КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 3-14-11.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 февраля 2011 г. г. Калининград
Калининградский областной суд в составе председательствующего Костикова С.И.
при секретаре Сечко Е.Ю.
с участием прокурора Пономаревой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Рожкова К.С. об отмене решений Зеленоградской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №11 по выборам депутатов Калининградской областной Думы 5-го созыва) от 1 февраля 2011 года «О заявлении К.С. Рожкова» и от 2 февраля 2011 года о регистрации Янковской Г.С. кандидатом в депутаты Калининградской областной Думы 5-го созыва по одномандатному избирательному округу №11,
УСТАНОВИЛ:
Рожков К.С. обратился в суд с указанными выше требованиями, ссылаясь на то, что решением от 01.02.2011 г. Зеленоградской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №11по выборам депутатов Калининградской областной думы 5-го созыва) ему как заявителю, чьи права были нарушены действиями кандидата в депутаты по тому же одномандатному избирательному округу Янковской Г.С, было отказано в удовлетворении заявления об отказе Янковской Г.С. в регистрации кандидатом.
Указанное решение считает незаконным, принятым с нарушением норм избирательного законодательства, нарушающим его права как кандидата в депутаты, а, следовательно, подлежащим отмене, поскольку как до регистрации, так и после кандидат Янковская Г.С. продолжает заниматься агитацией за себя как кандидата, нарушая нормы избирательного законодательства, нарушая принцип равноправия кандидатов.
Решением от 02.02.2011 г. Зеленоградской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №11по выборам депутатов Калининградской областной думы 5-го созыва) она зарегистрирована кандидатом в депутаты Калининградской областной думы 5-го созыва по одномандатному избирательному округу.
Указанным решением, а также незаконной агитацией Янковской Г.С., нарушены его права как кандидата в депутаты на равноправие, гарантированные ст.39 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ.
В судебном заседании Рожков К.С. и его представитель Кравченко В.П. поддержали заявленные требования, помимо изложенных выше обстоятельств, сославшись на то, что при выдвижении Янковской Г.С. не были соблюдены требования к выдвижению кандидата от политической партии, не были ею представлены необходимые документы для уведомления о выдвижении и регистрации. Представленные документы оформлены с нарушением требований закона, что следует расценивать как непредставление документов.
Представители избирательной комиссии Тихомирова С.С. и Дятлов Д.В. и представитель Янковской Г.С. Чукин В.Н. с заявленными требованиями не согласились, пояснив, что 01 февраля 2011 г. Зеленоградская территориальная избирательная комиссия, исполняющая полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 11 по выборам депутатов Калининградской областной Думы пятого созыва (далее - окружная избирательная комиссия), приняла решение об отказе в удовлетворении заявления кандидата Рожкова К.С, в котором указанный кандидат просил отказать в регистрации кандидатом в депутаты Калининградской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11 Янковской Г.С.
02 февраля 2011 г. окружная избирательная комиссия приняла решение о регистрации кандидатом в депутаты Калининградской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11 Янковской Г.С.
Рожков К.С., являющийся зарегистрированным кандидатом в депутаты Калининградской областной Думы по данному избирательному округу, обратился в суд с заявлением, в котором он просит отменить вышеуказанные решения окружной избирательной комиссии, как принятые с нарушением норм избирательного законодательства.
Окружная избирательная комиссия считает, что решение о регистрации Янковской Г.С. кандидатом в депутаты Калининградской областной Думы пятого созыва было принято в соответствии с действующим избирательным законодательством. Обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 статьи 46 Уставного Закона Калининградской области «О выборах депутатов Калининградской областной Думы», являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, в ходе проверки документов, представленных Янковской Г.С. для решения вопроса о ее регистрации кандидатом, не выявлено.
В своем заявлении в окружную избирательную комиссию от 28.01.2011 г. Рожков К.С. утверждал, что Янковская Г.С. в период до решения вопроса о ее регистрации кандидатом в депутаты Калининградской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11 неоднократно использовала преимущества своего должностного положения, что в соответствии подпунктом «л» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Рожков К.С. в своем заявлении указал, что неоднократное использование Янковской Г.С. преимуществ своего должностного положения выразилось в следующем.
22 января 2011 г. в выпуске № 2 газеты «Волна», учредителем которой является администрация муниципального образований «Зеленоградский район», было опубликовано объявление, в котором сообщалось о проведении 25 января 2011 г. в зале заседаний администрации МО «Зеленоградский район» выездного приема граждан по личным вопросам, который будут вести депутат Государственной Думы Ю. Савенко, советник Губернатора Калининградской области Г.Янковская, руководитель Региональной общественной приемной Председателя Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» В.В. Путина - В. Апанович.
По утверждению заявителя, Янковская Г.С. в ходе вышеуказанного мероприятия провела одну общую и несколько индивидуальных встреч с гражданами, которые носили характер скрытой предвыборной агитации.
Из приведенных обстоятельств заявитель сделал вывод о том, что кандидат Янковская Г.С. в период после ее выдвижения кандидатом в депутаты воспользовалась своим должностным положением, бесплатно опубликовав объявление о фактической агитации за свою персону, бесплатно получив право пользоваться помещениями, находящимися в муниципальной собственности, провела больше десяти встреч с избирателями с целью сформировать их положительное отношение к себе, как к кандидату в депутаты Калининградской областной Думы.
Окружная избирательная комиссия рассматривала вышеуказанное заявление на заседании комиссии 01 февраля 2011 г. с участием самого заявителя Рожкова К.С, и приняла решение об отказе в удовлетворении заявления в связи с тем, что обстоятельства неоднократного использования Янковской Г.С. преимуществ ее должностного положения, приведенные в указанном заявлении, не нашли своего подтверждения.
Как следует из документов, представленных кандидатом Янковской Г.С в окружную избирательную комиссию, основным местом работы кандидата Янковской Г.С. является Правительство Калининградской области, занимаемая должность - советник Губернатора Калининградской области.
В пункте 4 статьи 48 УЗКО «О выборах депутатов Калининградской областной Думы» перечислены обстоятельства, которые следует расценивать как использование преимуществ должностного или служебного положения.
Окружной избирательной комиссией не было установлено факта совершения Янковской Г.С. каких-либо действий, перечисленных в вышеуказанной норме закона.
Кроме того, на момент проведения оспариваемой заявителем встречи с гражданами кандидат Янковская Г.С. еще не была зарегистрирована, и в соответствии с п. 2 ст. 40 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» имела право не уходить в отпуск и продолжать исполнение своих служебных обязанностей. Фактов распространения какой-либо агитации на данной встрече со стороны кандидата Янковской Г.С. не установлено. Помещение зала заседаний, в котором проходила встреча с гражданами, является муниципальной собственностью, тогда как должность «советник губернатора» относится к структуре аппарата управления субъекта РФ, и Янковская Г.С. никаким образом не могла использовать преимущества своего должностного положения.
Учитывая также то, что заявитель не представил доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые он ссылался в своем заявлении, окружная избирательная комиссия не имела оснований к удовлетворению заявления Рожкова К.С. об отказе в регистрации Янковской Г.С. кандидатом в депутаты Калининградской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №11.
Таким образом, оспариваемые решения окружной избирательной комиссии является законным и обоснованным, в связи с чем считали необходимым отказать в удовлетворении заявления Рожкова К.С.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав другие доказательства, выслушав заключение прокурора об отказе в удовлетворении заявления, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
01 февраля 2011 г. Зеленоградская территориальная избирательная комиссия, исполняющая полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 11 по выборам депутатов Калининградской областной Думы пятого созыва (далее - окружная избирательная комиссия), приняла решение об отказе в удовлетворении заявления кандидата Рожкова К.С, в котором указанный кандидат просил отказать в регистрации кандидатом в депутаты Калининградской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11 Янковской Г.С.
02 февраля 2011 г. окружная избирательная комиссия приняла решение о регистрации кандидатом в депутаты Калининградской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11 Янковской Г.С.
Отказывая в удовлетворении заявления Рожкова К.С. 1 февраля 2011 года окружная избирательная комиссия обоснованно исходила из того, что на момент проведения оспариваемой заявителем встречи с гражданами кандидат Янковская Г.С. еще не была зарегистрирована, и в соответствии с п. 2 ст. 40 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» имела право не уходить в отпуск и продолжать исполнение своих служебных обязанностей. Фактов распространения какой-либо агитации на данной встрече со стороны кандидата Янковской Г.С. не установлено. Помещение зала заседаний, в котором проходила встреча с гражданами, является муниципальной собственностью, тогда как должность «советник губернатора» относится к структуре аппарата управления субъекта РФ, и Янковская Г.С. никаким образом не могла использовать преимущества своего должностного положения.
Утверждения Рожкова К.С. относительно содержания встречи, которая, по его мнению, являлась скрытой агитацией, ничем не подтверждены.
С учетом изложенного не могут служить основанием к отмене обжалованного решения от 1 февраля 2011 года и утверждения заявителя и его представителя об использовании служебного транспорта, служебных помещений Янковской Г.С., учитывая, что указанная выше встреча состоялась в рамках исполнения ею служебных обязанностей.
В соответствии с п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года основаниями отказа в регистрации кандидата являются для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях» (п.п. «б»); отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (п.п. «в»); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (п. «в.1»); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (п. «в.2»).
В соответствии с пунктом 1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при внесении избирательного залога (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16 или 16.2 настоящей статьи.
На основании п. 9 ст. 40 Уставного закона Калининградской области № 497 от 29 сентября 2010 года «О выборах депутатов Калининградской областной Думы» кандидат, выдвинутый избирательным объединением по одномандатному избирательному округу, обязан представить в соответствующую окружную избирательную комиссию одновременно с заявлением о согласии баллотироваться следующие документы:
1) официально заверенную постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения копию документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений;
2) официально заверенную постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения копию устава политической партии;
3) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения) о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному избирательному округу;
4) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии;
5) оформленную в установленном настоящим Уставным законом порядке доверенность уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам (в случае его назначения).
Представление данных документов считается уведомлением о выдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу.
Из материалов дела следует, что основанием для регистрации кандидата Янковской Г.С. явилось решение Калининградского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Для регистрации кандидатом в депутаты Янковской Г.С. во исполнение приведенных положений закона представлены заверенные надлежащим образом свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ записи о регистрации Калининградского регионального объединения Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Устав партии, решение внеочередной конференции Калининградского регионального отделения Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от 25 декабря 2010 года о выдвижении кандидатом в депутаты Калининградской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11 Янковской Г.С., а также документ о согласовании решением Президиума Генерального совета Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» 24 декабря 2010 года кандидатур (в том числе Янковской Г.С.) для выдвижения конференцией Калининградского регионального отделения Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» кандидатами в депутаты Калининградской областной Думы.
Решение о выдвижении Янковской Г.С. кандидатом в депутаты принято полномочным органом (конференцией регионального отделения партии) при наличии кворума.
Необходимость согласования Президиумом Генерального совета Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, предусмотрена пунктом 10.6.31.1 Устава партии.
Таким образом, кандидатом Янковской Г.С. представлены в полном объеме перечисленные в пункте 9 ст. 40 Уставного закона № 497 от 29 сентября 2010 года документы, необходимые для уведомления о выдвижении кандидата.
Ссылки представителей заявителя на то, что в нарушение пункта 10.6.29 Устава партии в избирательную комиссию не представлено решение Президиума Генерального совета Партии об участии в региональных выборах регионального отделения партии, в нарушение пункта 10.6.30 Устава партии не представлено решение Президиума Генерального совета Партии об установлении срока проведения конференции для выдвижения региональным отделением кандидатов (списка кандидатов) и в нарушение п. 10.6.31.1 не предоставлены сведения о кандидатурах для выдвижения в качестве кандидатов, предварительно представленных региональным отделением партии в Генеральный совет Партии для соответствующего согласования, не могут быть признаны достаточным правовым основанием к отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата Янковской Г.С. при том, что обязанность по предоставлению этих документов не предусмотрена как Федеральным законом № 67-ФЗ, так и Уставным законом Калининградской области № 497 от 29 сентября 2010 года «О выборах депутатов Калининградской областной Думы».
Утверждения представителя заявителя о недостаточности для регистрации кандидата представленного документа о согласовании с Президиумом Генерального совета Партии кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, носят, по мнению суда, ошибочный характер.
Так, обязательный объем сведений установлен только в отношении решения съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения о выдвижении кандидата (пункт 6 ст. 38 Уставного закона Калининградской области от 29 сентября 2010 года № 497).
Решение конференции Калининградского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от 25 декабря 2010 года о выдвижении Янковской Г.С. оформлено в соответствии с требованиями закона.
В то же время, реквизиты документа, подтверждающего согласование с соответствующим органом политической партии кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, законом не установлены, в связи с чем суд приходит к выводу о необоснованности ссылок представителей заявителя на ненадлежащее оформление согласования выдвижения кандидаты Янковской Г.С. Президиумом Генерального совета Партии.
Доводы представителя заявителя о неточном оформлении сведений о размере и об источниках доходов, первого финансового отчета и приложений к нему, не могут быть признаны достаточным правовым основанием к удовлетворению заявленных требований при том, что в соответствии с п. 1.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года избирательная комиссия не ставила Янковскую Г.С. в известность о необходимости внесения каких-либо уточнений, дополнений или изменений в указанные документы, вследствие чего решение о регистрации Янковской Г.С. не подлежит отмене по мотиву неточного заявления сведений о размере и источниках доходов и неполного оформления первого финансового отчета кандидата.
Нельзя признать обоснованной и позицию представителя заявителя о том, что неточное, неверное или неполное оформление необходимых документов должно расцениваться как их отсутствие, а это в силу п.п. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года является основанием для отказа в регистрации кандидата, т.к. в самом законе делается различие между этими обстоятельствами, отсутствие как основание отказа предусмотрено в п.п. «в» п. 24 ст. 38, а неточное, неверное или неполное оформление предусмотрено п.п. «в. 1» п. 24 ст.38.
Утверждение представителя заявителя о том, что Янковская Г.С. должна была в силу ч. 4 ст.67 УЗКО от 29.09.2010 №497 открыть специальный избирательный счет в течение трех дней после уведомления окружной избирательной комиссии, основано на ошибочном прочтении названной нормы, т.к. она такого требования к кандидату не предъявляет. В течение трех дней окружная избирательная комиссия должна выдать кандидату документ, на основании которого он и открывает специальный избирательный счет.
Что касается публикации интервью, полученного у Г.С. Янковской, в газете «Вечерний трамвай» от 7 февраля 2011 года, то представитель Янковской Г.С. Чукин В.Н. пояснил в судебном заседании, что это интервью не давалось в рамках предвыборной агитации и опубликовано оно было без ведома его доверительницы, т.е. к этой публикации они отношения не имеют.
Рожковым К.С. эти утверждения не опровергнуты и не представлены доказательства, подтверждающие, что указанная публикация появилась в рамках предвыборной агитации Янковской Г.С..
Руководствуясь ст.199 и ст.261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Рожкова К.С. об отмене решений Зеленоградской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №11 по выборам депутатов Калининградской областной Думы 5-го созыва) от 1 февраля 2011 года «О заявлении К.С. Рожкова» и от 2 февраля 2011 года о регистрации Янковской Г.С. кандидатом в депутаты Калининградской областной Думы 5-го созыва по одномандатному избирательному округу №11 оставить без удовлетворения.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, принесено кассационное представление в течение пяти дней со дня принятия решения.
В окончательной форме решение принято 15 февраля 2011 года.
Судья