ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-14/2013 от 28.10.2013 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Дело №3-14/2013г

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с участием прокурора Коньялыоглу И.Б.

при секретаре Байжуминовой Т.А.

с участием представителя заявителя Мишуринского А.А. по доверенности Кодряну В.В., представителей Мурманской областной Думы по доверенности Латыева А.В. и по доверенности Гудковой Е.С., представителя Губернатора Мурманской области по доверенности Сурковой Н.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Мурманске

Гражданское дело по заявлению Мишуринского А.А. о признании недействующим пункта 1 статьи 8 Закона Мурманской области от 18.11.2002г. № 368-01-ЗМО (в ред.от 10.11.2011г.) «О транспортном налоге».

Установил:

Закон Мурманской области от 18.11.2002 N 368-01-ЗМО «О транспортном налоге» принят Мурманской областной Думой 12.11.2002 года, подписан Губернатором Мурманской области 18 ноября 2002 года и официально опубликован в газете « Мурманский Вестник».

В названный Закон вносились изменения.

Пунктом 1 статьи 8 названного Закона Мурманской области (в редакции Закона Мурманской области от 08.11.2010г. № 1271-01-ЗМО) предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплату налога производят не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Мишуринский А.А. обратился в суд с заявлением о признании данной нормы недействующей с 01 ноября 2011 года, ссылаясь на то, что она противоречит положениям п.6.ст. 3, ст. 12, 57, п.1 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации и незаконно возлагает на него обязанность по уплате транспортного налога в срок не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В судебном заседании представитель заявителя Мишуринского А.А. по доверенности Кодряну В.В. заявленные требования поддержал, указав на нарушение прав Мишуринского А.А. по установлению срока уплаты налога до 1 ноября. В силу Закона Мурманской области « О транспортном налоге» он обязан уплатить налог не позднее 1 ноября, поэтому в случае неуплаты налога применяются налоговые санкции.

Считает, что законодатель субъекта не вправе был устанавливать календарную дату начала течения срока уплаты налога.

Просил признать оспариваемую норму закона противоречащей федеральному законодательству и недействующей с 01 ноября 2011 года.

Представители Мурманской областной Думы по доверенности Гудкова Е.С. и Латыев А.В. с заявлением не согласились, указав на полномочия законодательного органа субъекта по принятию нормы Закона, предусматривающий срок уплаты налога.

Пункт 1 статьи 8 Закона Мурманской области принят у учетом требований Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, оспариваемая заявителем норма не затрагивает права Мишуринского А.А., поскольку не исключает его обязанность по уплате транспортного налога.

Представитель Губернатора Мурманской области по доверенности Суркова Н.А. с заявлением не согласилась, указав на соответствие оспариваемой нормы закона требованиям федерального законодательства и на отсутствие нарушений прав заявителя.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявление необоснованным, исследовав материалы дела, суд находит заявление Мишуринского А.А. об оспаривании нормативного акта в части не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Налоговым кодексом Российской Федерации разграничиваются полномочия федерального законодателя и законодателя субъекта по установлению налогообложения.

В силу пункта 3 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

К региональным налогам отнесен транспортный налог ( пункт 3 статьи 14 Налогового кодекса Российской Федерации.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются настоящим Кодексом применительно к каждому такому действию. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. ( статья 57 НК РФ)

Регулирование транспортного налога в Налоговом кодексе Российской Федерации осуществляется главой 28 «Транспортный налог».

В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки его уплаты.

Согласно пункту 1 статьи 363 вышеуказанного Кодекса уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Анализируя приведенные нормы материального права в их системном толковании, суд приходит к выводу о том, что региональный законодатель вправе устанавливать и вводить транспортный налог с определением порядка и срока уплаты налога. Вместе с тем, обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. При этом налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Как следует из содержания пункта 1 статьи 8 Закона Мурманской области «О транспортном налоге» он не противоречит требованиям статей 3, 12, 57, 363 Налогового кодекса Российской Федерации.

Мурманская областная Дума, устанавливая срок уплаты транспортного налога, определенной датой, следующего за истекшим налоговым периодом, не вторгается в полномочия федерального законодателя, принципов налогообложения не отменяет, права налогоплательщика данного налога не ограничивает и не изменяет содержание обязанностей участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

В данном случае обязанность по уплате транспортного налога в установленный законом срок установлена для налогоплательщика Налоговым кодексом Российской Федерации. Поэтому установление региональным законодателем срока уплаты налога не позднее 1 ноября, следующего за истекшим налоговым периодом, не исключает обязанности налогоплательщика от исполнения требования федерального законодательства о налогах и сборах.

В силу Налогового кодекса Российской Федерации гражданин (физическое лицо) обязан уплатить транспортный налог в срок, определенный требованиями данного Кодекса.

Кроме того, анализ оспариваемого заявителем пункта 1 статьи 8 Закона Мурманской области « О транспортном налоге», позволяет сделать вывод о том, что права и интересы Мишуринского А.А. положениями Закона субъекта РФ не нарушены.

Доводы заявителя и его представителя Кодряну В.В. о нарушении прав Мишуринского А.А., установленные статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации, являются ошибочными и свидетельствуют об ошибочном толковании налогового законодательства.

Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Поскольку положения части 1 статьи 8 Закона Мурманской области «О транспортном налоге» не противоречат федеральному закону- Налоговому кодексу Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу, то суд не усматривает оснований для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта.

При таком положении суд находит требования заявителя Мишуринского А.А. подлежащими отказу.

Руководствуясь статьями 191-197, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Мурманский областной суд

Р Е Ш И Л:

Мишуринскому А.А. в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 1 статьи 8 Закона Мурманской области от 18.11.2002г. № 368-01-ЗМО (в редакции от 10.11.2011г.) «О транспортном налоге» отказать.

Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Мурманский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий, судья: Н.В. Пырч

Мотивированное решение суда изготовлено 31 октября 2013 года

Судья: