3-144/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 ноября 2013 года Санкт-Петербургский Городской Суд в лице:
судьи Городского суда Гунько Т.А.,
с участием прокурора Рыбаловой О.А.,
при секретаре Романовой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО об оспаривании законности распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга № 237-р от 26.12.2008 г. « О перечне недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц ( за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и ( или) в пользование на долгосрочной основе ( в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» в части утверждения строки № <...> Приложения Перечня, суд
У С Т А Н О В И Л :
Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга (далее КУГИ ) от 26 декабря 2008 года № 237-р « О перечне недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц( за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и предназначенного для предоставления во владение и ( или) в пользование на долгосрочной основе( в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим ифраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге», действующим в Санкт-Петербурге в редакции с изменениями, внесенными Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 23 марта 2009 года № 26-р утвержден перечень недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для
предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе ( в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге.
В частности в данный Перечень, согласно Распоряжения № 237-р от 26.12.2008г ( л.д. 130 ) включена строка № <...> помещения, расположенного в городе Санкт-Петербурге по <адрес>.(л.д. 137 )
Оспариваемое распоряжение опубликовано 31.12.2008г. в № 50 (2) « Информационного бюллетеня Администрации Санкт-Петербурга» (л.д. 128 ).
ООО является субъектом малого предпринимательства(л.д.102- 103) и на основании договора аренды № <...> от <дата> заключенного между Комитетом по управлению городским имуществом и обществом является арендатором части помещения 1-Н(1-12) помещения с кадастровым № <...>, расположенного по адресу Санкт-Петербург, <адрес>.
Указанная часть помещений включена в Перечень строкой № <...> недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц ( за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и ( или) в пользование на долгосрочной основе ( в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге.
Полагая, что включение помещений в перечень строкой <...> в нарушение Закона Санкт-Петербурга « О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге», нарушает права и свободы заявителя, общество обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с данным заявлением.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности М.Т.В. поддержала заявленные требования и просила суд признать недейстующим указанное Распоряжение в части включения в перечень помещения, расположенного по адресу Санкт-Петербург, <адрес>. строкой <...>.
При этом заявитель указала, что Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга нарушен порядок внесения в перечень объектов, порядок формирования перечня и процедура, чем созданы реальные препятствия для приватизации занимаемых помещений ООО и созданы препятствия для деятельности предприятия малого предпринимательства.
Представитель КУГИ Санкт-Петербурга по доверенности ФИО1 полагала требования необоснованными.
Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Рыбаловой О.А., полагавшей требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, суд полагает требования заявителей подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Так, судом установлено, что в соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 « О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц ( за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе ( в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 4.1 данного закона установлено, что порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 названной статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду ( в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Согласно пункту 4.2. данного закона государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, указанные в части 4 настоящей статьи, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество.
Законом Санкт-Петербурга № 194-32 от 17.04.2008 года « О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» к полномочиям правительства Санкт-Петербурга в области развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, отнесено формирование, утверждение, ведение, а также установление порядка ведения и опубликования перечня недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц( за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и ( или ) в пользование на долгосрочной основе( в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, а также установление условий предоставления в аренду недвижимого имущества, включенного в указанный перечень.
Во исполнении данного закона Правительство Санкт-Петербурга приняло Постановление от 22.12.2008 г. № 1624 « О мерах реализации Закона Санкт-Петербурга « О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге».
Пунктом 1 Постановления утвержден Порядок ведения и опубликования перечня недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц ( за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и ( или) в пользование на долгосрочной основе( в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, согласно Приложения 1. Пунктом 3 данного Постановления на КУГИ возложена функция формирования, утверждения и ведения перечня перечисленного выше недвижимого имущества.
Учитывая возложенную компетенцию Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 1589 были внесены соответствующие изменения в Положение о Комитете по управлению городским имуществом.
В соответствии с компетенцией и во исполнении Постановления правительства Санкт-Петербурга № 1624 от 22.12.2008г. КУГИ издал распоряжение от 26.12.2008 № 237-р,(л.д. 130), которым утвердил Перечень недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц ( за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и ( или) в пользование на долгосрочной основе ( в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге(л.д.131-137).
Утверждение данного Перечня находится в компетенции КУГИ Санкт-Петербурга. При осуществлении формирования, утверждения и ведения Перечня КУГИ обязано руководствоваться нормативными правовыми актами субъекта РФ -Санкт-Петербурга. При этом, следует иметь ввиду, что Федеральным законом № 209-ФЗ от 24.07.2007 « О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (п.4.1,4.2 ) и абз. 2 пп. « г» п.2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 17.04.2008 № 194-32 « О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» установлены ограничения прав субъектов малого и среднего предпринимательства.
Во исполнении указанных нормативных правовых актов и в пределах полномочий КУГИ обоснованно реализовало свое право на издание Распоряжения № 237-р от 26.12.2008 (л.д. 94), которым обоснованно утвердило перечень.
Вместе с тем, суд полагает объективно установленным нарушение порядка, процедуры при формировании перечня в части включения в него ( строки № <...> ) нежилых помещений, занимаемых ООО» согласно договора аренды с <дата>(л.д. 14 ).
Согласно п.2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 17.04.2008 № 194-32 « О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» в целях оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге Правительство Санкт-Петербурга формирует, утверждает, ведет и осуществляет обязательное опубликование перечня имущества Санкт-Петербурга, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге.
Согласно п.п.6 п.2 ст.6 данного Закона, действующей на момент принятия оспариваемых норм, Перечень имущества Санкт-Петербурга, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, формируется из числа объектов нежилого фонда занимаемого субъектами малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, в отношении которых в установленном порядке принято решение об их предоставлении на инвестиционных условиях, либо в отношении которых до 1 марта 2009 года в соответствии с процедурой принято решение о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, установленной Правительством Санкт-Петербурга, подготовлены сводные заключения, содержащие вывод о возможности дальнейшего рассмотрения заявлений потенциальных инвесторов о предоставлении здания для реконструкции
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22 декабря 2008года № 1624 « О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга « О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» утвержден Порядок ведения и опубликования перечня недвижимого имущества.
Пункт 6 данного Постановления предписывает Комитету по строительству, Комитету по инвестициям и стратегическим проектам в недельный срок в соответствии с компетенцией направить в Комитет по управлению городским имуществом копии решений или документов в отношении зданий, указанных в п.п. б и «в» п.2 ст.6 Закона Санкт-Петербурга № 194-32 « О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» соответственно по договорам аренды, заключенным Комитетом по управлению городским имуществом.
Согласно п.3 утвержденного Порядка ведение Перечня осуществляется Комитетом по управлению городским имуществом с учетом имеющейся информации о свободных от прав третьих лиц объектов, информации представляемой исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, а также с учетом результатов рассмотрения заявлений арендаторов нежилых помещений о включении арендуемых нежилых помещений в Перечень.
Согласно п.4 утвержденного Порядка ведение Перечня для включения Комитетом по управлению городским имуществом объектов из числа расположенных в зданиях, указанных в п.п. «б» и п.п.»в» п.2 ст.6 Закона Санкт-Петербурга, в Перечень Комитет по строительству и комитет по инвестициям и стратегическим проектам в соответствии с компетенцией направляют в КУГИ копии решений ( документов) в отношении таких зданий не позднее трех рабочих дней с даты их принятия ( подписания) с указанием на то, что копия решения ( документа) представляется в целях ведения Перечня.
Включению в Перечень подлежат среди прочего занимаемые субъектами малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге нежилые помещения в зданиях, в отношении которых:
В установленном порядке принято решение об их предоставлении на инвестиционных условиях, либо в отношении которых в соответствии с процедурой принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, установленной Правительством Санкт-Петербурга подготовлены сводные заключения, содержащие вывод о возможности дальнейшего рассмотрения заявлений потенциальных инвесторов о предоставлении здания для реконструкции.
Таким образом, действующие нормативные правовые акты в Санкт-Петербурге определяют порядок, процедуру формирования нежилых помещений для включения в Перечень.
Из представленных суду документов следует, что указанный порядок и процедура при включении нежилых помещений, арендуемых заявителем строкой № <...> не соблюдены, так как при включении в Перечень спорного объекта отсутствовали перечисленные документы.
Как пояснил представитель КУГИ по доверенности ФИО1 пакет документов и сводное заключение не поступали, а были представлены в электронном виде, однако в каком виде, когда и где зарегистрированы пояснить не смогла. На неоднократные требования суда представить указанные документы КУГИ документы не представил.
Таким образом, устные объяснения не подтверждены письменными доказательствами из-за отсутствия таковых.
Данный вывод подтверждается письмом председателя комитета по строительству от 28.12.2012г. (л.д. 92) из которого следует, что решение о предоставлении здания по адресу <адрес> для реконструкции на инвестиционных условиях Правительством Санкт-Петербурга не принято. Сводные заключения, содержащие вывод о возможности дальнейшего рассмотрения заявлений потенциальных инвесторов с целью предоставления зданий для реконструкции не выдавались. В комитете по строительству заявления потенциальных инвесторов в соответствии с Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции не зарегистрированы.
В ходе судебного разбирательства представитель КУГИ подтвердил, что потенциальные инвесторы отсутствуют до настоящего времени.
Кроме того, установлено судом, что основанием для включения спорного помещения в Перечень послужило письмо начальника Управления экономической и инвестиционной политики Комитета по управлению городским имуществом от <дата>. № <...> директору ГУ « Управления инвестиции» (л.д. 149) с просьбой направить подготовленные в электронном виде сведения в отношении каких объектов подготовлены сводные заключения.
Письмом директора ГУ «Управление инвестиции» от <дата>. на указанное письмо направлена информация по инвестиционным проектам для формирования перечня недвижимого имущества. В качестве информации направлена заявка от <дата> о возможности осуществления инвестиционного проекта по строительству объекта недвижимости-административного здания по <адрес> (л.д.150-151 ).
Между тем, указанные документы не отвечают требованиям перечисленных нормативных правовых актов и правового значения не имеют как по своему содержанию, так и по датам и срокам представления.
Суд полагает перечисленные обстоятельства явными нарушениями, позволяющими сделать вывод о том, что предусмотренный нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга порядок и процедура включения нежилых помещений, арендуемых заявителем, нарушено КУГИ Санкт-Петербурга при формировании перечня недвижимого имущества.
В судебном заседании представитель КУГИ не отрицал изложенные обстоятельства.
Порядок направления и поступления документов предусмотрен Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.12.2008 № 1624 « О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга « О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге». Представление документов в электронном виде данным актом не предусмотрено.
Изложенные обстоятельства являются основанием к признанию незаконным п.1 Распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга № 237-р от 26.12.2008 г. в части утверждения строки № <...> Перечня недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга.
Суд полагает, что представлено достаточно доказательств того, что оспариваемое Распоряжение КУГИ, в части относящейся к требованиям заявителя нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя. При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что занимаемые помещения заявителем по договору аренды не сформированы, т.к. этот процесс никак не влияет на состоявшееся включение в перечень данных помещений в Перечень строкой <...>.
На основании изложенного, суд полагает правовую позицию заявителей обоснованной, а правовую позицию КУГИ Санкт-Петербурга ошибочной.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,ст.ст.251-253 ГПК
РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ООО об оспаривании законности распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга № 237-р от 26.12.2008 г. « О перечне недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц ( за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и ( или) в пользование на долгосрочной основе ( в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» в части утверждения строки № <...> Приложения Перечня - удовлетворить.
Признать пункт 1 Распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга № 237-р от 26.12.2008 г. « О перечне недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц ( за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и ( или) в пользование на долгосрочной основе( в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» в части утверждения строк № <...> Приложения Перечня к распоряжению недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о данном решении подлежит официальному опубликованию после вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.
СУДЬЯ Т.А.ГУНЬКО
.