ГГГГ Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> в случае образования нового или выявления ранее учтенного единого землепользования его кадастровая стоимость определяется как сумма кадастровых стоимостей, входящих в его состав обособленных (условных) земельных участков.
Таким образом, кадастровая стоимость единого землепользования с кадастровым номером <данные изъяты> составляет <данные изъяты> рублей, являющейся суммой кадастровых стоимостей земельных участков с кадастровым номером <данные изъяты> а именно сумм <данные изъяты> рублей + <данные изъяты> рублей + <данные изъяты>.
Кадастровая стоимость единого землепользования с кадастровым номером <данные изъяты> составляет <данные изъяты> рублей, являющейся суммой кадастровых стоимостей земельных участков с кадастровым номером <данные изъяты>, а именно сумм <данные изъяты> рублей + <данные изъяты> рублей + <данные изъяты>
Из кадастровых справок о кадастровой стоимости объектов недвижимости следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет <данные изъяты> рублей, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет <данные изъяты>
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является в том числе земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п. п. 1, 2 и 5).
Статьей 66 ЗК РФ закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее - Закон) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
Статьей 24.18 Закона за юридическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
Общие требования к содержанию отчета приведены в ст. 11 Закона.
При этом оценщик обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков, соблюдать требования данного Закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также требования стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является (ст. 15 Закона).
Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (ст. 14 Закона).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст. 12 Закона).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (ст. 17.1 Закона).
Стандарты оценочной деятельности отражены в ст. 20 Закона.
В соответствии с положениями ст. ст. 24.18 и 24.20 указанного Закона установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный реестр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221 "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно отчету об оценке № ОКА 180201/зу от ДД.ММ.ГГГГ, составленному ООО «Оценка. Консалтинг. Аудит.» рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием: для расширения производственной базы, общей площадью 96 900 кв.м., расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала, граница которого проходит по черте южной границы <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>.
Из экспертного заключения № следует, что отчет № ОКА 180201/зу соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Согласно отчету об оценке № ОКА 180202/зу от ДД.ММ.ГГГГ, составленному ООО «Оценка. Консалтинг. Аудит.» рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием: под размещение производственной базы, общей площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, северо-восточная часть Завьяловского кадастрового квартала, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>
Из экспертного заключения №/н-15 следует, что отчет № ОКА 180202/зу соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости отказала ФИО1 в пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, что подтверждается решениями от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку кадастровая стоимость спорных земельных участков превышает их рыночную стоимость, установленную отчетами об оценке земельного участка, и комиссией отказано в пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, поэтому ФИО1 обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
Суд полагает, что заявитель вправе требовать определения кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В силу статьи 56 ГПК РФ - каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из положений главы III.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконных актов, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком.
Заявителем представлен отчет об оценке № ОКА 180201/зу, составленный ООО «Оценка. Консалтинг. Аудит.», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категории земель: категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием: для расширения производственной базы, общей площадью <данные изъяты>.м., расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала, граница которого проходит по черте южной границы <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей.
Так же заявителем представлен отчет об оценке № ОКА 180202/зу, составленный ООО «Оценка. Консалтинг. Аудит.», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием: под размещение производственной базы, общей площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, северо-восточная часть Завьяловского кадастрового квартала, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>
Данные отчеты об оценке рыночной стоимости подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования и имеющим необходимое образование. При этом отчеты содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных земельных участков.
Соответствие подготовленных оценщиком отчетов требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности подтверждены в свою очередь экспертными заключениями.
Участвующие в деле лица не представили сведений о несоответствии названных отчетов об оценке и экспертных заключений Закону об оценочной деятельности либо федеральным стандартам оценки, не заявили ходатайства о назначении судебной оценочной экспертизы. Доказательств того, что на ДД.ММ.ГГГГ - дату установления кадастровой стоимости принадлежащих заявителю земельных участков - рыночная стоимость данных объектов являлась иной, чем отражено в отчете оценщика и экспертном заключении, суду не представили.
Названные отчеты об оценке и экспертные заключения на данные отчеты являются относимыми, допустимыми и достаточными доказательствами по делу.
На основании изложенного, суд считает требование заявителя подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194- 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, равной рыночной удовлетворить.
Установить на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, северо-восточная часть Завьяловского кадастрового района равной рыночной в размере <данные изъяты>.
Установить на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала, граница которого проходит по черте южной границы <адрес> равной рыночной в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Удмуртской Республики О.В. Захарчук