ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-14/2012 от 27.01.2012 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 января 2012 года Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего Войты И.В.

при секретаре Ускове Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании, с участием заявителя Худоренко В.А. и его представителя Балахашвили А.Г., заявителя Мальчикова Е.С., представителя Избирательной комиссии Красноярского края Привалова А.М., заинтересованного лица Вещицкого В.А., представителя Красноярского регионального отделения «Либерально-демократическая партия России» Черных А.А., прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Назаркина В.П.,

гражданское дело по заявлениям зарегистрированных кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва Худоренко В.А. и Мальчикова Е.С. о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии Красноярского края от 15 декабря 2011 года № 37/278-6 «О передаче вакантных мандатов депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва зарегистрированным кандидатам из краевого списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением Красноярское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России»,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Избирательной комиссии Красноярского края от 15 декабря 2011 года № 37/278-6 «О передаче вакантных мандатов депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва зарегистрированным кандидатам из краевого списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением Красноярское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» исключены из краевого списка кандидатов Жириновский В.В. и Носов Д.Ю..

Этим же решением вакантные депутатские мандаты переданы зарегистрированным кандидатам в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва из краевого списка кандидатов, выдвинутого указанным избирательным объединением, Побилат Д.П. (Свердловская региональная группа) и Семизорову П.В. (Норильская региональная группа).

Считая решение избирательной комиссии незаконным, нарушающим избирательные права, зарегистрированные кандидаты в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва Худоренко В.А. и Мальчиков Е.С. обратились в Красноярский краевой суд с заявлениями о признании незаконным и отмене названного решения в части передачи вакантных депутатских мандатов зарегистрированным кандидатам Побилат Д.П. и Семизорову П.В. и возложении обязанности на Избирательную комиссию Красноярского края передать им вакантные депутатские мандаты.

Худоренко В.А. мотивировал свои требования тем, что согласно решению Избирательной комиссии Красноярского края от 09 декабря 2011 года № 36/275-6 и Протоколу Избирательной комиссии Красноярского края о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по единому краевому избирательному округу избирательному объединению Красноярское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» причитается четыре депутатских мандата.

Зарегистрированные кандидаты Жириновский В.В. и Носов Д.Ю. (порядковые номера 1 и 2) отказались от получения депутатских мандатов.

Согласно Уставу политической партии ЛДПР коллегиальным постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения Красноярское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» является Координационный Совет, который, в соответствии с подпунктом «к» пункта 6.10 Устава ЛДПР, по согласованию с Высшим Советом ЛДПР принимает решение о предложении избирательной комиссии кандидатуры для замещения депутатского мандата. Обязательным условием для принятия такого решения является согласование с Высшим Советом ЛДПР. Решение принимается открытым голосованием.

В соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 53 Уставного закона Красноярского края «О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края» (далее по тексту – Уставной закон Красноярского края) при отказе зарегистрированного кандидата, включенного в общекраевую часть краевого списка кандидатов, от депутатского мандата коллегиальный постоянно действующий руководящий орган избирательного объединения, в составе краевого списка кандидатов которого этот кандидат был избран, в течение трёх дней после отказа зарегистрированного кандидата от депутатского мандата вправе предложить Избирательной комиссии передать депутатский мандат в одну из региональных групп из того же краевого списка кандидатов. В случае, если постоянно действующий руководящий орган избирательного объединения не направил решение в указанный срок, избирательная комиссия передает депутатский мандат зарегистрированному кандидату из того же списка кандидатов в порядке очередности передачи депутатских мандатов по количеству поданных голосов избирателей.

Решением от 09 декабря 2011 года № 574 в/с Высший Совет ЛДПР предложил избирательной комиссии кандидатуры для замещения вакантных депутатских мандатов. Основываясь на этом решении, Избирательная комиссия Красноярского края решением от 15 декабря 2011 года № 37/278-6 передала вакантные депутатские мандаты кандидатам Побилат Д.П. и Семизорову П.В.

Согласно Уставу политической партии ЛДПР Высший Совет ЛДПР указанных полномочий не имеет, избирательным объединением на выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва либо коллегиальным постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения, не является.

Согласно Протоколу Избирательной комиссии Красноярского края о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по единому краевому избирательному округу следующий в порядке очередности передачи депутатских мандатов по количеству поданных голосов избирателей является Ачинская региональная группа, первым в которой располагается заявитель (порядковый номер № 37 в краевом списке кандидатов). В связи с этим, заявитель считает, что передачей вакантных депутатских мандатов другим кандидатам Избирательная комиссия Красноярского края нарушила его право на получение депутатского мандата.

Мальчиков Е.С. в обоснование заявленных требований указал, что он являлся зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва первым по списку кандидатов в составе Октябрьской региональной группы.

По состоянию на 05 декабря 2011 года у Координатора Красноярского краевого регионального отделения политической партии ЛДПР (далее по тексту – КРО ЛДПР) Черных А.А. имелись письменные отказы Жириновского В.В. и Носова Д.Ю. от мандатов депутатов Законодательного Собрания Красноярского края по причине избрания их депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, без указания в них даты подписания.

08 декабря 2011 года состоялось заседание Координационного Совета КРО ЛДПР, на котором он и Вещицкий В.А. были предложены Избирательной комиссии Красноярского края в качестве кандидатур на замещение вакантных депутатских мандатов. Это решение не устроило Координатора Черных А.А., который предпринял все меры для того, чтобы не направлять данное решение для согласования в Высший Совет ЛДПР. В этот же день Координационный Совет отменил указанное решение, в связи с тем, что голосование по данному вопросу было проведено с нарушением пункта 6.6 Устава ЛДПР, который предусматривает принятие решений путем проведения открытого голосования. В результате открытого голосования избирательной комиссии были предложены те же кандидатуры.

В период с 09 по 12 декабря 2011 года Координатор КРО ЛДПР Черных А.А. предпринял все меры для того, чтобы не направлять данное решение для согласования в Высший Совет ЛДПР.

10 декабря 2011 года проведено очередное заседание Координационного Совета КРО ЛДПР, на котором принято решение рекомендовать избирательной комиссии его и Вещицкого В.А. на замещение вакантных депутатских мандатов.

12 декабря 2011 года ему стало известно о том, что 08 декабря 2011 года Высший Совет ЛДПР отстранил от должности Координатора КРО ЛДПР Черных А.А. и распустил Координационный Совет. В этот же день проведено очередное заседание Координационного Совета, на котором принято решение рекомендовать избирательной комиссии передать вакантные депутатские мандаты Вещицкому В.А. и Мальчикову Е.С., после чего решения Координационного Совета от 08, 10 и 12 декабря 2011 года были переданы в избирательную комиссию.

Считая оспариваемое решение Избирательной комиссии Красноярского края незаконным, нарушающим его право быть избранным депутатом Законодательного Собрания Красноярского края, принятым с нарушением норм Международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона «О политических партиях», Уставного закона Красноярского края «О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края», Устава ЛДПР, Мальчиков Е.С. указывает, что только Координационный Сорвет КРО ЛДПР имеет право принимать решение о распределении вакантных депутатских мандатов. Высший Совет ЛДПР таким правом не наделен.

Заявитель считает, что при вынесении решения от 08 декабря 2011 года № 573 в/с об отстранении от должности Координатора КРО ЛДПР Черных А.А. и роспуске Координационного Совета КРО ЛДПР, а также при вынесении решения от 09 декабря 2011 года № 574 в/с о предложении избирательной комиссии кандидатур Семизорова П.В. и Побилата Д.П. на замещение вакантных депутатских мандатов, Высший Совет злоупотребил своими правами, принял указанные акты задним числом. Указанные решения представлены в Избирательную комиссию подписанные единолично руководителем Высшего Совета ЛДПР Лебедевым И.В. без представления доказательств принятия этих решений коллегиальным органом.

По мнению заявителя, вопросы согласования Координационным Советом регионального отделения ЛДПР своих решений с Высшим Советом партии касаются вопросов партийной дисциплины, но не вопросов исполнения партийными структурами ЛДПР и членами партии требований регионального и федерального законодательства. В связи с чем, сам факт отсутствия согласования решения Координационного Совета КРО ЛДПР с Высшим Советом ЛДПР, не может повлечь недействительность такого решения. В противном случае, это ограничивало бы избирательные объединения «регионального уровня» в правах, предусмотренных законом.

В судебном заседании Худоренко В.А. и его представитель Балахашвили А.Г., а также Мальчиков Е.С. поддержали заявленные требования полностью, по тем же основаниям.

Привлечённый к участию в деле в качестве заинтересованного лица Вещицкий В.А. требования, заявленные Худоренко В.А. поддержал частично, а требования, заявленные Мальчиковым Е.С. поддержал полностью по всем обстоятельствам, изложенным в заявлении.

Представитель Избирательной комиссии Красноярского края Привалов А.М. с заявлением не согласен, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения избирательной комиссии.

Представитель Политической партии ЛДПР в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, о причинах неявки суду не сообщено.

Представитель КРО ЛДПР Черных А.А. с заявлениями Худоренко В.А. и Мальчикова Е.С. не согласен, просил в удовлетворении заявлений отказать.

Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Побилат Д.П., Семизоров П.В. и Андрушко М.М. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. От Побилата Д.П. и Семизорова П.В. в суд поступили письменные возражения на заявление Худоренко В.А., в которых они выразили своё несогласие с заявленными требованиями и просили в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Назаркина В.П., полагавшего необходимым в удовлетворении заявлений отказать, суд считает, что заявления не подлежат удовлетворению.

Согласно Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3); граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 1 и 2 статьи 32); статус края определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края (часть 2 статьи 66).

В соответствии с частью 1 статьи 58 Устава Красноярского края от 05 июня 2005 г. № 5-1777 (ред. от 10.06.2010) Законодательное Собрание края является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти края.

Законодательное Собрание края состоит из представляющих население края 52 депутатов, из которых 22 депутата избираются по одномандатным избирательным округам, которые образуются на территории края, за исключением территорий административно-территориальных единиц с особым статусом - территорий Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского районов, 2 депутата избираются по двухмандатному избирательному округу, который образуется на территории административно-территориальной единицы с особым статусом - территории Таймырского Долгано-Ненецкого района, 2 депутата избираются по двухмандатному избирательному округу, который образуется на территории административно-территориальной единицы с особым статусом - территории Эвенкийского района, 26 депутатов избираются по единому образуемому на всей территории края краевому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за краевые списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями (часть 1 статьи 59 Устава Красноярского края).

Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определены принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума, закреплены основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации (далее по тексту – Федеральный закон № 67-ФЗ).

Порядок выборов депутатов Законодательного Собрания Красноярского края установлен Уставным законом Красноярского края от 12 апреля 2011 г. № 12-5778 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края» (далее по тексту – Уставной закон Красноярского края).

Федеральным законодательством предоставлено право законодательным органам субъектов Российской Федерации устанавливать порядок распределения депутатских мандатов между кандидатами, выдвинутыми по единому избирательному округу по выборам в представительные органы субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 5 статьи 53 Уставного закона Красноярского края, если после первоначального распределения депутатских мандатов внутри краевого списка кандидатов депутатский мандат оказался вакантным, он передается зарегистрированному кандидату из того же краевого списка кандидатов. Депутатский мандат передается первому в порядке очередности зарегистрированному кандидату из числа зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов и включенных в ту же региональную группу краевого списка кандидатов (общекраевую часть краевого списка кандидатов), что и зарегистрированный кандидат, депутатский мандат которого оказался вакантным, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта. Если в соответствующей региональной группе краевого списка кандидатов (в общекраевой части краевого списка кандидатов) не имеется зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов, оказавшийся вакантным депутатский мандат подлежит распределению между другими региональными группами того же краевого списка кандидатов в порядке очередности, определенной в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

При отказе зарегистрированного кандидата, включенного в общекраевую часть краевого списка кандидатов, от депутатского мандата коллегиальный постоянно действующий руководящий орган избирательного объединения, в составе краевого списка кандидатов которого этот кандидат был избран, в течение трех дней после отказа зарегистрированного кандидата от депутатского мандата вправе предложить Избирательной комиссии Красноярского края передать депутатский мандат в одну из региональных групп из того же краевого списка кандидатов. В этом случае Избирательная комиссия Красноярского края передает вакантный депутатский мандат зарегистрированному кандидату из региональной группы, предложенной указанным органом избирательного объединения. В случае если коллегиальный постоянно действующий руководящий орган избирательного объединения не направил решение в указанный в настоящем абзаце срок, Избирательная комиссия Красноярского края передает депутатский мандат зарегистрированному кандидату из того же краевого списка кандидатов в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта.

Исходя из смысла названной нормы закона, политическая партия самостоятельно определяет и предлагает избирательной комиссии кандидатуру для замещения вакантного депутатского мандата в порядке, предусмотренном уставом политической партии.

Суд, оценив исследованные доказательства в их совокупности, приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявлений не имеется.

Постановлением Законодательного Собрания Красноярского края от 30 августа 2011 года № Ч-6139П на 04 декабря 2011 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва.

Решением Избирательной комиссии Красноярского края от 21 октября 2011 года № 20/175-6 зарегистрирован краевой список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва, выдвинутого избирательным объединением Красноярское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» (л.д. 20).

В общекраевую часть списка кандидатов вошли: Жириновский В.В., Носов Д.Ю., Черных А.А. и Козлов М.А. В состав региональных групп вошли, в том числе: Худоренко В.А., Мальчиков Е.С., Побилат Д.П. (Свердловская группа, № 10), Семизоров П.В. (Норильская группа, № 74), Вещицкий В.А. (Советская группа, № 24), Андрушко М.М. (Талнахская группа, № 78) (л.д. 21-26).

04 декабря 2011 года состоялись выборы депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва.

Решением Избирательной комиссии Красноярского края от 09 декабря 2011 года № 36/275-6 выборы депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва признаны действительными (л.д. 36-37). Этим же решением утвержден Протокол о результатах выборов по единому краевому избирательному округу, согласно которому КРО ЛДПР получило 4 депутатских мандата (л.д. 38-39).

12 декабря 2011 года в Избирательную комиссию Красноярского края поступили заявления от кандидатов, включенных в общекраевой список кандидатов, выдвинутого избирательным объединением КРО ЛДПР, Жириновского В.В. и Носова Д.Ю. об отказе от получения мандата депутата Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва в связи с избранием их депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (л.д. 97, 98).

В этот же день в Избирательную комиссию Красноярского края представлено решение Высшего Совета Политической партии ЛДПР от 09 декабря 2011 года № 574 в/с, которым, в связи с роспуском Координационного Совета КРО ЛДПР, Высший Совет партии предложил избирательной комиссии передать вакантные депутатские мандаты зарегистрированным кандидатам в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва из краевого списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением КРО ЛДПР, Побилату Д.П. и Семизорову П.В.

Решением Избирательной комиссии Красноярского края от 15 декабря 2011 года № 37/278-6 кандидаты Жириновский В.В. и Носов Д.Ю. исключены из краевого списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва и вакантные депутатские мандаты переданы зарегистрированным кандидатам Побилат Д.П. и Семизорову В.П. (л.д. 99-100).

Решением Избирательной комиссии Красноярского края от 15 декабря 2011 года № 37/280-6 выборы депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по единому краевому избирательному округу, 22 мандатным и 2 мандатным избирательным округам признаны состоявшимися и действительными. Этим же решением установлено, что в Законодательное Собрание Красноярского края избрано 52 депутата: 26 по единому краевому избирательному округу и 26 по одномандатным (двухмандатным) избирательным округам (л.д. 101-102). В список депутатов по единому краевому избирательному округу от КРО ЛДПР вошли: Черных А.А., Козлов М.А., Побилат Д.П. и Семизоров П.В. (л.д. 103-106).

На основании решения Избирательной комиссии Красноярского края от 16 декабря 2011 года № 38/285-6 указанные выше кандидаты от КРО ЛДПР зарегистрированы депутатами Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва и им выданы соответствующие удостоверения (л.д. 107-108, 109-110).

Таким образом, предусмотренная пунктом 5 статьи 53 Уставного закона Красноярского края процедура распределения вакантных депутатских мандатов Избирательной комиссией Красноярского края была соблюдена.

То обстоятельство, что предложение о передаче вакантных депутатских мандатов поступило в Избирательную комиссию Красноярского края от Высшего Совета ЛДПР, а не от коллегиального постоянно действующего руководящего органа избирательного объединения КРО ЛДПР, не может служить основанием для признания оспариваемого решения избирательной комиссии незаконным.

Согласно статье 3 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Под региональным отделением политической партии в настоящем Федеральном законе понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению её уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных её уставом (пункт 3 статьи 3 Федерального закона № 95-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О политических партиях» политическая партия, её региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.

Уставом политической партии ЛДПР (далее по тексту – Устав ЛДПР) предусмотрено, что одной из основных целей политической партии является выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе (пункт 2.1. Устава ЛДПР).

Для достижения уставных целей ЛДПР, в соответствии с действующим законодательством, решает задачи, в частности: участвует в работе законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления; участвует в избирательных кампаниях и выдвигает кандидатов в депутаты и на иные выборные должности субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством (пункт 2.2. Устава ЛДПР).

Согласно пункту 5.1. Устава ЛДПР руководящими органами Либерально-демократической партии России являются Съезд, Высший Совет и Председатель ЛДПР.

В период между съездами руководящим органом ЛДПР является Высший Совет, на который возлагается организация выполнения решений Съезда ЛДПР, обсуждение и принятие решений по актуальным проблемам деятельности ЛДПР, рассмотрение кадровых и иных организационно-партийных вопросов (пункты 5.9. и 5.10 Устава ЛДПР).

В силу пункта 6.2. Устава ЛДПР высшим руководящим органом регионального отделения ЛДПР является конференция.

В период между конференциями руководящим коллегиальным органом регионального отделения ЛДПР является Координационный Совет, к полномочиям которого относится, в том числе, принятие решения, по согласованию с Высшим Советом, о предложении избирательной комиссии субъекта Российской Федерации кандидатуры для замещения вакантного депутатского мандата законодательного (представительного) органа государственной власти и представительного органа власти местного самоуправления субъекта Российской Федерации (в случае досрочного прекращения полномочий депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и в случае, предусмотренном соответствующим законодательством (пункты 6.5. и 6.6., подпункт «к» пункта 6.10. Устава ЛДПР).

В соответствии с подпунктом «з» пункта 5.11. Устава ЛДПР, Высший Совет вправе принять решение об отстранении от должности действующего координатора регионального отделения ЛДПР, а также, в связи с этим, о досрочном роспуске Координационного Совета, о назначении исполняющего обязанности координатора регионального отделения ЛДПР и о назначении срока проведения внеочередной региональной конференции, о её повестке и норме представительства на внеочередную региональную конференцию.

В судебном заседании установлено, что решением Высшего Совета ЛДПР от 08 декабря 2011 года № 573 в/с Координатор КРО ЛДПР Черных А.А. освобожден от занимаемой должности. Этим же решением распущен Координационный Совет и Контрольно-ревизионная комиссия КРО ЛДПР. Исполняющим обязанности Координатора КРО ЛДПР назначен Черных А.А. Проведение внеочередной конференции КРО ЛДПР назначено в срок до 31 января 2012 года.

Уставом ЛДПР, в частности его подпунктом «р» пункта 5.11., определен случай, когда Высший Совет вправе принять решение (при отсутствии регионального отделения либо при распущенном Координационном Совете регионального отделения) о предложениях по кандидатурам для назначения членами избирательных комиссий муниципальных образований, окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса и о назначении либо прекращении полномочий членов избирательных комиссий муниципальных образований, окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса.

Таким образом, Устав ЛДПР допускает возможность принятия Высшим Советом решений по вопросам, относящимся к компетенции регионального отделения, но лишь в случаях, когда региональное отделение отсутствует либо, когда распущен Координационный Совет регионального отделения.

Иное толкование положений Устава ограничивает политическую партию в достижении её целей и решении задач, предусмотренных Уставом, в частности, участие в работе законодательных (представительных) органов государственной власти, и нарушает право политической партии самостоятельно определять и предлагать избирательной комиссии кандидатуры для замещения вакантных депутатских мандатов.

Поскольку Координационный Совет КРО ЛДПР был распущен, Высший Совет ЛДПР имел право самостоятельно предложить Избирательной комиссии Красноярского края передать вакантные депутатские мандаты зарегистрированным кандидатам в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва из краевого списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением КРО ЛДПР, Побилату Д.П. и Семизорову П.В.

Доводы заявителя Мальчикова Е.С. о том, что Избирательная комиссия Красноярского края должна была руководствоваться решениями Координационного Совета КРО ЛДПР от 08, 10 и 12 декабря 2011 года о предложении его кандидатуры и кандидатуры Вещицкого В.А. на замещение вакантных депутатских мандатов, суд находит необоснованными.

Как было отмечено выше, решением Высшего Совета ЛДПР от 08 декабря 2011 года № 573 в/с Координатор КРО ЛДПР Черных А.А. освобожден от занимаемой должности, а коллегиальный постоянно действующий руководящий орган КРО ЛДПР - Координационный Совет, распущен. Убедительных доказательств опровергающих указанные обстоятельства, заявителем суду не представлено.

Кроме того, согласно протоколу заседания Высшего Совета ЛДПР от 08 декабря 2011 года № 572 в/с-П и решению Высшего Совета ЛДПР от 08 декабря 2011 года № 572 в/с, решение Координационного Совета КРО ЛДПР от 08 декабря 2011 года № 25/1 о предложении Избирательной комиссии Красноярского края кандидатур Вещицкого В.А. и Мальчикова Е.С. для замещения вакантных мандатов депутатов Законодательного Собрания Красноярского края, Высшим Советом ЛДПР не согласовано.

Исходя из смысла вышеназванного подпункта «к» пункта 6.10. Устава ЛДПР, необходимым условием для принятия Координационным Советом регионального отделения решения о предложении избирательной комиссии кандидатуры для замещения вакантного депутатского мандата, является обязательное согласование такого решения с Высшим Советом ЛДПР.

Под согласованием следует понимать достижение согласия между руководящим органом регионального отделения ЛДПР и Высшим Советом ЛДПР по поводу принятия общего решения о кандидатурах на замещение вакантных депутатских мандатов. Несоблюдение данного требования является нарушением порядка принятия решения, предусмотренного Уставом, что влечёт его недействительность.

В связи с изложенным, доводы заявителя Мальчикова Е.С. о том, что вопросы согласования Координационным Советом регионального отделения ЛДПР своих решений с Высшим Советом партии касаются вопросов партийной дисциплины, но не вопросов исполнения партийными структурами ЛДПР и членами партии требований регионального и федерального законодательства, в связи с чем, сам факт отсутствия согласования решения Координационного Совета КРО ЛДПР с Высшим Советом ЛДПР, не может повлечь недействительность такого решения, суд находит несостоятельными.

Ссылка Мальчикова Е.С. в обоснование заявленных требований на решения Координационного Совета КРО ЛДПР от 10 и 12 декабря 2011 года, не может быть принята во внимание судом, поскольку указанные решения приняты неполномочным органом, в период, когда Координационный Совет КРО ЛДПР был распущен решением Высшего Совета ЛДПР.

В обоснование утверждения о незаконности оспариваемого решения избирательной комиссии заявитель Мальчиков Е.С. ссылается на то, что решение Высшего Совета о роспуске Координационного Совета и решение о предложении избирательной комиссии кандидатур Семизорова П.В. и Побилата Д.П. на замещение вакантных депутатских мандатов, приняты с нарушением порядка, предусмотренного Уставом политической партии ЛДПР.

Таким образом, по сути, заявитель оспаривает решения руководящего органа политической партии, членом которой он является.

Между тем, проверка законности решений руководящих органов политической партии не отнесена к компетенции Красноярского краевого суда, установленной статьёй 26 ГПК РФ.

Согласно правилам подсудности, установленным статьями 24, 26, 27 ГПК РФ, решения руководящих органов политической партии могут быть оспорены в районном суде, при условии, что оспариваемые решения нарушают или создают угрозу нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя. Несоблюдение этих правил противоречит части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Заявитель Мальчиков Е.С. не указывает на наличие решений компетентных судов, которыми были бы признаны незаконными решения Высшего Совета ЛДПР, которые он оспаривает.

По вышеизложенным основаниям представленные Мальчиковым Е.С. в обоснование своих требований о незаконности оспариваемых решений Высшего Совета ЛДПР распечатки из официальных сайтов политической партии ЛДПР и КРО ЛДПР, распечатки из официального сайта информационного агентства Пресс-лайн, а также цифровой компакт диск с выпуском новостей ТВК от 05 декабря 2011 года, размещенный на сайте ТВК, не могут быть признаны доказательствами, подтверждающими незаконность оспариваемого решения избирательной комиссии.

Не могут служить основанием для удовлетворения заявлений и иные доводы заявителей, на которые они ссылались в судебном заседании в обоснование предъявленных требований.

В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199, 260.1, 261 ГПК РФ, Красноярский краевой суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявлений зарегистрированных кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва Худоренко В.А. и Мальчикова Е.С. о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии Красноярского края от 15 декабря 2011 года № 37/278-6 «О передаче вакантных мандатов депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва зарегистрированным кандидатам из краевого списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением Красноярское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России», отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись И.В. Войта

Копия верна:

Решение вступило в законную силу 25 апреля 2012 года.

Судья Красноярского краевого суда И.В. Войта