ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-144/2014 от 24.12.2014 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

  Дело №3-144/2014

 ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 Волгоградский областной суд

 в составе председательствующего судьи Гайдарова М.Б.,

 при секретаре Козловой И.В.,

 с участием:

 представителя истца ФИО1,

 представителя Федерального государственного

 бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая

 палата Федеральной службы государственной

 регистрации, кадастра и картографии» в лице

 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра»

 по Волгоградской области ФИО2

 рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде 24 декабря 2014 года гражданское дело по иску ФИО3 к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,

 у с т а н о в и л:

 ФИО3 обратился в Волгоградский областной суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области (далее - ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:34:030132:22, площадью 697,9 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1409 000 руб., указав в обоснование, что является арендатором вышеуказанного земельного участка по договору аренды, заключенному с администрацией города Волгограда. Расчёт арендной платы за участок по указанному договору произведён в соответствии с Порядком расчёта арендной платы на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, утверждённым постановлением администрации Волгоградской области от 22.08.2011 г. № 469-п, за основу которого принята кадастровая стоимость земельного участка. Превышение установленной кадастровой стоимости участка в результате проведения государственной кадастровой оценки его рыночной стоимости приводит к завышению размера арендной платы, что нарушает права истца в сфере предпринимательской деятельности.

 Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, поддержавших иск, представителя ответчика возражавшего против заявленного требования, суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

 Судом установлено, что истец на основании договора аренды № <...>, заключенного с администрацией города Волгограда ДД.ММ.ГГГГ, является арендатором земельного участка с кадастровым номером 34:34:030132:22, площадью 697,9 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>.

 В соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 года N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области по состоянию на 01.01.2010 года.

 С учетом указанного правового акта по данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:030132:22 площадью 697,9 кв.м. составляет 8273939,49 руб.

 Земельный участок внесен в государственный кадастр недвижимости до проведения государственной кадастровой оценки на 01.01.2010г., изменений качественных и (или) количественных характеристик не претерпел.

 Не согласившись с проведенной государственной кадастровой оценкой земельного участка и полагая, что его кадастровая стоимость должна быть определена как равная рыночной, истец обратилась в суд с настоящим иском.

 В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

 Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

 Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

 В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

 Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

 При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

 Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

 Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

 Требование об определении кадастровой стоимости земельного участка, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами гражданского процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.

 Суд соглашается с указанной правовой позицией, которая определена постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010.

 По правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

 В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации": результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

 Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

 В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

 В целях установления рыночной стоимости земельного участка, по заказу истца, ООО <.......>» составлен Отчет № <...>, которым определена рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010г. в размере 1 409 000 руб.

 Отчету № <...> об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:34:030132:22, площадью 697,9 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, дано положительное Экспертное заключение № <...> Экспертным советом <.......>

 Доводы ответчика суд находит несостоятельными, так как представленные истцом отчет и экспертная оценка отчета не опровергнуты допустимыми доказательствами, оценка земельного участка проведена в порядке установленном законодательством, избранный истцом способ защиты не противоречит закону.

 Оценив представленные в дело доказательства, приняв во внимание рыночную стоимость земельного участка, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

 При этом, суд считает, что новая кадастровая стоимость вносится в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

 В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату. Включение любых сведений на прошедшую дату действующим законодательством не предусмотрено.

 Надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям является Федеральная кадастровая палата, наделенная приказами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93, от 26.12.2011 N П/531 полномочиями органа кадастрового учета, в том числе, по определению кадастровой стоимости земельных участков.

 Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

 решил:

 Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:030132:22, площадью 697,9 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1409 000 рублей.

 Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:030132:22, площадью 697,9 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1 409 000 рублей.

 Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения путем подачи жалобы через Волгоградский областной суд.

 Судья М.Б. Гайдаров