Верховный суд Республики Дагестан Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Верховный суд Республики Дагестан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 3 - 14 / 2012 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Махачкала 22 мая 2012 года
Верховный суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного суда Республики Дагестан - Абдулхалимова М.М.
при секретаре - Пашаеве М.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
установил:
определением Кизлярского городского суда РД от 08 декабря 2010 года взыскано в пользу ФИО1 с Управления социальной защиты населения в МО «город Кизляр» за счет средств федерального бюджета в качестве индексации ранее присужденной по решению суда от 14.03.2008 г. денежной суммы в размере рублей и в качестве индексации задолженности по ежемесячной выплате в счет возмещения вреда здоровью за период с 01 января 2000 года по 31 декабря 2007 года в размере руб., итого в размере рублей. .
ФИО1 обратился в Верховный суд Республики Дагестан с заявлением к Министерству финансов Российской Федерации о присуждении за счет средств федерального бюджета компенсации в сумме рублей за нарушение его права на исполнение в разумный срок определения Кизлярского городского суда РД от 08 декабря 2010 года. .
В обоснование заявления указал, что определение Кизлярского городского суда РД от 08 декабря 2010 года о присуждении ему денежной суммы в размере руб. было исполнено только 26 декабря 2011 года, несмотря на то, что исполнительный лист был принят у него на исполнение 15 марта 2011 года, что свидетельствует о нарушении его права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В последующем ФИО1 свои требования изменил и просил присудить ему компенсацию за счет средств не федерального бюджета, а республиканского бюджета Республики Дагестан, мотивируя изменение требований тем обстоятельством, что задержка исполнения судебного акта была вызвана действиями Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, финансируемого за счет средств республиканского бюджета РД, которое своевременно не направило его документы в Федеральную службу по труду и занятости для осуществления ему выплаты согласно определения суда.
В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить по доводам, изложенным в заявлении, присудив ему за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан компенсацию в сумме рублей.
Интересы Республики Дагестан в судебном заседании представляло Министерство финансов Республики Дагестан (п. 4 ч. 9 ст. 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ).
Представитель Министерства финансов Республики Дагестан по доверенности ФИО2 в судебном заседании заявленные требования о присуждении компенсации за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан не признала и просила в удовлетворении заявления отказать. При этом суду пояснила, что Министерство финансов Республики Дагестан, осуществляя финансирование расходов за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год, не несет обязательств по выплате денежных средств непосредственно гражданам. У Министерства финансов Республики Дагестан нет полномочий самостоятельно предусматривать необходимые средства по различным направлениям их расходования в республиканском бюджете Республики Дагестан, принимаемом в форме республиканского закона. В республиканском бюджете Республики Дагестан на 2012 год денежные средства на выплату компенсаций за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не предусмотрены. Кроме того, ФИО1 пропущен предусмотренный ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок обращения с заявлением в суд, в связи с чем, заявленные требования подлежат отклонению.
Представитель Министерства труда и социального развития Республики Дагестан по доверенности ФИО3 в судебном заседании просил в удовлетворении заявления отказать. При этом показал, что сведения об имеющихся перед гражданами задолженностях по выплатам в счет возмещения вреда здоровью на основании решений судов Министерство труда и социального развития Республики Дагестан направляет в Федеральную службу по труду и занятости только на основании соответствующих запросов. В 2011 году Федеральная служба по труду и занятости дважды - в июле и в декабре запрашивала реестры на выплату задолженностей по исполнению вступивших в законную силу судебных решений. В июле 2011 года сведения об имеющейся перед ФИО1 задолженности на основании определения Кизлярского городского суда РД от 08.12.2010 г. не были включены в реестр и направлены в Федеральную службу по труду и занятости по запросу ввиду того, что в поступившей в министерство из УСЗН в МО «город Кизляр» копии исполнительного листа отсутствовала вторая страница, содержащая резолютивную часть определения суда. После того, как в министерство поступила копия исполнительного листа в полном объеме, сведения о задолженности перед ФИО1 были включены в следующий направленный по запросу Федеральной службы по труду и занятости реестр в декабре 2011 года, после чего определение суда было исполнено. В этой связи каких-либо виновных действий по неисполнению судебного акта Министерство труда и социального развития Республики Дагестан не совершило. Кроме того, полагает, что по делу отсутствует факт нарушения права ФИО1 на исполнение судебного акта в разумный срок, поскольку судебный акт был исполнен в течение 9 месяцев, тогда как практика Европейского суда по правам человека свидетельствует о том, что исполнение судебного акта в срок около одного года признается разумным сроком.
Представитель Управления социальной защиты населения в МО «город Кизляр» по доверенности ФИО4 в судебном заседании показала, что УСЗН в МО «город Кизляр», получив 15 марта 2010 года на исполнение исполнительный лист, выданный на основании определения суда от 08.12.2010 г., в тот же день направило в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан сведения о подлежащих взысканию в пользу ФИО1 денежных средствах на основании определения суда, копии исполнительного листа и судебных постановлений. В последующем она лично неоднократно интересовалась в министерстве об исполнении вынесенного в отношении ФИО1 судебного акта. В июле 2011 года, находясь в Министерстве труда и социального развития РД, она в очередной раз поинтересовалась о причинах неисполнения определения суда в отношении ФИО1, на что ей было заявлено, что определение не исполняется по причине того, что в представленной копии исполнительного листа отсутствует вторая страница, хотя она лично готовила документы и утверждает, что копия исполнительного листа направлялась в полном объеме. В этой связи ей пришлось повторно подготовить и выслать в Минтруд РД копию исполнительного листа. Полагает, что задержка исполнения судебного акта была вызвана действиями Минтруда РД, которое, даже в случае представления документов с недостатками, своевременно не сообщило об этом в УСЗН в МО «город Кизляр» для их устранения, либо самостоятельно не устранило этот недостаток, т.к. с марта по июль 2011 года личное дело ФИО1 вместе с оригиналами всех документов, в том числе и исполнительного листа, находилось в Минтруде РД. В связи с отсутствием вины УСЗН в МО «город Кизляр» в задержке исполнения определения суда, оставила принятие решения по существу заявления на усмотрение суда.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации по доверенности в порядке передоверия ФИО5 в судебное заседание не явилась.
Ранее в ходе судебного заседания заявленные ФИО1 требования о присуждении компенсации за счет средств федерального бюджета ФИО5 не признала и просила в их удовлетворении отказать, указывая, что задержка исполнения судебного акта была вызвана действиями должностных лиц Министерства труда и социального развития Республики Дагестан и УСЗН в МО «город Кизляр», являющихся органами исполнительной власти Республики Дагестан, финансируемыми за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан. В этой связи поддержала заявленное ФИО1 ходатайство о замене ответчика по делу на Министерство финансов Республики Дагестан. Кроме того, указала на необходимость отказа в удовлетворении заявления в связи с тем, что судебный акт был исполнен в срок менее одного года, что, согласно сложившейся судебной практике Европейского суда по правам человека, признается разумным сроком.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, прихожу к выводу о необходимости частичного удовлетворения заявления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ (далее – Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в разумный срок могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном данным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Судом установлено, что ФИО1 является инвалидом вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС.
С 1997 года ФИО1 назначена выплата ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью. В связи с неправильным расчетом указанных ежемесячных выплат ФИО1 обратился в Кизлярский городской суд РД с иском к Управлению социальной защиты населения в МО «город Кизляр».
Решением Кизлярского городского суда РД от 14 марта 2008 года с Управления социальной защиты населения в МО «город Кизляр» за счет средств федерального бюджета взысканы в пользу ФИО1 единовременно задолженность по ежемесячным выплатам в счет возмещения вреда здоровью за период с 01.01.2000 г. по 31.12.2007 г. в сумме рублей и с 01.01.2008 г. ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в сумме рублей.
Решение суда вступило в законную силу 07 мая 2008 года.
В связи с задержкой исполнения решения суда от 14 марта 2008 года (полностью решение суда исполнено 16 декабря 2009 года) ФИО1 обратился в Кизлярский городской суд РД с заявлением об индексации присужденных ему решением суда денежных сумм, которое было удовлетворено определением Кизлярского городского суда РД от 08 декабря 2010 года, взыскавшего в пользу ФИО1 с Управления социальной защиты населения в МО «город Кизляр» за счет средств федерального бюджета в счет индексации ранее присужденных денежных сумм всего рублей. .
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 16 февраля 2011 года определение Кизлярского городского суда РД от 08 декабря 2010 года оставлено без изменения.
Исполнительный лист на основании определения Кизлярского городского суда РД от 08 декабря 2010 года был выдан ФИО1 15 марта 2011 года и в тот же день принят у него на исполнение Управлением социальной защиты населения в МО «город Кизляр», что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Сведения об объемах денежных средств необходимых для исполнения судебных актов по искам граждан о взыскании ежемесячных выплат в счет возмещения вреда здоровью, и определения Кизлярского городского суда РД от 08.12.2010 г. о взыскании в пользу ФИО1 .
в том числе, УСЗН в МО «город Кизляр» вместе с копиями исполнительных документов и вступивших в законную силу судебных постановлений направило в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан 15 марта 2011 года, куда указанные документы поступили 16 марта 2011 года.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2010 года № 985 в 2011 году финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой гражданам ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью осуществлялось в соответствии с Правилами финансового обеспечения в 2007 году расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 872 (далее - Правила финансового обеспечения).
Пунктами 4 и 5 Правил финансового обеспечения предусматривалось, что органами в сфере социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на основании информации органов социальной защиты населения, принимающих решения о выплате денежной компенсации, либо на основании вступившего в законную силу решения судебного органа об изменении размера денежной компенсации, ежемесячно должны были составляться реестры, в которых следовало указывать сведения о потребности субъекта Российской Федерации в средствах федерального бюджета, подлежащих перечислению каждому плательщику (Сбербанк России и ФГУП «Почта России») в соответствующем месяце со сведениями о каждом получателе денежной компенсации. Указанные реестры, после подписания руководителем органа социальной защиты населения, ежемесячно не позднее 10-го числа подлежали представлению в Федеральную службу по труду и занятости для перечисления денежных средств на счета получателей, открытые в организациях Сбербанка России либо для доставки их получателям через организации федеральной почтовой связи.
Как усматривается из копий представленных Министерством труда и социального развития Республики Дагестан документов, сведения о подлежащих выплате ФИО1 денежных средствах в сумме рублей, согласно определения Кизлярского городского суда РД от 08.12.2010 года, были включены в реестр и направлены в Федеральную службу по труду и занятости для перечисления денежных средств только 21 декабря 2011 года.
26 декабря 2011 года указанная сумма задолженности была перечислена на лицевой счет ФИО1, что подтверждается выпиской из лицевого счета заявителя и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Таким образом, материалами дела установлено, что определение суда с момента предъявления исполнительного листа к исполнению было исполнено по истечении 9 месяцев 11 дней, тогда как в соответствии с ч. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебного акта должно было быть произведено в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Нарушение срока исполнения судебного акта составило 6 месяцев 11 дней.
По мнению суда, причиной задержки исполнения определения суда явились виновные действия должностных лиц Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, которые, в нарушение требований пунктов 4 и 5 Правил финансового обеспечения, своевременно, после получения из УСЗН в МО «город Кизляр» сведений о подлежащих на основании судебного акта выплатах в пользу ФИО1, не включили указанные сведения в реестр и на направили их в Федеральную службу по труду и занятости для осуществления выплаты денежных средств.
Доводы представителя Министерства труда и социального развития Республики Дагестан о том, что сведения об имеющихся перед получателями задолженностях на основании судебных актов направляются в Федеральную службу по труду и занятости только на основании соответствующих запросов, являются необоснованными и противоречат положениям действовавших в 2011 году Правил финансового обеспечения.
Так, подп. «г» п. 4 Правил финансового обеспечения прямо предусматривалось, что помимо размера ежемесячной денежной компенсации органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в ежемесячные реестры, направляемые в Федеральную службу по труду и занятости, подлежала включению сумма задолженности по выплате денежной компенсации (при ее наличии).
Не может рассматриваться в качестве основания невключения сведений в отношении ФИО1 в реестр для направления в Федеральную службу по труду и занятости и ссылка представителя Министерства труда и социального развития Республики Дагестан на первоначальное поступление из УСЗН в МО «город Кизляр» неполной копии исполнительного листа, выданного на основании определения Кизлярского городского суда РД от 08.12.2010 г.
При этом суд учитывает, в соответствии с п. 4 Правил финансового обеспечения основаниями для включения сведений о подлежащих выплатах в реестр для направления в Федеральную службу по труду и занятости являлись поступившая из органов социальной защиты населения информация о принятом ими решении о выплате денежной компенсации, либо вступившее в законную силу решение судебного органа.
Сведения о подлежащих ФИО1 выплатах на основании судебного акта, а также сами судебные акты были получены Министерством труда и социального развития Республики Дагестан из УСЗН в МО «город Кизляр» 16 марта 2011 года, в связи с чем, указанные сведения подлежали включению в реестр для направления в Федеральную службу по труду и занятости не позднее 10-го числа следующего месяца.
Представление в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации заверенной копии исполнительного документа в качестве условия включения сведений о выплатах в реестр Правилами финансового обеспечения не предусматривалось. Доказательств наличия такого условия Министерством труда и социального развития Республики Дагестан суду не представлено.
Кроме того, суд учитывает, что с марта по июль 2011 года личное дело ФИО1, в том числе подлинник исполнительного листа, находились в Министерстве труда и социального развития Республики Дагестан, в связи с чем, неполнота представленной копии исполнительного листа могла быть устранена должностными лицами самого Министерства.
Кроме того, доводы представителя Министерства труда и социального развития Республики Дагестан об отсутствии вины министерства в неисполнении определения суда не могут являться основанием к отказу в удовлетворении заявления ФИО1, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона о компенсации присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Суд не может согласиться с доводами представителей Министерства труда и социального развития Республики Дагестан и Министерства финансов Российской Федерации о том, что определение Кизлярского городского суда РД от 08.12.2010 года было исполнено в разумные сроки.
Как установлено судом исполнение судебного акта не представляло какой-либо сложности, исполнительный лист был своевременно выдан и представлен заявителем в УСЗН в МО «город Кизляр», которое в установленном порядке представило все необходимые сведения в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан. Несмотря на это установленный законом срок исполнения судебного акта был нарушен на 6 месяцев 11 дней.
Оценивая продолжительность исполнения определения Кизлярского городского суда РД от 08.12.2010 года, суд приходит к выводу о том, что срок его исполнения не может быть признан разумным, в связи с чем, признает право ФИО1 на исполнение судебного акта в разумный срок нарушенным и подлежащим возмещению в порядке, предусмотренном Законом о компенсации.
Принимая во внимание требования заявителя, обстоятельства дела, по которому было допущено нарушение, его продолжительность и значимость последствий для заявителя, с учетом требований разумности и справедливости суд считает, что требуемая заявителем сумма в размере рублей является чрезмерной, и определяет размер компенсации равным рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.
Как установлено судом при рассмотрении дела причиной несвоевременного исполнения определения Кизлярского городского суда РД от 08.12.2010 г. явилось нарушение установленного порядка исполнения решения должностными лицами Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, являющегося органом исполнительной власти Республики Дагестан и финансируемого за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан (постановление Правительства Республики Дагестан «Вопросы Министерства труда и социального развития Республики Дагестан» от 24 августа 2007 года № 229; Положение о Министерстве труда и социального развития Республики Дагестан, утвержденное постановлением Правительства Республики Дагестан от 06 ноября 2007 года № 300; Указ Президента Республики Дагестан «О структуре органов исполнительной власти Республики Дагестан» от 03 марта 2010 года № 54).
В этой связи, решение о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок подлежит исполнению за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан Министерством финансов Республики Дагестан (п. 3 ч. 2 ст. 5 Закона о компенсации).
Следует признать необоснованными и не влекущими необходимость отказа в удовлетворении заявленных требований доводы представителя Министерства финансов Республики Дагестан о том, что в республиканском бюджете Республики Дагестан на 2012 год не предусмотрены денежные средства, предназначенные для выплат гражданам компенсаций за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Необходимость предусматривать в бюджетах субъектов Российской Федерации расходы на выплату компенсаций по судебному решению о присуждении компенсаций за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок установлена частью 3 статьи 5 Закона о компенсации.
Неисполнение органами государственной власти Республики Дагестан требований Федерального закона, обязывающих их предусматривать в республиканском бюджете Республики Дагестан указанные расходы, не может повлечь нарушение права ФИО1 на получение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в предусмотренном законом порядке.
Также необоснованным является довод представителя Министерства финансов Республики Дагестан о пропуске заявителем предусмотренного ст. 256 ГПК РФ трехмесячного срока на обращение в суд.
В соответствии с ч. 3 ст. 244.1 ГПК РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Аналогичный срок для подачи заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок предусмотрен ч. 8 ст. 3 Закона о компенсации.
В связи с тем, что определение Кизлярского городского суда от 08.12.2010 года было исполнено 26 декабря 2011 года, срок на подачу заявления о присуждении компенсации истекал 26 июня 2012 года. ФИО1 заявление о присуждении компенсации было подано через Кизлярский городской суд 29 февраля 2012 года, т.е. в пределах предусмотренного законом срока.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 244.9 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Республики Дагестан
решил:
заявление ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.
Присудить ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере рублей, перечислив их на банковский лицевой счет №, открытий на имя ФИО1,А, в филиале № Дагестанского отделения № Северо-Кавказского банка Сберегательного банка России, расположенном по адресу: <...>, ИНН – <***>, БИК – 040702660, корр.счет №, расчетный счет №, КПП – 054102001, ОКПО – 02755027.
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Решение подлежит исполнению Министерством финансов Республики Дагестан за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан.
Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 25 мая 2012 года.
Судья Верховного суда
Республики Дагестан М.М. Абдулхалимов