Дело № 3-149/2015
Решение
Именем Российской Федерации
29 декабря 2015 года г.Тверь
Тверской областной суд в составе:
председательствующего судьи Гришиной С.А.,
при секретаре судебного заседания Коршуновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области о ликвидации Тверского областного отделения Общероссийской общественной организации «Российская общественная организация инвалидов войн и военных конфликтов»,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области обратилось в Тверской областной суд с требованием ликвидировать Тверское областное отделение Общероссийской общественной организации «Российская общественная организация инвалидов войн и военных конфликтов» и обязать ее учредителей (участников) совершить действия по ликвидации в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявленного требования Управление указало, что в результате проведения плановой документарной проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в деятельности организации были выявлены нарушения действующего законодательства, в частности, Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее Федеральный закон «Об общественных объединениях»), Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее Федеральный закон «О некоммерческих организациях»), Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
В нарушение подпункта «а» пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» полное и сокращенное наименование Организации, содержащееся в пункте 1.8 Устава, не соответствует сведениям в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).
В нарушение пункта 5 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Организацией не были представлены запрашиваемые документы.
В нарушение пункта 4 статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» оттиск печати Организации не содержит полного наименования на русском языке.
В нарушение пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» символика, эмблема, флаг, вымпел и иные символы и атрибуты Организации, указанные в пунктах 1.11-1.12 Устава, не имеют своего описания в учредительных документах.
Раздел 3 Устава Организации, предусматривающий право отделения осуществлять взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и отдельными лицами по вопросам решения социальных, бытовых и иных проблем инвалидов и членов их семей, не соответствует правам общественного объединения, установленных статьей 27 Федерального закона «Об общественных объединениях».
Организацией не представлена в Управление ежегодная отчетность за 2009-2013 годы, что является нарушением абзацев 4, 8, части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческой организации».
Положения раздела 7 Устава в части возможности создания местных (городских и районных) отделений противоречат статье 14 Федерального закона «Об общественных объединениях».
К компетенции органов управления Организации Уставом не отнесено утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений, что является нарушением пункта 3 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Положения пункта 8.18 Устава регламентирует, что в случае досрочного прекращения полномочий нескольких членов, но не более 1/3 Правления или Контрольно-ревизионной комиссии, новые члены руководящих органов могут быть кооптированы из числа членов Организации с последующим утверждением на конференции, что противоречит пункту 3 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий является исключительной компетенцией высшего органа управления некоммерческой организации.
Устав Организации не содержит порядок внесения изменений и дополнений, что является нарушением статьи 20 Федерального закона «Об общественных объединениях».
Пункт 4.1 Устава противоречит статье 19 Федерального закона «Об общественных объединениях», регламентирующей, что учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет.
Пункт 6.3 Устава противоречит статье 37 Федерального закона «Об общественных объединениях», согласно которой общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Пункт 8.1 Устава, согласно которого высшим руководящим органом является конференция, противоречит пункту 4.3 Устава, в соответствии с которым рушение о выходе членов Организации принимает Общее собрание.
В Уставе отсутствует предмет деятельности Организации, что является нарушением пункта 4 статьи 52 Гражданского кодекса РФ, права и обязанности членов организации изложены без учета требований статей 65.2 и 123.6 Гражданского кодекса РФ.
Структура органов управления организации, установленная статьей 8 Устава, не отвечает требованиям статьи 65.3 Гражданского кодекса РФ.
В нарушение пункта 3 статьи 65.3 и пункта 2 статьи 123.7 Гражданского кодекса РФ в Уставе Организации отсутствуют положения о единоличном исполнительном органе.
Компетенция конференции организации, изложенная в пункте 8.4 Устава не отвечает требованиям пункта 1 статьи 123.7 Гражданского кодекса РФ.
Положения пунктов 8.4.6 и 11.1 Устава в части возможности передачи имущественных прав по разделительному балансу противоречат статье 58 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Управлением в адрес областного отделения Общероссийской общественной организации «Российская общественная организация инвалидов войн и военных конфликтов» было вынесено письменное представление №, которое было получено председателем Правления ФИОДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку по истечении указанного в представлении срока - ДД.ММ.ГГГГ Организация выявленные нарушения не устранила, распоряжением Управления от ДД.ММ.ГГГГ№-р ее деятельность была приостановлена до ДД.ММ.ГГГГ.
Представление и уведомление о приостановлении деятельности с копией распоряжения направлялись по адресу организации, однако были возвращены в Управление по истечении срока хранения, направленные документы по домашнему адресу Председателя ее Правления получены адресатом ДД.ММ.ГГГГ.
До настоящего времени меры к устранению выявленных нарушений не приняты. Кроме того, в срок до ДД.ММ.ГГГГ Организацией не представлена ежегодная отчетность за 2014 год.
В судебном заседании представитель административного истца - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что Организация на протяжении нескольких лет неоднократно нарушала требования действующего законодательства Российской Федерации за что привлекалась к административной ответственности.
Административный ответчик – Тверское областное отделение Общероссийской общественной организации «Российская общественная организация инвалидов войн и военных конфликтов» явку своего представителя в суд не обеспечил. Направленное по указанному в ЕГРЮЛ адресу Организации, судебное извещение о месте и времени судебного заседания получено своевременно.
Административные ответчики - учредители организации: ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании требования признали, против ликвидации Организации не возражали.
Административные ответчики - учредители организации: ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежаще, адресованная им судебная корреспонденция возвращена за истечением срока хранения в связи с неявкой адресата за ее получением. От ФИО6 в суд поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заинтересованное лицо – Межрайонная ИФНС России № 12 по Тверской области, надлежаще извещенное о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя не направила.
На основании положений статей 150, 152, части 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ общим собранием учредителей Тверского областного отделения Общероссийской общественной организации «Российская общественная организация инвалидов войн и военных конфликтов» принято решение о создании Организации и утверждении Устава.
ДД.ММ.ГГГГ на заседании Правления Организации принято решение о согласовании Устава и утверждении Председателя Правления Организации.
В состав учредителей Организации вошли физические лица: ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО3.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции РФ по Тверской области принято распоряжение № об осуществлении государственной регистрации создания организации.
ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации юридического лица при его создании, ОГРН №.
В рамках осуществления полномочий по контролю за соблюдением некоммерческими организациями требований действующего законодательства Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области была проведена плановая документарная проверка Тверского областного отделения Общероссийской общественной организации «Российская общественная организация инвалидов войн и военных конфликтов» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой выявлены нарушения Организацией действующего законодательства.
В нарушение подпункта «а» пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» полное и сокращенное наименование Организации, содержащееся в пункте 1.8 Устава, не соответствует сведениям в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).
В нарушение пункта 5 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Организацией не были представлены запрашиваемые документы, необходимые для достижения целей и задач плановой проверки, перечень которых содержится в пункте 11 Распоряжения Управления от ДД.ММ.ГГГГ№.
В нарушение пункта 4 статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» оттиск печати Организации не содержит полного наименования на русском языке.
В нарушение пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» символика, эмблема, флаг, вымпел и иные символы и атрибуты Организации, указанные в пунктах 1.11-1.12 Устава, не имеют своего описания в учредительных документах.
Раздел 3 Устава Организации, предусматривающий право отделения осуществлять взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и отдельными лицами по вопросам решения социальных, бытовых и иных проблем инвалидов и членов их семей, не соответствует правам общественного объединения, установленных статьей 27 Федерального закона «Об общественных объединениях».
Организацией не представлена в Управление ежегодная отчетность за 2009-2013 годы, что является нарушением абзацев 4, 8, части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческой организации».
Раздел 7 Устава Организации, в частности пункты 1.3, 3.1.20, 8.4.5, 8.8.8 в части касающихся возможности создания местных (городских и районных) отделений не соответствует правам общественного объединения, установленных статьей 14 Федерального закона «Об общественных объединениях», в соответствие с которой свои структурные подразделения – организации, отделения имеют только общероссийские и межрегиональные общественные объединения. Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.
К компетенции органов управления Организации Уставом не отнесено утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений, что является нарушением пункта 3 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Положения пункта 8.18 Устава регламентирует, что в случае досрочного прекращения полномочий нескольких членов, но не более 1/3 Правления или Контрольно-ревизионной комиссии, новые члены руководящих органов могут быть кооптированы из числа членов Организации с последующим утверждением на конференции, что противоречит пункту 3 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий является исключительной компетенцией высшего органа управления некоммерческой организации. Данную компетенцию передавать другим органам нельзя, а в случае досрочного прекращения полномочий нескольких членов необходим созыв внеочередной конференции.
Устав Организации не содержит порядок внесения изменений и дополнений, что является нарушением статьи 20 Федерального закона «Об общественных объединениях».
Пункт 4.1 Устава противоречит статье 19 Федерального закона «Об общественных объединениях», регламентирующей, что учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет.
Пункт 6.3 Устава противоречит статье 37 Федерального закона «Об общественных объединениях», согласно которой общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Предпринимательская деятельность должна быть направлена не только на достижение целей, но и соответствовать этим целям.
Пункт 8.1 Устава, согласно которого высшим руководящим органом является конференция, противоречит пункту 4.3 Устава, в соответствии с которым рушение о выходе членов Организации принимает Общее собрание.
Последующие указания на устранение нарушений, содержащиеся в представлении №, носят рекомендательный характер.
Доказательств отсутствия возможности своевременно представить уполномоченному территориальному органу государственной регистрации необходимую документацию и вины в нарушении приведенных выше требований законодательства суду не представлено.
По результатам проверки Управлением на основании пункта 1 статьи 42 Федерального закона «Об общественных объединениях» в адрес Организации было вынесено письменное представление № об устранении нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ, полученное ее представителем ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку по истечении указанного в представлении срока Организация выявленные нарушения не устранила, распоряжением Управления от ДД.ММ.ГГГГ№ ее деятельность была приостановлена до ДД.ММ.ГГГГ.
Представление и уведомление о приостановлении деятельности с копией распоряжения направлялись по адресу организации, однако были возвращены в Управление по истечении срока хранения, направленные документы по домашнему адресу Председателя ее Правления получены адресатом ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств принятия мер к устранению выявленных нарушений либо наличия препятствующих тому объективных обстоятельств суду не представлено, несмотря на то, что такие доказательства суд предлагал Организации представить в определении от 18 ноября 2015 года о подготовке дела к судебному разбирательству.
Напротив, из заявления Управления следует, что Организацией в срок до ДД.ММ.ГГГГ не представлена ежегодная отчетность за 2014 год.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Согласно статье 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям, а также неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения являются основаниями ликвидации общественного объединения.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что организацией допущены неоднократные и грубые нарушения федерального законодательства, в связи с чем имеются основания для ее ликвидации. Данная мера реагирования допущенным организацией нарушениям соразмерна.
В соответствии с частью 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Согласно части 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица.
Уставом организации орган, уполномоченный на ликвидацию, не определен.
При таких обстоятельствах обязанность по осуществлению ликвидации Организации должна быть возложена на ее учредителей.
Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области удовлетворить.
Ликвидировать Тверское областное отделение Общероссийской общественной организации «Российская общественная организация инвалидов войн и военных конфликтов».
Возложить на учредителей (участников) Тверского областного отделения Общероссийской общественной организации «Российская общественная организация инвалидов войн и военных конфликтов» - ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО3 обязанность провести мероприятия по ее ликвидации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Тверской областной суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Гришина
Мотивированное решение изготовлено 11 января 2016 года
Председательствующий С.А. Гришина