дело ....
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Казань 10 ноября 2015 года
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи СафинойМ.М.
с участием прокурора Золина И.А.,
при секретаре ЗалялтдиновойД.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан об оспаривании пункта .... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 27 ноября 2014 года №2611-р,
УСТАНОВИЛ:
распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 27 ноября 2014 года № 2611-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год (далее – Перечень), в пункте .... которого указан объект недвижимости с кадастровым номером 16:52:.... расположенный по адресу: <адрес>
ФИО1 являясь собственником данного объекта, обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании пункта .... Перечня и признании распоряжения в этой части недействующим. В обоснование своих требований указала, что включение объекта в Перечень противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года № 49-ЗРТ «О налоге на имущество организаций», так как объект не входит в категорию торговых центров (комплексов).
В судебном заседании представитель ФИО1представитель 1 поддержала административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан представитель 2 с доводами административного истца не согласился, пояснил, что спорный объект расположен на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, следовательно, подпадает под действие пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора ЗолинаИ.А. об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
Пунктом «и» части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также – Кодекс) предусмотрено право законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Кодекса здания, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
В силу положений статьи 402 Кодекса налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Этой же нормой предусмотрено право законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Кодекса.
В пункте 3 статьи 402 Кодекса установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации предписано не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 этой же статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 апреля 2014 года № 282 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Татарстан, определенных по состоянию на 4 июня 2011 года».
Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года № 82-ЗРТ «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года.
Решением Городского совета муниципального образования «город Набережные Челны» от 19 ноября 2014 года № 34/4 установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, обязательный к уплате на территории муниципального образования город Набережные Челны, а также установлена налоговая ставка в размере 2,0 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Порядка формирования, ведения, утверждения и опубликования Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года № 896, Перечень утверждается распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 27 ноября 2014 года № 2611-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год.
Данное распоряжение зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 27 ноября 2014 года за № 2494, опубликовано на официальном сайте правовой информации Министерства юстиции Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 28 ноября 2014 года, а также в № 174 газеты «Республика Татарстан» от 29 ноября 2014 года.
В пункте .... Перечня значится объект недвижимости с кадастровым номером 16:52:...., расположенный по адресу: <адрес>
Как следует из текста названного распоряжения, а также из письма Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, направленного в адрес ФИО1 (л.д.21), критериями для включения объектов в Перечень послужили обстоятельства, предусмотренные статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года № 49-ЗРТ «О налоге на имущество организаций», согласно которой налоговая база определяется как кадастровая стоимость в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек.
Таким образом, субъектом Российской Федерации при реализации своих полномочий, предусмотренных пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в Перечень включена лишь часть имущества, определяемого в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и применен единый подход как в отношении имущества организаций, так и в отношении имущества физических лиц. Такое регулирование, по мнению суда, не ухудшает положения налогоплательщиков и соотносится с основными началами законодательства о налогах и сборах, в частности с принципом всеобщности и равенства налогообложения (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Административный истец полагает, что принадлежащий ему объект недвижимого имущества данным условиям не отвечает и, следовательно, не подпадает под категорию торговых центров (комплексов).
Судом установлено, что объект недвижимости, указанный в пункте .... Перечня – нежилое четырехэтажное здание (подземных гаражей – 1) общей площадью .... квадратных метра, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 16:52:.... – принадлежит на праве собственности ФИО1., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 9 января 2014 года (л.д.9).
В соответствии с кадастровым паспортом объекта недвижимости (л.д.13), объект носит наименование – здание многофункционального назначения «Торговый пассаж». Согласно кадастровой выписке о земельном участке (л.д.12), здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 16:52:.... имеющем вид разрешенного использования: смешанное функциональное использование (жилые помещения, магазин, офис, гостиница). В техническом паспорте здания (л.д.14-20) указано на наличие в нем торговых помещений основной площадью .... квадратных метра.
Как указывает административный истец, большая часть площадей в здании фактически не используется, несмотря на меры, принимаемые для привлечения арендаторов, в аренду сдано лишь помещение площадью 48,1 квадратных метров. По информации, представленной Исполнительным комитетом муниципального образования «город Набережные Челны», на первом этаже здания расположены магазин автозапчастей и букмекерская контора, на остальных этажах деятельность не ведется.
Вместе с тем, одним из критериев отнесения здания к категории торговых центров (комплексов) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий, в том числе, размещение торговых объектов.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 16:52.... содержит указание на возможность размещения магазинов, которые, по мнению суда, следует считать торговыми объектами, поскольку в Налоговом кодексе Российской Федерации не содержится положений, исключающих понятие «магазин» из общего понятия торговых объектов.
Довод административного истца о том, что Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 5401, разделяет понятия торговых центров и магазинов в зависимости от торговой площади, не может быть принят судом во внимание.
При определении в Налоговом кодексе Российской Федерации условий отнесения здания к торговому центру (комплексу) по виду разрешенного использования земельного участка федеральный законодатель не отсылает к понятию торгового центра, использованному в классификаторе видов разрешенного использования, а устанавливает специальные критерии, применяя, в том числе, понятие «торговый объект».
При этом по правилам пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации понятия и термины других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Нормы отраслевого законодательства (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации») определяют в качестве признаков торгового объекта оснащение его оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, что также не позволяет выделить из этого понятия категорию «магазин».
Кроме того, как видно из материалов дела, вид разрешенного использования земельного участка установлен до утверждения классификатора видов разрешенного использования и вступления в силу утвердившего его акта. Данное обстоятельство исключает возможность применения использованных в нем понятий к спорным правоотношениям (пункт 2 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 5401, пункт 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Поскольку пункт 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признает здание торговым центром (комплексом) при соответствии хотя бы одному из перечисленных в данном пункте условий, включение в Перечень спорного здания, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, который предусматривает, в том числе, размещение торговых объектов – магазинов, не противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона Республики Татарстан «О налоге на имущество организаций».
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан об оспаривании пункта .... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 27 ноября 2014 года №2611-р, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан.
Судья подпись Сафина М.М.
Справка: решение принято судом в окончательной форме 13 ноября 2015 года.
Судья подпись Сафина М.М.
Копия верна.
Судья Сафина М.М.