ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-147/20 от 09.09.2020 Кусинского районного суда (Челябинская область)

Дело № 12-25/2020 Мировой судья, исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка №2 Юдина И.В., дело № 3-147/2020

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

09 сентября 2020 года г. Куса

Судья Кусинского районного суда Челябинской области Андреева Н.В., при секретаре Кунакбаевой Л.Г.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Батраковой П.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кусинского районного суда Челябинской области (456940, Челябинская область, г. Куса, ул. Советская, д. 20)

жалобу Батраковой Полины Иннокентьевны на постановление мирового судьи, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Кусинского района Челябинской области от ДАТА по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Батраковой Полины Иннокентьевны, ДАТА рождения,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Кусинского района Челябинской области от ДАТА Батракова П.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.

Не согласившись с постановлением мирового судьи, Батракова П.И. обратилась в суд с жалобой, в которой просила постановление в части назначения наказания отменить, применить статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В обоснование жалобы Батракова П.И. указала, что в её действиях отсутствует состав административного правонарушения. Спорные земельные участки были переданы Управлению культуры на основании распоряжений администрации Кусинского муниципального района, в которых на Управление возложена обязанность по постановке на баланс объектов недвижимости, что ею было выполнено. В её полномочия и должностные обязанности не входит оформление правоустанавливающих документов на объекты недвижимости. Оформление и заключение договора о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование относится к полномочиям Управления земельными и имущественными отношениями. О том, что Управлению культуры необходимо было оформлять какие-либо документы на земельные участки, ей было неизвестно, она выполняла прямое указание главы района и поставила земельные участки на баланс Управления культуры. На момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении УЗиИО надлежащим образом оформлены правоустанавливающие документы и переданы земельные участки Управлению культуры. Данному обстоятельству судом не дана оценка должным образом. При указанных обстоятельствах, учитывая положения Европейской конвенции от 20 марта 1952 года о разумном балансе публичного и частного интересов, оценив конкретные обстоятельства дела, в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, есть основания полагать, что судом необоснованно не была применена статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 137-138).

В судебном заседании Батракова П.И. доводы жалобы поддержала.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении в отношении Батраковой П.И., главный инспектор Контрольно-счетной палаты Челябинской области Ярославский Е.А. в судебном заседании при надлежащем извещении участие не принимал, направил в суд письменные возражения на жалобу, в которых указал, что в действиях Батраковой П.И. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Распоряжениями администрации Кусинского муниципального района «О передаче объектов недвижимости» от ДАТА.НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР, от ДАТАНОМЕР с баланса УЗиИО переданы на баланс Управления культуры четыре сооружения и четыре прилегающих к переданным сооружениям земельных участка.

В нарушение требований пункта 3 распоряжений от ДАТАНОМЕР, НОМЕР, НОМЕР и от ДАТАНОМЕР Управлением на момент проведения настоящей проверки право постоянного (бессрочного) пользования на вышеназванные земельные участки не зарегистрировано, что подтверждается выписками из ЕГРН по состоянию на ДАТАНОМЕР, НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР. Батракова П.И. являясь главным бухгалтером Управления - лицом ответственным за ведение бюджетного учета в Управлении, в своей деятельности должна была руководствоваться пунктами 36, 70, 71 Инструкции № 157н, чего ею сделано не было. Вышеназванные земельные участки учтены на счете 0 103 00 000 «Непроизведенные активы» Управлением при отсутствии на то законных оснований - документов (свидетельств), подтверждающих право постоянного (бессрочного) пользования. Перед постановкой спорных земельных участков на баланс, Батракова П.И. должна была убедиться в том, что имеются правоустанавливающие документы, подтверждающие регистрацию права. Таким образом, до момента государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования спорные земельные участки следовало отражать на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» в силу требований пункта 333 Инструкции № 157н. Добровольное устранение последствий правонарушения не является обстоятельством, исключающим производство по делу. Данное обстоятельство в силу статьи 4.1 КоАП РФ учтено мировым судьей при назначении Батраковой П.И. административного наказания. Совершенное Батраковой П.И. административное правонарушение признаков малозначительности не содержит, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании должностным лицом требований законодательства в сфере бухгалтерского учета и бюджетной отчетности бюджетной системы Российской Федерации и невыполнении своих публично-правовых и должностных обязанностей в сфере осуществлении учета и контроля за соблюдением бюджетного законодательства. Доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению Батраковой П.И. своих должностных обязанностей и позволяющих квалифицировать данное правонарушение как малозначительное, материалы дела не содержат. Обстоятельств для снижения наказания либо признания правонарушения малозначительным, не имеется, поскольку правонарушение посягает на охраняемые государством общественные отношения в сфере бюджетного законодательства (л.д. 143-145).

Заслушав Батракову П.И., исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно примечаниям к статье под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается в том числе, искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате более чем на 10 процентов.

Согласно пункту 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются: право пожизненного наследуемого владения земельным участком (статья 265); право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268); сервитуты (статьи 274, 277); право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).

Согласно пункту 1 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.

Согласно статье 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации - бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Частью 1 статьи 13 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Согласно пункту 36 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (утв. Приказом Минфина Российской Федерации от 01.12.2010г. № 157н, далее Инструкция №157-н), принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.

К непроизведенным активам относятся объекты нефинансовых активов, не являющиеся продуктами производства, вещное право на которые должно быть закреплено в установленном порядке (земля, недра и пр.) за учреждением, используемые им в процессе своей деятельности (пункт 70 Инструкции № 157н).

Согласно пункту 71 Инструкции № 157н учет учреждениями земельных участков, используемых на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенных под объектами недвижимости), осуществляется на счете 10300 «Непроизведенные активы» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости.

Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 23.01.2017 № 02-07-10/3362 в отношении земельных участков, прaва пользования которыми подлежат в соответствии с законодательством государственной регистрации, документом - основанием для принятия к учету непроизведенных активов (земельных участков) является свидетельство о государственной регистрации права или сделки.

В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Челябинской области на ДАТА, в период с ДАТА по ДАТА проведено контрольное мероприятие «Проверка годового отчета об исполнении бюджета Кусинского муниципального района» за ДАТА в Управлении финансов Кусинского муниципального района. В рамках контрольного мероприятия в период с ДАТА. по ДАТА проведена встречная камеральная проверка в Управлении культуры Кусинского муниципального района. По результатам встречной камеральной проверки составлен Акт от ДАТА. НОМЕР (л.д.13-16).

Актом установлено, что распоряжениями Администрации Кусинского муниципального района НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР от ДАТА., НОМЕР от ДАТА (л.д.49-61) с баланса Управления земельными и имущественными отношениями Кусинского муниципального района переданы на баланс Управления культуры Кусинского муниципального района четыре сооружения и четыре прилегающих к переданным сооружениям земельных участка, в том числе:

-земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв.метра, кадастровый НОМЕР, расположенный по адресу: примерно в <данные изъяты> м. по направлению юго-запад от нежилого дома, расположенного по адресу: АДРЕС, кадастровой стоимостью <данные изъяты> тыс. руб.,

-земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв. метра, кадастровый НОМЕР, расположенный по адресу: примерно в <данные изъяты> м. по направлению на восток от нежилого дома, расположенного по адресу: АДРЕС, кадастровой стоимостью <данные изъяты> тыс. руб.,

-земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв. метра, кадастровый НОМЕР, расположенный по адресу: в <данные изъяты> м. от нежилого здания - школа, находящегося по адресу: АДРЕС, кадастровой стоимостью <данные изъяты> тыс. руб.,

-земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв. метра, кадастровый НОМЕР, расположенный по адресу: АДРЕС, ориентировочно в <данные изъяты> м. по направлению на юго-восток от нежилого здания расположенного по адресу: АДРЕС, кадастровой стоимостью <данные изъяты> тыс. руб.

В нарушение требований пункта 3 распоряжений НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР от ДАТА и НОМЕР от ДАТА Управлением на момент проведения проверки право постоянного (бессрочного) пользования на вышеназванные земельные участки не зарегистрировано. В нарушение требований пункта 2 статьи 264.1 БК РФ, части 1 статьи 13 Закона №402-ФЗ, пунктов 36,70,71 Инструкции №157н, Управлением культуры на счете НОМЕР «Непроизводственные активы» учтены указанные земельные участки, кадастровой стоимостью <данные изъяты> тыс.руб., при отсутствии на то законных оснований - документов, подтверждающих право постоянного(бессрочного) пользования. На ДАТА строка 190 «Итого по разделу 1» по графам 6 «Бюджетная деятельность» и 8 «Итого» раздела «1 Нефинансовые активы» Баланса (ф.0503130) искажена более чем на 10 %, или на 137,5%.

В отношении главного бухгалтера Управления культуры Кусинского муниципального района Батраковой П.И. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения Батраковой П.И. административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и её вина в содеянном, подтверждается совокупностью следующих доказательств:

- протоколом об административном правонарушении НОМЕР от ДАТА., согласно которому в нарушение требований пункта 2 статьи 264.1 БК РФ, части 1 статьи 13 Закона № 402-ФЗ, пунктов 36, 70, 71 Инструкции № 157н, главным бухгалтером Управления культуры Кусинского муниципального района ДАТА на счете 0 103 00 000 «Непроизведенные активы» учтены земельные участки с кадастровыми номерами НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР при отсутствии на то законных оснований - документов (свидетельств), подтверждающих право постоянного (бессрочного) пользования. На ДАТА строка 190 «Итого по разделу I» по графам 6 «Бюджетная деятельность» и 8 «Итого» раздела «I Нефинансовые активы» Баланса (ф. 0503130) искажена более чем на 10 процентов, или на 137,5 процента (<данные изъяты>) ( л.д. 3-6);

- балансом главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (л.д.36-40);

- приказом о назначении Батраковой П.И. на должность главного бухгалтера (л.д.20);

- должностной инструкцией главного бухгалтера, учетной политикой для целей бюджетного учета, утвержденной приказом НОМЕР от ДАТА (л.д.21-22, 23-35);

- балансом Управления культуры Кусинского муниципального района, справкой о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, сведениями, отраженными в главной книге Управления культуры (л.д.36-38, 39-40, 41-48);

-выписками из ЕГРН по состоянию на ДАТАНОМЕР, НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР (л.д. 51,55,59,63).

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств мировым судьей установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Доводы Батраковой П.И. об отсутствии в её действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать состоятельными.

Земельные участки, кадастровой стоимостью <данные изъяты> тыс.руб., переданные Управлению культуры Кусинского муниципального района главным бухгалтером Батраковой П.И. при отсутствии документов, подтверждающих право постоянного(бессрочного) пользования земельными участками необоснованно отражены на ДАТА строке 190 «Итого про разделу 1» по графам 6 «Бюджетная деятельность» и 8 «Итого» раздела «1. Нефинансовые активы» Баланса (ф.0503130), искажение более чем на 10 %, или на 137,5%, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указание в распоряжениях о передаче объектов недвижимости об оформлении Управлением культуры права бессрочного пользования на земельные участки, отсутствие полномочий у главного бухгалтера на оформление документов, не освобождает Батракову П.И. от ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку именно она перед постановкой на баланс земельных участков не убедилась в наличии документов, подтверждающих право пользования земельными участками, что привело к искажению информации об активах.

Добровольное устранение последствий административного правонарушения не является обстоятельством, исключающим производство по делу.

Довод жалобы Батраковой П.И. о необоснованном неприменении мировым судьей статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не состоятелен.

Мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении надлежащим образом дана оценка совершенного административного правонарушения, в постановлении по делу об административном правонарушении от ДАТА сделан вывод об отсутствии признаков малозначительности совершенного правонарушения, поскольку существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в игнорировании должностным лицом требований законодательства в сфере бухгалтерского учета и бюджетной системы Российской Федерации и невыполнении своих публично-правовых обязанностей в сфере осуществления учета и контроля за соблюдением бюджетного законодательства. Административное правонарушение совершено в области финансово-бюджетного регулирования, непосредственным объектом указанного правонарушения является санкционированный государством порядок учета непроизведенных активов. Совершение данного правонарушения препятствует законодательно урегулированному движению денежных средств всех элементов финансовой системы, неизбежно отражается на государственной финансовой дисциплине, нарушении единой бюджетной политики и тем самым наносит вред интересам государства. Данный вывод является правильным. Основания для освобождения Батраковой П.И. от административной ответственности, применив положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют.

При назначении административного наказания Батраковой П.И. мировым судьей учтены характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, её имущественное положение, обстоятельство, смягчающее административную ответственность. Наказание назначено минимальное, предусмотренное санкцией части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Жалоба заявителя не содержит доводов, ставящих под сомнение законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

При таких обстоятельствах, основания для отмены, изменения постановления мирового судьи, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Кусинского района Челябинской области от ДАТА, отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Кусинского района Челябинской области от ДАТА по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Батраковой Полины Иннокентьевны, ДАТА рождения оставить без изменения, а жалобу Батраковой Полины Иннокентьевны - без удовлетворения.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу с момента вынесения.

Судья Н.В. Андреева